Главные вкладки

    Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Скляренко Антонина Николаевна

    разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_8_klasse_otkrytyy.docx29.21 КБ
    Office presentation icon prez_dyhanie.ppt663.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Урок в 8 классе на тему: "Значение дыхания. Органы дыхания"

    Цели урока:

    1. Образовательные: 
    1. изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
    2. раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
    3. выяснить механизмы голосообразования;
    1. Развивающие: 
    1. формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
    2. развитие логического мышления, внимания;
    3.  успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
    1. Воспитательные: 
    1. воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
    2. провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.

    Оборудование и материалы: 1.компьютер, проектор;  2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5.диск «Биология. Человек»; 6.учебники; 7.тетради, ручки; 8.плакат «Дыхательная система».

    Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи.  Лёгочные пузырьки – альвеолы.

    Пока дышу, надеюсь.

                                                                 ХОД УРОКА

    № п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

     обуч-ся

    Время

    1

    Организационный момент

    Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Деление класса на две группы.

    Организация рабочих мест, приветствие.

    1 мин

    2

    Проверка знаний обучающихся

    1.Работа по карточкам. (одна группа)

    Организуется работа в паре.

    Выдаются карточки с  вопросами.

    А) Строение сердца.

    Б) Кровеносные сосуды.

    В) Большой круг кровообращения.

    Г) Малый круг кровообращения.

    2.Тестовые задания. (вторая группа) (слайд 2)

    Выдаются карточки с номерами вопросов. В  группе назначается уч-ся, кто проверит задания у остальных.

    Выберите номера с правильными суждениями:

    А) Доноры – люди, принимающие кровь.

    Б) Люди IV группы крови – универсальные реципиенты.

    В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза.

    Г) Капилляры – крупные сосуды организма.

    Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

    Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек.

    Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

    З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны.

    Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.

    Проверяющий озвучивает результаты тестирования  в своей группе.

    5 мин

    3

    Актуализация знаний обучающихся

    Без пищи животное и человек может прожить около месяца. Без воды они могут прожить 3 дня. А без воздуха никто не может прожить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?

    Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (слайды 3, 4).

    2 мин

    4

    Этап изучения нового материала

    1.Определение дыхания (слайд 5)

    Дыхание 

    совокупность физиологических процессов,

    включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

    2.Значение дыхания. (слайд 6)

    1. обеспечение организма О2 
    2. образование и удаление из организма СО2 
    3. окисление органических соединений с высвобождением энергии
    4. удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ

    3.Внешнее, внутреннее дыхание и транспорт газов кровью.

    Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью. (слайд 7)

    Внешнее дыхание (легочное) -

    газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких.

     Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения.

    Внутреннее дыхание (тканевое) –

    дыхание, протекающее в клетках.

     В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее - в клетки. Выделяемый клетками CO2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью - с водой. Артериальная кровь превращается в венозную.

     Транспорт газов кровью –

    В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.

    4.Органы дыхания. (слайд 8)

    Органы дыхания делятся на 2 группы:

    1.Лёгкие.

    2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

    А) Нос

    Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица?  У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» 

    При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)

    1. защитная (очищает и обеззараживает воздух);
    2. согревание воздуха;
    3. увлажнение воздуха;
    4. обонятельная.

    Б) Гортань (слайд 10)

    Функции

    1. Обеспечивает прохождение воздуха
    2. Голосовой аппарат
    3. Участвует в акте глотания

    Строение гортани

    1. Хрящи.
    2. Эластичная мембрана,  (ее волокна образуют голосовые связки).
    3. Поперечно-полосатые мышцы.
    4. Слизистая оболочка

    В) Трахея (слайды 10-11)

    Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец.

    Трахея делится на два главных бронха – левый и правый

    Г) Бронхи (слайды 10- 11)

    Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

    Д) Лёгкие. (слайд 12)

    Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие  имеют форму конуса:

    верхняя - суженная часть -  верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

    Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким. Между листками плевры есть узкая замкнутая  щель – плевральная полость, содержащая жидкость,  которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань  лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу  и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м.

    Определение дыхания дети записывают в тетрадь.

    Самостоятельное прочтение слайдов

    Функции дыхания дети записывают в тетрадь

    Самостоятельное прочтение слайдов

    Самостоятельное чтение слайдов

    20 мин

    5

    Первичное закрепление материала

    1.Составить схему строения лёгких.

    2.Ответить на тесты.

    Эти два задания выполняются выбранным учеником. (Информация на диске «Биология. Человек)

    Ответы двух учеников по желанию.

    6

    Продолжение этапа изучения нового материала

    5.Газообмен в лёгких и тканях.

    Объяснение материала с использованием диска «Биология. Человек».

    Прослушивание материала с компьютера

    4 мин

    7

    Первичное закрепление материала

    3.Вопрос: «Газы плохо растворяются в тёплой и солёной воде. Чем же объяснить, что кислород проникает в кровь, несмотря на то, что кровь – тёплая и солёная жидкость?»

    4.Проверьте себя (слайды 15, 16)

    Работа с учебником

    Индивидуальная работа

    4 мин

    8

    Домашнее задание

    Слайд 14

    Запись д/з в дневник

    1 мин

    9

    Подведение итогов

    1.Какую тему рассматривали на уроке?

    2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

    3.Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    4.Выставление оценок.

    Ответы на вопросы учителя

    4 мин


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

    Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

    Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

    Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

    Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов

    Открытый урок  ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

    7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

    Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

    Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

    Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

    Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...