Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Таскаева Надежда Анатольевна

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_-_nauka_o_zhivoy_prirode.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока биологии 5 класса по теме «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Дата:_______________________

Выполнена: учителем биологии Таскаевой Н.А.

Место работы: МКОУ Разгонская СОШ

Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 5-6 класс, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа, 2019г.

Тема урока: Биология — наука о живой природе. УРОК № 1

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Виды деятельности: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Цель: Формировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с учебником: авторами, условными обозначениями; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к предмету «Биология».

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая:  развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные:  владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи.

Интеллектуальные:  анализ, оценивание, классификация, обобщение.

Информационные:  умение извлекать информацию из текста учебника, применять.

Организационные:  умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку.

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные:  формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Межпредметные связи:География, физика , химия, анатомия, физиология

Личностные:  формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Этап 1

Организационный момент

Длительность этапа:

3 мин.

Цель: Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

-Проверяет готовность к уроку. (Домашнее задание.)

Вступительное слово учителя

Настраивает на работу.

Приветствуют учителя. Встали, настроились на работу, проверили наличие на столах учебника, тетради,  рабочей тетради, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Этап

2

Актуализация знаний

Продолжительность:

5 мин.

Цель:Обеспечение наглядности, освоение материала урока.

-Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.

1). Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

Личностные: оценивают ситуации

Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

Познавательные: выбирают основания для классификации объектов

Коммуникативные: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Промежуточный контроль

(контролирует работу учащихся, дополняет)

Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

Дышат, питаются, размножаются, растут, клеточное строение.

Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.

Ответ: биология.

Этап 3

Изучение нового материала

Длительность:

20 мин

1. Целепологание

Цель: Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Ввести понятие - биология

Вопросы:

1.Что такое биология?

2.Назовите тему нашего урока.

Сформулируйте цель урока.

Биология – это наука о жизни.

«Биология – наука о живой природе».

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Регулятивные: определяют цели деятельности

Коммуникативные:  принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

2.Биологические дисциплины

Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.14-15 учебника

Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя

Познавательные:  учатся считывать информацию со схемы;

3. Введение и отработка понятия“биология”

Выполните задание №9, с.8 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника понятия, указанные ниже и закончите предложения. Выполните задания №11,12 с.8-9 в рабочей тетради.

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь. Выполняют задания.

Познавательные: осуществляют поиск информации; составляют простой план

Коммуникативные: готовят устный рассказ;

Регулятивные: работают по инструкции

4.Значение биологических знаний в жизни человека

Промежуточный контроль.

Выполните задания №8, 10 с.8 в рабочей тетради.

Ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

(Консультация и контроль)

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Познавательные: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка.        

2 мин

Проводит физкультминутку.

Выполняют физические упражнения.

Этап 4

Закрепление

10 мин

(Консультация, контроль)

Промежуточный контроль.

Цель: закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания.

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Познавательные: мысленное воспроизведение понятий.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Личностные: подводят итоги своей деятельности

Этап 5

Подведение итогов.

Рефлексия

5 мин

Завершающий контроль:

Цель: Проверить уровень усвоения знаний по данной теме; дать анализ и оценку успешности достижения цели; рефлексия занятия. Анализ и подведение итогов.

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..

Выставление оценок в журнал и дневник.

Формулируют понятие  - биология. Учащиеся высказывают свои ощущения.

Ответ: Биос» — в переводе с лат. означает — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно  «биология  это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов неживой природы. Основоположником биологии как науки  является Аристотель

Личностные: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Регулятивные: Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки

6

Домашнее задание

В учебнике изучить статью §1“Биология — наука о живой природе”.Ответить на вопросы (устно).

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

Работа рассчитана на 45 минут.Максимальное количество баллов-37 баллов: Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание ...

Урок химии в 9 классе по теме: "Углерод - основа всей живой природы"

Урок-конференция с использованием художественной литературы. Учащиеся работают в группах: пять групп по четыре человека....

Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС

Урок  в 5 классе:Тема урока  «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...

биология-5 Тема урока: Наука о живой природе.

Тема урока:  Наука о живой природе.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы"

Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы" в 3 вариантах...