Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
статья

Ларина Галина Витальевна

Накопленный материал систематизирован и представлен  педагогическому сообществу в виде рабочей программы внеурочной деятельности в 7 классе «Основы  проектной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Г.В.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2

с Екатеринославка Амурской области

Выступление на семинаре

«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся»

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской и проектной  работы с учащимися протекает неоднозначно.

Вспоминаю случай, когда  года три  назад  в качестве члена жюри научно-исследовательской конференции школьников «Ступени» была свидетелем такого выступления. Две  ученицы  с вдохновением представили подготовленный доклад. Аудитория,  зараженная энтузиазмом докладчиков, внимательно слушала. Выступление действительно не лишено было  увлекательности. Наступает время подведения итогов и оглашения победителей. Фамилий этих девочек, произведших столь яркое впечатление на публику, со сцены не прозвучали

В чем состоял главный  просчет руководителя работы? При всей яркости выступления его нельзя было отнести к проектно-исследовательской работе. Оно представляло собой лишь интересный рассказ о прочитанном и в лучшем случае могло свидетельствовать только об эрудиции учениц, но никак не об ее умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.

Этот случай заставил и  меня изучить основы проектно-исследовательской работы. Накопленный материал был систематизирован и представлен  педагогическому сообществу МОУ СОШ №2 в виде рабочей программы внеурочной деятельности в 7а классе «Основы  проектной деятельности».

Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

          Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной  деятельности. 

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Курс обучения рассчитан на 1 год. Объём занятий - 34 часа.  Занятия проводятся один раз  в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных  практических упражнений и выполнением творческих проектов.

Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе,  способствовать реализации  деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

        Задачи предмета: научить учащихся  самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;  размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения;  работать в команде, выполняя разные социальные роли. А также: развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся,  развитие организационных, ораторских умений учащихся,  связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями .

Проблемно-мотивационная среда  на занятиях создаётся  разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Содержание внеурочного предмета «Основы проектной деятельности»

 в 7 классе

Тема 1: Публичная речь (5 часов)

Публичная речь и её виды.  Условия успеха оратора. Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом. Как готовиться к выступлению. Как работать над содержанием.   (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения).

Тема 2: Презентация  (6  часов)

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. ». Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

Тема 3: Создание наглядного пособия (1 час)

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на филологическую  тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

Тема 4: Лингвистические проекты  (9  часов)

Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

Тема 5: Заочная экскурсия (2  часа)

Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма.

 Тема 6: Историко –бытовой комментарий  (1 час)

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового материала.

Тема 7: Создание клипа (3)

Знакомство с передачами «Радионяня». Написание сценария. Запись клипа.

Тема 8: Памятник писателю или литературному герою (1 час)

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового  и иллюстративного материала.

Тема 9:Лингвистическая сказка (3 часа)

Что такое лингвистическая сказка. Выбор темы. Написание сценария. Оформление и запись.

Тема 10: Реклама (2 часа)

Написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам, оформление проектов

Тема 11: Телепередача (1 час)

Составление сценария. Самостоятельный отбор материала. Коллективная запись передачи.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

 - высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

 - обсуждение возникших идей;

 - перечисление интересующих учащихся тем проектов;

 - формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

 - уточнение намеченной цели и задач;

 - поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

 - обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

 - интерпретация данных;

 - сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

 - систематизация полученных данных;

 - построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

 - осмысление полученных данных и способов достижения результата;

 - обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

 Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм  действий:  

 - Выбор темы проекта (исследования).

 - Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

 - Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

 - Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

 - Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

 - Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

 - Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

 - Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

 - Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

 Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

          Основная  трудность в  организации проектной  деятельности -  перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но организация работы на занятиях данного курса построена таким образом, который позволяет  всё-таки избегать больших временных затрат.

         

        Далее слушателям был предложено участие во Всероссийском проекте, приуроченном к Международному дню вторичной переработки  zdraelyaisnami. Был показан фрагмент экологического урока «Разделяй с нами» для учеников 7-11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе....

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной   деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....

Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс

Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информацион...