Главные вкладки

    Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности
    статья по географии на тему

    В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ
    Office presentation icon iv_koshcheeva.ppt152 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    Хрюнова Е.С.,

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 41 «Жаворонок»

    городской округ  Коломна

    Основа концепции учреждения – воспитательно-образовательная работа с учетом индивидуальных  особенностей и возможностей каждого ребенка, в том числе и детей, имеющих особенности в развитии, с целью сохранения здоровья детей и их полноценного физического развития. Основными положениями концепции являются:

    - обогащение всестороннего развития неповторимой индивидуальности ребенка, проявление каждым из них творческих способностей в разных видах деятельности;

    - уверенность родителей в успешном, благополучном будущем их детей; возможность выбора форм посещения ребенком детского сада (пребывание целый день; кратковременное пребывание);

    - предоставление сотрудникам возможности самореализации, проявления творчества в работе; достойные условия работы и возможность профессионального роста.

    Содержание образовательной программы детского сада включает все основные задачи воспитания ребенка через различные виды детской деятельности – предметной, игровой, театрализованной и других. Что определяет все общеразвивающие и содержательные аспекты образовательной деятельности в дошкольном учреждении в рамках реализации основных образовательных услуг. Воспитательно-образовательный процесс подкреплен соответствующим программно-методическим и учебно-дидактическим обеспечением.

    В основу работы учреждения положен программно-целевой подход. Учитывая кадровый потенциал, материальную базу, контингент детей и родителей, мы стали использовать в своей работе  инновационные (для нашего учреждения) технологии.  При организации предметно-пространственной среды в детском саду ведется сложная, многоплановая и высокотворческая де ятельность всех педагогов ДОУ. Мы считаем, что це ленаправленно организо ванная предметно-разви вающая среда в нашем учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ре бенка. Рационально используются все помещения – групповые комнаты, раздевалки, коридоры. В группах созданы зоны для разных видов деятельности. Чтобы создать многофункциональную среду мы переоборудовали имеющиеся помещения, и стали более рационально использовать площади своего детского сада. Так, например, из групповых комнат были оборудованы: Монтессори-класс, сенсорная комната, часть спальни используется как экспериментаторская лаборатория. Центры астрономии и географии мы разместили в группах. Бывшая приемная превратилась в физиокабинет. Многофункциональное применение нашел так же музыкальный зал, который во второй половине дня используется для занятий хореографией и ритмикой. В физкультурном зале проходят дополнительные занятия на тренажерах и корригирующая гимнастика.

    Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, оказавшимися изолированными от окружающего  мира, привела нас к поиску эффективных путей комплексной помощи, решающих вопросы индивидуализации, дифференциации и интеграции. Одним из вариантов такой работы мы считаем создание в нашем детском саду различных групп, которые позволили бы детям с особенностями развития находиться в общеобразовательном учреждении, и, интегрироваться в среду здоровых сверстников. Творческой группой педагогов детского сада был разработан социально-педагогический проект «Интеграция». Свою работу по данному проекту мы начали в 2001 году с создания модели дошкольного учреждения, обеспечивающего интеграцию детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. Опытом организации различных форм кратковременного пребывания детей в детском саду мы делились на конференции, семинарах и консультациях. Начинали мы с того, что интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещали группу кратковременного пребывания в среду здоровых сверстников, была временной и частичной. Накопив материал, имея опыт работы в данном направлении, мы смогли перейти к следующей ступени. Дети группы кратковременного пребывания сегодня посещают массовые группы наряду со здоровыми сверстниками. И это дает свои положительные результаты: дети хорошо адаптировались в детском саду, благодаря этому они не изолированы от своих сверстников, а получают полноценное общение; мы наблюдаем положительную динамику в их развитии. Кроме этого в групповом помещении, где была расположена группа кратковременного пребывания, с сентября 2009 года открыта группа для детей с задержкой психо-речевого развития. Это позволило решить проблему нехватки помещений для нуждающихся детей.

    Глубоко работая в направлении инклюзивного воспитания, коллектив дошкольного учреждения не стоит на месте. Опытом своей работы мы постоянно делимся с коллегами города и области. В 2010 году на базе детского сада проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексный подход к решению проблем обучения и воспитания детей с особыми потребностями», на которой был представлен практический материал, накопленный коллективом учреждения.

    Первыми в нашем городе, вот уже на протяжении девяти лет, в своей работе мы используем элементы системы Марии Монтессори. В детский сад закуплен классический Монтессори-материал и организована развивающая среда. Одновременно с организацией предметно-развивающей среды в учреждении была открыта группа кратковременного пребывания для детей с особыми образовательными потребностями. У нас появилась возможность использовать Монтессори-среду для коррекции, развития, обучения, воспитания и социализации этих детей. Используя в течение нескольких лет систему Марии Монтессори в работе группы кратковременного пребывания, мы увидели положительную динамику в развитии детей и решили использовать ее элементы в работе других групп детского сада. В последствие в рамках этой системы стала функционировать группа для детей с задержкой психо-речевого развития. А также нами была использована развивающая среда Монтессори-группы для проведения занятий с детьми массовых групп. Обобщением опыта явилась разработанная «Программа работы коррекционной группы для детей с задержкой психо-речевого развития в условиях применения адаптированной педагогической системы Марии Монтессори», а так же проведение мастер-классов, методических объединений, курсов для воспитателей города. Так же выступления педагогов по данной теме на городском радио, выпуск печатных статей.

    На основе диагностики в ДОУ оказывается квалифицированная психологическая помощь.  Для того чтобы работа педагога-психолога была более эффективной и оказание помощи детям, с личностными проблемами, имеющими трудности в общении и обучении, проводилось с использованием современного оборудования, необходимыми стали новые формы организации этой службы. Одна из инноваций связана с созданием в нашем учреждении сенсорной комнаты. Оборудование сенсорной комнаты проводилось параллельно с обучением специалистов по данному направлению. Занятия проводятся в  сенсорной комнате, оборудованной по специальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении психолога исследует окружающее. Обстановка способствует нормализации психического состояния, является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.

    Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам уютно, комфортно, интересно, полезно. Дошкольное учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей. Педагогический коллектив для этого предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества. Особое внимание уделяется взаимодействию воспитателей и родителей группы. Проводятся индивидуальные беседы и консультации для родителей. Систематически проводится разнообразная работа с родителями, с учетом особенностей их состава, проблем и других характеристик (посещение на дому, совместные праздники, вовлечение родителей в педагогический процесс).

      Работа нашего дошкольного образовательного учреждения является достаточно успешной и имеет уже определенную, сложившуюся систему, составляющими которой являются: развивающая среда; квалифицированные специалисты; работа по коррекции и интеграции детей с проблемами в развитии; работа с родителями; преемственность в работе специалистов и учреждений.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

    В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

    Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности

    Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...

    Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

    Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе....

    Презентация основы учебно-исследовательской деятельности учащихся

    Презентация содержит теоретический материал...

    Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

    Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

    Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс

    Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной   деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...

    Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс

    Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информацион...