Авторский проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии»
проект по биологии по теме

Анисимова Ирина Николаевна

Проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии» описывает развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии МБОУ СОШ №174. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_anisimovoy_in_174_shkola.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 174

Инновационный проект

«Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии»

Автор работы: Анисимова Ирина Николаевна

Занимаемая должность:

учитель биологии, к. б. н.,

первая квалификационная категория

Место выполнения работы: МБОУ СОШ № 174 Советского района города Казани

                                                                                                   

Казань - 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

       3.1. Предмет исследования

       3.2. Объект исследования

3. Этапы реализации проекта на период 2013-2015 г.г

4. Бюджет проекта

5. Ожидаемые результаты

6. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Я считаю, что данная тема актуальна. Меня, как учителя биологии, волнует нынешнее отношение к предмету биологии, пугает снижение заинтересованности и снижение уровня знаний. Но в тоже время я вижу, что сейчас есть возможность дать детям нужные знания, есть творческие ученики. И если правильно организовать обучение биологии в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы, по моему мнению, является обучение предмету с использованием исследовательского и проектного методов и инновационных средств обучения.

Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя-биолога является умение грамотно организовать исследовательскую и проектную работы со школьниками, привлечь их к изучению родного края  с целью развития биологического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения ко всему живому.

Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с выявлением влияния исследовательской и проектной деятельности на формирование творческой активности обучающихся и повышение качества обучения по биологии.

Цель проекта: создать условия для развития обучающихся методами и приемами проектно-исследовательской деятельности, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления обучающихся и повышающих качества обучения.

Задачи проекта:

1. Изучение образовательного запроса школьников с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;

2.Разработка системы исследовательской и проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы,

3. Выявление детей особо склонных к научно-исследовательской и творческой работе;

4. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

5.Создание системы критериев оценки исследовательских и проектных работ, награждения победителей;

6. Создание условий для реализации проекта, разработка проектных, методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы проекта;

7. Эффективное внедрение ФГОС ООО в учебно-воспитательный процесс по биологии.

Учащихся к исследовательской и проектной деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Задача учителя – обеспечить успех исследовательской и проектной работ.

В основу исследования положена гипотеза: если развить исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, это позволит успешно активизировать познавательную, творческую, поисковую деятельность учащихся и повысить качество обучения.

Предмет исследования: исследовательская и проектная деятельность обучающихся и повышение качества знаний и учебной мотивации по биологии.

Исследовательская деятельность учащихся.

Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по биологии посвящены многие труды по методике преподавания биологии.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Принципы проектно-исследовательской деятельности.

 Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: доступности, естественности, осмысленности, культуросообразности, самодеятельности.

Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.

Основные требования к использованию исследовательской деятельности обучения:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей, исследовательского поиска для ее решения);
  • Практическая значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • Использование исследовательских методов:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- анализ и объяснение полученных результатов;

- оформление конечных результатов.

Продукт реализации этой программы – творческие, исследовательские работы учащихся, выполненные в рамках общеобразовательных предметов.

Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на районных, городских, всероссийских конференциях.

Методика работы над исследовательским проектом

Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования. 1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка  темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи.

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования.

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по биологии сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные  обычно на большой выборке и с большим числом повторений.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов.

Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Ожидаемые результаты:

- приобретение учащимися функционального навыка исследования и создания проектов;

- обеспечение активной учебной работы школьников через формирование ключевых компетенций;

- повышение качества знаний учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- использование индивидуализации и активных методов обучения;

- развитие навыков и получение результатов проектной деятельности учащихся по биологии во внеклассной деятельности.

Современная школа живёт и развивается в изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учеников и таком же интересе к предмету. Как повысить учебную мотивацию к своему предмету?

Одним из методов повышения интереса к учебным предметам, и как следствие повышение качества образования является вовлечённость учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед школой.

И исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, умению планировать, формирует стремление - двигаться к намеченной цели.

Повышение качества знаний обучающихся в результате исследовательской и проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

1.проектно-исследовательская деятельность должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

2.исследовательская и проектная деятельность должна строиться на добровольной основе; учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

3.занятость исследовательской и проектной деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения времени учащегося.

Обоснование актуальности разработки основной проблемы.

1.Объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской, проектной деятельности учащихся, полученные при выполнении проектно-исследовательских и творческих работ, используются на уроках биологии и содействуют повышению успеваемости и качеству знаний учащихся.

2. Создание научного общества учащихся. Ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на неё свободное время.

3 Исследовательская и проектная деятельность учащихся предполагает глубокое систематизированное знание по биологии.

Таким образом, проект по развитию исследовательской и проектной деятельности на современном этапе развития школы совершенствует качество образования, способствует развитию методов и приемов проектно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии, развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Происходит развитие критического и творческого мышления, умение увидеть проблему, поставить цель, найти методы и средства решения, достичь результата.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • компьютерный класс – 1 класс,
  • мобильный компьютерный класс на базе компьютеров МАС – 30 шт.
  • специализированный учебный кабинет, лаборатория
  • специализированные помещения – библиотека, методический кабинет.

Информационное сопровождение проекта

  • наличие Интернета,
  • сайт школы,
  • наличие библиотеки, компьютерных программ по  информатике.
  • обеспеченность научно-методической литературой.


Содержание проекта

Инновационный проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии» создан на основе теоретических знаний и практического опыта работы с обучающимися 6-11 классов.

Проект долгосрочный, занимает 2013-2015 учебный год.

В проекте отражены четыре основных этапа работы.

Сроки, этапы и мероприятия по реализации проекта

1. Подготовительный этап - Сентябрь-декабрь 2013г.

Цель: создание предпосылок исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии и их апробация на уровне ОУ.

  1. Создание и реализация плана исследовательской и проектной работы.
  2. Систематизация существующего опыта исследовательской и проектной работы.
  3. Анализ материально-технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской и проектной деятельности.
  4. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности.
  5. Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся (анкетирование учеников и родителей, проведение диагностических работ на уроках, индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих интерес к изучению биологии).
  6. Составление списка учеников, способных к исследовательской и проектной работе по различным учебным предметам.
  7. Определение тем исследования и проектов по биологии.
  8. Создание научного общества учащихся.
  9. Составление графика проведения предметной недели, научно-практических конференций в текущем учебном году.
  10. Определение формы и места представления проектов и результатов исследований.

2. Творческий  этап - январь - май 2014г.

Цель: формирование проектно-исследовательской среды среди обучающихся при изучении биологии, экологии, химии, межпредметная интеграция исследовательской и проектной деятельности.

1. Анализ работы за 1 полугодие текущего учебного года.

2. Индивидуальная и дифференцированная работа с одарёнными и способными учащимися.

3. Проведение интеллектуальной игры для членов научного общества учащихся.

4. Выявление и развитие у вновь прибывших учеников способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности.

5. Отработка тем программного материала по биологии (5-9 классы, 10-11 классы), при изучении которых можно вовлечь большее количество учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

6. Составление презентаций по результатам исследований, отработка навыков оформления проектов.

7. Научно-практическая конференция исследовательских проектов, творческих работ в школе.

8. Организация и проведение отчётной работы среди учащихся о промежуточных  итогах исследовательской и проектной работы по биологии.

9.Представление опыта исследовательской и проектной работы по биологии в системе образования Советского муниципального района.

10.Анкетирование, собеседование с детьми, участвующими в  научно – исследовательской и проектной работе с целью выявления проблем и перспектив обучения этим технологиям.

11. Мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся.

3. Развивающий этап - Сентябрь-декабрь  2014г.

Цель: переход системы исследовательской и проектной деятельности учащихся в режим функционирования.

  1. Анализ работы за прошедший учебный год.
  2. Выявление и развитие у вновь прибывших учеников способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности
  3. Определение тем исследования и проектов по биологии.
  4. Участие в научно-практических конференциях естественно - научного направления.
  5. Мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся.
  6. Расширение спектра участия в научно-практических конкурсах и конференциях различного уровня, где учащиеся могут выступить со своими работами.
  7. Вовлечение в научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

4. Аналитический этап – январь-май 2015г.

  1. Обобщение и систематизация результатов Проекта.
  2. Развитие и обобщение опыта, публикация методических разработок, статей, участие в семинарах, конкурсах.
  3. Выявление проблем
  4. Мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на результативность работы учителя, учащихся (аттестация педагогических работников, результаты ЕГЭ, качество обучения)

Таким образом, в результате проведённой в течение учебного года систематической работы, включающей комплекс мероприятий, направленных на развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии, повысилось качество обучения по биологии.

Результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии:

-1 место на Республиканской научно-практической конференции им. Хади Атласи «Культурно-нравственные ценности народов Татарстана», 2014 год; 1 место в конкурсе «Зеленая эстафета» в рамках форума городской детской общественной организации «Зеленая страна», 2014; 1 место на XVIII городской научно-практической конференции «Мир науки», 2014 год; 2 место в командной игре КВН на тему «Я - гражданин России» в рамках городского проекта по пропаганде здорового образа жизни «СтрИЖ» (Стремлюсь Интересно Жить), 2014; 2 место на XVIII городской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения», 2014 год; 2 место на XVIII городской научно-практической конференции «Мир науки», 2014 год;  2 место на городской научно-практической конференции «Интеллект. Карьера», 2014 год; 2 место на V открытом городском экологическом Форуме «Зилантенок», 2014 год; 2 место на I городской научно-практической конференции «Дни науки», 2014 год; 2 место на XI открытом городском экологическом Форуме «Зилант», 2011 год; 3 место на 8-ой Международной олимпиаде «Экология и энергетика-2014» в Интернете, посвященной завершающему году десятилетки экологического образования ООН, 2014; 3 место на XVIII городской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения», 2014 год; 3 место на I городской научно-практической конференции «Дни науки», 2014 год; 3 место на XIV открытом городском экологическом Форуме «Зилант», 2014 год; 3 место на V открытом городском экологическом Форуме «Зилантенок», 2014 год (Приложение).

Вывод: созданная система работы по развитию исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии доказала свою эффективность.

Способы внедрения проектной разработки

в образовательную практику учреждения:

Освоение технологии современного проектного обучения С.Т. Шацкого: построение образовательного процесса происходит в зависимости от деятельности, которая имеет смысл для ученика. При обучении методом проектов каждый ученик выходит на свой уровень развития, используя свой индивидуальный темп деятельности. В результате комплексного подхода развитие психики и физиологии ученика соответствует его возможностям при работе над проектом. Специфическое использование знаний при решении разных проблем способствует более глубокому и осознанному их усвоению. Ценность проекта определяется не столько внешней формой, сколько внутренней раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке.

•        Совершенствование имеющегося опыта работы  по инновационным педагогическим технологиям, направленных на личностно ориентированное обучение: технология проектного обучения должна стать ведущей технологией в школе, ибо она позволяет направить деятельность учащихся на результат при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Используя проектную деятельность с поддержкой средствами информационно-коммуникационных технологий, можно увидеть её преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

•        Инновационной составляющей внедрения современного проектного обучения является привлечение всех учащихся школы к проектной деятельности:

- на уровне класса, с учетом личностно-ориентированного подхода;

- уровень образовательных  ступеней начальной, средней и старшей школы;

- общешкольный уровень – участие в научно-практической конференции, посвященной Дню науки (ежегодно 8 февраля), фестивале проектных работ (конец учебного года);

- представление на муниципальном, региональном уровнях.

•        Совершенствование профессиональной подготовки учителей для плодотворной работы в выбранном направлении.

•        Развитие внешних связей с целью реализации социально-значимых  проектов.

•        Развитие материально-технической и информационной базы школы ресурсами для образования и воспитания детей, развитие способностей всей детей школы.

Возможное финансовое обеспечение проекта:

Бюджет школы, спонсорские средства, иные денежные средства, полученные школой в приносящей доход деятельности.

Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями:

  • Методическая поддержка, организация курсовой подготовки, проведение РМО, семинаров по формированию проектной деятельности образовательного учреждения.
  • Участие в экологических акциях, творческих конкурсах, конференциях проводимых Детским эколого - биологическим центром.
  • Участие в научно практических конференциях, конкурсах районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровня.


Выводы:

1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Создавая условия для полного проявления самостоятельности учащихся, наблюдались изменения в них самих. Ребята становились способными к изменению обстоятельств своей деятельности, изменению себя, своего субъективного пространства саморазвития. Собственные наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод о том, что исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления ребенка. Учащиеся, включенные в исследовательскую деятельность, внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, четче составляют план ответа, конспект, реферат, рациональнее располагают свои записи в тетрадях, культурнее и общительнее с окружающими.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью разработанной модели, представленной в данном проекте, является развитие свободной, организованной, культурной, личности, готовой к свободному самоопределению и дальнейшему самосовершенствованию.

Образование сегодня-главный капитал, которым располагает человек на рынке труда. Поэтому сегодня, как никогда раньше, оно является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и устойчивости выпускника школы.

Реализация данного проекта позволит на конкретных примерах своей исследовательской деятельности:

1. Активизировать интерес к знаниям;

2. Развить представления о межпредметных связях;

3. Создать установку на престижность знаний;

4. Развить коммуникативную направленность;

5. Развить научное мышление;

6. Развить творческий подход к собственной исследовательской деятельности.

Реализация данного проекта позволит значительно повысить качество как образования, так и воспитания.

«Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его привычкой метода научного знания, научит его ставить научно вопросы и направлять на путь, ведущий к их решению». (Гессен).


Список использованной литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Наука, 2007
  2. Волкова Л.А. Учебное исследование в школе: виды, алгоритмы, принципы \Л.А. Волкова\\ Школьные технологии.- 2009.-№4.-С.94-96
  3. Гилаева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е.А.Галиев, Ю.С.Егоров // Школа. – М.: «Школа». – 2001. -№2. – С.69-74.
  4. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Форум: Инфра – М, 2004. \Пофессиональное образование\.
  5. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении \В.В. Гузеева \\Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
  6. Гузеева В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы \ В.В. Гузеева \\Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52
  7. Жильцова О.А. Возможности организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в средней школе /О.А. Жильцова \\Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.100-103
  8. Зильберг Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность \Н.И. Зильберг \\Школьные технологии.- 2008.-№5.-С.76-81
  9. К. Нидон, П.Шерфель, Б.Шайба, И. Петерман. “Растения и животные” Руководство для натуралиста.- М.: Мир, 1991
  10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Введение в общую биологию и экологию” М: Дрофа, 2004
  11. Кобельков М.Е., Чуканов М.Е. Хатин Д.В. “Категория состояния основных лесообразующих пород Московской области”.- М: 2000
  12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. “Экология в вопросах и ответах”, Феникс, Ростов-на Дону, 2002
  13. Леонтович А. Модель организации исследовательской деятельности учащихся \А. Леонтович \\Директор школы.- 2008.-№7.-С.69-74
  14. Лукина В. Исследовательская деятельность в практике \В. Лукина \\Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№15.-С.5-7
  15. Методическое пособие для участников проектной деятельности // Перемены. Педагогический журнал. – 2002. -№4. – С.86-104.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008
  17. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2005. – с. 42.
  18. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности / С.А.Пилюгина // Школьные технологии. – 2002. -№2. –С. 196-199.
  19. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  20. Психологические тесты. В 2т./под ред. А.А. Карелина. – М:Владос – Пресс, 2007- Т.1 . С. 10-12, С.25-36.
  21. Рогова И.А. Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования /И.А. Рогова //Профильная школа.- 2008.-№5.-С.14-19
  22. Савенков А. Принципы исследовательского обучения \А. Савенков \\Директор школы.- 2008.-№9.-С.50-55
  23. Савенкова А. Развитие исследовательских умений школьников \А. Савенкова \\Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№18.-С.20-30
  24. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  25. Фамелис С.А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся. Биология в школе. № 2/2007
  26. Фахретдинова Ф.Р. Исследовательская деятельность – основа развития   одаренной личности \Ф.Р. Фахретдинова \\ Одаренный ребенок.- 2010.-№1.-С.122-127
  27. Шмелькова Л.В. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога / Л.В.Шмелькова // Школьные технологии. – 2002. - №4. –С.36-48.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Деятельность по реализации программы:

Этапы

Мероприятия

1. Изучение нормативно-правовой базы

Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся школы по биологии (анкетирование детей; проведение диагностических работ на уроках биологии; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к изучению отдельных тем по биологии)

2. Подготовка условий для формирования системы навыков исследовательской деятельности школьников

Составление списков учащихся, способных к исследовательской деятельности

3. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности

Определение групп и пар учащихся по интересам; детей, изъявивших желание работать индивидуально

4. Формирование познавательного интереса

Определение тем исследования

5. Анализ материально- технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской деятельности

Составление графика работы в текущем учебном году

6. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности

Экскурсия по родному городу, посещение различных учреждений науки и культуры

7. Определения формы и места представления работ

Представление исследовательских работ на НПК в школе, районе, городе; презентация социальных проектов


Приложение 2

Таблица 1. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях

работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д

2.Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3.Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу


Приложение 3

Критерии оценивания проектов учащихся

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Актуальность работы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и (или) практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и (или) практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

От 0 до 2

Соблюдение технологии использования методов

От 0 до 2

Качество содержания проектной работы

Выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

Оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

Есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

Есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 2

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

Интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т. д.

От 0 до 2

Форма материала соответствует задумке

От 0 до 1

Текст легко воспринимается,

От 0 до 1

Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи

От 0 до 1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой - то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2

ИТОГО

СУММА БАЛЛОВ

МАКСИМУМ 40 БАЛЛОВ

Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:

65-80% - оценка «3»

80-90% - оценка «4»

-100%-оценка «5»

Можно сделать вывод, что предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Arial ...

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...

Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение индивидуального проекта по предмету ОБЖ

Статья посвещена организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной работе по предмету ОБЖ. Приведена технология социального проектирования. Пошагово обьяснено как выполнить...