Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Сироткина Татьяна Владимировна

Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пасечника

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             02-03

         

  1.                               Утверждаю

                                                           директор МБОУ СОШ №176

                                                                  ___________ И.И. Овчинникова

                                                                                   

  1. МБОУ СОШ № 176
  2. Канавинского района г. Нижнего Новгорода

                                                                                             

  1. Рабочая программа по биологии 7 класс
  2.  

на 2014-2015 учебный год

                                                                                           

 

Учитель:                                                                                      Т.В. Сироткина

Председатель методического объединения:                           Л.В. Жучкова

Зам. директора по УВР:                                                            Н.А.Свечникова

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

Зоология как наука, ее структура. История и методы изучения животных. Признаки животных. Сходство и различие животных и растений. Значение    животных в природе и жизни человека. Принципы систематики и классификации животных.

2.         Многообразие животных (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности простейших животных, их значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные организмы.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви, черты их приспособленности к образу жизни. Признаки и профилактика гельминтозов.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Роль кольчатых червей в почвообразовании. Эволюционное усложнение кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Моллюски как биоиндикаторы экологического состояния водоемов.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Насекомые. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Особенности отрядов насекомых. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Паразитические насекомые. Насекомые-вредители сельского хозяйства и меры борьбы с ними.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе. Класс Круглоротые. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе. Надкласс Рыбы. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Особенности и многообразие хрящевых и костных рыб. Значение рыб  в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Искусственное разведение рыб.

Класс Земноводные. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Усложнение земноводных в связи с выходом на сушу. Многообразие земноводных. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Многообразие рептилий. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Приспособленность птиц к полету. Особенности отрядов птиц. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Характеристика основных отрядов млекопитающих. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Домашние и сельскохозяйственные млекопитающие.

Лабораторные работы:

  • Л/р №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
  • Л/р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
  • Л/р №3 «Внешнее строение насекомого» (Изучение представителей отрядов насекомых)
  • Л/р №4 «Внешнее строение и передвижение рыб»
  • Л/р №5 «Внешнее строение птиц»

Экскурсии:

  • №1  «Изучение многообразия птиц»

Демонстрации:

  • Животные – возбудители и переносчики заболеваний
  • Одноклеточные животные
  • Строение и многообразие моллюсков
  • Строение и многообразие членистоногих
  • Строение и многообразие рыб
  • Строение и многообразие пресмыкающихся
  • Строение и многообразие птиц
  • Строение и многообразие млекопитающих

3.   Взаимосвязь строения и функций органов  

                  и их систем у животных (14 часов)

Системы органов животных и их функции. Покровы тела животных: значение и эволюция. Эволюция опорно-двигательной системы.  Способы передвижения животных. Полости тела животных и их значение. Дыхательная система животных: строение в связи с выполняемыми функциями и эволюция.

Эволюция органов пищеварения животных. Обмен веществ и энергии в организме животного.

Кровеносная система животных: типы кровеносной системы, строение в связи с выполняемыми функциями и эволюция. Кровь: строение в связи с выполняемыми функциями.

Органы выделения и их эволюция.

Функции и рефлекторный принцип работы нервной системы животных. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Поведение животных. Типы и эволюция нервной системы животных. Способы регуляций функций в организме животного. Органы чувств животных и их эволюция.

Лабораторные работы:

  • Л/р №6 «Особенности покровов тела»

Демонстрации:

  • Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей

   4.Индивидуальное развитие животных (3 часа +1 резервное время)

Размножение животных, способы размножения, их особенности и значение. Эволюция органов размножения. Оплодотворение и его значение. Особенности развития животных. Развитие с превращением и без превращения.  Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторные работы:

  • Л/р №7 «Изучение стадий развития животных и определение возраста животных»

Демонстрации:

  • Коллекций насекомых, влажных препаратов

5. Развитие животного мира на Земле (3 часа + 1 резервное время)

Доказательства эволюция животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных в ходе эволюции. Многообразие и приспособленность животных как результат их эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения животных на Земле. Миграции, их виды и  значение в жизни животных.

Демонстрации:

  • Палеонтологические доказательства эволюции животных
  • Приспособления животных к условиям обитания

5. Биоценозы (5 часов)

Биоценозы и их структура. Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания в биоценозах, круговорот и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. Экологические группы животных.

Экскурсии:

  • №2 «Взаимосвязь животных с другими компонентами биоценоза»
  • №3 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

Демонстрации:

  • Экологические факторы
  • Структура экосистемы
  • Пищевые цепи и сети

6.  Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов +1  

     резервное время )

Воздействие человека и его деятельности на животный мир и его последствия. Промыслы. Одомашнивание животных. Разведение, основы содержание и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животных. Мониторинг. Охраняемые территории. Красная Книга. Рациональное использование животных.

Место в базисном учебном плане:

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для VII  класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, (68 часов в год).

 Распределение часов по темам составлено по авторской программе.

 Резервное время используется следующим образом:  

  • 1 час добавлен в раздел 1 «Многообразие животных»

Обоснование: часы необходимы для проведения контрольно – обобщающего урока, не предусмотренного авторской программой.

  • 1 час добавлен в раздел 4 «Развитие животного мира на Земле»

Обоснование:  для проведения обобщающего урока по теме: «Эволюция строения и функций организмов и их систем».

  • 1 час добавлен в раздел 5 «Биоценозы»

Обоснование: этот час необходим для организации и проведения экскурсии  в природу  «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза». 

Все демонстрации,  лабораторные опыты и  практические занятия взяты из примерной и авторской  программ, с некоторой корректировкой:

  • экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» не может быть проведена из-за отсутствия объекта для наблюдения.
  • две экскурсии в разделе 5 «Биоценозы» объединены в одну, так как недостаточно времени для проведения.

Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем  до лаконичного и логически законченного варианта.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (2005 год) и «Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника» М., «Дрофа», 2010г. Программа предназначена для учащихся 7 классов. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в 7 классе курса «Животные». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объёме 2  часа для реализации индивидуальных подходов в обучении.

Преподавание биологии в 7 классе ведётся на основе УМК линии В.В. Пасечника (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулов).

Цель: сформировать общие представления  о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.

Задачи:

  • усвоение и применение в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных; многообразии природных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения биологических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Формы контроля:

  • устный опрос;
  • самостоятельное выполнение лабораторных работ;
  • тестирование;
  • написание рефератов;
  • узнавание микропрепаратов под микроскопом или лупой;
  • работа с немыми рисунками;
  • графические биологические диктанты;
  • составление схем, заполнение таблиц;
  • конспектирование;
  • домашние творческие работы.      

   При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

         Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

          Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся  этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.

Педагогические технологии, используемые для достижения требуемых результатов обучения:

  • технологии информационно-коммуникативные;
  • технологии проектные;
  • технология развития критического мышления;
  • игровые технологии;
  • технологии личностно-ориентированного обучения;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • технология модульного обучения.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Всего часов

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2

Многообразие животных

34

5

1

3

Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

14

1

4

Индивидуальное развитие животных

4

1

5

Развитие животного мира на Земле

4

6

Биоценозы

5

2

7

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5

8

Резервное  времени

5

                                    Итого

68

3

Учебно-методический комплект

  1. Тематическое планирование учебного материала
  2. по биологии  в 7 классе.

Номер урока

Тема урока

Дата

Введение (2 часа)

1

История развития зоологии.

2

Современная зоология. Систематика животных

Раздел 1

Многообразие животных (34 часа)

Простейшие (2 часа)

3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории. Демонстрация простейших.

Многоклеточные животные

Беспозвоночные (16 часов)

5

Тип Губки. Класс  Известковые, Стеклянные,

Обыкновенные. Их значение.

6

Тип  Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

8

Тип Круглые черви.

9

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.  Лабораторная

работа №1: «Знакомство с многообразием

кольчатых червей».

10

Классы Кольчецов: Малощетинковые и Пиявки.

11

Тип моллюски. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

12

Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные,

Паукообразные. Лабораторная работа №2

«Знакомство с разнообразием ракообразных».

15

Класс Насекомые. Лабораторная работа №3

«Изучение представителей отрядов насекомых».

16

Отряды: Таракановые, Прямокрылые,

Уховёртки, Подёнки.

17

Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

18

Отряды: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

19

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

20

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные».

Позвоночные

Тип Хордовые (16часов)

21

Тип Хордовые, Подтипы: Бесчерепные и Черепные. Лабораторная работа №4

«Внешнее строение и передвижение рыб».

22

Класс Рыб: Хрящевые, Костные.

23

Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

24

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные,

Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

25

Класс Земноводные. Отряды:

Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

26

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Лабораторная работа №5: «Внешнее

строение птиц».

29

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

30

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные.

31

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые.

32

Экскурсия «Изучение многообразия птиц».

33

Класс Млекопитающие. Отряды:

Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные,

Рукокрылые.

34

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

35

Отряды: Китообразные,

Ластоногие, Хоботные, Хищные.

36

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. Приматы.

Раздел 2

Взаимосвязь строения и функций органов

и их систем у животных (14 часов)

37

Покровы тела. Лабораторная работа №6: «Особенности  покровов тела».

38

Опорно-двигательная система.

39

Значение опорно-двигательной системы.

40

Способы передвижения животных. Полости тела.

41

Органы дыхания и газообмен.

42

Органы пищеварения.

43

Обмен веществ и превращение энергии.

44

Кровеносная система.

45

Кровь. Значение крови.

46

Органы выделения

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

48

Органы чувств.

49

Регуляция деятельности организма

50

Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

Раздел 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа  + 1 резервное время)

51

Продление рода. Органы размножения.

52

Способы размножения животных. Оплодотворение.

53

Развитие животных с превращением и без

превращения. Лабораторная работа №7:

 «Изучение стадий развития». 

54

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Раздел 4

Развитие животного мира на Земле (3 часа+1резервное время)

55

Доказательства эволюции животных.

56

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного

мира.

57

Усложнение строения животных. Многообразие

видов как результат эволюции.

58

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Раздел 5

Биоценозы (5 часов)

59

Естественные и искусственные биоценозы.

60

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

61

Цепи питания. Поток энергии.

62

Взаимосвязь компонентов биоценозов и их приспособленность друг к другу.

63

Экскурсия№2«Взаимосвязь животных с другими компонентами биоценоза»

Раздел 6

Животный мир и хозяйственная

деятельность человека (5 часов+1 резервное время)

64

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

65

Одомашнивание животных.

66

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

67

Охрана и рациональное использование животного мира. Красная книга.

68

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения  курса «Животные» учащиеся должны:

Называть:

  • признаки царства животные;
  • признаки подцарств, типов и классов животных.

Приводить примеры:

  • усложнение животных в процессе эволюции;
  • природных и искусственных сообществ;
  • изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде  

                    обитания;

  • наиболее распространённых видов и пород животных.

Характеризовать:

  • строение, функции клеток животных;
  • строение и жизнедеятельность животного организма;
  • размножение, рост и развитие животных;
  • среды обитания организмов;
  • природные и искусственные сообщества.

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и

                         среды;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов животных, среду их

                    обитания, последствия этой деятельности;

  • биологического разнообразия, регулирования численности видов,

                    природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

  • организмы животных;
  • клетки, ткани, органы и системы органов животных;
  • наиболее распространённые виды животных своего региона;
  • наиболее распространённые виды животных разных семейств и типов.

Сравнивать:

  • типы и классы животных;
  • классы хордовых.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;
  • о природных сообществах для обоснования мер их охраны.

Делать выводы:

  • о клеточном строении царства животные;
  • об усложнении животного мира в процессе эволюции.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни животных;

             поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности животных.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением  

                    аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности и поведения

                   животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,  

                    поведения в природе;

  • личной и общественной гигиены.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
  • умения отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий;
  • умения извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов;
  • умения пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
  • умения делать сообщения объемом 2-3 листа.

Коммуникативные:

  • Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  • умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

  • Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • умение анализировать содержание рисунков, таблиц, схем;
  • умение отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей;
  • умение находить в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики;
  • самостоятельно на основе опорной схемы формулировать определения основных понятий курса биологии;
  • умение сравнивать биологические объекты по предложенным критериям;
  • умение характеризовать  по предложенному плану биологические объекты;
  • владение приемами сопоставления биологических объектов;
  • проведение фенологических наблюдений за жизнью живых организмов
  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

             ОЦЕНКА

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

Критерии оценивания устных ответов

Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений):

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

- полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника;

- чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины;

- для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания;

- не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

- умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

- имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу.

(Признаки творческой деятельности на уроках биологии:

 1. Умение переносить знания в новую ситуацию.

 2. Умение видеть функцию объекта.

 3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию.

4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач).

5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое).

6. Выработка альтернативного мышления.

 7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).

Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений):

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации,

- в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины;

- ответ самостоятельный; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибка или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений):

- знает материал на уровне минимальных требований программы;

- умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий;

- затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя;

- отвечает неполно на вопросы учителя

- основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

- даёт определения понятий недостаточно чёткие;

- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении;

- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;

- незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений):

- знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале;

- нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу;

- не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя;

- значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений):

- ответ на вопрос не дан.

Критерии оценки тестовых заданий

К(коэффициент усвоения) = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте, Р - общее число ответов

Коэффициент К

Отметка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,5

«3»

Меньше 0,5

«2»

Критерии оценки письменных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка;

- соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок;

- соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные;

- незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок;

- значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1»:

- обучающийся не приступил к работе.

Критерии оценки лабораторных и практических работ

Ометка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4» ставится, если:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два-три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3» ставится, если:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1» ставится :

обучающийся не приступил к работе.

Критерии оценки при наблюдении объектов

«5» ставится, если:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

«4» ставится, если:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

«3» ставится, если:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

«2» ставится, если:

1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

«1» ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.

Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся

Отметка «5»

Содержание

1. Работа полностью завершена.

2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.

3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика.

4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс.

Дизайн

1. Дизайн логичен и очевиден.

2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается).

Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание.

Грамотность. Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.

Отметка «4»

Содержание 

1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы.

2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.

3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.

5. Почти везде выбирается более эффективный процесс.

Дизайн

1. Дизайн есть.

2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Графика соответствует содержанию.

Грамотность Минимальное количество ошибок.

Отметка «3»

Содержание

1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены.

2. Работа демонстрирует понимание, но неполное.

3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.

5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса.

Дизайн

1. Дизайн случайный.

2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.

Графика мало соответствует содержанию.

Грамотность. Есть ошибки, мешающие восприятию.

Отметка «2»

Содержание

1. Работа сделана фрагментарно..

2. Работа демонстрирует минимальное понимание.

3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.

4. Интерпретация ограничена или беспочвенна.

5. Обучающийся может работать только под руководством учителя.

Дизайн

1. Дизайн не ясен.

2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым.

Графика не соответствует содержанию.

Грамотность. Много ошибок, делающих материал трудночитаемым.

Классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков учитываются ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Уровни формирования знаний

1 уровень - уровень знакомства. Ученик может произвести опознание, различие, соотнесение.

2  уровень - воспроизведения, т.е. уровень «репродукции».

3 уровень - знание-умение (по образцу).

4 уровень - знание-трансформация - умение применять решения в творческих ситуациях. Перенос умения в новые области не изучавшиеся ранее.

Объект оценки метапредметных результатов

сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий:

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оценка метапредметных результатов

Оценка универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, проводится в форме

- решения задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

- проектной деятельности;

- текущих и итоговых проверочных работ, включающих задания на проверку метапредметных результатов обучения;

- комплексных работ на межпредметной основе;

- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего,  коммуникативных УУД.

Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Листы индивидуального развития, где фиксируется успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных  достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

Критерии оценки работы обучающихся в группе (команде)

  1. Умение распределить работу в команде;
  2. Умение выслушать друг друга;
  3. Согласованность действий;
  4. Правильность и полнота выступлений;
  5. Активность.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Программные документы:

  1. Стандарт основного общего образования по биологии. М:  

      Просвещение, 2005

  1. Биология, 5 – 11 классы: программы для общеобразовательных  

     учреждений  к комплекту учебников, созданных под руководством  

      В.В. Пасечника /авт.- сост. Г.М. Пальдяева. -  М.: Дрофа, 2010.- 92 с.

Учебники:

  1. Латюшин В. В., Шапкин В. А.  Биология. Животные. 7 класс: учебник для ОУ /В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М: Дрофа, 2009. – 302 с.

Литература для учителя:

Учебно-методическая литература:

  1. Биология, 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. /авт.-сост. И.Н. Фасевич и др.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 класс.  / О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. - М.:Вако,2004. – 432 с.
  3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995. – 415 с.
  4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах для  6 – 11 кл. / А.И. Никишов, Р.А. Петросова, В.С. Рохлов, А.В. Теремов. М.:ИЛЕКСА,1998. – 104 с.
  5. Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс./ А.Г. Резанов. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 272 с.

Дидактические материалы, тесты, задачники:

  1. Биология, 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.
  2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. /В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева. – М.:  «Интеллект-Центр», 2009. – 136 с.
  3. Пименова, И.Н., Пименов, А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Животные». / И.Н. Пименова, А.В. Пименов. –М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 184 с.

Литература для учащихся:

  1. Биология: школьный иллюстрированный справочник. /ред. О.Ф. Филенко. – М.: Росмэн, 1995. – 127 с.
  2. Популярная энциклопедия животных. /сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: «МиМ-Экспресс», 1997. – 352 с.
  3. Сосновский И.П. О редких животных мира: Книга для учащихся. / Худ. В.В. Трофимов. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с., ил.
  4. Теремов  А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей./А. Теремов, В. Рохлов.  – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528 с., ил.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С.Т. Измаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Авнта+, 1996. – 704 с: ил.
  6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, Е.В.Дедова. – М.: ТКО «АСТ», 1995. – 544 с.

Материально-техническое  обеспечение курса

  • Специализированный кабинет биологии.
  • Компьютеры – на базе школы.
  • Таблицы.
  • Гербарии, коллекции.
  • Муляжи, модели.
  • Влажные препараты.
  • Микроскопы.
  • Наборы микропрепаратов.
  • Видеофильмы, видеофрагменты.
  • Компьютерные программы

Программно-методическое обеспечение:

  1. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009
  2. Комплект таблиц по курсу
  3. Чучела птиц
  4. Скелеты животных
  5. Микропрепараты

Электронные издания:

Электронные уроки и тесты «Биология в школе»

Электронные сайты в интернете:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

           www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл  

                                                   и Мефодий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...