Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Коблева Мариет Нурбиевна

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

Задачи урока:

1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.

3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная подготовка: за 3-4 дня до урока  заложить опыты.(Приложение1), подготовить кроссворды (Приложение 2) и тесты(приложение 3).
 

Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, листы с заданием для практической работы, листы с кроссвордами, учебник.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_isparenie_6_a_klass.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад»  (слайд 1)

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

Задачи урока: 

1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.

3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная подготовка: за 3-4 дня до урока  заложить опыты.(Приложение1), подготовить кроссворды (Приложение 2) и тесты(приложение 3).

Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, листы с заданием для практической работы, листы с кроссвордами, учебник.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.

План урока:

  • Организационный момент (0,5)
  • Проверка домашнего задания (7)
  • Изучение нового материала (20)
  • Физкультминутка (0,5)
  • Закрепление (10)
  • Подведение итогов (3)
  • Домашнее задание (0,5)
  • Выставление оценок (0,5)
  • Рефлексия (3)

Ход урока:

  • Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

Здравствуйте. Ребята, давайте это  урок проведем как  урок - исследование, все Вы будите не просто ученики, а  юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. А т.к. одна голова - хорошо, а две - лучше, то некоторые задания вы будете выполнять, работая в паре.

Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.  

  • Проверка домашнего задания 

Учитель:

- Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на прошлом уроке?(слайд 2)

- Что такое фотосинтез?

- В каких условиях происходит фотосинтез?

- Что выделяется в процессе фотосинтеза?

- Каково его значение?

- Чем дышат растения?

- Что выделяется при дыхании?             (учащиеся дают ответы)

Объяснить схему. (слайд 3)

- А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания (слайд 4)

(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки) (слайд 5)

Вывод: эти процессы противоположны друг другу

  • Изучение нового материала:
  • А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа  и познакомимся с одной очень важной его функцией, а какой давайте разгадаем.
  • Ребус                            (Слайд 6)
  • Верно – испарение воды растениями. А также поговорим о листопаде.
  • Запишите в тетради число и тему урока: «Испарение воды растениями. Листопад».                                                                                          (Слайд 7)
  • Ребята, а  какие вопросы возникают у вас, когда вы читаете название темы урока? Что бы вы хотели узнать об испарении воды растениями и о листопаде?

(ответы уч-ся)

  • Хорошо. Я вам хочу сказать, поскольку сегодня вы не просто ученики, а юные исследователи, то  нам  всем вместе предстоит найти ответы на все ваши вопросы:                                                                             (Слайд № 8)
  • - Какой орган испаряет воду?
  • - Можно ли увидеть воду испаряемую растениями?
  • - Какое значение имеет испарение в жизни растения?
  • - Какое количество воды испаряют разные растения? И от чего это будет зависеть?
  • - Какое значение имеет листопад в жизни растений?
  • И так, ребята, вы уже изучали природоведение, (естествознание) и знакомились с испарением.
  • Вспомните и приведите примеры испарения, дома в быту. (кипит вода в кастрюльке, чайнике).
  • А в природе? Можем наблюдать это явление? Приведите примеры. (туман, облака, испарение из лужи, роса и т.д.)
  • А кто мне скажет, что такое испарение?(ответы учеников)
  • - Это превращение жидкости в пар. (парообразование)
  • - Когда частички воды отрываются и улетают.
  • Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
  • Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразную.
  • В старших класса вы будите изучать такой предмет, как физика и там уже более глубоко познакомитесь и изучите это явление.
  • А теперь пришло время ответить на вопросы, которые возникли у вас в связи с новой темой урока.
  • И помогут нам в этом ребята, вашего класса. Они провели ряд исследований и сегодня расскажут, что узнали об испарении, (демонстрация опытов).
  • Ребята, учёные когда проводят исследование, все полученные данные записываю, и мы с вами не будем отступать от правила, по ходу изучения нового материала будем заполнять кроссворд.
  • Опыт №1  На вопрос:  «Какой орган испаряет воду?» искала ответ  .    (А вы слушайте внимательно и заполните в кроссворде ответ №3 по вертикали)                                                              
  • (Слайд 9)
  • Ребята, почему в пробирке, где находился лист и стебель с листочками, воды стало меньше?

     Какой вывод можем сделать?                                                                  

  • Следующий вопрос, на который мы должны найти ответ – это
  • Какой поверхностью лист испаряет воду? Опыт №2 
  • Ответ на этот вопрос вам может дать , она вам расскажет о своём эксперименте?                 Слайд 10
  •                                                       Слайд 11
  • Почему лист испаряет воду через нижнюю поверхность? (анализ таблицы)                                                                                                                                                                                        
  • Вывод.                                                                                           Слайд 12

Давайте вспомним, какое строение имеет устьице?   

  Запишите ответ на вопрос №3 по горизонтали                        Слайд №13

Как происходит испарение воды клетками листа? Рассказ учителя                  Запишите ответ на вопрос №4 по горизонтали                 Слайд 14

А сейчас представьте себе, что вы маленькая капелька воды, которая путешествует по растению. Рассмотрите внимательно рисунок испарение воды растением и расскажите о том пути, который вы совершите по  растению.

Транспирация – испарение воды растением           Слайд 15

Запись определения транспирации в тетрадь.

Заполните в кроссворде  ответ на вопрос №1 по вертикали

А можно ли увидеть воду, которую испаряют растения? Выяснял

Слайды 16

Откуда взялась вода в колбе?

Значит какой вывод мы можем сделать Испаряемую растениями воду мы можем увидеть.

А какое количество воды, испаряют разные растения? Расскажет

  (презентация)

Ребят, скажите,  а от чего будет зависеть количество воды испаряемое  растениями?                                                                                         Слайд 17

ВЫВОД

1. Испарение зависит от состояния устьиц.

2. Площади листовой поверхности.

3.При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени. (от температуры)

4.Много воды испаряют молодые листья.

5.При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.

6.Время суток.

7.Влажность.

Какое значение, по вашему мнению,  имеет испарение для растения?

( Самостоятельная работа с учебником с 159 -160) обсудите в паре и запишите ответ в тетрадь.

Запишите ответна вопрос №2 по вертикали

Значение испарения                           Слайд 18

 - способствует передвижению воды и минеральных солей в растении;

- охлаждает лист, предохраняет от перегрева


Физкультминутка

Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят.
Полетели, покружились

 И на землю опустились.
Ветер дунул, вновь взлетели,
И за парты тихо сели.

Как вы, наверное, догадались, дальше  речь пойдёт о листопаде.

Когда смотришь на эти картины, невольно вспоминаются стихи: (Слайд19)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

         Завороженный тишиной."(И.Бунин)

Унылая пора
Очей, очарованье
Приятна мне
Твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.

Эта красота, не оставила равнодушными не только поэтов, которые сочиняют стихи о прелестях осеннего леса, но и художники, пишут завораживающей красоты картины осени. Мне кажется,  ни кого не оставят равнодушными изумительные картины осени написанные Остроуховым или Шишкиным и другими художниками.                                                                

 Да, наверное, и вы не можете удержаться, чтобы не нарисовать осеннюю природу. Ребята, поднимите руку, кто из вас хоть раз рисовал осенние пейзажи. Значит, я не ошиблась. Красота осенней природы не может ни кого оставить равнодушным.

Что происходит с листьями осенью?

- изменяют окраску, стареют.

- Опадают.

Ребята, как вы думаете, почему листья осенью меняют окраску?

Значение листопада. Слайд 20

  • листопад – это приспособление к уменьшению  испарению воды.
  • удаление вредных и ненужных веществ.

Запишите ответ на вопрос №1 по горизонтали в кроссворде.

IV.Закрепление (рефлексия)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Выполните тестовое задание 2-3 мин

Приложение №3

Взаимопроверка  проставить количество баллов.(обменяться с соседом по парте литом с выполненным заданием, на одной стороне кроссворд, на другой тест)

Баллы за кроссворд и тест

«5» - 10 -11 баллов

«4» -8- 9 баллов

«3» - 6- 7 баллов

Загадки о листопаде                                                                      

Решение проблемных ситуаций:                                              
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. У большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

2. Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

3. Я думаю, многие из вас наблюдали такую картину: идет человек по улице и от нечего делать срывает листья с растений вдоль дороги. Вроде бы ничего особенно страшного он не делает, ведь растение то он не сломал под корень! Но давайте подумаем, что будет с растением, если с него оборвать все листья?

Молодцы! Я уверена, что теперь, зная какой вред, наносит растению обрывание листьев, никто из Вас не будет этого делать!

4.Людмила Сергеевна узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.
Была уже осень и Л.С. заготовила опавшие листья. «Какая беда. Ведь в них такие же вещества, как и в зеленых» - рассуждала женщина.
(Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена)

V.Домашнее задание.

§ 36.  Придумайте кроссворд или ребус по параграфу, можно придумать тест из 5-6 вопросов, найдите загадки о листопаде.(одно из заданий на выбор)

Оцените своё отношение к уроку на «Дереве знаний»,   красный листик – урок понравился, было интересно, жёлтый листик – было скучно и неинтересно.

Вручение сертификатов

Слайд № 21

Если класс сильный и осталось немного времени можно предложить игру

Игра «Найди ошибку»

  1. Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья сбрасывают листву.
    (Хвойные деревья не сбрасывают листья - иголки. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду) .
  2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно)
  3. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» - спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Испарение воды растениями. Листопад.

Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока....

Испарение воды растениями.Листопад.

Разработка мультимедийного урока  для 6 класса  к учебнику В.В. Пасечника. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края Дворядкиной В.Н....

Испарение воды растениями.Листопад.

Конспект урока по теме :"Испарение воды растением. Листопад."...

Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"

Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники  применения мультипадов и на п...

"Испарение воды растениями. Листопад"

Конспект урока по биологии в 5 классе...

План-конспект урока биологии на тему "Испарение воды растением. Листопад"

Направление – естественно-научное.Тема урока «Испарение воды растением. Листопад».Класс 6, общеобразовательный. В работе используется авторская программа В.В. Пасечника, рассчитанная на учащихся ...