Главные вкладки

    Метапредметные знания
    методическая разработка по биологии на тему

    Материал описывает основные направления деятельности учителя в контексте метапредметного содержания на уроках биологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_po_metapredmetnosti.docx24.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Формирование метапредметных  знаний в рамках ФГОС   второго поколения»

    В современных условиях понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)-2 поколения. Поэтому важно определить, что такое метапредметные образовательные знания и  результаты, как они связаны с учебными предметами, как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении предмета биологии. Несколько слов о вариантах результатов:

    • Предметные - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
    • Метапредметные - освоенные  универсальные  учебные действия,  обеспечивающие овладение  ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
    • Личностные  - готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

    Метапредметность -  принцип интеграции всего содержания образования. Принцип метапредметности вошёл в методику в качестве одного из ведущих. А сам тип обучения, который был выстроен, назван эвристическим обучением .

    Эвристическое образование в развивающем обучении: 

    1.Самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только.

     2.Цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.

    3.Развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности.

    Основное метапредметное содержание:

    • Понятия (числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве;
    •  ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие;
    • категории пространства, времени, мира, человека и т.п.

    Например, общечеловеческие задачи:

    • СЕМЬЯ. С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.
    • СОКРАТ. "Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого".  Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь.

    Метапредметная деятельность не тождественна  общеучебной:

    • метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.
    •  Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

    Методика эвристического обучения:

    одни знания – фундаментальные – именно их рождение необходимо обеспечивать с помощью эвристических методов и технологий обучения.

    Другие же знания, или точнее - информация – должны выполнять роль среды, в которой происходит рождение фундаментальных системообразующих знаний, а также метазнаний.

    В результате был получен ответ на задаваемый самим себе вопрос: что необходимо ученику «дать», а что «вырастить»?

    «Дать» нужно образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику открывать самостоятельно. А уже после его открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми культурно-историческими аналогами – достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но уже через сопоставление со своим продуктом и пониманием.

    Пример метапредметной деятельности:

    • наблюдение естественнонаучное
    • наблюдение историческое
    • наблюдение математическое,
    • самонаблюдение рефлексивное и т.д.

    Как проходят такие занятия?

    • Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций , проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.
    • После того, как ученики создали собственный образовательный продукт – рисунок, версию, таблицу и т.п., учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками.
    • В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.
    • В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется рефлексивным . Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

    Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции. 

             Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:

    • ситуации неопределенности;
    • ситуации неожиданности;
    • ситуации конфликта;
    • ситуации опровержения;
    • ситуации предположения.

                                                            Требование к составлению заданий:

    1) Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения)

    2) Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контексте другого предмета.

    3) В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта .

                                                                      Примерные задания:

    1.Объясните, почему при работе мышц тепла выделяется значительно больше, чем в состоянии относительного покоя? например, при дыхании семян?

    2. С помощью опытов ответьте на вопрос: можно ли вводить в кровь воду, если известно, что плазма крови содержит около 80% воды?

    3.Как количество старых дев в деревне влияет на удои молока?

    4.Задача метапредметного направления: « По лесу шел медведь. Неожиданно он попал в глубокую яму и пролетел  5,5 метров. Какого цвета был медведь?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений

    Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы являет...

    Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных знаний и умений

         Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодн...

    Диагностическая работа по математике для проверки сформированности метапредметных знаний, умений 5 класс

    Диагностическая работа по математике для проверки сформированности метапредметных знаний, умений 5 класс...

    Способы и технологии формирования метапредметных знаний на уроках математики

    Учить мыслям бессмысленно, т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией....

    Математика в системе метапредметных знаний обучающихся

    Ряд законодательных и нормативно-правовых документов, принятых в последние годы, таких как Федеральная целевая программа развития образования до 2025 года, Федеральный государственный образовательный ...