Рабочая программа по биологии для 11 класса.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Сеферова Ирина Николаевна

БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС.  Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии  для 11 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), Примерной  программы  среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Программы   среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой В.И.Сивоглазова ( программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –Дрофа, 2006.-138с.), Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

       Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего за год 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon templan_bio_11_2014-2015.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класс (34 ч) (Базовый уровень). На 2014- 2015 учебный год.

№ п/п

Название тем раздела

и темы урока

Количество

час

             Дата

Основные понятия темы

Требования к уровню подготовки

(планируемый результат)

Педагогические средства.

 Форма и виды контроля

знать

уметь

по

плану

по факту

1 четверть

   9

01.09.14-31.10.14

Раздел 1. Вид.

 21

Тема 1.1. История эволюционных идей.  

   4

1.

Развитие биологии в додарвиновский период.  Работы К.Линнея.

1

1 неделя сентября

Эволюция.

Креационизм

Трансформизм

Классификация

Таксоны- систематические категории

  • Ключевые понятия
  • История  эволюционных идей.
  •  Введение термина «эволюция» Ш.Бонне.
  • Представления о сущно-сти жизни и ее развитии (Конфуций,   Диоген,   Фалес, Анаксагор, Демократ, Пифагор, Гиппократ, Аристотель);
  • господство идеалистических идей.
  • «Система природы» К.Линнея.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.
  • Объяснять роль биологии в  формировании научного мировоззрения.

ИКТ

2.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

 2 неделя сентября

Эволюция.

Креационизм

Трансформизм

Классификация Таксоны- систе

матические категории

  • Ключевые понятия

Критика теории Ж.Б.Ламарка и его современниками.

  • «Упражнение и неупражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков».
  • Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
  • Естественно-научные     и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Формулировать  законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования  благоприятных признаков».
  • Объяснять
  • >единство живой и неживой пр мироды
  • >роль биологии в формировании научного мировоззрения.
  • Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

ИКТ

3.

Предпосылки развития теории

Ч.Дарвина.

1

3 неделя сентября

Эволюционная палеонтология

Определенная изменчивость

Неопределенная изменчивость

  • Ключевые понятия
  • Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
  • Искусственный отбор, естественный отбор.
  • Эволюционная теория
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. 
  • Характеризовать сущность действия искусственного отбора.

ИКТ

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

4 неделя сентября

Искусственный отбор

Наследственная изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

  • Ключевые понятия
  • Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
  • Искусственный отбор, естественный отбор.
  • Эволюционная теория

  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. 
  • Характеризовать сущность действия искусственного отбора.
  • Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения
  • Объяснять вклад эволюционной теории  в  формировании современной естественнонаучной картины мира

ИКТ

Тема 2.2. Современное эволюционное учение.

9

5.

Вид. Критерии и структура..

Лабораторная работа № 1

«Описание особей по морфологическому критерию».

1

1неделя октября

Вид.

Критерии вида.

Генофонд.

Популяция

  • Ключевые понятия
  • Вид, его критерии. Наличие видов –двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Характеризовать критерии вида.
  • Обосновывать и составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

ИКТ

Лабораторная работа № 1

6.

Популяция – структурная единица вида и эволюции

1

2неделя октября

Вид.

Популяция

Генофонд популяции

  • Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
  • Эволюционные изменения в популяциях.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Характеризовать
  • Популяцию как структурную единицу эволюции
  • Популяцию как единицу эволюции.

7.

Факторы эволюции.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

3неделя октября

Наследственная изменчивость.

Мутации

Популяционные волны

Дрейф генов

Изоляция

  • Ключевые понятия
  • Движущие силы
  • (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяциях.
  • Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.
  • Направленный эволюционный процесс закрепления определенных  изменений.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть >
  • >факторы эволюции
  • >причину борьбы за существование.
  • Характеризовать
  • >факторы эволюции.
  • Объяснять причины изменяемости видов.
  • Выявлять изменчивость у особей одного вида.
  • Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

ИКТ

Лабораторная работа №2

8.

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

  4неделя октября

Борьба за существование

Естественный отбор

Движущий отбор

Стабилизирую-щий отбор

  • Ключевые понятия
  • Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяциях.
  • Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.
  • Направленный эволюционный процесс закрепления определенных  изменений.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть >
  • >факторы эволюции
  • >причину борьбы за существование.
  • Характеризовать
  • >факторы эволюции.
  • >естественный отбор как результат борьбы за существование;
  • >формы естественного отбора
  • Объяснять причины изменяемости видов.
  • Выявлять изменчивость у особей одного вида.
  • Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора

ИКТ

9

Адаптации организмов к условиям среды обитания.

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

1

5 неделя октября

Адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологичес

кий, физиологи

ческие, поведенче

ские)

  • Ключевые понятия
  • Адаптации и их многообразие
  • виды адаптации
  • Приспособленность как соответствие строения  и функционирования организмов  конкретным условиям среды обитания.
  • Адаптация как результат эволюции
  •  Процесс формирования
  • приспособленности.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Характеризовать:

>Приспособленность как закономерный результат эволюции; >виды адаптации.

  • Объяснять

> взаимосвязи организмов и окружающей среды:

>механизм возникновения приспособлений;

>Относительный характер приспособлений.

  • Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

ИКТ

Лабораторная работа №3

2 четверть

8

10.11.14-29.12.14

10.

Видообразо

вание.

1

2 неделя ноября

Видообразование

Географическое видообразование

Экологическое видообразование

  • Ключевые понятия
  • Видообразование - результат эволюции.

  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть способы видообразования и приводить примеры.
  • Описывать механизм основных путей видообразования.

ИКТ

11.

Сохранение многообразия видов.

1

3 неделя ноября

Биологический прогресс

Биологический регресс

Генетическая эрозия.

  • Ключевые понятия
  • Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы.
  • Причины вымирания видов.
  • Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов.
  • Процессы Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.
  • Характеризовать:

>причины процветания или вымирания видов;

>условия сохранения  видов.

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

ИКТ

12.

Доказательства  эволюции органического мира.

1

4 неделя ноября

Цитология

Сравнительная морфология

Палеонтология

Эмбриология

Биогеография

Ароморфоз

Дегенерация

Конвергенция

  • Ключевые понятия
  • Прямые и косвенные доказательства эволюции.
  • Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков.
  •  Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.
  • Давать определения .
  • Находить и систематизи ровать информацию о косвенных и
  • прямых доказательствах эволюции.
  • Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

ИКТ

13.

Зачет № 1 по теме: «Основные закономерности эволюции».

1

1 неделя декабря

  • Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
  • Задания со свободными краткими иразвернутыми ответами.
  • Задания на соответствие.
  • Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
  • Задания: закончить (дополнить) предложение.
  • Задания с использованием рисунков, таблиц.

Зачет № 1

Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле.

3

14.

Развитие представлений о происхождении  жизни на Земле.

1

 2 неделя декабря

Материализм

Идеализм

Креационизм

  • Ключевые понятия
  • Происхождение жизни на Земли - вечная  и глобальная научная проблема.
  • Гипотезы происхождения жизни
  • Отличительные признаки живого.
  • Самозарождение жизни
  • Стационарное состояние
  • панспермия.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.
  • Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

ИКТ

15.

Современные представления о развитии жизни на Земле. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различ ных гипотез происхождения жизни».

1

3 неделя декабря

Абиогенез

Биогенез

Коацерваты

  • Ключевые понятия
  • Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле 
  • Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной  картины мира

ИКТ

Практическая работа

№ 1

16.

Развитие жизни на Земле.

1

4 неделя декабря

Биологическая эволюция

Зоны: криптозой, или докембрй, фанерозой.

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой

  • Ключевые понятия
  • Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.
  • Усложнение живых организмов  в  процессе эволюции.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.
  • Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

ИКТ

3 четверть

10

12.01.15-22.03.15

Тема 1.4. Происхождение человека.

5

17.

Гипотезы происхождения человека.

Практическая работа № 2

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

1

2 неделя

января

Антропогенез

  • Ключевые понятия
  • Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.
  • Предшественники современного человека.
  • Анатомо-физиологическая  эволюция человека.
  • Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.  Антропогенез.
  • Давать определения ключевым понятиям
  • Называть:

>стадии эволюции человека;

>представителей каждой эволюционной стадии.

  • Характеризовать:

>особенности представителей каждой стадии эволюции человека   с биологических и социальных позиции;

>роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

ИКТ

Практическая работа

№ 2

18.

Положение человека в системе животного мира.

1

3 неделя января

Антропогенез

Атавизмы

Рудименты

  • Ключевые понятия
  • Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики.
  • Доказательства животного  происхожде ния  человека.
  • Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитаю щими животными
  • Сравнительно-эмбриологические доказательства живот ного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо. Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно-научная   и философская проблема.
  • Гипотезы происхож дения человека.
  • Современная теория антропогенеза.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть положения гипотез происхождения человека.
  • Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. 
  • Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека 
  • Называть место человека в системе животного мира.
  • Обосновывать принадлежность  человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.
  • Доказывать, что человек - биосоциальное существо.

ИКТ

19.

Эволюция человека.

1

4 неделя января

Антропогенез

Атавизмы

Рудименты

  • Ключевые понятия
  • Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.
  • Предшественники современного человека.
  • Анатомо-физиологи ческая  эволюция человека.  Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.  Антропогенез.
  • Давать определения ключевым понятиям
  • Называть:

>стадии эволюции человека;

>представителей каждой эволюционной стадии.

  • Характеризовать:

>особенности представителей каждой стадии эволюции человека   с биологических и социальных позиции;

>роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

ИКТ

20.

Человеческие расы.

1

1 неделя февраля

Расы и нации

Расизм

  • Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный.
  • Расы - крупные систематические   подразделения внутри вида Человек разумный.
  • Равноценность и генетическое единство человеческих рас.
  • Реакционная сущность геноцида и расизма
  • Называть  и различать человеческие расы.
  • Объяснять механизмы формирования расовых признаков.
  • Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал-дарвинизма

ИКТ

21.

Зачет № 2 по теме:

«Происхождение человека».

1

2 неделя февраля

  • Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
  • Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
  • Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
  • Задания: закончить (дополнить) предложение.
  • Альтернативные тесты (верность – неверность суждений)

Зачет №2

Раздел 2.

Экосистемы.

12

Тема 2.1.

Экологические факторы.

3

22.

Организм и среда. Экологические факторы.

1

3 неделя февраля

Экология

Среда обитания

Экосистема

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогены

Ограничивающий фактор

Экологическая ниша

  • Ключевые понятия
  • Экосистемы.
  • Экосистема - функциональная    единица биосферы.
  • Задачи экологии.
  • Среда обитания.
  •  Экологические факторы - определенные  компоненты среды, способные влиять на живые организмы.
  • Влияние экологических факторов на организмы.
  • Закон минимума К.Либиха.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть:

>задачи экологии;

>экологические факторы.

  • Обосновывать роль экологии в решении практических задач.
  • Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы.
  • Выявлять закономерности влияния факторов на организмы..

ИКТ

23.

Абиотические факторы среды

1

4 неделя февраля

Абиотические факторы

Биологические ритмы

Фотоперио-дизм

  • Ключевые понятия
  • Экосистемы.
  • Экосистема - функциональная    единица биосферы.
  • Задачи экологии.
  • Среда обитания.
  •  Экологические факторы - определенные  компоненты среды, способные влиять на живые организмы.
  • Влияние экологических факторов на организмы.
  • Закон минимума К.Либиха.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть:

>задачи экологии;

>экологические факторы.

  • Обосновывать роль экологии в решении практических задач.
  • Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы.
  • Выявлять закономерности влияния факторов на организмы..

ИКТ

24.

Биотические факторы среды.

1

1 неделя марта

Биотические факторы

Хищничество

Паразиты

Конкуренция

Симбиоз

Антропогенный фактор

  • Ключевые понятия
  • Биотические факторы: прямое    или  косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности.
  • Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть виды взаимоотношений между организмами.
  • Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.
  • Объяснять механизм влияния взаимоотноше

ний между организма

ми на формирование биологического разно

образия и равновесия в экосистемах.

ИКТ

Тема 2.2.

Структура экосистем.

4

25.

Структура экосистем.

1

2 неделя марта

Биоценоз

Биогеоценоз

Экосистема

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробиоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

  • Ключевые понятия
  • Экосистема, биоценоз, биогеоценоз.
  • Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Описывать структуру экосистемы.
  • Называть и характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

ИКТ

26.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Практическая   работа № 3

«Составление схем переноса веществ и энергии  в эко-системах (пищевых цепей и сетей).

1

3 неделя марта

Пищевые, или трофические связи, сети

Пищевые цепи: пастбищная и детритная

Трофические уровни

Экологическая пирамида

  • Ключевые понятия
  • Трофическая структура биоценоза.
  • Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз.
  • Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
  • Направления потока вещества в пищевой сети.
  • Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.
  • Экологическая пирамида.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.
  • Характеризовать:

>трофическую

структуру биоценоза;

>роль организмов (продуцентов,

 консументов, редуцентов)

в потоке веществ и энергии;

>солнечный свет как энергетический ресурс.

  • Составлять схемы передачи вещества и

 энергии (цепей питания).

  • Использовать  правило 10% для расчета потребности организма в веществе.

ИКТ

Практическая работа

№ 3

4 четверть

8

31.03.15- 25.05.15

 

27.

Причины устойчивости и смены экосистем.

Лабораторная работа №4

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

1

1 неделя апреля

Динамическое равновесие

  • Ключевые понятия
  • Экосистема - динамическая  структура.  
  • Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы.
  • Причины смены экосистем.
  • Смена популяций различных видов.
  • Смена экосистем в природе.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Объяснять:

>причину устойчивости экосистем;

>причины смены экосистем;

>необходимость сохранения многообразия видов.

  • Описывать этапы смены экосистем.
  • Выявлять  изменения в экосистемах.
  • Решать  простейшие  экологические задачи.

ИКТ

Лабораторная работа №4

28.

Влияние человека на экосистемы. Лабораторная работа № 5

«Выявление     антропогенных   изменений в экосистемах своей

местности».

Практическая   работа № 4

«Сравнительная    характеристика        природных   экосистем и агроэкосистем своей местности».

1

2 неделя апреля

Аборигенные виды

агроценозы

  • Ключевые понятия
  • Агроэкосистемы  (агроценозы).
  • Экологические нарушения,  вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу.
  • Правила поведения в природной среде.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Приводить примеры экологических нарушений.
  •  Называть:

>способы оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения естественных экосистем.

  • Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности   и делать выводы на основе их сравнения

ИКТ

Лабораторная работа № 5

(выполняется дома).  

Практическая   работа № 4

Тема 2.3. Биосфера – глобальная экосистема.

2

29.

Биосфера – глобальная экосистема.

1

3 неделя апреля

Биосфера

Биогенное вещество

Живое вещество

Косное вещество

Биокосное вещество

  • Ключевые понятия
  • Биосфера - глобальная экосистема.
  • Границы биосферы.
  • Компоненты и свойства биосферы.
  • Распространение  живого вещества в    биосфере. Биомасса.
  • Учение В.И.Вернадс кого о биосфере.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Называть:

>структурные компоненты и свойства биосферы;

>границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

  • Характеризовать:

>живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

>распределение биомассы на земном шаре.

ИКТ

30.

Роль живых организмов в биосфере.

1

4 неделя апреля

Круговорот веществ и элементов

Ноосфера

  • Ключевые понятия
  • Круговорот веществ -обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле.
  • Роль живого вещества в биосфере.
  • Давать определения ключевым понятиям.
  • Описывать:
  • >биохимические циклы воды, углерода;
  • >проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Характеризовать:

>сущность и значение круговорота   веществ и превращения энергии; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

ИКТ

Тема 2.4. Биосфера и человек.

4

31.

Биосфера и человек.

Практическая работа №5 «Анализ и оценка послед

ствий собствен

ной деятель

ности в окружа

ющей среде».

1

1 неделя мая

Экологические кризисы: Кризис продуцентов

Кризис консументов

Кризис редуцентов

Экологическая катастрофа

  • Ключевые понятия
  • Антропогенные факторы воздействия на биосферу.
  • Факторы, вызывающие экологический кризис.
  • Экологический кризис и его последствия
  • Последствия деятельности человека   в окружающей среде.
  • Давать определения основным понятиям
  • Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу

ИКТ

Практическая работа № 5

( 1часть)

32.

Основные экологические проблемы сов

ременности,  пу

ти их решения.

Практическая работа №5 «Анализ и оценка глоба

льных экологи

ческих проблем и путей их решения».

1

2 неделя мая

  • Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые    дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв.
  • Пути решения экологических проблем.
  • Рациональное использование природных ресурсов.
  • Давать определения основным понятиям
  • Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу

ИКТ

Практическая работа № 5

( 2 часть)

33.

Зачет № 3 по теме: «Экосистема»

3 неделя мая

  • Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
  • Задания с выбором ответов.
  • Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
  • Задания на установление взаимосвязей
  • Заполнение сравнительных таблиц.
  • Задания с использованием рисунков и схем.
  • Простейшие экологические задачи.
  • Задания: закончить (дополнить) предложение.
  • Альтернативные тесты (верность – неверность суждений).

Зачет № 3 

34.

Роль биологии в будущем.

1

4 неделя мая

Устойчивое развитие

  • Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения.
  • Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность.
  • Экологические проблемы России. и пути решения.

Рациональное использование природных ресурсов.

Сфера жизни человека как фактор здоровья.

  • Давать определения основным понятиям
  • Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу
  • Характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.

Мини-проекты, информационные буклеты, памятки – рекомендации, презентации

по теме:

  • Проблемы экологии.
  • Эволюция биосферы. Ноосфера.

                                           

                                 БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС.

                             Пояснительная записка.

  •           Настоящая рабочая программа по биологии  для 11 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), Примерной  программы  среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Программы   среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой В.И.Сивоглазова ( программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –Дрофа, 2006.-138с.), Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

       Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего за год 34 часа.

      Базовый курс предполагает:

·         Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.

·         Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.

·         Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.

       Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

       Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

       Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

        В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются  и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.      

        Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания составляет знание центрического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие  культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

Цели:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

· овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

· воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

               Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

          Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

        Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:

Биология как наука;

Методы научного познания;

Клетка;

Организм;

Вид;

Экосистемы.

       

Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.

        При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения. Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

        В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.

       Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

      При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

      Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

      На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

      На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний цитологической, экологической, практикоориентированной направленности;

Овладение способами деятельностей познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

Освоение компетенций ключевых, общепредметных и предметных (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной).

               

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств при описании биологических процессов и явлений. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие законы и закономерности в развитии биосистем; историю развития эволюционных представлений и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

            Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития биологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям биологической, экологической и национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

          Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

          Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования  к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:

-        стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;

-        организация индивидуального обучения школьников;

-        наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

         Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.

                Перечень лабораторных и практических работ

№.

Название лабораторной работы

Название практической работы

1.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

1.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.

2.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

2.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

3.

Выявление приспособлений у организмов

 к среде обитания.

3.

Составление схем переноса веществ и энергии

в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

4.

Исследование изменений в экосистемах

 на биологических моделях (аквариум).

4.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

5.

Выявление антропогенных изменений

 в экосистемах своей местности.

5.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Итого: 5 лабораторных работ.

Итого: 5 практических работ.

Виды контроля и система оценивания учащихся:

вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

в год

Зачётная

0

1

1

1

3

Лабораторная

3

0

0

2

5

Практическая

0

1

2

2

5

всего уроков

8

8

10

8

34

       

             УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ  1. ВИД.        -      21 час

ТЕМА 1.1   ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ - 4 часа

ТЕМА 1.2  СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ – 9 часов

ТЕМА 1.3   ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ   -  3 часа

ТЕМА 1.4   ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА  -   5 часа

РАЗДЕЛ 2.  ЭКОСИСТЕМЫ   -  12  часов

ТЕМА 2.1   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ   -  3 часа

ТЕМА 2.2   СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ -    4 часа

ТЕМА 2.3   БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА   - 2 часа

ТЕМА 2.4   БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК  -   -    4 часа

ИТОГО   - 34 часа  

                             

                                             

                         Список литературы (основной и дополнительной) : 

  1. Эволюция органического мира: Факультатив. курс.: Учеб. Пособие для 9-10 кл. сред.шк. – М. Просвещение, - 223 с. ил.
  2. Основы биологии: Курс для самообразования/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А.Козлова. – М.: Просвещение. – 416с.
  3. 5.Попова Л.А. Открытые уроки по биологии: 9-11 классы. М.: ВАКО, 2011. – 176 с. – (Мастерская учителя биологии).
  4. «Лекции по общей биологии» А.В. Пименов, 2003 год;
  5. «Уроки биологии в 10(11) классе» А.В. Пименов, 2003 год;
  6. Биология в схемах и таблицах /А.Ю.Ионцева, А.В.Торгалов. –М.:Эксмо, 2012. – 352 с. – (Наглядно и доступно).
  7. Р.Л.Сосновская  Общая биология: В 2-х частях – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 464 с.
  9. Биология для поступающих в вузы. Общая биология. Дидактические материалы./ А.В.Пименов, И.Н.Пименова. – Ярославль:Академия развития, 2007.-352 с. ил.
  10. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов/ Л.А.Гребеник (и др.); под ред. В.П.Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 283 с. ил.- (Абитуриент).
  11. Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ. : теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко. – Ростов н/Дону: Легион, 2013. – 224 с. (Готовимся к ЕГЭ).
  12. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. Издание 4-е, переработанное и дополненное: учебно - методическое пособие. - Ростов н/Дону: Легион, 2012. – 384 с. (Готовимся к ЕГЭ).
  13. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье.  Подготовка к ЕГЭ и ГИА -9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно- методическое пособие / А.А.Кириленко. Изд. 2-е. - Ростов н/Дону: Легион, 2013. – 298 с. (Готовимся к ЕГЭ).
  14. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике.  Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ. Изд. 5-е, перераб. и дополн. - Ростов н/Дону: Легион, 2013. – 272 с. (Готовимся к ЕГЭ).
  15. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы /авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград:Учитель, 2007. – 174 с.
  16.  «Биология: Пособие для поступающих в вузы» А.В. Пименов, О.В. Гончаров, 2003 год;
  17. «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, 2002 год;
  18. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Г.И. Лернер. Москва: Астрель, 2013. 350 с.
  19.  Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с. – (Серия «Биология»).
  20. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. Саратов: Лицей, 2005. -240 с. – (Биология).
  21. Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
  22. Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек» (8-9 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. –192с  
  23. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология.   Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии  ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 – 11  КЛАСС.

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс учебное электронное издание, Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

1. научные новости биологии – www.nature.ru.

2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ

3. Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва http://www.museum.ru/museum/timiryazev/

  1. Государственный Дарвиновский музей, Москва
  2. http://darwin.museum.ru/
  3. Палеонтологический музей, Москва
  4. http://www.paleo.ru/index.html
  5. Музей истории Земли им. В.И. Вернадского, Москва
  6. http://www.sgm.ru/rus/science/index.html

:

                               

                      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

                          Должны знать:

  •          характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе;
  •          понятие «биосистема»;
  •          возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира;
  •          значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии;  
  •         основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе;
  •        организм как биосистему;
  •        регуляцию процессов жизнедеятельности организмов;
  •        половое и бесполое размножение организмов;
  •        оплодотворение и его значение;
  •        онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма;
  •        основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности;
  •       изменчивость, её виды (мутационную, комбинативную и модификационную) и причины; норму реакции;
  •       значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения;
  •      факторы, формирующие здоровье человека;
  •      многоклеточные и одноклеточные организмы;
  •      основные положения клеточной теории;
  •      химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и др. неорганических веществ в жизни клетки;
  •      основные структурные элементы клетки и её части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения;
  •      строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
  •      деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток;
  •      клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке;
  •      строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации;
  •      значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом;
  •      ген и генетический код;
  •      основные биополимерные молекулы;
  •      процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
  •      роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов;
  •      сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации.

     

               

          Развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.

                     Должны уметь: 

  • сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале,
  • составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии,
  •  составлять тезисы текста, конспектировать текст,
  • готовить рефераты.

 

  • Способны решать следующие жизненно-практические задачи, т.е.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: формирования картины мира;
  • доказательства единства органического мира;
  • оценки состояния окружающей среды;
  • объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции;
  • гуманного, этического поведения в природе;
  • охраны природы и редких, исчезающих видов;
  • доказательства уникальной ценности жизни, всего живого;
  • сохранения своего здоровья.

 

Перечень учебно – методического обеспечения.

  • Федерального государственный стандарт
  • Примерная программа  среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
  • Программа  среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой В.И.Сивоглазова ( программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –Дрофа, 2006.-138с.),
  • Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006.
  • Учебник: Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. для общеобразоват.учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2010. 304 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Таблицы по ботанике, анатомии и физиологии животных, Общей биологии.
  •  Рельефные таблицы.
  • Динамические таблицы.

Объекты натуральные

  • гербарий «Растительные сообщества»,
  • гербарий «Основные отделы растений»,
  • коллекция листьев, семян и плодов,
  • набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы.

  • Оборудование лабораторное
  • Лупа (7-10*)
  • световой микроскоп
  • цифровой  микроскоп

Дидактический материал:

  • Раздаточный дидактический материал.
  • Индивидуальные карточки с заданиями.

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/Пушкарева В.Н./

                      ФИО

Протокол № ____

 от «       » 08.2014 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 106 »

__________  /_Слепова Е.В./

                ФИО

 «       » 09.2014 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 106»

_______________/Ткачёва Н.В.

ФИО

Приказ №  ____  

от «       » 09.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_Сеферовой Ирины Николаевны  учителя биологии и экологии  

 1 квалификационной категории

Ф.И.О., категория

по_биологии 11 класс

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №   ___

от   «       » 08.2014  г.

2014 - 2015  учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………….…стр.

   2.  Учебно – тематическое планирование……….. ……………….стр.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся , обучающихся                                                по  данной программе………………………………………….……..стр.

  4. Перечень  учебно- методического обеспечения………………. стр.

  5. Список литературы (основная и дополнительная) ……………  стр.

  6. Календарно-тематическое планирование ……………………… стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...