Использование информационных технологий на уроках биологии
статья по биологии на тему

Шумкова Татьяна Петровна

В статье рассматриваются различные формы применения ИКТ из собственной практики. Статья была написана для выступления на научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shumkovoy_t.p.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.П. Шумкова,  

МАОУ СОШ № 184, «Новая школа»

г. Екатеринбурга

Использование информационных технологий на уроках биологии.

Для того чтобы быть в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и с самими учениками - приходится дополнительно познавать компьютерную грамотность самому учителю. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, опираясь на свои склонности, интересы. А что должен делать в этих условиях учитель? Учитель должен использовать новые технологии, а чтобы их использовать, нужно уметь владеть содержанием своего предмета, уметь моделировать свое занятие, владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя. Благо в этом нам помогают компьютерные курсы.

Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ученика большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Изучение в школе предмета Биология на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения,

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Благодаря президентской программе обеспечения школ компьютерами и «Национальной концепции развития образования», применение информационных технологий и Internet в преподавании дисциплин в школах становятся неотъемлемой частью любого урока. У нас в школе кабинет биологии имеет компьютер, мультимедийный проектор, возможность пользоваться образовательными ресурсами Internet. Возможности кабинета позволяют использовать в работе следующие уроки по способу использования информационных технологий: уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор; уроки, на которых компьютер используется в дистанционном режиме – урок с выходом в Интернет.

На сегодняшний день мной опробованы такие формы подачи материала как презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные и работы, тесты, тренинги. Я считаю, что презентация – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, звуковое сопровождение и т.д.
На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты используются на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами и вариантами ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме. При работе с мультимедийными анимационными моделями отключаю звук и прошу ученика прокомментировать процесс или останавливаю кадр и предлагаю продолжить рассказ, прошу объяснить изучаемое явление или процесс.
 Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Ученики, используя компьютер при изучении текстового материала, находят ответы на поставленные мной вопросы; конспектируют в тетрадь основные понятия; заполняют заранее подготовленные таблицы; создают единую логическую структуру, схемы изучаемого материала.

На начальном этапе работы информационные технологии я вводила на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся).

Из разнообразных типов компьютерных средств использовала в основном электронные учебные пособия, выполненные в программе создания презентаций PowerPoint.

        При составлении презентаций большее внимание уделяла иллюстративному материалу.  Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

При конструировании урока с использованием компьютерных технологий пользуюсь советами Дикарева С.Д. и делю урок на две приблизительно равные части. Первые 20-25 минут занимает презентация по теме данного урока. Обычно она содержит от 7-10 слайдов в 6 классе до 10-15 слайдов в старших классах. Демонстрируемые рисунки, фотографии, схемы и графики обязательно комментируются, а текст читается и обсуждается. Опыт показывает, что для оптимального восприятия информации каждый слайд разумно держать на экране не менее 1 минуты. Таким образом, благодаря презентациям, первая часть урока оказывается информационно очень насыщенной. Замечено, что в момент демонстрации слайдов следует быть готовым как к различному восприятию информации, так и разному поведению. Некоторые учащиеся способны быстро оценивать увиденное и услышанное, выбирать из этого самое важное и кратко это записывать. Информационная насыщенность этой первой части урока даёт возможность тренировать у учащихся это ценное качество. Время от времени, проверяя тетради, это поощряют положительной отметкой. Кроме этого, в процессе демонстрации материала, учащимся задаются разные вопросы (как в самой презентации, так и дополнительно к слайдам, устно). Это позволяет «заработать» быстрые и, что очень важно, только положительные оценки, что обеспечивает во время демонстрации слайдов достаточную тишину. Затем отводится 5 минут для устного ответа с места 2-3 учащихся на обычные вопросы учителя: «Что показалось главным, или, что запомнилось из увиденного и услышанного?». Оставшаяся часть урока (10-20 минут) посвящается оценке знаний с помощью поурочных тестов и письменной самостоятельной работы. В зависимости от класса, каждому учащемуся предлагается от 3 до 5 вопросов. Оценки «получаются» быстро, и они достаточно объективны, что признают сами учащиеся. Разумеется, есть и недовольные строгостью оценки. Но разнообразие возможностей получения оценок позволяет каждому найти подходящий для него способ работы на уроке. Особое место занимают уроки по биологии в 6 классе по учебнику Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко и др., входящий в учебно-методический комплект «Сферы». В комплект входит диск с разработанными мультимедийными презентациями каждого урока, виртуальными практическими и лабораторными работами в такой красочной и увлекательной форме, не искажающей научной достоверности фактов, что равнодушных при изучении и закреплении материала на уроке не бывает.

Использование информационных технологий на уроках биологии позволило получить следующие результаты:

  • Объём   рабочей информации на уроке значительно увеличился.
  • Значимо изменилась мотивация на различные виды деятельности на уроке.
  • Усвоение (понимание) материала составляет 100%  
  • Успеваемость и качество по предмету повысилось.                              

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.

Литература:

1.Управление качеством образования на диагностической основе. Управление образования  yesnet@.purpe.ru. 2008 г.

2.Андрианова А.А. Использование информационных технологий в обучении биологии и экологическом воспитании учащихся. Журнал Информатизация образования. Проблемы и поиск. Образовательный портал Министерства образования и науки Республики Татарстан.2008 г.

3.Дикарев С.Д. Уроки, ставшие обычными. Вопросы интернет-образования №26 htt//vio.fio.ru 2008 г.

 4. Основина В.А. Проблемы качества обучения в условиях модернизации системы образования. Специализированный образовательный портал. Инновации в образовании. htt://sinncom.ru/content/publ/index_conf.htm 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологии

Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии...

«Использование информационных технологий на уроках биологии»

Выступление на педагогической конференции учителя биологииМОУ Ильичевская ООШКадыровой Татьяны МихайловныТема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»...

Использование информационных технологий на уроках биологии

В статье  раскрыты возможности  использования ИКК  на уроках биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологиии экологии

В данной статье рассматриваются вопросы использования на уроках информационных технологий, благодаря чему прививаются навыки исследовательского мышления на основе приобретённых ими теоретических и пра...