Лабораторные работы по курсу Растения
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Белик Ольга Алексеевна

Примеры карточек-заданий для лабораторных работ по курсу "Растения", с краткими пояснениями о лабораторных образцах для учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры лабораторных работ к курсу «Растения. Грибы. Бактерии» (6 работ)

Каждая ЛР имеет свои учебные цели и задачи, но у всех  ЛР я вижу несколько общих целей.

  1. Очевидно, что курс нагружен теоретической информацией, а ребёнку 11-12 лет необходимо что-то делать своими руками, да и просто так интереснее.
  2. Поскольку все приборы и материалы для ЛР, в т.ч. микроскопы, выдаются по одному на парту, то дети имеют возможность дополнительно общаться и взаимодействовать на уроке на совершенно законных основаниях,  тренируя навыки общения.
  3. Все ЛР направлены и на наработку общеучебных умений: находить детали, наблюдать, сравнивать, классифицировать.

То, что именно есть в наборе для ЛР, и то, что именно нужно сделать и почему, обсуждаем обычно в устной беседе (возможно, с элементами опроса или проблемными вопросами) перед ЛР. В инструктивной карточке описано только то, что должно быть занесено в тетрадь и будет потом проверено.

ЛР    Строение корня (микроскопическое).

  1. Корень хлорофитума      ПОСМОТРИТЕ ТРИ КОРНЯ, НО СДЕЛАЙТЕ

Рис.                                                ДВА РИСУНКА (ЛЮБЫЕ)

  1. Корень каланхоэ                   Обозначения для обоих рис.

Рис.                                                 - кожица корня

                                                        - корневые волоски

  1. Корень сеткрезии                           - чехлик              

Рис.                                                 - мякоть корня

                                                        - сосуды корня

                                                        - зона деления

Вывод: для каждого обозначенного напишите название ткани. Поясните, почему вы так считаете.

         (тканей всего 5 – см. тетрадь (тема была в сентябре) или учебник, параграф 9)  

***** Препараты делаем временные, так что корни можно использовать и другие, в зависимости от того, что есть в кабинете.

ЛР    Внешнее строение побега и почек.

  1. Безлистный (зимний) побег

Рис.        Обозначения

        – стебель

        – листовой рубец

        – верхушечная почка

        – боковая почка

        – узел

        – междоузлие

  1. Почка

Рис.        Обозначение

        – почечные чешуи

        – зачаточный стебель

        – зачаточные листья (?)

        – зачаточные цветки (?)

        – конус нарастания (?)

  1. Вывод

а) К какому типу относится эта почка (вегетативная / регенеративная)?

б) Чем отличаются почки другого типа от этой и чем они похожи?

в)* Почему почку считают зачаточным побегом?

г)* Что вырастает из почки за одно лето?

д)* Как появился побег, который вы рассмотрели (№1 в ЛР)

      е)* Что сделать, чтобы растение ветвилось сильнее?

***** Годятся любые побеги, но лучше с ветвлением. Если у разных учеников разные побеги, то называю их в процессе работы. Почки лучше крупные – конский каштан, бузина, тополь, сирень.

ЛР Строение листа.

1. Внешнее строение листа

Рис.            Опишите лист словами по всем возможным признакам: простой или сложный,

                    цвет верхней и нижней сторон, форма листовой пластинки, форма края, жилки  

                    и т.д.

2.  Внутреннее строение листовой пластинки.

Рис.                                        Обозначения

                                               - кожица верхняя

                                               - кожица нижняя

                                               - столбчатые клетки

                                               - губчатые клетки

                                               - жилка

Вывод: напишите, из какой ткани состоит каждая часть листа (см. параграф 9 «Ткани» и таблицу в тетради (тема была в сентябре))  

***** Листья беру от комнатных растений, а не гербарии. Если разные, то называю в процессе работы каждому название растения. Препарат используем постоянный, «лист камелии».

ЛР    Строение семян.

1. Семя фасоли

   а )  рис.  семя снаружи        обозначения

                                                  -кожура

  б )  рис.  семя в разрезе        -корешок

                                                  -почечка с листочками

                                                  -семядоли

                                                  -зародыш

2. Семя кукурузы

  а )  рис.  семя снаружи          обозначения

                                                   -кожура

 б )  рис.  семя в разрезе          -зародыш

                                                   -корешок (?)

                                                   -семядоля

ВЫВОД: какое растение к какой группе относится?

                Почему вы так считаете?

3. (?) Семя яблока (чечевицы, гороха, апельсина, …)

 

   рис.                                    обозначения

                                                   -кожура

                                                   -корешок

                                                  -почечка с листочками

                                                  -семядоли

                                                  -зародыш

***** Семя фасоли ученики препарируют сами препаровальной иглой. Семя кукурузы выдаю целое и разрезанное пополам вдоль. №3 выполняют в зависимости от того, хватает ли времени. Выдаю лупы.

ЛР   Мхи

1. Опыт: мхи впитывают воду:

    А) масса сухого мха =

     Б) масса мокрого мха =

     В)  сколько воды удерживает в себе мох? (посчитайте)

2. Коробочка кукушкина льна

    Рассмотрите. Откройте крышечку, затем плёночку.  

 Высыпьте споры на  лист тетради,   рассмотрите их.

 Много ли их? Коробочку выбросьте.

3. Кукушкин лён (два растения разного пола)                                

     Рис. А                  обозначения                    Рис. Б

  (укажите пол)        - стебель            (укажите пол)

                                  - листья

                                  - ризоиды

                                  - коробочка                                                                        

                                               4. Сфагнум

       Белый мох сфагнум   Рис.             обозначения

                                          - главный стебель

                                          - боковые ветки

                                          - листья

                                          - коробочки (?)

 Вывод:  А) сравните кукушкин лён и сфагнум (сходства и отличия)

                Б) чем отличаются женское и мужское растение кукушкина

                     льна?

****** Опыт показываю сама,  вместе подсчитываем разновесы в случаях А и Б. Далее считают сами в тетради в столбик. Экземпляры сфагнума с коробочками встречаются нечасто, поэтому пункт «коробочки» с «?».

ЛР  Отдел Голосеменные

Картинка 16 из 575Картинка 231 из 6893

              ЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКАЯ                                     СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

1. Рассмотрите ветки ели и сосны.
2. Нарисуйте одну хвоинку ели и одну хвоинку сосны в натуральную величину.
ВЫВОД 1. Чем отличаются ветки ели и ветки сосны друг от друга?
Запишите найденные отличия (3-4) в два столбика.

3. Рассмотрите шишки ели и сосны.
ВЫВОД 2. Чем они отличаются? Запишите найденные отличия (их может быть 10-15)
в два столбика.

ВЫВОД 3. Почему сосну и ель следует отнести к Голосеменным?

***** Тем, у кого осталось время, выдаю для ознакомления, рисунка и сравнения шишки других гоосеменных: туи, сосны лучистой, сосны Веймутова, лиственницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

Лабораторная работа "использование физики растений в эстетических целях"

Данная лабораторная работа может быть использована как междисциплинарный проект. Дети исследуют степень окрашиваемости белого срезанного цветка в цветной воде....

Лабораторные работы по систематике растений , как средство формирования логических универсальных учебных действий

Статья, представленная в качестве доклада на конференции 17-18 марта 2015 года на II Городской научно-практической конференции  "Земля и Люди", Санкт-Петербург...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

Лабораторная работа «Химический состав растений».

Лабораторная работа  «Химический состав растений».Оборудование: стол, на столе: поддон, в нем: пинцет, тканевая салфетка, препаровальная игла, фильтровальная бумага, спиртовка, йод, пробирк...

Лабораторная работа «Строение цветкового растения» 6 класс

Лабораторная работа «Строение цветкового растения» 6 класс...