Испарение воды растениями.Листопад.
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Кривенкова Валентина Павловна

Конспект урока по теме :"Испарение воды растением. Листопад."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20_isparenie.moe_.doc159.5 КБ
Office presentation icon isparenie_vody_rasteniyami.listopad.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1   Урок 20  «Испарение воды растением. Листопад» 6 класс

Задачи: Познакомить учащихся с физиологическим процессом – испарением ( ТРАНСПИРАЦИЕЙ), протекающим в растительной организме.

 Расскрыть причины испарения и зависимость данного процесса от факторов окружающей среды.

Рассказать о значении испарения для растения

Расширить  знания о приспособленности  растений к условиям  внешней среды,  о сезонных изменения в жизни растений.

Оборудование: веточки с листовыми рубцами, трафареты контуров листьев березы для измерения площади листовой пластинки,  тесты, рисунки, компьютер, презентация, интерактивная доска.

 Методы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

План урока

  1. Транспирация – испарение воды листьями. Испарение – физическое явление природы.
  2. Какой орган растения испаряет воду? (Опыт)
  3. Можно ли увидеть воду, которую испаряет растение? (Опыт)
  4. Зависимость испарений от окружающих условий. (Беседа)
  5. Зависимость испарения от поверхности листьев. (Практическая работа. Выполняется после создания проблемной ситуации)
  6. Значение испарения.
  7. Листопад и его значение.

Планируемы результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- Роль воды  в жизни растений»

- О том, что транспирация  – регулируемый физиологический процесс;

-  Роль устьиц в транспирации;

- Зависимость испарения воды от  условий среды и состояния устьиц

- Значения испарения воды в жизни растений.

Ход урока

  1. Организационный момент(1-2мин.)

Здравствуйте! Дежурные, кого нет в классе?  Все готовы к уроку? Молодцы!

  1. Актуализация  и  мотивация знаний. Проверка Д/З  (6 мин)

Учитель: Скажите,  пожалуйста, с какими  темами  вы знакомились на предыдущих двух  уроках?

 Ответ: (ДЫХАНИЕ И ФОТОСИНТЕЗ).

Учитель:  Мы с вами проведем сейчас  проверочную работу в виде тестов по этой теме.   У вас на столах лежат  листочки с заданиями трех уровней. Возьмите их!  И посмотрите :  _ в уровне А  вам нужно выбрать один правильный ответ.

_ в уровне В  дописать предложение.

_ в уровне С вам нужно выявить причинно – следственную связь

Приступаем к работе,  желаю удачи!  (Приложение 1)

 (Выполняют)
Слайд 2 Поменяйтесь с соседом по парте  работами.  Берем ручки с красной пастой. Проверяем задания.

Уровень   А  1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 -б

Уровень  В   Допишите предложения:

  • Дыхание происходит во всех ____живых____клетках.
  • При дыхании поглощается _______кислород_______________, а выделяется __углекислый газ.
  • При дыхании органические вещества ___расходуются __ .
  • Для протекания процесса дыхания световая энергия   ненужна____.
  • При дыхании энергия _______освобождается.

Уровень  С

  1. Вода вытесняет воздух из почвы
  2. Нормальное дыхание растений нарушается
  3. Растения страдают от недостатка кислорода

----------

(Слайд 3) В каком органе растения протекают одновременно эти два процесса?

Какую функцию кроме этого выполняют листья?

(Слайд   4 )Еще одной функцией листа является испарение  воды.

Вспомните из курса природоведения 5 класса, какой процесс называется ИСПАРЕНИЕМ?

( ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ЖИДКОЙ ВОДЫ В  ГАЗООБРАЗНУЮ  НАЗЫВАЕТСЯ ИСПАРЕНИЕМ)

  1.  Изучение нового материала. ( Слайд 5)

Постановка задач урока: Сегодня на уроке мы должны познакомиться с функцией листа – испарением. Проанализировав результаты опытов, должны объяснить влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. А также познакомиться со значением листопада в жизни растений.

Запишите тему урока  в тетради.  ( на доске)

Сегодня 16.03.11
Тема урока:
Испарение воды растениями. Листопад

Объяснение учителя.

 Как  вам уже известно, растение примерно на 80% состоит из воды.  Вода участвует в передвижении питательных веществ, часть её  используется на образование органических веществ. Лишь 0,2 % поглощенной воды идет на образование органических веществ, а 99,8% испаряется  в воздух листьями ( через устьица).

Процесс испарения воды растением называется ТРАНСПИРАЦИЕЙ (слайд  6)

Запишите  определение в тетрадь и запомните.

Сейчас мы будем работать по группам. Каждая группа получит свое задание. После этого  мы сможем  ответить на вопросы, которые даны в заданиях. ( На работу с текстом 3 мин)  Приложение 2

 Группа 1 -----Испарение воды листьями

 Скажите, пожалуйста,  какой орган  растения испаряет воду?

Ответить на этот вопрос поможет  опыт 1  изображенный на рисунке  125 учебника  стр. 170.

Слайд 7. Ученик выходит к интерактивной доске  и рассказывает опыт.)

 Опыт, доказывающий испарение воды листьями

Поместили в стеклянную колбу ветку с листьями, не отрезая ее от растения. Горлышко колбы закрыли ватой. Через 2 часа стенки колбы покрылись каплями воды.  

Вывод:   Вода испарилась через листья

Слайд 8   Опыт, доказывающий испарение воды растением ( у доски) рис 125 стр .171).

Для  определения количества воды, испаряемого растением, необходимо срезать ветку с листьями какого - нибудь растения  и поставить   его  в бутылку с водой. На поверхность воды в  колбу нальем немного растительного масла. (Для чего?______ Оно покроет воду и не даст испарятся с поверхности  через горлышко колбы. Колбу с водой поставим на чашку весов и уровняем  чашки гирями. Уже через сутки воды в колбе станет меньше. Чаша весов. на которой стоит колба, поднимется и можно легко определить массу воды, испарившейся за сутки листьями срезанной ветки.

Вывод:    Воды в стакане стало меньше,  значит  растение участвует в испарении  ?

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?( Вода испарилась через листья растения)

Почему нарушилось равновесие весов?( Воды в колбе стало меньше  )

Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? ( Вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа.)

Учитель:  Итак, на опытах мы убедились, что листья испаряют воду.  Внутри листа водяной пар по межклетникам проникает к устьицам и испаряется через них. Молодые листья испаряют больше воды. Рис 126 стр. 172 Опыт, доказывающий испарение воды через устьица   Слайд 9

Слайд 10 Фото Устьице листа томата под электронным микроскопом

2-я группа (средние). Составьте схему “Условия, влияющие на испарение” Учебник с. 172-173 +++++++++++  Чем крупнее листья растений…

Схема прикрепляется к магнитной доске:

http://festival.1september.ru/articles/414287/img2.gif

факторы, влияющие на испарение: Слайд 11

Факторы, влияющие на испарение

 Особенности  

Влажность

При недостатке воды  устьица закрываются

Температура

Чем выше температура, тем интенсивнее испарение

Время суток

Днем устьица открыты, ночью закрыты

При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени.

Состояние устьиц

Если устьица закрыты- испарения нет, если – открыты, то испарение происходит

Слайд 12   Сделайте предположение, в каком случае растением воды будет испаряться больше, а в каком меньше.

 В ясный солнечный день испаряется больше воды, чем в пасмурную погоду;

Ночью меньше , чем днем, т.к устьица ночью закрыты;

При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.

Слайд 13 .Вывод: Разные растения испаряют разное количество воды.

При разных условиях одно и  тоже растение также испаряет разное количество воды.

Кукуруза за сутки испаряет 0,8 л., капуста -1л., дуб -50л., береза -60л. воды

Решите задачу: Если капуста испаряет 1 л. в сутки, то сколько надо 10 литровых ведер ей на 1 месяц (Ответ – 3 ведра)
2. Когда вы чаще будете поливать капусту, в пасмурную или солнечную погоду?

Количество, состояние устьиц: Вывод:   Если устьица открыты, испарение происходит, а если закрыты испарение не происходит.

Например, у рогоза (камыш)  на 1  мм²  -1300 устьиц. Устьица способны регулировать испарение, В этом и состоит  отличие испарения воды листьями ( т.е. живыми клетками и тканями листа) от простого испарения с какой – либо поверхности, например, с поверхности водоема летом.

Площадь листовой пластинки:  Вывод: Количество испаряемой  за одно и то же время воды зависит от общей площади поверхности  листьев растения. Давайте докажем это утверждение. Для этого выполним практическую работу. Листочки с инструкцией лежат на каждой парте. Вам нужно найти площадь листа.

Физкультминутка! Приложение 3

 Слайд 14 Практическая работа: « Определение общей площади поверхности одного листа и общей площади поверхности всех листьев ветки» (Приложение 4)

Инструкция:  

 Вы получили трафареты контура  листьев березы, листик с обратной стороны в клеточку, Примем 1 клеточку за 1 см².

  1. Посчитайте число полных квадратов (а), попавших внутрь контура, запишите к себе  в таблицу показания.
  2. Подсчитайте число неполных квадратов (в), пересеченных контуром, запишите показания в таблицу.
  3. Разделите число неполных квадратов пополам, внесите показания
  4. Найдите  общую площадь листовой поверхности данной ветки по формуле:

S=Σа+Σв /2, где S- площадь, Σ –сумма.

Общая площадь поверхности всех листьев ветки Sо складывается из суммы площадей каждого листа, т.е. вы должны сложить показания

Sо = S1+ S2 +…+Sn

Слайд 15

Таблица результатов

№ листа

Число полных квадратов (а)

Число неполных квадратов (в)

в/2

Площадь данного листа

Общая площадь всех листьев ветки

1

2

3

4

Молодцы, вы справились с заданием. Листья были большие и маленькие. Скажите, какие листья будут испарять больше воды?

 Вывод учащихся: Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется влаги.

Большая поверхность листьев имеет огромное значение для питания растений и для ИСПАРЕНИЯ большого количества воды.

Слайд 16   У растений имеются различные приспособления к меньшему испарению. Посмотрите, пожалуйста на экран  и убедитесь в этом!

  1. Видоизменение листьев (иголки у кактуса).
  2. Опушение листовой  пластинки (полынь).
  3. Восковой налет на листьях (сосна).
  4. Поворот листа к свету ребром (у эвкалипта).
  5. Способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку(ковыль степной).
  6. Мелкие кожистые листья (брусника).

Слайд 17

 Группа 3 ----Значение испарения в жизни растений

План:

1. Передвижение воды и веществ.
2. Предупреждение перегревания растений.

Испарение способствует  передвижению воды в растении  

 Вопрос: Откуда в растениях берётся вода?  ( Ответ: Благодаря испарению  вода поступает из корня в листья - её поглощают корни растения из почв).

  В: Что заставляет подниматься воду  из корней в другие части растения?

(Ответ: Воду заставляет подниматься из корней в другие части растения  корневое давление).

 ВЫВОД: испарение воды вместе с корневым давлением обеспечивают постоянный ток воды по растению, её смену. С током воды передвигаются и минеральные вещества, которые необходимы для процесса фотосинтеза.

Растения  испаряет до 80-90% воды, поглощенной корнем. Например, одно растение капусты из 1 литра воды испаряет 950 мл. Зачем?  (Ответ: В жаркие дни растениям грозит опасность перегрева от солнечных лучей. При испарении же листья охлаждаются и растение не перегревается).

 ВЫВОД (повтор): Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется влаги.

 У растений испарение регулируется открыванием и закрыванием устьиц.

Опыт. (3 группа)  Ребята намочите кожу на одной из рук

Что вы ощущаете? Какой руке холоднее? Почему?

(происходит испарение воды ).

Какой  ещё можно сделать вывод о роли испарения воды с поверхности листа.

(охлаждает лист, предохраняет от перегрева.)

Учитель. Ребята,  а в где легче переносится жара  - в лесу или под одиночно стоящими деревьями?

 Почему?( ответы)

Учитель: Вывод: Значит, испарение  оказывает влияние и на климат.

Группа 4 -----------Листопад  Слайд 18

План

1. Уменьшение испарения воды.
2. Удаление вредных, ненужных веществ.

Почему не погибают голосеменные растения зимой? ”Ответ на вопрос: “Голосеменные не погибают, т.к. они имеют восковой налет и небольшие листья”.

Учитель:  Какое явление изображено  на слайде? Что вы можете о нем рассказать.

( Ответ учащихся 4 группы)

Листопад  - это приспособление к перенесению неблагоприятных условий (рассказ учителя). Зимой корни многих растений зимой не могут всасывать из почвы холодную воду. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, деревья и кустарники сбрасывают листья.

Сбрасывают листья в сухой период года растения  жарких мест. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года.

Значение листопада. Слайд 19

Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Во многих тропических и субтропических странах, где температура в течение круглого года достаточно высока, но влажность подвержена сильным колебаниям, ежегодно при наступлении засухи деревья сбрасывают листву.

Листопад – это приспособление к испарению воды.

А теперь представьте, что наши широколиственные деревья не сбросили листья на зиму. Что с ними произойдёт?

В зимнем лесу часто можно наблюдать, как под тяжестью снега молодые деревца сгибаются до самой земли, а некоторые ветки обламываются. Если бы зимой на деревьях сохранялись листья, то это имело бы катастрофические последствия. Поэтому вечнозеленые растения средних широт имеют целый ряд приспособлений, позволяющих им выносить тяжесть снега (конусовидная крона, ветки прочны и упруги и т. д.).

 Листопад – это защита от обламывания крупных ветвей (т.к. на облиственных побегах задерживается много снега)

Немаловажное значение имеет тот факт, что листопад способствует удалению веществ, накопившихся в листьях в ходе вегетации. В связи с этим его можно рассматривать как сложный и чрезвычайно важный процесс выделения растениями различных веществ. Перед опадением листьев в них обнаруживается не только повышенное содержание вредных веществ, но и существенное уменьшение полезных элементов (азота, фосфора, калия и др.).

Листопад - удаление вредных и ненужных веществ

Образование пробкового слоя (рис. 127). –  рассказ учителя Слайд 20

Под микроскопом на срезе можно заметить, что   у основания черешка образуется в поперечном направлении специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют разделительный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец) При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. 

Слайд 21 Вопрос: Что происходит с листьями перед листопадом (Ответ: изменяют окраску, стареют).

Слайд 22.

В чём проявляется процесс старения листа? Почему изменяется его окраска?

Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла.

Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными.

Что бы вам было понятно обратимся к работе (ОМС- модуль))

Слайд 23 « Почему листья зеленые»

IV Закрепление  ( Приложение5)

– Сейчас мы с вами узнаем, кто был внимателен на уроке? Для этого мы выполним небольшой тест.

Самопроверка теста по таблице ответов.

Слайд 24 .Таблица ответов на тест по теме “Испарение”

№ вопроса

1

2

3

Ответ

б

а

б

- Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! 

Слайд 25   V    Домашнее задание

  • Д/З Учебник Биология 6 класс Пасечник  § 34;35;36 Составьте кроссворд на тему “Фотосинтез, дыхание, испарение”.  § 36 составить  Синквейн по теме « Испарение»( что должно быть)
  • 1 существительное
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • 4 слова
  • синоним

  • Испарение
  • Жидкое Газообразное
  • Испаряться, превращаться, охлаждаться
  • Опадая, листья спасают деревья
  • Охлаждение (устьица)

Индивидуальное задание. Решить биологическую задачу с родителями. Приложение  6

Слайд  26 . VI  Рефлексия. 

Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Это можно отразить на карточке, отметив необходимый ответ.  ( Приложение 7 )

Слайд 27  Спасибо за урок!

Учебник В.В.Пасечник. Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2009

Ишкина Ирина Федровна.Биология 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника. Изд –во «Учитель –АСТ» 2002 стр. 146  стр.  92-97

Приложене 1

Лист №1  ТЕСТ

Уровень А          Выберите правильный ответ:

  • В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот и углекислый газ.

  • Сложные процессы,  протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию:

а) сахара, который затем превращается в крахмал;

б) крахмала, который затем превращается в сахар;

в) крахмала или сахара.

  • Дыхание растения, находящегося в темноте:

а) не прекращается;

б) приостанавливается;

в) происходит более энергично, чем на свету.

  • При дыхании зеленое растение поглощает:

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

Уровень В           Допишите предложения:

  • Дыхание происходит во всех ____ клетках.
  • При дыхании поглощается ______
  • При дыхании органические вещества ___ __ .
  • Для протекания процесса дыхания световая энергия _______________ .
  • При дыхании энергия _______.

Уровень С      Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

Приложение 2

Задание -1-я  группа (сильные). Выводы по опытам “Испарение” стр. 170-172   рис. 125, 126

  1. Что такое испарение?
    2. Почему уменьшилось количество воды в пробирке с растением и водой?
    3. Почему появились капельки на внутренних стенках колбы?
    4. Как вы думаете, испарение происходит постоянно или в определенное время суток?

Ответ : Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние.
Испарение происходит через устьица листьев и стеблей.
Вода поступает в лист растения через корень и стебель.

 Задание 2- группа (средние)   Прочитайте на стр. 172 абзац 3,4 со слов: испарение зависит от….

Для учащихся со средними способностями в помощь даётся заготовка схем, нужно ее составить

http://festival.1september.ru/articles/414287/img1.gif 

Схема.

http://festival.1september.ru/articles/414287/img2.gif

3-я группа (слабые) Составить план “Значение испарения”. Учебник с. 173-174

План:

1.
2.

Вывод: Испарение способствует  передвижению воды в растении  

4-я группа (средние)

Составить план “Значение листопада”. Учебник с. 173-174.

Ответить на вопрос: “Почему не погибают голосеменные растения зимой? ”

Приложение 3

Физкультминутка 1

1     Упражнение «Прогиб спины» - для снятия мышечного напряжения.
Сидя на стуле, руками взялись за сиденье и пытаемся поднять сиденье, спину выгнуть.

2           Упражнение «Ленивая сова».
Правой рукой взяться за мышцу левого плеча. Головой поворачиваем и делаем вдох, затем выдох.
Затем левой рукой за правую мышцу плеча.

3               Упражнение «Шапочка для размышления» - для активизации     мыслительной деятельности.
Пальчики на ушки и выворачиваем ушки и мочки дергаем вниз.

Физкультминутка.   Листочки  2
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приложение 4

Практическая работа: « Определение общей площади поверхности одного листа и общей площади поверхности всех листьев ветки»

Инструкция:     Вы получили трафареты контура  листьев березы, Листик с обратной стороны в клеточку, Примем 1 клеточку за 1 см².

  1. Посчитайте число полных квадратов (а), попавших внутрь контура, запишите к себе  в таблицу показания.
  2. Подсчитайте число неполных квадратов (в), пересеченных контуром, запишите показания в таблицу.
  3. Разделите число неполных квадратов пополам, внесите показания
  4. Найдите  общую площадь листовой поверхности данной ветки по формуле:

S=Σа+Σв /2, где S- площадь, Σ –сумма.

Общая площадь поверхности всех листьев ветки Sо складывается из суммы площадей каждого листа, т.е. вы должны сложить показания

Sо = S1+ S2 +…+Sn

№ листа 

Число полных квадратов (а) 

Число неполных квадратов (в) 

в/2 

Площадь данного листа 

Общая площадь всех листьев ветки

1

2

Приложение 5

Тест по теме “Испарение”

Биология 6 класс. Испарение.

Вариант 1.

Выберите правильный ответ.

1. Значение листопада:

а) удаление вредных веществ,
б) удаление вредных веществ и уменьшение испарения воды,
в) изменение листьев,
г) уменьшение испарения воды,

2. Всасывание воды происходит через:

а) зону всасывания коня,
б) зону проведения коня,
в) зону роста корня,
г) зону растяжения корня.

3. Испарение происходит:

а) только днём,
б) постоянно, но зависит от погодных условий,
в) только на свету,
г) только ночью.

Биология 6 класс. Испарение.

Вариант 2.

Выберите правильный ответ.

1. Значение испарения:

а) выделение кислорода,
б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения,
в) передвижение веществ по растению,
г) выделение углекислого газа.

2. Защита сосны от испарения воды зимой:

а) наличие воскового налёта на мелких листьях,
б) отсутствие устьиц,
в) наличие мелких листьев,
г) сбрасывание листьев.

3. Устьичная щель становится шире, если:

а) солнечная погода, мало влаги в почве
б) солнечная погода, достаточно влаги в почве
в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве
г) пасмурная погода, мало влаги в почве

Приложение 6

  1. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?
  2. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).

Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение? (Ответ)  Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное, открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет).

 На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней). (Ответ) 9 тыс. т воды

Приложение 7

Оценивание работы на уроке

Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе

1. Активность

Активно работал

Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Испарение воды растениями. Листопад» Кривенкова В.П. учитель биологии МБОУ Сергеевская средняя школа 2009 год

Слайд 2

Выполнение теста Газообмен

Слайд 3

Проверь себя! Вариант 1 Часть А 1-а, 2-б, 3-б, 4-а Часть В Допишите предложения: 1. Фотосинтез происходит во всех клетках, которые имеют хлоропласты. 2. При дыхании поглощается кислород , а выделяется углекислый газ. 3. При фотосинтезе органические вещества образуются. Вариант 2 Часть А 1-б, 2-б, 3-в, 4-в Часть В Допишите предложения: 1. Дыхание происходит во всех живых клетках. 2. При фотосинтезе поглощается углекислый газ , а выделяется кислород. 3. При дыхании органические вещества расходуются.

Слайд 4

Проверь себя! Часть С Вода вытесняет воздух из почвы Нормальное дыхание растений нарушается Растения страдают от недостатка кислорода

Слайд 5

Критерии оценки 11-13 баллов оценка – «5» 9-10 баллов – «4»; 7-8 баллов – «3»; меньше «7» баллов - «2»

Слайд 6

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ. ЛИСТОПАД.

Слайд 7

Какой орган растения испаряет воду?

Слайд 8

Еще одной функцией листа является испарение воды

Слайд 9

ТРАНСПИРАЦИЯ - процесс испарения воды растением

Слайд 10

Опыт 1 (рис.125 стр. 171 учебника) Испарение воды растением

Слайд 11

Опыт 2 (рис.125 стр. 171 учебника) Испарение воды растением

Слайд 12

Вывод: Органом растения, испаряющим воду, является лист

Слайд 13

Опыт 3 Количество воды, испаряемой за одно и тоже время , зависит от общей площади поверхности листьев растения?

Слайд 14

Вывод: Вывод : Где было больше листьев, воды испарилось больше

Слайд 15

Каким образом испаряется вода с листьев растений? Какие клетки листа принимают участие в транспирации?

Слайд 16

Внутри листа водяной пар по межклетникам проникает к устьицам и испаряется через них.

Слайд 17

Вывод: Вода испаряется через устьица рис. 126; стр. 172

Слайд 18

Фото. Устьице листа томата под электронным микроскопом

Слайд 19

От чего будет зависеть испарение воды растениями? Температура Влажность Время суток Состояние устьиц

Слайд 20

Р. Т. стр.51 - №127 1 2 3 4 Сильный сухой ветер Дождливая пасмурная погода Ясный солнечный день ночь

Слайд 21

Разные растения испаряют разное количество воды

Слайд 22

Приспособления растения к меньшему испарению. Видоизменённые листья (кактус) поворот листа к свету ребром ( пшеница). восковой налет на листьях ( сосна) Опушение листовой пластинки ( фиалка) Мелкие кожистые листья ( брусника) Сворачивание листа в трубочку (ковыль)

Слайд 23

Для чего растения испаряют воду?

Слайд 24

Значение испарения 1. Способствует передвижению воды в растении. 2. Предохраняет листья от перегрева 3. Оказывает большое влияние на климат

Слайд 25

Почему растения умеренного климата сбрасывают на зиму листья?

Слайд 26

Значение листопада Уменьшение испарения воды Удаление вредных и ненужных веществ Защита от обламывания крупных ветвей

Слайд 27

Схема листопада

Слайд 28

Р. Т. стр.52 - № 131

Слайд 29

Ответы по теме «Испарение» № вопроса 1 2 3 4 Ответ б б б б

Слайд 30

Домашнее задание Учебник Биология 6 класс Пасечник §36 р/т стр. 52-53 №132-134

Слайд 31

Левитан И.И. «Золотая осень»

Слайд 32

Поленов В.Д. «Золотая осень»

Слайд 33

Шишкин И.И. «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Испарение воды растениями. Листопад.

Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока....

Испарение воды растениями.Листопад.

Разработка мультимедийного урока  для 6 класса  к учебнику В.В. Пасечника. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края Дворядкиной В.Н....

Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...

"Испарение воды растениями. Листопад"

Конспект урока по биологии в 5 классе...

План-конспект урока биологии на тему "Испарение воды растением. Листопад"

Направление – естественно-научное.Тема урока «Испарение воды растением. Листопад».Класс 6, общеобразовательный. В работе используется авторская программа В.В. Пасечника, рассчитанная на учащихся ...

Испарение воды растениями. Листопад.

Разработка урока по биологии 6 класс. Испарение воды растениями. Листопад....

презентация Испарение воды растениями. Листопад.

презентация к уроку Испарение воды растениями. Листопад....