КИМы по биологии (олимпиадные задания) для 7, 8 классов по биологии
олимпиадные задания по биологии (7 класс) по теме

Дёмин Алексей Сергеевич

В Концепции модернизации российского образования главной задачей считается обеспечение нового качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным потребностям личности, общества и государства. Для оценки образовательных достижений учащихся предлагается ЕГЭ. Система знаний и умений, которая контролируется с его помощью, соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) образования по биологии. Проверка знаний и умений учащихся является необходимым элементом процесса обучения биологии. Текущая проверка позволяет учителю постоянно иметь информацию о ходе усвоения знаний учащимися и в соответствии с этим корректировать организацию учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИМы по биологии (олимпиадные задания) для 7, 8 классов по биологии

Пояснительная записка

Олимпиада по биологии рассчитана на учащихся 7 классов. Работа состоит из трёх частей.

Часть А содержит 10 заданий базового уровня с выбором одного верного ответа из четырёх.

Часть В включает 3 задания повышенного уровня с выбором нескольких верных ответов.

Часть С включает 2 задания высокого уровня со свободным развёрнутым ответом.

    Работа проверяет усвоение учащимися содержательных блоков: «Биология – наука о живой природе. Вклад учёных в её развитие», «Клетка как биологическая система», «Организм, как биологическая система», «Многообразие организмов», «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности».

   В работе используются задания базового и повышенного уровней. Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования. Эти задания требуют воспроизведения знаний путём выбора одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня требуют более сложных видов учебной деятельности, связанных с выбором трёх правильных ответов из шести в тестах закрытого типа и установление соответствия между содержанием первого и второго столбцов. Задания высокого уровня рассчитаны на более сложный вид познавательной деятельности, требующего чёткого, полного, обоснованного ответа по существу вопроса.  

Система оценивания

Верное выполнение заданий базового уровня части А оценивается одним баллом.      

Задание повышенного уровня части В – три балла.

Оценка задания высокого уровня части С проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа и оценивается двумя баллами. За выполнение работы ученик может получить максимально 23 балла.  

Задания школьного этапа олимпиады по биологии для учащихся 7 классов.

Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и     правильным.  

А1. Все живые организмы:

  1. образуют органические вещества из неорганических веществ
  2. поглощают из почвы минеральные соли и воды
  3. активно передвигаются
  4. дышат, питаются, растут, размножаются

А2. Клетки эукариот хранят наследственную информацию в:

  1.  ядре
  2. цитоплазме
  3.  мембранах
  4. митохондриях

А3. В указанном перечне найдите название систематической категории:

  1. колорадский жук
  2. покрытосеменные растения
  3. класс
  4. водоросли

А4. Среда обитания живых организмов:

  1. пруд
  2. почва
  3. луг
  4. лес

А5. Всё живое состоит из:

  1. химических элементов
  2. клеток
  3. клеточных структур
  4. воды

А6. В клетке животных отсутствует:

  1. ядро
  2. цитоплазма
  3. мембрана
  4. пластиды

А7. К автотрофным организмам относят:

  1. дрожжи
  2. болезнетворные бактерии
  3. амёбу
  4. сине-зелёные водоросли

А8.Самой крупной из указанных систематических единиц является:

  1. тип
  2. класс
  3. род
  4. отряд

А9. Популяция – это:

  1. совокупность живых организмов и среды их обитания
  2. совокупность факторов среды обитания
  3. совокупность особей одного вида на определённой территории обитания
  4. совокупность особей организмов разных видов

А10. Установите последовательность расположения в пищевой цепи указанных организмов:                  А – лягушка, Б – уж, В – голый слизень, Г – капуста.

  1. Г, В, А, Б
  2. Б, А, В, Г
  3. Г, В, Б, А
  4. А, В, Б, Г

Часть В.

 Выберите три верных ответа.

В1. Грибы и животные сходны тем, что:

  1. у них одинаковый тип питания
  2. у них разный тип питания
  3. в их клетках отсутствуют хлоропласты
  4. их тело состоит из тканей
  5. в природных сообществах играют роль создателей органических веществ
  6.  в природных сообществах играют роль потребителей органических веществ

В2. Бактерии вызывают заболевания:

  1. возвратный тиф
  2. сыпной тиф
  3. малярию
  4. туляремию
  5. гепатит
  6. грипп  

В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Распределите перечисленные ниже факторы среды на абиотические и биотические

Факторы среды

Экологические факторы

А. Химический состав воды

Б. Влажность, температура почвы

В. Разнообразие растений

Г. Наличие в воздухе бактерий

Д. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Е. Засолённость почвы

1) Абиотические

2) Биотические

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

         

Часть С.

С1. В семнадцатом веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 0,06кг.. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

С2. В 1771 г. Английский химик Дж.Пристли поставил опыт. На окне, освещённом солнцем, учёный накрыл стеклянным колпаком живую мышь. Мышь погибла через несколько часов. Когда Пристли поместил под колпак, освещённый солнцем, вместе с живой мышью веточку мяты, мышь вела себя как обычно. Объясните результаты опытов Пристли.

Ответы к олимпиадным заданиям (7 класс)

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

4

1

3

2

1

4

4

1

3

1

Часть В.

В1.   1, 3, 6.

В2.   1, 2, 4.

В3.   1, 1, 2, 2, 2, 1.

Часть С.  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа к вопросу С1.:

  1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
  2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

Элементы ответа к вопросу С2.:

  1. при дыхании мышь выделяет углекислый газ, поглощая кислород, содержание которого под колпаком снижалось, что привело к смерти животного;
  2. в процессе фотосинтеза на свету растение выделяет кислород, необходимый для дыхания мыши, поэтому её поведение не изменилось

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

4

     

Пояснительная записка

Олимпиада по биологии рассчитана на учащихся 8 классов. Работа состоит из трёх частей.

Часть А содержит 10 заданий базового уровня с выбором одного верного ответа из четырёх.

Часть В включает 3 задания повышенного уровня с выбором нескольких верных ответов.

Часть С включает 2 задания высокого уровня со свободным развёрнутым ответом.

    Работа проверяет усвоение учащимися содержательных блоков: «Биология – наука о живой природе. Вклад учёных в её развитие», «Клетка как биологическая система», «Организм, как биологическая система», «Многообразие организмов», «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности».

   В работе используются задания базового и повышенного уровней. Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования. Эти задания требуют воспроизведения знаний путём выбора одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня требуют более сложных видов учебной деятельности, связанных с выбором трёх правильных ответов из шести в тестах закрытого типа и установление соответствия между содержанием первого и второго столбцов. Задания высокого уровня рассчитаны на более сложный вид познавательной деятельности, требующего чёткого, полного, обоснованного ответа по существу вопроса.  

Система оценивания

Верное выполнение заданий базового уровня части А оценивается одним баллом.      

Задание повышенного уровня части В – три балла.

Оценка задания высокого уровня части С проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа и оценивается тремя и двумя баллами соответственно. За выполнение работы ученик может получить максимально 24 балла.  

Задания школьного этапа олимпиады по биологии для учащихся 8 классов.

Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.  

А1. Человека с грибами объединяет:

  1. неограниченный рост
  2. способ поглощения пищи
  3. клеточное строение
  4. постоянство размера

А2. Чем является кочан капусты?

  1. плодом
  2. сочным стеблем
  3. гигантской почкой
  4. скоплением листьев

А3. К отделу Покрытосеменные относят:

  1. ряску
  2. спирогиру
  3. хлореллу
  4. ламинарию

А4. Микориза – это:

  1. плодовое тело
  2. болезнь растений
  3. грибокорень
  4. корни грибов

А5. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

  1. груди и брюшка
  2. груди
  3. головогруди
  4. головогруди и брюшка

А6. На какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?

  1. Жаба – кролик – аллигатор – акула
  2. Акула – лягушка – аллигатор – кролик
  3. Акула – крокодил – кролик – лягушка
  4. Аллигатор – собака – акула – жаба

А7. Человек относится к царству:

  1. Млекопитающие
  2. Животные
  3. Хордовые
  4. Позвоночные

А8. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

  1. питанием
  2. дыханием
  3. обменом веществ
  4. пищеварением

А9. Условия среды, необходимые для воздушного питания растений:

  1. свет, кислород, органические вещества
  2. свет, углекислый газ, вода
  3. свет, кислород, вода
  4. свет, вода, минеральные вещества

А10. К уровню организации живой природы не относится:

  1. молекулярный
  2. биосферный
  3. популяционно – видовой
  4. тканевый

Часть В.

 Выберите три верных ответа.

В1.Грибы отличаются от животных тем, что:

  1. питаются готовыми органическими веществами
  2. имеют клеточное строение
  3. всасывают питательные вещества поверхностью тела
  4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов
  5. имеют ограниченный рост
  6. растут в течение всей жизни

В2. В наземной экосистеме по сравнению с водной экосистемой:

  1. относительно стабильный тепловой режим
  2. низкая плотность среды
  3. пониженное содержание кислорода
  4. высокое содержание кислорода
  5. резкие колебания теплового режима
  6. низкая прозрачность среды

В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом

Характеристика размножения

Способ

А. Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток.

Б. Осуществляется при участии гамет.

В. Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским.

Г. Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков.

Д. Новые организмы развиваются из зиготы.

Е. Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов.

1) бесполое

2) половое

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и объясните их.

  1. Основные классы типа Моллюски – Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Моллюски относятся к вторичнополостным животным. 3. Дыхательная система моллюсков представлена жабрами. 4. У всех моллюсков хорошо развиты глаза. 5. К моллюскам относятся: кальмар, омар, прудовик, беззубка, устрица, слизень, наутилус.

С2. Могут ли сорняки быть полезны человеку?

Ответы к олимпиадным заданиям (8 класс)

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

Часть В.

В1.   3, 4, 6.

В2.   2, 4, 5.

В3.   1, 2, 1, 1, 2, 2.

Часть С.  

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 3 – у сухопутных моллюсков жабры редуцированы, а дыхание осуществляется с помощью лёгкого
  2. 4 – глаза хорошо развиты у головоногих моллюсков
  3. 5 – омар относится к типу Членистоногие

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена только 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но ни одна из них не объяснена.

0

Максимальное количество баллов        

3

     С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Сорняки могут принести пользу человеку, если:

  1. Не растут среди культурных растений, выращиваемых человеком
  2. Используются человеком для технических целей, как лекарственные растения, как кормовые культуры для животных

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

2

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 5 класса

Предлагаю олимпиадные задания в 5 класса для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания для 9 класса

Предлагаю вам олимпиадные задания по немецкому языку в 9 классе для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которые я опробировал в своей школе в октябре 2011 года....

олимпиадные задания для 6 класса

задания по чтению, аудированию и лексико-грамматический тест (могут быть использованы как олимпиадные задания или просто как задания для самостоятельной работы; в зависимости от уровня учеников 6-7 кл...

Олимпиадные задания для 9 класса с ответами

Олимпиадные задания для 9 класса  поможет учителям  и ученикам  при подготовке к олимпиадам....

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии.

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии...

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...