Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география
методическая разработка на тему

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной программы на основе предметных областей: биология и география в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Значительные возможности для совершенствования содержания образования в рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов открывает междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В современных условиях развития общества необходимо развивать у обучающихся способность находить решения в возникающих проблемных ситуациях, проектировать объекты окружающего мира и собственную деятельность. Средствами развития личности в этом направлении являются учебно-исследовательская и проектная деятельность. Формирование опыта проектной и исследовательской деятельности посредством естественнонаучного образования дает обучающимся возможность осваивать новые способы и формы деятельности, приобретать новые знания, способствует развитию творческого типа мышления. 

Рассмотрим структуру работы учителя биологии и географии в данном направлении. Специфика школьных предметов «биология» и «география» позволяет найти множество точек соприкосновения, общих тем. Найдя такую тему, анализируем сформированность у учащихся ключевых предметных компетентностей на разных этапах обучения с 5 по 11 класс по биологии и географии. Например, выбрав тему «Приспособленность организмов к условиям среды обитания», составляем таблицу:

класс

биология

география

5 - 6

Среды жизни: условия существования в водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной среде, общие черты приспособленности.

Природные зоны мира: условия существования, биоразнообразие (животный и растительный мир)

7

Черты приспособленности организмов разных систематических групп к условиям жизни

Природные зоны  материков: условия существования, биоразнообразие (животный и растительный мир)

9-11

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора; формы приспособленности организмов.

География сельского хозяйства:  природные условия выращивания  сельскохозяйственных культур и разведения животных в различных природных зонах

Далее работа может пойти в двух направлениях:

  1. в урочное время по нелинейному расписанию. Тему рассматриваем частично на уроке (биология, либо география), на бинарном уроке: биология + география в 5, 6, 7 и последующих классах, а продолжаем урок в школьном зооуголке (урок-эксперимент, урок-лаборатория и др), на экскурсии,  в школьном технопарке и тд.

  1. Содержательная предметная линия переходят во внеурочную деятельность. Формируются разновозрастные группы из учащихся, которым, так или иначе, интересна рассматриваемая тема. Ребята с низкой мотивацией ухаживают за животными в зооуголке, проводят простые опыты, снимают показания с приборов и тд. Учащиеся с высокой мотивацией работают над общим проектом. Либо выполняют индивидуальные исследовательские проекты.

Форма организации

Форма работы

Цели

Междисциплинар ное интегративное погружение «Лесной урок»

Экологический практикум «Определение видового состава растений в зависимости от факторов окружающей среды»

Выработать у ученика практические умения:

– проводить оценку состояния окружающей среды ближайшего природного окружения с помощью цифровой лаборатории  ГлобалЛаб , Эйнштейн, Cobra
– использовать различные источники информации при выполнении заданий практикума;

– проводить разъяснение современных проблем экологии и охраны природы.

Сообщество «ГлобалЛаб»

Исследование «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; продолжить формирование умения  видеть причинно-следственные связи.

Контактный зооуголок

Мониторинговое исследование «Приспособленность  организмов и ее относительность"

развить у учащихся широкий комплекс универсальных учебных действий,

овладеть способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Кроме этого, формы внеурочной работы мог быть различны:

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах;
  • проектные недели;
  • экспресс-исследование;
  • долговременные исследования;
  • исследовательская практика обучающихся на базе вузов;
  • образовательные экспедиции  походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями;
  • элективные курсы;
  • работа в проблемных группах под руководством тьюторов;
  • деятельность в рамках секций  НОУ и др

Решая исследовательские задачи, учащийся получает первоначальные навыки опытно-исследовательской работы, разработки программы изучения объектов, получения информации. Формируются навыки самоорганизации и самопланирования деятельности. Для достижения этих результатов я обеспечиваю прикладной характер исследований, предусматривающий ориентацию учащихся на решение конкретных задач учебной деятельности, а так же междисциплинарный характер выполнения исследований.

Таким образом, реализация данной программы позволит эффективно перейти от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.