Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс
элективный курс по английскому языку (5 класс)

Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

по английскому языку

для основного общего образования

5 класс

Пояснительная записка

Программа Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку» для основного общего образования в 5-ых  классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

        В качестве обучающего пособия взято  учебное издание «Основы проектной деятельности» Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгиной, О.В. Чураковой для 5-9 классов, содержащее практические задания, информационные материалы, памятки, инструкции, тексты к упражнениям и т.п.

        Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту.

Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

        Проектная деятельность  представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Данный курс ориентирован учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, в практическом применении полученных знаний и умений в повседневной жизни, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии.  

Цель курса: формировать ключевые компетентности учащихся (компетентность разрешения проблем, информационная и коммуникативная компетентность) через проектную деятельность и приобретение дополнительных знаний по предмету «Английский язык».

Задачи курса:

- познакомить учащихся с типами проектов, этапами работы над проектом и вариантами «конечного продукта» проектной деятельности;

- учить планированию (ставить цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели);

- учить выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

- учить способам поиска необходимой информации и способам обработки результатов (формировать навыки сбора и обработки информации);

- учить оформлять и представлять результаты работы;

- учить осуществлять рефлексию собственной деятельности;

- углубить знания по предмету «Английский язык» в рамках выбранной учащимся темы проекта;

- повысить учебную мотивацию и результативность в изучении английского языка.

Общая характеристика учебного курса

        Курс предназначен для учащихся 5-х  классов и ориентирован на овладение технологией проектной деятельности в рамках предмета «Английский язык». Учащиеся знакомятся с теоретическими основами проектной деятельности через систему занятий, имеющих определенную структуру: работа с понятием и практическая деятельность в рамках выбранной темы проекта. Учитель формулирует примерные темы будущих проектов по английскому языку, а ученик осуществляет личностное присвоение данных тем или формулирует собственные темы. Таким образом, работая над проектом, учащиеся совершенствуют собственные умения в проектной деятельности и учатся формулировать собственные затруднения и задачи при овладении английским языком, находить пути их решения.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

        Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работа над проектами проводится поэтапно. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы - решение проблемы -выводы о проделанной работе.

        С учетом возрастных особенностей учащихся используются разные формы организации работы над проектом: индивидуальная, парная, групповая. Форму выбирает учащийся в зависимости от уровня подготовки.

        Созданные проекты учащиеся представляют на школьных научно-практических конференциях,  которые ежегодно организуются в образовательном учреждении, а также имеют возможность совершенствовать навыки публичного выступления в рамках предметной недели по английскому языку.

        Роль учителя в проектной деятельности сводится к ролям консультанта, помощника, координатора, коллеги, разумного критика.

        Данная программа позволяет учащимся самостоятельно накапливать опыт и использовать его при создании проектов по другим учебным предметам.

Место курса в учебном плане

        Программа курса рассчитана на учащихся 5-ых классов. Объем учебного материала курса – 18 занятий на 17,5 часов .

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы: положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования: внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку своей работы; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; формулировать цель работы; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; корректировать составленный ранее план действий; прогнозировать результат; оценивать полученный результат на каждом этапе; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей);проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи и т.п.

Учащийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.

 Учащийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Учащийся научится: вести беседу, соблюдая нормы речевого этикета, высказывая свое мнение; выделять значимую информацию; прогнозировать содержание текста по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров; заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма, составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы, применять основные способы словообразования, особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; понимать основные различия систем английского и русского языков; иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка, сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка; иметь представление о распространенных образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы; понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.

Учащийся получит возможность научиться: вести беседу, соблюдая нормы речевого этикета, высказывать свое мнение, выделять значимую информацию; прогнозировать содержание текста по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров; заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма, составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы, применять основные способы словообразования, особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; понимать основные различия систем английского и русского языков, иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка, сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка; иметь представление о распространенных образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы; понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

умение выделить проблему; умение поставить цель исследования; умение сформулировать гипотезу; умение выделить объект исследования; умение определить предмет исследования; умение подобрать соответствующие методы исследования; умение собирать необходимую информацию и обрабатывать; умение подобрать инструментарий; умение осуществить анализ результатов; умение оценивать промежуточные и конечные результаты; умение готовить тексты собственных докладов; умение вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень

результатов

Второй  уровень результатов

Третий  уровень результатов

предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по английскому языку.  Результат выражается в понимании учащимися сути проектной деятельности, в умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проектов, в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления продукта проектной деятельности.

предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в научно-практических конференциях.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

  1. Введение. Теоретический блок.

Понятие «проект», «дневник проекта», «проектная деятельность», «учебно-исследовательская деятельность».

Типы проектов по доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, информационные, ролевые, практико-ориентированные.

Этапы работы над проектом: 1) поисковый этап (моделирование желаемой ситуации и анализ реальной ситуации; определение и анализ проблемы);

2) аналитический этап (постановка цели проекта, определение задач; составление плана реализации проекта; анализ ресурсов; планирование «продукта» проекта); 3) практический этап (выполнение плана работ; текущий контроль); 4) презентационный этап(предварительная оценка продукта; подготовка презентационных материалов; презентация продукта); 5) контрольный этап (анализ результатов выполнения проекта; оценка продукта; оценка продвижения). Виды конечного «продукта» проектов по английскому языку: анализ данных опроса, газета, журнал, модель, пакет рекомендаций, справочник, словарь, статья, памятка, буклет, путеводитель и др.

2.Поисково-аналитический блок. Понятие «проблема», «тема». Примерные темы проектов:  «Эта Земля – для тебя и меня», «Что мы можем сделать , чтобы спасти Землю», «Британские, американские и русские праздники».  Выбор учащимися предложенной темы или формулировка собственной.

3. Практический блок. Распределение ролей в группе. Построение алгоритма деятельности. Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Источники информации. Сбор и анализ информации по теме. Графическое представление информации. Изготовление «продукта» проектной деятельности.

4. Презентационный блок. Подготовка материалов для представления проекта. Создание презентации. Подготовка защиты проекта.

5.Контрольный блок. Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта. Заполнение карты «Мои достижения».

Тематическое  планирование  курса (18 занятий (17,5 часов))

Тема

Виды деятельности учащихся

1.Введение. Теоретический блок

1

Понятие проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать понятия «проектная деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», определять отличительные признаки этих видов деятельности.

2

Типы проектов по доминирующей деятельности.

Понимать понятия «исследовательский проект», «информационный проект», «практико-ориентированный», «творческий», «ролевой». Сравнивать проекты разного типа, определять их отличительные признаки.

3

Этапы работы над проектом.

Знакомиться с этапами работы над проектом, анализировать каждый этап под руководством учителя.

4

Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся английскому языку.

Объяснять понятие «продукт проекта», знакомиться с видами «продукта» проектной деятельности по английскому языку.

2.Поисково-аналитический блок.

5

Выбор проблемы исследования.

Определение тематического поля проекта.

Знакомиться с понятием «проблема». Формулировать собственное незнание, затруднение в предмете «Английский язык».

Знакомиться с понятием «тема» и требованиями к формулировке темы. Формулировать тему или принимать тему, предложенную учителем, исходя из обозначенной проблемы.

3. Практический блок.

6

Распределение ролей в группе. Правила работы в группе.

План мероприятий.

Знакомиться с видами ролей в группе, с правилами работы в группе. Учиться работать в группе.

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной цели.

7

Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта.

Знакомиться с понятием «цель», «задача». Определять их отличительные признаки. Учиться формулировать цель и задачи проекта по выбранной теме.

8

Методы исследования. Мыслительные операции.

Знакомиться с методами исследования. Учиться соотносить задачу и способ ее решения.

9

Источники информации.

Список источников.

Знакомиться с понятием «источник информации», обсуждать источники информации и способы работы с ними, работать с энциклопедиями и словарями, статьями.

Учиться оформлять список литературы и использованные электронные источники.

10

Сбор и изучение информации по теме.

Анализ отобранной информации. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Обсуждать источники дополнительной информации. Учиться отбирать дополнительную литературу, исходя из темы исследования.

Участвовать в обсуждении вопросов. Учиться выделять главное и второстепенное. Высказывать свое мнение. Сравнивать мнения других участников проекта.  Обобщать новое, что открыто и усвоено. Самостоятельно оценивать свои достижения.

11

Графическое оформление текста проекта и библиографического списка.

Знакомиться с требованиями оформления проекта. Знакомиться со структурой введения и заключения. Учиться составлять введение и заключение, графически оформлять текст проекта и библиографический список.

12

Изготовление «продукта» проектной деятельности.

Выбирать возможный «продукт» собственного проекта, исходя из темы и типа проекта. Создавать «продукт».

4. Презентационный блок.

13

Подготовка материалов для представления проекта. Создание презентации.

Знакомиться с программой Microsoft Power Point, учиться создавать презентацию проекта.

14

Подготовка защиты проекта. Как сделать публичное выступление успешным?

Знакомиться с правилами и структурой публичного выступления и приемами ведения дискуссии.

Составлять выступление о своем проекте. Учиться отвечать на вопросы.

15

16

Презентация проекта.

Представлять проект и «конечный продукт» проекта перед аудиторией. Отвечать на вопросы.

5.Контрольный блок

17

Рефлексия. Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

Осуществлять самоконтроль качества выполнения работы

18

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Что мы узнали и чему научились за год?

Анализировать и оценивать свою деятельность после прохождения курса.

Учебно-методическое  и материально-техническое  обеспечение  курса «Основы проектной деятельности»

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.:  Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса. - Самара: Издательство "Учебная литература", издательский дом "Федоров", 2006
  3. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Г62 Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов -руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф. - м.н., проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
  5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-9 класса/ Под ред. проф. Е.Я. Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 64 с.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. –
    192 с.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2008. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".

Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...

Рабочая программа занятий кружка по английскому языку «Презентация и проектная деятельность на английском языке»

Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:...

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах....

Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской  и проектной деятельности»  ФГОС (уровень основного  общего образования). Базовый уров...

Рабочая программа по английскому языку в 9 классе "Проектная деятельность по английскому языку"

Данная программа расчитана на 68 часов 2 часа внеурочной деятельности в неделю...

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" по английскому языку для 5-6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основ...