Урок "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и  сезонных явлений в жизни птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Цель – организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и  сезонных явлений в жизни птиц.

Задачи :

  • Образовательные

- изучить приспособления птиц к  сезонным   явлениям  в природе

  • Развивающие

-развивать умение самостоятельно приобретать новые знания , работать с дополнительнымиисточниками

  • Воспитательные

-учиться  чуткому, бережному  и ответственному отношению к природе

-активизация познавательного интереса  учащихся.

Оборудование –таблицы, мультимедиа, чучела птиц,птичьи гнезда.

Тип урока: комбинированный.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

 Жизнь птиц осуществляется ритмически и это связанно с изменениями условий существования,обмена веществ и имеет важное приспособительное значение.

Годовой  жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов.

Из каких периодов складывается птичий год ?(работа с источниками, беседа)слайд № 2

Весна. Предгнездовой период. Прилет птиц.

Весну открывают птицы.

 Вопрос учащимся: В каком порядке прилетают птицы? (Первыми к нам прилетают грачи ,появятся первые проталины- чибисы,скворцы,жаворонки,на полыньях-утки,по берегам трясогузки,в небе –лебеди,гуси ,вьются над водой-чайки.Птички, которые собирают на земле зерна или клюют почки – зяблики, щеглы , коноплянки прилетают раньше.Мухоловки ,горихвостки, ласточки, козодои, стрижи  ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.)

Вообщем,прилет идет не как попало ,а в строгом порядке:первыми к нам прилетают весной те птицы,что улетели от нас последними осенью; последними- те, что улетели первыми.

Выстраиваются птицы в пути по -разному. Слайд №3.

Задание учащимся: Определите птиц по полету.

Прилетев, начинают петь и поют до половины лета, пока не вырастут птенцы.

Вопрос: Какого биологическое значение пения птиц?

(Самцы привлекают самок пением,одновременно сообщая соперниках о занятости участка.

Кто не умеет петь – кричит.)Слайд №4

Вопрос: Какого биологическое значение токования , «брачных» нарядов и ритуальных танцев в  жизни птиц ?

(Привлекают внимание самок.Самки выбирают наиболее активных, образуя с ними пару.)

Временные пары на один сезон- гуси; до периода насиживания- утки, фазаны;

Постоянные  пары – лебеди, цапли, аисты, журавли, крупные хищные.

                                                                              Лето.

Первая забота- свить гнездо для птенцов.

Для успешного размножения большое значение имеет удачно построенное гнездо.

Вопрос учащимся:  Все ли птицы строят гнезда?(Нет, есть такие, что обходятся совсем  без  гнезда.Эти интересные факты вы можете узнать из книги В.Бианки « Наши птицы»).

Какой материал используют птицы для строительства гнезд? (Сучья ,травы или мох и т.д.)

Слайд № 5. Примеры гнезд.

Вопрос: можно ли приносить птичьи гнезда домой? (высказывания учащихся)

Вторая птичья забота  - снести  яйца и высидеть птенцов.

Как  только гнездо готово, начинаетсяоткладка яиц.

Слайд №6.Вопрос:  отчего зависит окраска и количество откладываемых яиц?

У птиц,откладывающих яйца в дуплах, норах  закрытых гнездах, окраска яиц - белая.Яйца, откладываемые в открытых гнездах или на земле, обычно имеют пеструю окраску. Количество яиц- от 1 до 25.( у грифов-1, у орлов-2, у серой куропатки-24).

Вопрос :  Можно ли брать яйца с гнезда?  ( беседа с учащимися о бережном отношении  к птицам)

Кто насиживает яйца?( самка, самец или поочередно).

Разное время насиживают птицы свои яйца.(Мелкие птицы -две недели;вороны, сороки, галки –до 19 суток; курообразные- до 21 суток; чайки –23-26 суток;крупные хищные –до 2-х месяцев)

Третья птичья забота- птенцов вскормить.

В зависимости от степени развития птенцов в первые дни жизни различают птиц птенцовых и выводковых. (см. рис.83)

Вопрос: чем отличаются птенцовые  и выводковые птицы?  Слайд №7

Птицы

               птенцовые                                                                                                     выводковые

Птенцы беспомощные, слепые, голые                                     Покрыты пухом, хорошо видят    

Требуют постоянной заботы                                                 Родители при опасности издают особый  

Родители кормят их ,обогревают,                                        сигнал тревоги и птенцы бросаются      

активно защищают.                                                                в разные стороны.            

 Сразу же способны следовать за матерью.

                                           

                                                               

Осень .

Послегнездовой период.

Вопрос: Каковы особенности жизни птиц в послегнездовой период?

После размножения у большинства птиц начинается линька – птицы теряют старые ,постершиеся перья , особенно сильно обнашиваются наиболее важные для полета маховые и рулевые перья,ухудшаются летательные способности , теплоизолирующие возможности перьев.

Значение : в результате линьки происходит смена сезонных и возрастных нарядов птиц.

Сменив оперение ,исхудавшие птицы  начинают интенсивно питаться, откармливаясь перед зимовкой. В этот период птицы кочуют- перемещаясь на небольшие расстояния в поисках корма.

В зависимости от дальности перемещения в послегнездовое время птицы делятся на оседлых ,кочующих, перелетных.  Слайд №8

Зима.

Много птиц улетает от нас на зиму в те области ,где нет суровых зим, в тропические и субтропические районы на юге Европы, в Африке, южной ,юго-восточной  Азии, к берегам Каспийского и Черного морей. Учеными орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета.

Вопрос  учащимся: почему это важно? (т.к. охрана птиц не может ограничиваться только одним каким либо участком).

К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания.

Вопрос учащимся:  как следует поступить, если вы нашли окольцованную птицу? (беседа с учащимися)

Оседлые птицы становятся более активны в поисках корма ,часто перемещаются ближе к жилью человека, где используют его пищевые отходы.

Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок.

Вывод:Годовой жизненный цикл птиц складывается из периодов спаривания, икубации, линьки и миграции.Кочевки и перелеты - это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий природы.

Закрепление изученного:

Домашнее задание: Прочитать параграф, ответить на вопросы и задания. Провести наблюдения за птицами в природе.( Стр.206)

Литература.

1.Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.М.Мнемозина,2012 г.

2.В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-граф

3.О.А.Пепеляева,И.В.Сунцова.Поурочные разработки по биологии. М. «Вако» 2006 г.

4.В.Бианки. «Наши птицы» . Ленинград. изд. «Детская литература» 1969 г.

5.Ресурсы интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Урок изучения нового материала по биологии  в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Презентация предназначена для проведения  урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"...

сезонные явления в жизни птиц

презентация к уроку 7 класса...

Технологическая карта урока "Годовой и жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц".

Презинтация к уроку биологии для 7 класса по теме  "Годовой и жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц". Содержит информацию о особенностях в системе размножения птиц, видах птиц,...