Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_-_nauka_o_zhivoy_prirode.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Дата:_______________________
Выполнена: учителем биологии Таскаевой Н.А.
Место работы: МКОУ Разгонская СОШ
Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 5-6 класс, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа, 2019г.
Тема урока: Биология — наука о живой природе. УРОК № 1
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Виды деятельности: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Цель: Формировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с учебником: авторами, условными обозначениями; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к предмету «Биология».
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи.
Интеллектуальные: анализ, оценивание, классификация, обобщение.
Информационные: умение извлекать информацию из текста учебника, применять.
Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку.
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Межпредметные связи:География, физика , химия, анатомия, физиология
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
Этап 1 | Организационный момент Длительность этапа: 3 мин. | Цель: Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих. -Проверяет готовность к уроку. (Домашнее задание.) Вступительное слово учителя Настраивает на работу. | Приветствуют учителя. Встали, настроились на работу, проверили наличие на столах учебника, тетради, рабочей тетради, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
Этап 2 | Актуализация знаний Продолжительность: 5 мин. | Цель:Обеспечение наглядности, освоение материала урока. -Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов. 1). Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов) Задание на экране | Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке. | Личностные: оценивают ситуации Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог |
2) Выделите естественные тела живой природы: 1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва. Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы: 1. Б, В, Д, Ж | Учащиеся по очереди объявляют ответы. | Познавательные: выбирают основания для классификации объектов Коммуникативные: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог | ||
Промежуточный контроль (контролирует работу учащихся, дополняет) | Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. | Дышат, питаются, размножаются, растут, клеточное строение. | ||
Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь. | Ответ: биология. | |||
Этап 3 | Изучение нового материала Длительность: 20 мин 1. Целепологание | Цель: Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Ввести понятие - биология Вопросы: 1.Что такое биология? 2.Назовите тему нашего урока. Сформулируйте цель урока. | Биология – это наука о жизни. «Биология – наука о живой природе». Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни. | Регулятивные: определяют цели деятельности Коммуникативные: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника |
2.Биологические дисциплины | Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.14-15 учебника | Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя | Познавательные: учатся считывать информацию со схемы; | |
3. Введение и отработка понятия“биология” | Выполните задание №9, с.8 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника понятия, указанные ниже и закончите предложения. Выполните задания №11,12 с.8-9 в рабочей тетради. | Читают текст, выписывают понятия в тетрадь. Выполняют задания. | Познавательные: осуществляют поиск информации; составляют простой план Коммуникативные: готовят устный рассказ; Регулятивные: работают по инструкции | |
4.Значение биологических знаний в жизни человека Промежуточный контроль. | Выполните задания №8, 10 с.8 в рабочей тетради. Ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний….. (Консультация и контроль) | Выдвигают предположения, Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта. | Познавательные: выдвигают гипотезы и их обосновывают; Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
Физкультминутка. 2 мин | Проводит физкультминутку. | Выполняют физические упражнения. | ||
Этап 4 | Закрепление 10 мин (Консультация, контроль) Промежуточный контроль. | Цель: закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания. Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни. Объясни: | Учащиеся выполняют упражнение. | Познавательные: мысленное воспроизведение понятий. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме. Личностные: подводят итоги своей деятельности |
Этап 5 | Подведение итогов. Рефлексия 5 мин Завершающий контроль: | Цель: Проверить уровень усвоения знаний по данной теме; дать анализ и оценку успешности достижения цели; рефлексия занятия. Анализ и подведение итогов. Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Выставление оценок в журнал и дневник. | Формулируют понятие - биология. Учащиеся высказывают свои ощущения. Ответ: Биос» — в переводе с лат. означает — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно «биология это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов неживой природы. Основоположником биологии как науки является Аристотель | Личностные: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось? Регулятивные: Что еще следует повторить? |
6 | Домашнее задание | В учебнике изучить статью §1“Биология — наука о живой природе”.Ответить на вопросы (устно). | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме «Клеточный уровень организации живой природы»
Работа рассчитана на 45 минут.Максимальное количество баллов-37 баллов: Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание ...
Урок химии в 9 классе по теме: "Углерод - основа всей живой природы"
Урок-конференция с использованием художественной литературы. Учащиеся работают в группах: пять групп по четыре человека....
Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС
Урок в 5 классе:Тема урока «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...
биология-5 Тема урока: Наука о живой природе.
Тема урока: Наука о живой природе.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы"
Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы" в 3 вариантах...