Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Антонова Светлана Александровна

Задачи:

Обучающие:  показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_issledovaniya.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М

Учитель биологии: Антонова С.А

9 класс.

Урок №2- практикум.

Тема: «Методы исследования в биологии».

Задачи:

Обучающие: Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Оборудование: Таблицы с изображением последовательности проведения эксперимента.

Ход работы:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний(10 минут).

Работа по карточкам (3 варианта): написать определение.

1 вариант:

  1. Какие царства выделяют в живой природе?
  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
  3. Напишите определение:

Биология, микология, микробиология, ихтиология, морфология, цитология, биофизика.

2 вариант:

  1. Какие царства выделяют в живой природе?
  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
  3. Напишите определение:

Ботаника, геоботаника, орнитология, физиология, гистология, экология, биохимия.

3 вариант:

  1. Какие царства выделяют в живой природе?
  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
  3. Напишите определение:

Зоология, бриология, палеоботаника, этология, анатомия, генетика, биотехнология.

  1. Изучение нового материала (20 минут).

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели понятие биологии, как науки в целом. Сегодня мы с вами посмотрим, какие же методы используются в биологии.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Методы исследования в биологии»   (запись в тетради)

Какие же методы исследования использует эта наука – биология?

Вопрос: Прежде чем начать рассматривать, давайте определимся, что же такое наука?

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира . (Запись в тетради)

Биология помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.

Что же такое научный метод? Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. – запись в тетради.

Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Выделяют следующие методы исследования.

Например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение. В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие это может длиться миллионы лет.

Рассмотрим каждое по отдельности: (запись в тетрадь)

•  Наблюдение

 - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение  – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона

•    Описательный 

Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.
 В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.

Сравнительный метод 

В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики.  Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.

•    Исторический 

Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.

Эксперимент

-целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.

-  Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь.

Давайте запишем определения этих методов: запись в тетрадь .

Наблюдение  - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств;

Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;

Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий;

Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами;

Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.

Как же всё-таки происходит научное исследование? (запись схемы в тетрадь)

Теперь рассмотрим порядок проведение биологического опыта: ( запись в тетрадь)

  1. Закрепление материала
  2. (10 минут).

Распишите поэтапно научное исследование, на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян по карточке.

  1. Домашнее задание.

§ 2.  Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему:

 I вариант: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;

II вариант: «Влияние различных видов и доз удобрений на определённые сорта культурных растений».

Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М

Учитель биологии: Антонова С.А

9 класс.

                                                       Урок № 1 – лекция.

                                     Тема: «БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»

Задачи:

Обучающие:  показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Элементы содержания: биология, биотехнология, биофизика, биохимия, микробиология.

  1. Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изучение методического аппарата учебника, разъяснение требований, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей, проведение исследовательских работ (реферат)

II. Изучение нового материала.

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1.        Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения.
Включает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;
  • бриология - наука о мхах;
  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений

и др. науки.

2.        Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;
  • орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

•        этология - наука о поведении животных.

3.        Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4.        Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.
  2. Цитология - наука о клетке.
  3. Гистология - наука о тканях.
  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

9.        Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10.        Экология - наука о взаимоотношениях организмов между  собой и с факторами окружающей среды.

И др. науки.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:

1)        биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.

Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.

Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.

Домашнее задание: § 1. Термины

Требования к оформлению реферата

1.Реферат оформляется на листах формата А4, в печатном варианте шрифтом Times New Roman 12 пт, с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее- 1,5 см, нижнее - 2 см. Страницы работы нумеруются начиная с оглавления (номер на станице оглавления не ставиться), внизу или сверху листа по центру.

2.По объему работа должна быть не менее 10 страниц и не более 20 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы (для этого необходимо установить курсов в конец главы, зайти в меню Вставка и выбрать Разрыв… , в появившемся окне выбрать Новый раздел – Со следующей страницы), отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего параграфа не более 1 - 1,5 см. (36 пт), расстояние до первого абзаца параграфа не менее 0,5см (12пт).

Требования к структуре работы

  • 29&n=a5ea19dbОглавление - перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц на которых они начинаются.

  • Введение (1-2 страницы) - оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и задачи работы, так же пути их решения.

  • В основной части (10-15 страниц) раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.

  • Заключение (1-2 страницы) - высказываются предложения, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.

  • Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем - иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.

В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания и количество страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с" с точкой.

Ресурсы Интернета.

Например, 5. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе [Электронный ресурс]. – Центр «Информатика». Режим доступа:

http://www.informatika.ru/text/school/its.html (18 фев.1999)

Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М

Учитель биологии: Антонова С.А

9 класс.

                                           № 3 – обобщение и систематизация знаний

                                           Тема: «БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»

Цель урока:

  • Обобщить знания о многообразии форм жизни, доказать,что биология – фундаментальная наука
  • Приобрести навыки работы с таблицами, текстом учебника, выполнением тестов.
  • Освоить умение работать в группе учащихся и самостоятельно оценивать собственные знания.

План урока:

  • Биология – комплексная наука о жизни.
  • Современная биология – комплекс наук, изучающих живую природу.
  • Уровни организации жизни.
  • Царства жизни.

УЭ - 1. Пользуясь учебником “Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс”  И.Н Пономарева и знаниями курса биологии 6 – 8 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые”(время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Объект изучения

1

Анатомия

 

2

Биогеоценология

 

3

Биология

 

4

Биофизика

 

5

Биохимия

 

6

Ботаника

 

7

Вирусология

 

8

Генетика

 

9

Зоология

 

10

Микология

 

11

Микробиология

 

12

Молекулярная биология

…………………………………………………………….

13

Морфология

 

14

Палеонтология

 

15

Популяционно – видовая биология

……………………………………………………………

16

Селекция

 

17

Физиология

 

18

Цитология

 

19

Эволюционное учение

……………………………………………………………

20

Экология

 

21

Эмбриология

 

Сверьте с классом (время на выполнение - 4 минуты).

Поставьте себе оценку 

УЭ - 2. Пользуясь учебником на странице 8, 1-й абзац, сопоставьте уровни организации жизни и их структурно – функциональные единицы(время на выполнение – 5 минут).

уровень

Название уровня организации жизни

структурно – функциональная единица

единица

I

Молекулярно – генетический

Вид и популяция

 

II

Органоидно - клеточный

Экосистема, биоценоз

 

III

Организменный

Ген

 

IV

Популяционно - видовой

Клетка

 

V

Биогеоценотический

Биосфера

 

VI

Биосферный

Организм

 

Уровень и его единица:

  1. ________________;
  2. _________________;
  3. _________________;
  4. _________________;
  5. _________________;
  6. _________________.

Ответы сверьте с классом (время на выполнение – 1 минута).

Поставьте себе оценку 

УЭ - 3. Вспомнить, по каким признакам растения, животные, грибы и бактерии относятся к разным царствам.

Задание: пользуясь учебником на странице 10, рисунком 1 параграфа 1 “основные признаки живого – его отличие от неживого”, поставьте плюсы в таблице “сходство и отличие царств живой природы” (время на выполнение – 8 минут).

Таблица “сходство и отличие царств живой природы”.

Признак

бактерии

грибы

растения

животные

1

Только одноклеточные организмы (см. учебник 6,7 кл)

 

 

 

 

2

Только многоклеточные организмы

 

 

 

 

3

И одноклеточные и многоклеточные организмы

 

 

 

 

4

В клетке есть ядро (эукариоты)

 

 

 

 

5

В клетке нет ядра (прокариоты)

 

 

 

 

6

Питаются готовыми органическими веществами

 

 

 

 

7

Создают органические вещества

 

 

 

 

8

Способны к фотосинтезу

 

 

 

 

9

Способны к хемосинтезу

 

 

 

 

10

Клеточная стенка содержит целлюлозу

 

 

 

 

11

Клеточная стенка содержит хитин

 

 

 

 

12

Клеточная стенка содержит муреин

 

 

 

 

13

В клетке есть хлоропласты

 

 

 

 

14

В клетке есть вакуоль

 

 

 

 

15

Характерно бесполое размножение (см. учебник с. 93)

 

 

 

 

16

Характерно половое размножение

 

 

 

 

17

Характерно вегетативное размножение

 

 

 

 

18

Активно передвигаются

 

 

 

 

Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 2 минуты).

Поставьте себе оценку 

УЭ - 4. Рефлексия.

Задание: выберите один правильный ответ (время на выполнение - 8 минут).

Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.

  1. К наукам, изучающим живое на клеточном уровне организации, относят:
  • физиологию
  • цитологию
  • генетику
  • ботанику
  1. Ядерная мембрана характерна для клеток:
  • всех организмов
  • эукариот
  • прокариот
  • только растений и животных
  1. Закономерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука:
  • морфологию
  • генетику
  • зоологию
  • анатомию
  1. Основная особенность строения прокариотической клетки отсутствие…
  • плазматической мембраны
  • ядра, ограниченного оболочкой
  • клеточной стенки
  • рибосом
  1. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) изучает наука:
  • генетика
  • физиология
  • эмбриология
  • эволюционное учение.
  1. Хлоропласты присутствуют в клетках
  • растений
  • животных
  • грибов
  • бактерий
  1. Структурно – функциональной единицей молекулярно – генетического уровня является:
  • организм
  • клетка
  • вид
  • ген
  1. Самым крупным уровнем организации жизни является:
  • молекулярно – генетический
  • популяционно – видовой
  • биосферный
  • биогеоценотический
  1. Самым маленьким уровнем организации жизни является:
  • молекулярно – генетический
  • популяционно – видовой
  • биосферный
  • биогеоценотический
  1. Наука, изучающая ископаемые остатки
  • физиология
  • палеонтология
  • микология
  • морфология

Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 1 минута)

  1. Поставьте себе оценку 
  2. Ваша итоговая оценка по уроку 
  3. Оценка учителя 

УЭ - 5. Домашнее задание.

Ответьте на вопросы на странице 8. Подготовьтесь к проверочному тесту по уроку № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработки уроков по теме "Пищеварение" Биология, 8 класс

Предлагаемый материал содержит подробные поурочные разработки,  различные методические приёмы и находки.  Каждый урок  содержит все необходимые материалы для организации деятельности уч...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Методическая разработка урока по теме: Введение в общую биологию. (9класс)

Вводная часть в новую тему: Биология-наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее ...