Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности
статья по географии по теме

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc56.5 КБ
Office presentation icon iv_koshcheeva.ppt152 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное  партнерство:

грани взаимодействия лицея и станции юных туристов

Да здравствуют все желающие!

Девиз СЮТур

 г. Кирово-Чепецка

Знания, дружба, совершенство!

Девиз МОУ

«Лицей г. Кирово-Чепецка»

         Одним из актуальных вопросов государственной политики является воспитание молодежи в духе патриотизма и здорового образа жизни. Воспитание средствами туризма призвано закладывать у школьников основы физического и духовного здоровья, на базе которого возможно разностороннее развитие личности.

       Туризм используется не только для отдыха, он является массовым оздоровительным средством, повышающим функциональные возможности организма и физическую работоспособность.      

          Познать самого себя, свой край, в походе встретиться с интересными людьми, полюбоваться памятниками  культуры,  увидеть разнообразие животных и растительного мира могут только туристы.

        Туристско-краеведческая деятельность (ТДК) – надежное подспорье в разнообразной  воспитательной работе, которую ведет лицей. ТКД составляет основу и является обязательной при обучении школьников здоровому образу жизни, социальной адаптации, становлению личности. Учащиеся, активно занимающиеся ТКД, являются эмоциональными и деловыми лидерами среди своих сверстников, составляют основу актива класса и лицея, так как у них в большой степени развита инициативность, самостоятельность, умение принимать решения, творческая активность, а также ответственность и сознательная дисциплина. Все эти качества формируются средствами ТКД и, безусловно, являются ценными  для растущего молодого поколения.

        Понимая это, администрация лицея в сотрудничестве со станцией юных туристов разработала и четвёртый  год проводит в жизнь целенаправленную систему туристско-краеведческой  работы. СЮТур и лицей заключили договор на совместную деятельность по реализации «Программы развития и образования школьников средствами туристко-краеведческой деятельности на период 2008-2011 года». Программа принята на педагогическом совете коллективов СЮТур и лицея 23.12.2007,  подписана директором лицея А.А. Суворовым и директором СЮТур А.П. Матвеевым.

   Целью педагогов СЮТур и лицея является воспитание социально активной личности средствами системы туристско-краеведческой деятельности.

Объектом работы педагогических коллективов СЮТур и  лицея являются одни и те же дети. Таким образом, реализация взаимодействия этих учреждений обусловлена не только целями, но и необходимостью  организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющее нам находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.

       Сотрудничество СЮТур и лицея осуществляется ступенчато:

1 ступень – учащиеся 2 – 5 классов

Цель – обучение учащихся основам техники пешеходного туризма, формирование знаний природы своей местности, воспитание любви к родному краю.

2 ступень – 6 – 8 классы

Цель – формирование знаний по спортивному ориентированию, обучению основам скалолазания, воспитание гражданина – патриота своей страны

3 ступень – 9 – 11 классы

Цель – формирование знаний туриста – спасателя, инструктора по туризму, формирование жизненно-ценностных ориентаций.

     ТКД осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Учебная деятельность
  1. В календарно-тематический план по географии внесены темы «План местности», «Топографическая карта», «Способы ориентирования на местности». Занятия проводят учителя географии Ерёмина Л.Б., Кощеева И.В. совместно с педагогами СЮТур Редькиной Е.В., Слабокруговой И.Г.
  2. Использовать  краеведческие материалы в         образовательном процессе на уроках биологии, химии, литературы, истории.

2. Внеурочная деятельность.

  1. Организована работа факультативов «Азбука краеведения и туризма» (для 3-4 кл.), «Азбука туризма» (для 6 кл.). Руководителями факультативов являются педагоги лицея: Петрова Г.С., Сандалова О.В., Ерёмина Л.Б., Огородникова П.В.
  2. Практические занятия на станции туристов.

Учащиеся 6-х классов проходят обучение по модифицированной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности «Азбука туризма» (утвержденной решением педагогического совета СЮТур № 1 от 17.09.2001 г.) В этих классах в начале учебного года проводятся уроки по ориентированию. После обучения учащиеся выходят на старт городских соревнований по ориентированию, где развивают и закрепляют полученные навыки. Занятия по ориентированию помогают детям лучше усвоить школьную программу по географии (Тема «План и карта»), а также развить такие качества как наблюдательность, быстроту мышления, смелость (выйти одному в лес с картой), а также физическую выносливость.

После изучения «Азбуки туризма» учащиеся лицея в 7-х классах продолжают обучение на базе СЮТур по модифицированной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности «Спортивный туризм с основами скалолазания» (утвержденной решением педсовета СЮТур № 1 от 17.09.2001), в 8-х классах по программе «Спортивный туризм» (утвержденной решением педсовета СЮТур № 1 от 17.09.2001), в 9-х классах и дальше по программам «Юный турист-спасатель» (типовая программа Министерства образования РФ), «Юные судьи туристских соревнований» (типовая программа Министерства образования РФ), «Юные инструкторы туризма» (типовая программа Министерства образования РФ).

Учащиеся начального звена лицея (1-4 классы) также занимаются по программе ТКД. Для них разработана модифицированная программа начального курса подготовки юных туристов-краеведов «Азбука туризма и краеведения». Руководитель данного направления – педагог начальных классов, назначенный приказом директора. Цель данной программы – реализация идеи творческого взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса: обучающихся, педагога дополнительного образования, классного руководителя в обучении, воспитании и творческом развитии ребенка. Целевые ориентации: воспитание человека-гражданина, стремящегося к знаниям, труду, здоровому образу жизни; заложить основы норм культурного человека; формирование системы знаний об истории, культуре, природе родного края.

  1. Участие в туристических соревнованиях.

С 2005 года учащиеся лицея, участвуя в городских, а потом и областных соревнованиях по спортивному ориентированию, выполняют нормативы на разряды. Так к 2007 году 3-й юношеский разряд по ориентированию выполнили 37 учащихся лицея, 2-й юношеский - 6, 1 юношеский  - 6, III взрослый  - 1 человек. В январе 2007 года в Кирово-Чепецке проходило первенство России по спортивному ориентированию. Половину команды Кирово-Чепецка составляли ребята из лицея (7 человек), так как они соответствовали квалификационным требованиям российских соревнований.

Кроме ориентирования, в лицее представлены и другие виды ТКД: с 6-го класса готовятся команды классов для участия в городских туристских соревнованиях школьников, проводимых городской СЮТур. Соревнования включают в себя 4 вида: ориентирование, скалолазание, техника пешеходного туризма и краеведение. В течение года идет подготовка и тренировки команд классов: проводятся занятия на классных часах, в помещении СЮТур, на спортивных полигонах. Традиционно команды лицея занимают на городских туристских соревнованиях призовые места по отдельным видам и в общем зачете. Все это благодаря грамотной совместной работе завуча, куратора школы (руководителя СЮТур) и классных руководителей, находящих время и возможности для создания детям условий  для тщательной подготовки и овладения необходимыми знаниями и умениями, умеющих настроить и мотивировать детей.

  1. Общелицейские мероприятия.

Традиционно в лицее проводятся  Дни туризма (турслеты), на которые выходят лицеисты 5-11 классов. Турслеты планируются с учетом знания учащимися основ туристской техники, ориентирования и краеведения. Программа отличается разнообразием и отвечает интересам детей, выполняя цели обучения детей здоровому образу жизни, профилактики асоциального поведения,  развития самостоятельности и самообслуживания, а также укрепления здоровья и развития физической выносливости. Следует отметить, что организаторами турслетов фактически являются сами учащиеся лицея, актив старшеклассников – люди, имеющие за плечами большой опыт организаторской и туристской работы, приобретенный в стенах школы и СЮТур (конечно, под руководством ответственного педагога).

  1. Походная практика

Помимо соревновательных мероприятий, лицей выполняет программу ТКД и в походной практике. Ежегодно классы лицея с классными руководителями и родителями выходят в походы выходного дня, где осваиваются навыки грамотного поведения на природе, устройства бивака, приготовления пищи в походных условиях. Осуществляются и длительные выезды учащихся на природу. Так, в 2005 году учащиеся 6-х классов лицея совершили массовую 3-х дневную поездку в Советский район Кировской области, к скальным массивам на берегу р. Немды, где осваивали навыки проживания в полевых условиях: ночевали в палатках, учились заготавливать дрова, готовить еду на костре. Кроме этого, дети имели возможность попробовать свои силы в скалолазании на естественном скальном рельефе (под руководством профессиональных скалолазов – руководителей СЮТур). Там же учащиеся проводили исследовательскую работу, изучая особенности почвообразования данного района с составлением творческого отчета.  Подобная форма КТД  лицеем планируется использоваться и в дальнейшем. Участие в подобных выездах и в походах расширяет кругозор ребят. В совместном времяпровождении рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Все это делает туризм сильным средством воспитания.

Силами СЮТур в Кирово-Чепецке организована работа летнего полевого лагеря для учащихся 6-7 классов. Ежегодно (в течение 3-х лет) в лагере принимают участие учащиеся лицея. В лагере приобретаются и развиваются навыки ориентирования, туристской техники (пешеходного и водного туризма), происходит экологическое воспитание детей, проводятся игровые и психологические тренинги. В лагере дети имеют возможность для развития таких качеств как самообслуживание, самостоятельность, активность, коммуникабельность, толерантность и др. Все это, несомненно, идет на пользу детям.

3. Исследовательская деятельность.

Учащиеся лицея ведут исследовательскую работу, тематика которых носит краеведческий характер. Примеры некоторых тем:

2006 г. «Разработка маршрута путешествия по Кировской области» автор Бушмакина М., «Проблемы ТЭЦ-3» (автор Кощеева К.)

2007 г.  «Лесные ресурсы Кировской области» (автор Крекнина М.), «Климат Кировской области» (автор Житлухина Ю.)

2008 г. «Определение степени плодородия почв садового участка» (автор Троегубова М.)

2009 г. «Необычные атмосферные явления в Кировской области» (автор Капитонова К.), «Разработка лыжной трассы» (автор Гержов А.)

2010 г. «Разработка топонимического словаря Кировской области» (автор Лазарева М.)

        Руководителями исследований являются педагоги лицея, консультантами педагоги станции туристов.

4. Поисковая деятельности

    В феврале 2008 г.  открылся Музей истории лицея. Музейная работа формирует у учащихся гражданско-патриотические качества, воспитывает познавательный интерес и способствует овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Поисковой деятельностью руководит Совет актива Музея во главе с Мартьяновой Л.В. для каждого класса разработано задания по темам «Выпускники лицея», «Учителя – участники Великой Отечественной войны», «Выпускники лицея, участники военных действий в Афганистане и Чечне». Лицеисты овладевают навыками музейного дела благодаря занятиям с Загайновой Е.Н. – сотрудником городского краеведческого музея.  Об истории Кирово-Чепецка школьники узнают на классных часах во время встреч с сотрудниками краеведческого музея, а также экскурсий по городу.

5. Работа с родителями

 В  лицее в течение года ведется работа с родителями по пропаганде данного вида отдыха для их детей, как одного из наиболее полезных и привлекательных.

На родительских собраниях до родителей доводится вся информация с показом видеофильмов. В результате данной работы не менее четверти школьников 6-х и 7-х классов участвуют летом в мероприятиях туристской направленности (лагерях и походах, проводимых СЮТур), что способствует их всестороннему физическому и нравственному развитию, и идет на пользу как самим детям, так и школе в целом.

         Станция юных туристов и лицей обеспечивает участие способных и одаренных детей в областных и республиканских мероприятиях, готовит актив детей, склонных к научно-исследовательской работе, и через активные формы туристско-краеведческой деятельности (экспедиции, походы) предоставляет возможность реализации творческого потенциала ребенка.         

       

         Современные условия заставляют нас выходить за рамки установленных стандартов деятельности школы и учреждений дополнительного образования, разрушать сложившиеся стереотипы функционирования  муниципальной структуры, находиться в постоянном поиске для того, чтобы развиваться и совершенствоваться.  Мы открыты для сотрудничества и только совместными усилиями мы сможем  добиться наилучшего результата  в воспитании подрастающего поколения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальное партнерство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов Цель: воспитание социально активной личности средствами системы туристско-краеведческой деятельности Кощеева Ирина Викторовна, заместитель директора лицея по ВР МОУ «ЛИЦЕЙ Г. КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Слайд 2

Программа развития и образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности на 2008-2011 годы Этапы реализации программы 1 этап (2008 год) – информационно – ознакомительный: осмысление целей и задач, поставленных в программе развития по обновлению ТКД; разработка плана поэтапного обновления системы ТКД. 2 этап (2009 год) – проектировочный : создание системы работы в лицее; разработка образовательных курсов для турорганизаторов школ. 3 этап (2009-2010) – внедренческий: внедрение новых форм ТКД совершенствование имеющихся форм ТКД реорганизация методической работы. 4 этап (2011 год) – аналитико – обобщающий: анализ результатов работы по программе ТКД; систематизация полученных данных; внедрение в практику полученного положительного опыта; формулирование целей перспективного развития.

Слайд 3

Циклограмма мероприятий по реализации программы ТКД На уровне образовательного учреждения 1.Создать школьную МКК 2.Анализ педагогической результативности использования средств туризма и краеведения в обучении и воспитании учащихся 3.Планирование работы в разделе: "Образование учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности 4.Проведение со школьниками туристских походов, экскурсии, туристских слетов 5.Разработать для каждого класса систему походов, экскурсий, других форм познания родного края и обеспечивать ею классных руководителей 6.Использовать краеведческие материалы в образовательном процессе. 7.Обеспечить участие команды лицея в городских и областных мероприятиях

Слайд 4

Циклограмма туристско – краеведческих мероприятий Школьный туристский слёт. Уроки спортивного ориентирования Экскурсии в Липово-дубовую рощу Туристические походы выходного дня Школьные соревнования по спортивному ориентированию. Городская школа ориентирования «Азимут»6-7 кл. Краеведческие экскурсии по городу Уроки ОБЖ, классные часы. Олимпиада по краеведению Туристские соревнования школьников по технике пешеходного туризма (ТПТ), этап вязка узлов.6-7 кл. Туристские соревнования школьников по технике лыжного туризма6-8 кл. Городской конкурс на лучший туристский поход 6-11 кл. Городские соревнования школьников по спортивному скалолазанию Городские туристские соревнования школьников:ТПТ, ориентирование, краеведческая игра «Знаешь ли ты свой город?», «Школа безопасности» 6-7 кл. Городской туристский лагерь школьников 6-7 кл.

Слайд 5

9 – 11 кл. 6 – 8 кл. 2 – 5 кл. Я и класс Я и лицей Я и общество Формирование жизненно-ценностных ориентаций формирование знаний по спортивному ориентированию, обучению основам скалолазания, воспитание гражданина – патриота своей страны обучение учащихся основам техники пешеходного туризма, формирование знаний природы своей местности, воспитание любви к родному краю воспитание туриста-краеведа

Слайд 6

СЮТур + лицей = сотрудничество Учебная деятельность Внеурочная деятельность Исследовательская деятельность . Поисковая деятельности Работа с родителями Спецкурсы Походы Общелицейские мероприятия Соревнования Экскурсии Поездки направления сотрудничества Музейное дело Преемственность начальной и старшей школой

Слайд 7

Схема управления Директор лицея Зам директора по ВР Школьная маршрутно- квалификационные комиссии Турорганизатор лицея Классные руководители Директор СЮТур Городская маршрутно- квалификационные комиссии Педагог-организатор СЮТур Кураторы

Слайд 8

Результаты сотрудничества

Слайд 9

Достижения лицеистов 3 юношеский разряд 2 юношеский разряд 1 юношеский разряд 3 взрослый разряд 2006 г. 12 - - - 2007 г. 37 6 6 1 2008 г. 29 10 6 4 2009 г. 3 юношеский разряд 2 юношеский разря2 1 юношеский разряд 2006 г. 4 2 - 2007 г. 17 4 - 2008 г. 3 1 - 2009 г. Значком «Юный турист» награждены 3 лицеиста «Турист России» 4 лицеиста

Слайд 10

Лучшие лицеисты в городском рейтинге учащихся, обладевших туристическими навыками 2008 г. Дмитрихина Т. Земцов И. Свечников И. Кассин И. Лега Е. Агафонова Т. 2009 г. Тарасов В. Мерзляков Р. Ходырев А. Норматив «Юные судьи туристских соревнований»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности

Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе....

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной   деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Накопленный материал систематизирован и представлен  педагогическому сообществу в виде рабочей программы внеурочной деятельности в 7 классе «Основы  проектной деятельности»....

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...