Урок "Испарение воды растениями. Листопад.
презентация к уроку (биология, 6 класс) по теме

Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_isparenie.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no3.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon sertifikat.doc70 КБ
Файл isparenie_vody.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Испарение воды  листьями. Листопад

Цели и задачи урока:


1
. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения.

2. Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

3. Воспитывать коммуникативные качества личности через включение учащихся в  работу в паре.

4. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Предварительная подготовка: за 3-4 дня до урока  заложить опыты.(Приложение1), подготовить кроссворды (Приложение 2) и тесты(приложение 3).

Оборудование: Презентация.

Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Ход урока

  1. Организационный момент(1-2 мин)

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Николаевна. Сегодня урок биологии проведу у вас я. Ребята, давайте это  урок проведем как  урок - исследование, все Вы будите не просто ученики, а  юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. А т.к. одна голова - хорошо, а две - лучше, то некоторые задания вы будете выполнять, работая в паре.

Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.  

Давайте вспомним:

Что такое побег?

Что такое лист?

Какие функции выполняет лист? (дыхание  и фотосинтез)

Какой газ поглощают растения при дыхании?

Почему ночью в комнате, где много цветов становится тяжелее дышать?

Чем покрыт лист?

Как называются отверстия между двумя клетками расположенные в кожице листа?

Молодцы! Знания у вас есть,  вы можете стать настоящими учеными.

 А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа  и познакомимся с одной очень важной его функцией, а какой давайте разгадаем.

Ребус                            Слайд 1-2

Верно – испарение воды растениями. А также поговорим о литопаде.

Запишите в тетради число и тему урока: «Испарение воды растениями. Листопад».                                                                                          Слайд 3

Ребята, а  какие вопросы возникают у вас, когда вы читаете название темы урока? Что бы вы хотели узнать об испарении воды растениями и о листопаде?

(ответы уч-ся)

Хорошо. Я вам хочу сказать, поскольку сегодня вы не просто ученики, а юные исследователи, то  нам  всем вместе предстоит найти ответы на все ваши вопросы:                                                                             Слайд № 4

- Какой орган испаряет воду?

- Можно ли увидеть воду испаряемую растениями?

- Какое значение имеет испарение в жизни растения?

- Какое количество воды испаряют разные растения? И от чего это будет зависеть?

- Какое значение имеет листопад в жизни растений?

И так, ребята, вы уже изучали природоведение, (естествознание) и знакомились с испарением.

Вспомните и приведите примеры испарения, дома в быту. (кипит вода в кастрюльке, чайнике).

А в природе? Можем наблюдать это явление? Приведите примеры. (туман, облака, испарение из лужи, роса и т.д.)

А кто мне скажет, что такое испарение?(ответы учеников)

- Это превращение жидкости в пар. (парообразование)

- Когда частички воды отрываются и улетают.

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразную.

В старших класса вы будите изучать такой предмет, как физика и там уже более глубоко познакомитесь и изучите это явление.

  1. Изучение нового материала.

А теперь пришло время ответить на вопросы, которые возникли у вас в связи с новой темой урока.

И помогут нам в этом ребята, вашего класса. Они провели ряд исследований и сегодня расскажут, что узнали об испарении, (демонстрация опытов).

Ребята, учёные когда проводят исследование, все полученные данные записываю, и мы с вами не будем отступать от правила, по ходу изучения нового материала будем заполнять кроссворд.

Опыт №1  На вопрос:  «Какой орган испаряет воду?» искала ответ  Фомченко Даша.    (А вы слушайте внимательно и заполните в кроссворде ответ №3 по вертикали)                                                              

Слайд 5

Слайд 6

Ребята, почему в пробирке, где находился лист и стебель с листочками, воды стало меньше?

Какой вывод можем сделать?                                                                   Слайд 7

Следующий вопрос, на который мы должны найти ответ – это

Какой поверхностью лист испаряет воду? Опыт №2 

Ответ на этот вопрос вам может дать Антипина Кристина, она вам расскажет о своём эксперименте?                 Слайд 8

                                                      Слайд 9

Почему лист испаряет воду через нижнюю поверхность? (анализ таблицы)                                                                                                                                                                                        Слайд № -10

Вывод.                                                                                           Слайд 12

Физкультминутка

Давайте вспомним, какое строение имеет устьице?   

  Запишите ответ на вопрос №3 по горизонтали                        Слайд №13

Как происходит испарение воды клетками листа? Рассказ учителя                  Запишите ответ на вопрос №4 по горизонтали                 Слайд 14

А сейчас представьте себе, что вы маленькая капелька воды, которая путешествует по растению. Рассмотрите внимательно рисунок испарение воды растением и расскажите о том пути, который вы совершите по  растению.

Транспирация – испарение воды растением           Слайд 15

Запись определения транспирации в тетрадь.

Заполните в кроссворде  ответ на вопрос №1 по вертикали

А можно ли увидеть воду, которую испаряют растения? Выяснял  Олег Цыплаков

Слайды 16-17

Откуда взялась вода в колбе?

Значит какой вывод мы можем сделать Испаряемую растениями воду мы можем увидеть.

А какое количество воды, испаряют разные растения? Расскажет Панюкова Вероника

  (Презентация Панюковой Вероники)

Ребят, скажите,  а от чего будет зависеть количество воды испаряемое  растениями?                                                                                         Слайд 18

ВЫВОД

1. Испарение зависит от состояния устьиц.

2. Площади листовой поверхности.

3.При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени. (от температуры)

4.Много воды испаряют молодые листья.

5.При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.

6.Время суток.

7.Влажность.

Какое значение, по вашему мнению,  имеет испарение для растения?

( Самостоятельная работа с учебником с 159 -160) обсудите в паре и запишите ответ в тетрадь.

Запишите ответна вопрос №2 по вертикали

Значение испарения                           Слайд 19

 - способствует передвижению воды и минеральных солей в растении;

- охлаждает лист, предохраняет от перегрева


Физкультминутка

Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят.
Полетели, покружились

 И на землю опустились.
Ветер дунул, вновь взлетели,
И за парты тихо сели.

Как вы, наверное, догадались, дальше  речь пойдёт о листопаде.

Когда смотришь на эти картины, невольно вспоминаются стихи: (Слайд20)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

                   Завороженный тишиной."(И.Бунин)

Унылая пора
Очей, очарованье
Приятна мне
Твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.

Эта красота, не оставила равнодушными не только поэтов, которые сочиняют стихи о прелестях осеннего леса, но и художники, пишут завораживающей красоты картины осени. Мне кажется,  ни кого не оставят равнодушными изумительные картины осени написанные Остроуховым или Шишкиным и другими художниками.                                                                    (Слайд 21)

 Да, наверное, и вы не можете удержаться, чтобы не нарисовать осеннюю природу. Ребята, поднимите руку, кто из вас хоть раз рисовал осенние пейзажи. Значит, я не ошиблась. Красота осенней природы не может ни кого оставить равнодушным.

Что происходит с листьями осенью?

- изменяют окраску, стареют.

- Опадают.

Ребята, как вы думаете, почему листья осенью меняют окраску? (демонстрация опыта с вытяжкой из краснокочанной капусты с добавлением кислоты в одну пробирку, а в другую щелочи. Дети видят, что окраска растворов меняется, как  окраска листьев  осенью)

Значение листопада.

  1. листопад – это приспособление к уменьшению  испарению воды.
  2. удаление вредных и ненужных веществ.

Запишите ответ на вопрос №1 по горизонтали в кроссворде.

IV.Закрепление (рефлексия)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Выполните тестовое задание 2-3 мин

Приложение №3

Взаимопроверка  проставить количество баллов.(обменяться с соседом по парте литом с выполненным заданием, на одной стороне кроссворд, на другой тест)

Баллы за кроссворд и тест

«5» - 10 -11 баллов

«4» -8- 9 баллов 

«3» - 6- 7 баллов

Загадки о листопаде                                                                       Слайд №24

Решение проблемных ситуаций:                                              
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. У большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

2. Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

3. Я думаю, многие из вас наблюдали такую картину: идет человек по улице и от нечего делать срывает листья с растений вдоль дороги. Вроде бы ничего особенно страшного он не делает, ведь растение то он не сломал под корень! Но давайте подумаем, что будет с растением, если с него оборвать все листья?

Молодцы! Я уверена, что теперь, зная какой вред, наносит растению обрывание листьев, никто из Вас не будет этого делать!

4.Людмила Сергеевна узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.
Была уже осень и Л.С. заготовила опавшие листья. «Какая беда. Ведь в них такие же вещества, как и в зеленых» - рассуждала женщина.
(Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена)

V.Домашнее задание.

§ 36.  Придумайте кроссворд или ребус по параграфу, можно придумать тест из 5-6 вопросов, найдите загадки о листопаде.(одно из заданий на выбор)

Оцените своё отношение к уроку на «Дереве знаний»,   красный кружок – урок понравился, было интересно, жёлтый кружок – было скучно и неинтересно.

Вручение сертификатов

Слайд № 25

Если класс сильный и осталось немного времени можно предложить игру

Игра «Найди ошибку»

  1. Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья сбрасывают листву.
    (Хвойные деревья не сбрасывают листья - иголки. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду) .
  2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно)
  3. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» - спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?




Предварительный просмотр:

Приложение №1

Опыт 1

  1. Возьмите 4 пробирки.
  2. Заполните их одинаковым количеством воды.
  3. Во все четыре пробирки капните по 3-и капли растительнго масла.
  4. – 1ую пробирку оставьте без изменения.

- 2-ую  поставьте стебель без листьев.

- 3ю побег с одним листочком.

- 4ю – побег с 4-5 листочками.

5. Ведите наблюдение, за изменением количества воды в пробирках, в течение 3х дней.

День

1пробирка

2 пробирка

3 пробирка

4 пробирка

1ый

3ий

Вывод:

Опыт 2

  1. Закрепите колбу в штативе, в горизонтальном положении.
  2. Осторожно поместите лист растения в колбу, не отделяя его от растения.
  3. Закройте горлышко колбы ватой.
  4. Хорошо полейте растение в горшке тёплой водой.
  5. Ведите наблюдение за испарением воды листьями в течение 3х дней.

День

Изменения

Вывод:

Опыт 3

  1. Возьмите две пробирки и налейте одинаковое количество воды.
  2. В каждую из них капните по 3-5 капель подсолнечного масла.
  3. Поставьте в обе пробирки по одинаковому листочку,  какого либо растения.
  4. На одном листочке осторожно смажте вазелином верхнюю, а на другом нижнюю поверхность листа.
  5. Отметьте на пробирке буквами «Н» и «В»
  6. Ведите наблюдение в течение 3х дней.

Д    День

Верхняя сторона смазана вазелином

Нижняя сторона смазана вазелином

1ый

3ий

Вывод:



Предварительный просмотр:

К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

2

3

1

4

1

2

3

По вертикали

  1. Испарение воды растением.
  2. Происходит с растением в результате испарения.
  3. Орган растения, испаряющий воду?

По горизонтали

  1. Осеннее явление в жизни растений.
  2. Выделение воды через устьице листа.
  3. Через что лист испаряет воду?
  4. Пространство между клетками.



Предварительный просмотр:

Тест

Испарение. Листопад.

1.Значение листопада заключается в:

а) удаление вредных веществ,

б) удаление вредных веществ и уменьшение испарения воды,

в) изменение листьев,

г) уменьшение испарения воды,

2. Продвижению воды из корней в листья способствует:

а)  фотосинтез;

б) рост корня;

в) испарение.

3. Значение испарения:

а) выделение кислорода,

 б) передвижение воды и минеральных веществ, охлаждение растения

в) передвижение веществ по растению,

 г) выделение углекислого газа.

4. Листья, какого растения будут испарять больше воды?

а)  колючки кактуса;

б)  иглы сосны;

в) листья берёзы;

 



Предварительный просмотр:

МКОУ Северная средняя общеобразовательная школа

Удостоверение

Юного исследователя

     

         выдано  

 ученице 6 «А» класса

 Фомченко Даше    

                                                                                     

«____» _______________ 2012г.

Директор школы                                     Васильева Л.Е.

МКОУ Северная средняя общеобразовательная школа

Удостоверение

Юного исследователя

выдано                            ученику   6 «А»                                         класса                                                                                            

    Циплакову Олегу

«____» _______________ 2012г.

Директор школы                                     Васильева Л.Е.

МКОУ Северная средняя общеобразовательная школа

Удостоверение

Юного исследователя

        выдано  

 ученице 6 «А» класса

Антипиной     Кристине                                                                

«____» _______________ 2012г.

Директор школы                                     Васильева Л.Е.

МКОУ Северная средняя общеобразовательная школа

Удостоверение

Юного исследователя

    выдано

  ученикам

 6 «А» класса

«____» _______________ 2012г.

Директор школы                                      Васильева Л.Е.

МКОУ Северная средняя общеобразовательная школа

Удостоверение

Юного исследователя

выдано                               ученице  6 «А»                                         класса                                                                                            

  Панюковой                    Веронике

«____» _______________ 2012г.

Директор школы                                     Васильева Л.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испарение воды растениями.Листопад.

Разработка мультимедийного урока  для 6 класса  к учебнику В.В. Пасечника. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края Дворядкиной В.Н....

Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...

Испарение воды растениями.Листопад.

Конспект урока по теме :"Испарение воды растением. Листопад."...

"Испарение воды растениями. Листопад"

Конспект урока по биологии в 5 классе...

План-конспект урока биологии на тему "Испарение воды растением. Листопад"

Направление – естественно-научное.Тема урока «Испарение воды растением. Листопад».Класс 6, общеобразовательный. В работе используется авторская программа В.В. Пасечника, рассчитанная на учащихся ...

Испарение воды растениями. Листопад.

Разработка урока по биологии 6 класс. Испарение воды растениями. Листопад....

презентация Испарение воды растениями. Листопад.

презентация к уроку Испарение воды растениями. Листопад....