Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stroenie_semyan_zip_-_winrar.zip839.67 КБ

Предварительный просмотр:

Строение семян
Лабораторная работа №12 «Изучение органов (семени) цветкового растения»

Цели урока:

  1. Образовательная. Познакомить учащихся с особенностями строения семян растений и значением их в природе, закрепить умение проводить лабораторные исследования.
  2. Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради.
  3. Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; продолжить учиться сравнивать, делать выводы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера. 

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский)

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера  в демонстрационном режиме. Лабораторная работа

Оборудование урока:

  1. Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе PowerPoint,.
  2. Оборудование для Лабораторной работы: семена фасоли и пшеницы сухие и набухшие, коллекция семян, препаровальные иглы, лупы
  3. таблицы «Семя фасоли», «Зерновка пшеницы», рельефная таблица «Зерновка»; демонстрационный материал «Пшеница», «Лещина», «Подсолнечник», «Дуб».

Распределение времени на уроке:

     I.   Организационный момент (1 мин)

II. Изучение нового материала

  1. Актуализация  знаний (4 мин)
  2. Задачи урока (1 мин)
  3. Семена, их внешний вид (5 мин)
  4. Строение семян (5 мин)
  5. Лабораторная работа (15 мин)

III. Закрепление (10 мин) 

IV. Домашнее задание (3 мин)

V.  Итог урока (1 мин)

План-конспект урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала.
  1. Актуализация  знаний.

(Создание учителем проблемной ситуации. Дети разгадывают кроссворд для её разрешения. Демонстрация слайдов № 2 – 11 презентации)

— С чего начинается жизнь растения? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд.

С

Ф

А

Г

Н

У

М

Е

Л

Ь

Л

А

М

И

Н

А

Р

И

Я

Я

Г

Е

Л

Ь

  1. Белый мох.
  2. Тенелюбивое голосеменное растение с пирамидальной кроной.
  3. Бурая водоросль.
  4. Лишайник тундры.

  1. Задачи урока

(Постановка учителем задачи урока. Слайд № 12)

 — Познакомиться со строением семени и понять, почему же из него вырастает маленькое растеньице. Будем сравнивать строение семян разных растений и делать выводы.  Для этого проведём лабораторную работу, продолжим учиться работать с учебником и рабочей тетрадью

— Записываем тему урока в тетрадях.  

      (Дети записывают тему урока в тетради. Слайд № 13)

  1. Семена, их внешний вид. 

(Рассказ учителя, демонстрация семян из коллекции; дети пытаются угадать, семена каких растений демонстрирует учитель. Слайды № 14 – 15).

Семена различают по форме, окраске, размерам, весу.

  1. Строение семян (Рассказ учителя с использованием таблиц и схемы.

Слайды № 16 – 17)

                 

                 Семенная кожура защищает семена от высыханий и механических повреждений.

Зародыш  это зачаток будущего растения.

Семядоли – это первые листья зародыша.  

Эндосперм – это запасающая ткань семени.

Однодольные растения – растения, в семенах которых 1 семядоля.

Двудольные – это растения, имеющие в зародыше две семядоли.

  1.   Лабораторная работа № 7: Изучение строения семян двудольных и однодольных растений 

Строение семян двудольных растений

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно выполняют лаб. раб. Задание 7 лабораторной работы выполняется по рис. 57 на с. 86 учебника.

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 18 – 23)

— Выполните самостоятельно  задание сверху на странице 87.

 Рубчик на внутренней стороне семени.

Микропиле – семявход.

— В рабочей тетради выполните задание 58 на с. 26.

Вывод:  Семена фасоли имеют зародыш с двумя семядолями, значит это растение двудольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты первой части лаб. раб. Учитель помогает правильно сделать вывод. Слайд № 24)

Строение семян однодольных растений. 

(Рассказ учителя с использованием таблиц. Слайд № 25)

У злаков кожистый околоплодник срастается с семенной кожурой. Такой плод называют зерновкой. 

— Выполните самостоятельно  задание внизу на странице 87 и на с. 88.

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно продолжают выполнение  лаб. раб. Задание 5 лабораторной работы выполняется по рис. 58 на с. 87 и тексту учебника [два первых абзаца после лаб. раб. на с. 88].

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 – 27)

— В рабочей тетради выполните задание 59 на с. 26.

Вывод:  Зерновка пшеницы имеет зародыш с одной  семядолей, значит это растение однодольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты второй части лаб. раб.

Дети самостоятельно пытаются сделать вывод. Слайд № 28)

  1. Закрепление.

1.  — Начертите схему «Строение семян» в тетради и заполните её.         (Слайды № 29 – 30)

2.  — Напишите в тетрадях, что обозначено цифрами на рисунках слайда презентации. (Слайды № 31 – 34)

3.  — Назовите признаки сходства и отличия в строении семян одно- и двудольных растений. (Слайд № 35)

                  (При помощи самостоятельных работ учащихся учитель устанавливает степень усвоения ими нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз)

  1. Домашнее задание: § 18, вопросы после параграфа. Выполнить в рабочей тетради задание 60 на с. 27, прорастить семена для эксперимента. (Слайд № 36)

Задание-эксперимент:                                                          

— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?                           

 Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.

  1. Итог урока: Семена растений состоят из кожуры, зародыша и эндосперма. Зародыш – это зачаток будущего растения. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли.  В семенах однодольных растений одна семядоля, двудольных — две. Запас питательных веществ у разных растений может находиться в эндосперме или в зародыше.

(Заключительное слово учителя о результатах урока. Слайд № 37)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Открытый урок по биологии 7 класс: "Береги свою планету- ведь другой на свете нету!"

Урок КВН по зоологи, приурочен году окружающей среды и к неделе экологии в городе....

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....