рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Сироткина Татьяна Владимировна

рабочая программа по биологии линия Пасечника

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно – правовая база.

   Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для VIII  класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, (68 часов в год). 

    Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе

Государственного образовательного стандарта, начального, основного и среднего (полного) общего образования  (Пр. МОРФ от 05.03.2004  № 1089);

Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования;

Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников: Д.В.Колесов,  Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, «Дрофа», М. 2010г

                                УМК по биологии на 2014-2015 учебный год.

Класс

Кол-во часов в неделю

Программа

Учебник

8 классы

2

«Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника». М., «Дрофа», 2010

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс», М.: «Дрофа», 2009

        В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном  существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

2. Цель и задачи.

Цель: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе,о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания человека.

Задачи:    

1.Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    3. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

    4. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

3. Содержание.

Введение (1час)

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.

   Раздел 1. Происхождение человека(3часа)

Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы

  Раздел 2. Строение и функции организма  (57 часов)

 Общий обзор организма(1час)

Уровни организации, структура, органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Строение состав клетки. Ткани (4часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма.  

Строение и функция нейрона. Синапс.

  • Лабораторная работа 1: «Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека».
  • Лабораторная работа 2: «Рассматривание микропрепаратов строения тканей ».

Нервная система (часть 1) (8 часов )

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

  • Лабораторная    работа № З  «Изучение    строения    головного    мозга ».

Железы внутренней секреции (3часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Опорно-двигательная система (5часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

  Кровь, кровообращение (7 часов)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи.

  • Лабораторная работа №4   «Микроскопическое  строение крови».
  • Лабораторная  работа №5  «Подсчёт пульса и измерение АД».

Дыхательная система (4часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

  Пищеварительная система (6часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания, профилактика и гигиена органов пищеварения. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь.

  • Лабораторная работа №6 «Действие слюны на крахмал».

Выделительная система (3часа)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Кожа (2 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы.  Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции

Система органов размножения (2 часа)

         Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.

Воспроизведение и индивидуальное развитие человека (4 часа)

Культура межличностных отношений. Сексуальность. Оплодотворение.   Беременность, её        предупреждение. Аборт. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения. Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена.

Организм как единое целое (4 часа)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Нервная система человека (часть II, 6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

Высшая нервная деятельность. Врождённые и приобретённые рефлексы. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Сон. Речь и сознание. Воля, эмоции, внимание. Возрастные особенности ЦНС, заболевания, гигиена, профилактика.

  • Лабораторная работа№7 «Строение зрительного анализатора».
  • Лабораторная работа№8 «Строение слухового анализатора».

Биологические и социальные аспекты личности человека (3 часа)

Человек как личность. Самосознание. Общественный образ жизни. Межличностные отношения. Культура. Творческие способности человека. Способы передачи информации. Лабораторная работа№10 «Способы передачи информации».

  • Лабораторная работа№9 «Способы передачи информации».

 Человек и природа (2 часа)

Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

Место в базисном учебном плане:

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для VIII  класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, (68 часов в год).

 Распределение часов по темам составлено по авторской программе.

       Все демонстрации,  лабораторные опыты и  практические занятия взяты из примерной и авторской  программ, с некоторой корректировкой:

Лабораторная работа

« Действие желудочного сока на белки»  выполняется демонстрационно  так как отсутствуют микропрепараты.

    Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем  до лаконичного и логически законченного варианта.

4. Формы и методы организации учебного процесса.

Формы контроля:

  • устный опрос;
  • самостоятельное выполнение лабораторных работ;
  • тестирование;
  • написание рефератов;
  • узнавание микропрепаратов под микроскопом или лупой;
  • работа с немыми рисунками;
  • графические биологические диктанты;
  • составление схем, заполнение таблиц;
  • конспектирование;
  • домашние творческие работы.      

   При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

         Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

          Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программой. Лабораторные, являющиеся  этапами комбинированных уроков, могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке

5. Межпредметные связи и преемственность преподавания предмета.

      В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология. Человек.» в 8 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в 7 классе на уроках биологии и химии основной школы. В программе распределение материала структурировано.

    Программа курса построена по концентрической концепции с учетом реализации межпредметных связей с курсом экологии 7,8 класса, где изучаются взаимоотношения организмов с окружающей средой.

6. Требования к знаниям. 

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

II. Система оценивания

             ОЦЕНКА

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

1.Критерии оценивания устных ответов

Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений):

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

- полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника;

- чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины;

- для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания;

- не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

- умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

- имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу.

(Признаки творческой деятельности на уроках биологии:

 1. Умение переносить знания в новую ситуацию.

 2. Умение видеть функцию объекта.

 3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию.

4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач).

5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое).

6. Выработка альтернативного мышления.

 7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).

Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений):

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации,

- в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины;

- ответ самостоятельный; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибка или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений):

- знает материал на уровне минимальных требований программы;

- умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий;

- затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя;

- отвечает неполно на вопросы учителя

- основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

- даёт определения понятий недостаточно чёткие;

- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении;

- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;

- незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений):

- знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале;

- нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу;

- не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя;

- значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений):

- ответ на вопрос не дан.

2.Критерии оценки тестовых заданий

К(коэффициент усвоения) = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте, Р - общее число ответов

Коэффициент К

Отметка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,5

«3»

Меньше 0,5

«2»

3.Критерии оценки письменных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка;

- соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок;

- соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные;

- незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок;

- значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1»:

- обучающийся не приступил к работе.

4.Критерии оценки лабораторных и практических работ

Ометка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4» ставится, если:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два-три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3» ставится, если:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1» ставится :

обучающийся не приступил к работе.

5.Критерии оценки при наблюдении объектов

«5» ставится, если:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

«4» ставится, если:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

«3» ставится, если:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

«2» ставится, если:

1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

«1» ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.

6.Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся

Отметка «5»

Содержание

1. Работа полностью завершена.

2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.

3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика.

4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс.

Дизайн

1. Дизайн логичен и очевиден.

2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается).

Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание.

Грамотность. Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.

Отметка «4»

Содержание 

1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы.

2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.

3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.

5. Почти везде выбирается более эффективный процесс.

Дизайн

1. Дизайн есть.

2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Графика соответствует содержанию.

Грамотность Минимальное количество ошибок.

Отметка «3»

Содержание

1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены.

2. Работа демонстрирует понимание, но неполное.

3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.

5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса.

Дизайн

1. Дизайн случайный.

2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.

Графика мало соответствует содержанию.

Грамотность. Есть ошибки, мешающие восприятию.

Отметка «2»

Содержание

1. Работа сделана фрагментарно..

2. Работа демонстрирует минимальное понимание.

3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.

4. Интерпретация ограничена или беспочвенна.

5. Обучающийся может работать только под руководством учителя.

Дизайн

1. Дизайн не ясен.

2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым.

Графика не соответствует содержанию.

Грамотность. Много ошибок, делающих материал трудночитаемым.

7.Классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков учитываются ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

8.Уровни формирования знаний

1 уровень - уровень знакомства. Ученик может произвести опознание, различие, соотнесение.

2  уровень - воспроизведения, т.е. уровень «репродукции».

3 уровень - знание-умение (по образцу).

4 уровень - знание-трансформация - умение применять решения в творческих ситуациях. Перенос умения в новые области не изучавшиеся ранее.

9.Объект оценки метапредметных результатов

сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий:

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

10.Оценка метапредметных результатов

Оценка универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, проводится в форме

- решения задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

- проектной деятельности;

- текущих и итоговых проверочных работ, включающих задания на проверку метапредметных результатов обучения;

- комплексных работ на межпредметной основе;

- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего,  коммуникативных УУД.

Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Листы индивидуального развития, где фиксируется успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных  достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

11.Критерии оценки работы обучающихся в группе (команде)

  1. Умение распределить работу в команде;
  2. Умение выслушать друг друга;
  3. Согласованность действий;
  4. Правильность и полнота выступлений;
  5. Активность.

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: «Дрофа», 2009г.

2. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

3. Набор муляжей, микропрепаратов

4. Таблицы по курсу

Электронные издания:

1.Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное  издание.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru–Эйдос–центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл  и   Мефодий»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование 

Раздел

Всего часов

Лабораторные работы

1

Введение.

1

2

Происхождение человека

3

3

Строение и функции организма

59

8

4

Биологические и социальные аспекты личности человека

3

1

5

Человек и природа

2

6

                                                     Всего

68

9

  1. Биология  8 класс.

Номер

урока

Тема урока

Дата

Введение (1 ч.)

1

Науки    о    человеке. Методы изучения человека.

Систематическое    положение    человека,    его происхождение и эволюция (3 часа).

2(1)

Доказательства животного происхождения человека.

3(2)

Основные      этапы      эволюции      человека.      

4(3)

Человеческие расы. Человек как вид.

II. Строение и функции организма человека (59 часов).

1. Обзор систем органов тела человека (1 час)

5(1)

Обзор систем органов человека.

2. Строение и состав клетки (4 часа)

6(1)

Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка.

7(2)

Ткани, их строение и функции. 

8(3)

Лабораторная работа 1: «Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека».

9(4)

Лабораторная работа 2: «Рассматривание микропрепаратов строения тканей ».

                 Органы. Системы органов.

                3. Нервная система (часть I-8 часов)

10(1)

Центральный   отдел  нервной  системы (продолговатый, средний мозг).

11(2)

Мост и мозжечёк.

12(3)

Передний     мозг.   Лабораторная    работа № З  «Изучение    строения    головного    мозга ».

13(4)

Спинной мозг.

14(5)

Периферический отдел нервной системы, его строение и функции.

15(6)

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

16(7)

Вегетативная нервная система.

17(8)

Экстерорецепторы    и    интерорецепторы. Значение нервной системы.

               4. Эндокринная система (3 часа)

18(1)

Железы внутренней секреции, их строение и функции.

19(2)

Регуляция деятельности желёз. Отрицательная обратная связь.

20(3)

Возрастные особенности желёз внутренней секреции. Заболевания и профилактика.

5. Опорно-двигательная система

                  (5 часов)

21(1)

Значение ОДС. Общий обзор скелета человека

22(2)

Соединения костей. Мышцы. Сухожилия.

23(3)

Работа мышц.

24(4)

Регуляция деятельности опорно-двигательной системы.

25(5)

Заболевания.   Гигиена   ОДС.  Помощь   при повреждениях.

6. Кровь, кровообращение (7 часов)

26(1)

Внутренняя среда организма. Гомеостаз.

27(2)

Состав и функции крови. Лабораторная работа №4   «Микроскопическое  строение крови».

28(3)

Иммунитет. Переливание крови.

29(4)

Органы кровообращения, их строение и функции.

30(5)

Работа сердца.

31(6)

Движение  крови по  сосудам, круги кровообращения.     Лабораторная  работа №5  «Подсчёт пульса и измерение АД».

32(7)

Возрастные       особенности , заболевания, гигиена кровеносной   системы.  

            7. Дыхательная система (4 часа)

33(1)

Значение, строение и функции органов дыхания.

34(2)

Газообмен  в  лёгких  и  тканях.  Регуляция  деятельности дыхательной системы.

35(3)

Заболевания и профилактика  органов дыхания.

36(4)

Влияние   вредных   привычек   на  дыхательную  систему. Доврачебная  помощь.      

               8. Пищеварительная система

    (6 часов)

37(1)

Строение и функции пищеварительной системы.

38(2)

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №6 «Действие слюны на крахмал».

39(3)

Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ.

40(4)

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

41(5)

Заболевания, профилактика и гигиена органов пищеварения.

42(6)

Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь.

9. Выделительная система (З часа)

43(1)

Строение и функции.

44(2)

Регуляция деятельности выделительной системы.

45(3)

Заболевания,  профилактика,  гигиена   выделительной системы.

10.   Кожа (2 часа)

46(1)

Строение и функции кожи. Терморегуляция.

47(2)

Заболевания и их профилактика. Гигиена кожи.

11. Система органов размножения

                 (2 часа)

48(1)

Строение и функции органов размножения у человека.

49(2)

Заболевания и их профилактика. Гигиена.

12. Воспроизведение и индивидуальное развитие человека (4 часа)

50(1)

Культура межличностных отношений. Сексуальность.

51(2)

Оплодотворение.   Беременность, её        предупреждение. Аборт.

52(3)

Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения.

53(4)

Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена.

12. Организм как единое целое

(4 часа)

54(1)

Взаимосвязь систем органов.

55(2)

Обмен веществ и энергии.

56(3)

Ассимиляция и диссимиляция.

57(4)

Нарушения деятельности организма и их компенсация.

13. Нервная система

(часть II, 6 часов)

58(1)

Анализаторы. Зрительный анализатор. Лабораторная работа№7 «Строение зрительного анализатора».

59(2)

Слуховой анализатора. Лабораторная работа№8 «Строение слухового анализатора».

60(3)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

61(4)

Высшая нервная деятельность. Врождённые и приобретённые рефлексы.

62(5)

Сон. Речь и сознание. Воля, эмоции, внимание.

63(6)

Возрастные особенности ЦНС, заболевания, гигиена, профилактика.

III. Биологические и социальные аспекты личности человека (3 часа)

64(1)

Человек как личность. Самосознание. Общественный образ жизни.

65(2)

Межличностные отношения. Культура. Творческие способности человека.

66(3)

Способы передачи информации. Лабораторная работа№9 «Способы передачи информации».

IV. Человек и природа (2 часа)

67(1)

Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

68(2)

Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...