Олимпиадные задания (10 - 11 классы)
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада 1

1. Пучок моркови, пучок укропа и …пучок зари?!

Попробуйте определить, что значит словосочетание «пучок зари». В выполнении задания вам поможет текст из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три…

 

Ответ.

Заря, в ботанике может встретиться название «зоря» - полевая трава, относящаяся к семейству зонтичных. Она не только широко употреблялась в медицине, но и использовалась в обряде замаливания грехов. В приведенных строках А.С. Пушкина говорится о конце мая - начале июня, когда во время праздничного молебна на день Святой Троицы родители сестер Лариных «плакали на цветы», замаливая свои грехи.

 

2. Какое русское выражение, часто встречающееся в произведениях русских писателей Х1Х века, скрыто

за английским – the honey moon

французским – la lune de miel

немецким – Honigmonat

Пушкин в «Выстреле» употребляет это выражение в речи графа, оставляя его без перевода: «Пять лет тому назад я женился. – Первый месяц, the honey moon я провел здесь, в этой деревне».

Ответ.

Первый месяц брачной жизни – медовый месяц.

 

3. Сравните фрагмент текста из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и эпиграф, взятый из романа А.С. Пушкина, к 1 главе произведения М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская»:

 

1.

… в санки он садится,

«Пади! Пади! – раздался крик;

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

 

2. «Поди! – Поди! – раздался крик.

А.С. Пушкин.

 

Чем объяснить неточность цитаты из произведения А.С. Пушкина?

 

Ответ.

Правильно, исконно пАди от слова падай, падай лицом (отсюда фразеологизм – падать лицом в грязь). Кучерский выкрик «пади!» связывался с поездками по городу привилегированных слоев столичного общества, сохранялся как принадлежность этикета, традиция. До эпохи Петра 1 был повсеместным (для выездов знати). С 30-40-х годов Х1Х века этимология слова стала забываться, т.к. при этом крике уже никто не падал, не вставал на колени и т.п. Слово переосмысливалось как «поди», т.е. пойди, отойди в сторону.

Таким образом, оба писателя точны, передавая средствами языка особенности исторической эпохи, которую они изображают в своих произведениях.

 

 

4. Назовите различные языковые способы выражения сравнения. Приведите примеры.

Ответ.

Сравнение выражается:

существительным в творительном падеже;

формой сравнительной степени прилагательного или наречия;

сравнительными оборотами с союзами;

при помощи слов подобный, похожий;

фразеологическим оборотом;

существительным в именительном падеже в роли именной части сказуемого или приложения;

наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-…ому, по-…ему; по-..и;

сложноподчиненным предложением с придаточным сравнения (союзы как, как будто, будто, точно, словно, что);

- отрицанием (чаще в фольклоре).

 

5. Объясните, почему категория одушевленности – неодушевленности существительных в русском языке является лексико-грамматической. Обоснуйте свой ответ.

Лексической – зависит от значения «живой» - «неживой»; грамматическая – у одушевленных существительных совпадает вин. и род. падеж единственного числа; у неодушевленных – нет.

 

6. Определите, какая из указанных ниже форм является литера-

турной, объясните сферу употребления остальных форм:

 

[что] – петербургская;

[што] – норма;

[цо] – в цокающих говорах и в некоторых севернорусских диалектах;

[чо] – просторечие и иногда южнорусских диалектах.

 

7. Найдите ошибки и исправьте их.

Мы не хотим тормозить переговоров.

Этого человека нет необходимости подробно представлять, рассказывая всю его автобиографию.

Слушая все эти истории, во мне взыграло мужское самолюбие.

Надо продолжать переговоры, которыми были достигнуты определенные результаты.

 

8. Сравните речь героев в приведенных отрывках. Определите автора, название произведения, персонаж. Объясните роль речи для характеристики героев в произведениях различных жанров. При необходимости можно приводить дополнительные примеры самостоятельно.

А) Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!..что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…

Б)

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. /…/

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет…

 

9. Сочините связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными).

Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.

Олимпиада 2

1. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин пишет:

 

Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки …

 

Неужели А.С. Пушкин любил ложь или чушь друзей? (Враки – «вздор, ложь»)?

Какое время суток имеется в виду в отрывке?

 

Ответ.

«Люблю я дружеские враки» означает «Люблю я дружеские разговоры, люблю поговорить с друзьями». Слово «враки» изначально обозначает «разговоры». Оно было образовано от глагола «врать» - «говорить» с помощью суффикса - к - (ср. «драка» от «драться»).

Оборот буквально значит «время суток, когда нельзя отличить собаку от волка». Оборот французского происхождения. Ночь, сумерки.

 

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

А.С. Шишков по поводу стихов Раича из перевода «Георгик» Вергилия:

Горит ли чистый свет с денницей молодой,

Иль в час, как блеск его мерцает за горой,

И утру ясному уступят мраки нощи…

- писал И.И. Дмитриеву от 13 сентября 1821 года: «Когда «при уступающих утру мраках блеск мерцает за горой», то глагол мерцает должен значить: ___________________________ ; но откуда вопреки языку дано ему сие значение? Меркну, мерцаю, померкаю, смеркаюсь суть слова, происходящие от мрак и значащие помрачение, потухание света, а не ________________ ».

 

Ответ.

….должен значить сияет, светится.

… а не сияет.

Позднее мерцать в значении «светиться неровным, колеблющимся светом» войдет в русский язык.

 

3. Прочитайте предложение из Новгородской грамоты 15 века:

«А намЂстнику твоему судити съ посадникомъ во владычнЂ дворЂ на пошломъ святомъ мЂстЂ» ( Символом «Ђ» обозначена буква «ять»).

Нет ли ошибки в предложении (сочетание слов пошлый и святой)?

Ответ.

Ошибки нет. Слово «пошлый» - причастие от глагола «пойти». И первоначальное значение слова – «то, что пошлО, повелось, исконное, а потому входящее в нормальный образ жизни, освященное ею, освященное и в этом смысле безупречное».

4. Укажите значение фразеологизмов и образующих их компонентов:

 

паче чаяния – вопреки ожиданию, сверх ожидания; паче – более, выше, сверх (церковнославянское), чаяние – ожидание, надежда (цсл.)

 

семо и овамо – туда и сюда, по ту и другую сторону семо – сюда, овамо – в иное место (цсл.)

 

ничтоже сумняшеся – ничуть не сомневаясь: ничтоже – ни в чем, сумняшеся – сомневался (форма имперфекта 2 и 3 лица единственного числа).

 

альма матер – букв. Кормящая мать (лат.)

 

погибоша аки обри – погибли, исчезли без следа: погибоша – погибли (форма аориста 3 лица множественного числа глагола погибнуть), обре (обры) – авары, народность в Северном Причерноморье. Выражение встречается в «Повести временных лет». Аки – цсл. Как.

 

нота бена – лат. «возьми на заметку».

5. У Анны Ахматовой среди «Вереницы четверостиший» (1945г.) есть такое стихотворение:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

А в 1916 году ею же было написано следующее четверостишие:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал – истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.

Сопоставьте стихотворения. Объясните, как вы понимаете их смысл.

6. Определите морфемный состав слов:

 

приду = при + ид+ у (наложение)

розоватый = розовый+ оват (наложение – ов)

встать ("подняться") = вс+ста+ть (наложение приставки и начального согласного корня), т.к. здесь приставка со значением подняться вверх при помощи действия, названного глаголом)

встать ("поместиться", например встать в угол)= в+ ста+ ть (приставка со значением поместиться во что-либо, внутрь)

лермонтовед= лермонтов+о+вед+0

пушкиновед= пушкин+о+вед (наложения нет)

В каких словах морфемы располагаются линейно (одна за другой), а в каких апплицированно (т.е. накладываясь одна на другую)?

 

7. Поставьте ударение в словах: звонят, диспансер, договор, заржаветь, каталог, колосс, некролог, облегчить, принудить, усугубить, ходатайство, кулинария, симметрия, феномен, обеспечение, экспертный, закупорить.

В последнем слове – закупорить – правильную постановку ударения объясните.

Ответ.

Закупорить – от кУпор (бочар). Таким образом, в слове сохранилось историческое, исходное ударение от производного слова.

 

8. Какие связи в языке называют межтекстовыми? С помощью каких словесных приемов межтекстовые связи могут быть представлены в тексте?

 

9. Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «Отрочество».

Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на омытой, блестящей зелени дорожной травы. Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь ее. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа.

 

Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя.

 

10. Приведите примеры вербальной агрессии в современной телерекламе.

ИЛИ:

Составьте текст теле- или радиорекламы, в котором вы расскажете о недавно прочитанной книге, особенно заинтересовавшей или поразившей вас.

 (например, Бери от жизни все. Жизнь – ничто, жажда – все. Не дай себе засохнуть.)

Олимпиада 3

1. Прицепиться, чепец, чепуха. Есть ли среди этих слов «третье лишнее»?

Правильно ответить вам поможет сравнение отрывков из труда М.В. Ломоносова «Краткое описание путешествий по северным морям» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». М.В. Ломоносов писал: «Льды от ветру в чепуху разбиваются».

А.С. Грибоедов:

 

Загорецкий

А вы заметили, что он

В уме сурьезно поврежден?

Репетилов

Какая чепуха!

 

Ответ.

Слово «чепуха» родственно словам «чепец», «причепиться» = «прицепиться» (корневое историческое чередование ч\\ц – результат 2 смягчения). Следовательно, современное значение слова «чепуха» - «нелепость, бессмыслица, чушь» (в этом значении употреблено слово уже у Грибоедова) не является первоначальным. Первоначально оно обозначало «мелкие части чего-нибудь разбитого», сравните: «молотить чепами» (молоть цепами) – «молоть чепуху». У Ломоносова слово употреблено в первоначальном значении, значит, с точки зрения истории языка «третьего лишнего» нет. Однако, если учащиеся, установив первоначальное значение слова, отвечают, что слово «чепуха» - лишнее и дают его современное значение, то ответ можно засчитать как правильный.

2. Прочитайте предложение.

Оженился Князь Олександрь и вЂнчася въ Торопчи, ту кашю чини, а въ НовЂгородЂ другую. (Ђ – «ять»).

Какую кашу «чинил» князь? Кто мог быть на этой каше однокашником?

 

Ответ.

Каша – обед после свадьбы. Кашники – родственники и знакомые невесты, приезжающие на кашу, т.е. на обед после свадьбы. Однокашники – все, кто присутствовали.

3. Прочитайте фрагмент текста из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «-Так вот, спрашиваю (Курицкого): как по-украински «кот»? Он отвечает: «Кит». Спрашиваю: «А как кит?». А он остановился, вытаращил глаза и молчит».

Попробуйте ответить на вопрос, заданный Курицкому.

 

4.1979 год. Кинофестиваль в Неаполе, демонстрируется фильм В. Шукшина «Печки-лавочки». Организатор и директор международных неаполитанских Дней кино Луиджи Ронди, обращаясь к советской делегации, говорит: «Шукшинская ретроспектива вызвала огромный интерес. Италия открывает для себя удивительно русского художника. Герой фильма несколько раз употребляет выражение «печки-лавочки», например: «Вышел на бережок, посидел, отдохнул – вот вам и печки-лавочки», «Снова начались печки-лавочки», «Будешь где-нибудь вместо отдыха печки-лавочки делать». Кстати, как точно перевести это русское выражение – печки-лавочки?»

Попробуйте объяснить итальянцам, что такое «печки-лавочки».

 

Ответ.

В словарях – «близкое, короткое знакомство с кем-либо». Это – прямое значение, однако значение этого фразеологического символа гораздо глубже. Печка и лавочка – это фразеологические символы домашнего очага у русских: они – основы крестьянской избы. Русская печь – средоточие всей избы, а потому и символ дома, домашнего уюта, покоя, печь – символ уважения к старшим, символ гостеприимства (например: Кто сидел на печи, тот не гость, а свой), печь- символ благосостояния и др. Лавки в доме расценивались также как мерило благосостояния семьи, лавки делились на «бабьи», «брусовые», «красные» и др. Печки-лавочки – это образное фразеологическое выражение, отражающее повседневную жизнь человека, когда домашние разделяют и пищу, и ночлег, и радости, и беды. Но лавка – это и смертный одр в крестьянской избе. Жизнь, тепло, свет – от печки, лавка – завершение жизни. Оборот печки-лавочки означает жизнь, жизнь от рождения до смерти, все великое и малое, что сопровождает человека в жизни.

 

6. Определите морфемный состав слов и способ их словообразования:

 

осточертеть

бахвалиться

разъехаться

навсегда

потусторонний

поддакивать

треволнение

треножник

Ответ.

Осточертеть – глагол образован приставочно-суффиксальным способом (приставка О и суффикс –Е) от основы, являющейся сращением числительного и существительного из словосочетания СТО ЧЕРТЕЙ, окончание (суффикс) инфинитива – ТЬ = о-сто-черт-е-ть.

Бахвалиться = от бахвал (суффиксальный) = ба-хвал-и-ть-ся.

Разъехаться = ехать- раз-еха-ть-ся (приставочно-суф.)

Навсегда= на всегда = на-всегда (приставочный)

Потусторонний= сложное прилагательное, состоит из производящей основы, образованной сращением с\с по ту сторону, и суффикса прилагательного –н- по ту сторону- по-ту-сторон-н-ий

Поддакивать = дакать= под-дак-ива-ть (приставочно-суф.)

Треволнение= этимологически слово (церковнославянское) было образовано от сущ. Волнение при помощи усилительной приставки ТРЕ-. В современном РЯ приставка ТРЕ- не выделяется, слово не является производным: треволн-ениЙ -е

Треножник= три+нож(нога) + ник= тр-е-нож-ник-0

 

7. Есть ли противоречия в словосочетании КОСИТЬ СЕНО?

Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ.

Смысловое: нельзя косить сухую траву.

 

8. Свод «Правил русской орфографии и пунктуации» действует с 1956 года. За это время в языке произошли некоторые изменения. Нужно ли в связи с этим совершенствовать орфографическую систему? Обоснуйте свой ответ.

 

9. Прочитайте стихотворение А.Т. Твардовского (1960 год).

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

 

Как Вы думаете, почему это стихотворение не имеет названия? Можно ли его озаглавить? Как анализ роли местоимений и частиц в тексте помогает приблизиться к пониманию авторского замысла?

Сравните прочитанный Вами текст с черновым вариантом, в котором конец стихотворения был другим:

…Речь не о том, но все же. Что же – все же?

Не знаю. Только знаю, в дни войны

На жизнь и смерть у всех права равны.

 

10. Объясните понятие «интертекстуальность» применительно к филологической области знания. Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания 7 класс

задания можно применять на олимпиадах и  на контрольных работах по обществознанию...

олимпиадные задания 6 класс

Данные задания можно использовать для проведения олимпиад школьного тура...

Олимпиадные задания 6 класс

Олимпиадные задания 6 класс для школьного этапа...

Олимпиадные задания 10 класс

олимпиада ввиде теста с разноуровневыми заданиями...