МОЙ АКВАРИУМНЫЙ МИР.
элективный курс по биологии (6 класс) на тему

Губайдулина Людмила Викторовна

Аквариум доставляет большое эстетическое наслаждение, так как зимой и летом, осенью и зимой демонстрирует нам особую, своеобразную жизнь подводного мира. Именно здесь можно увидеть разнообразие окрасок и видов форм рыбок, понаблюдать за их поведением, отметить их удивительную приспособленность к тем или иным условиям. Забота о живых существах воспитывает в человеке бережное и доброе отношение к природе и к окружающим людям. Большое значение для развития и воспитания учеников имеют живые уголки живой природы, к которым можно отнести и аквариум. Это занятие позволяет дать первые навыки ухода за аквариумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_akvariumnyy_mir.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МОЙ АКВАРИУМНЫЙ МИР.

                                                                                            Аквариум – это управляемый

                                                                                            человеком прибор.

                                                                                                                       Р.Уард

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Ведущая идея курса - показать:

  1. Что жизнь природы удивительна и сложна во всех проявлениях и  интерес к ней заставляет нас воспроизводить «частичку её» в небольшом стеклянном сосуде – аквариуме.
  2. Что аквариум доставляет большое эстетическое наслаждение, так как зимой и       летом, осенью и зимой демонстрирует нам особую, своеобразную жизнь подводного мира. Именно здесь можно увидеть разнообразие окрасок и видов форм рыбок, понаблюдать за их поведением, отметить их удивительную приспособленность к тем или иным условиям.
  3. Что необычен и мир подводных растений.
  4. Что забота о живых существах воспитывает в человеке бережное и доброе отношение к природе и к окружающим людям.
  5. Что большое значение для развития и воспитания учеников имеют живые уголки живой природы, к которым можно отнести и аквариум.

Данная программа ориентирована на проведение занятий для предпрофильной подготовки учащихся 5 – 6 классов и рассчитана на 8 часов и состоит из 6 модулей:

       Модуль 1: История и значение аквариумов.

       Модуль 2: Подготовительные работы.

       Модуль 3: Аквариумные обитатели:

                          а) Аквариумные растения;

                          б) Аквариумные рыбки

       Модуль 4: Основы ухода за аквариумом.

       Модуль 5: Оформление аквариума.

       Модуль 6: Обобщающее занятие.

Программа курса предусматривает различные формы обучения. Учащиеся при подготовке сообщений научатся пользоваться научной литературой, проводить наблюдения, элементы экспериментальной работы и делать выводы. Занятия – лекции дадут информацию о разнообразии живых организмов. На практических занятиях учащиеся овладеют навыками и умениями работы в области дизайна аквариума, ухода за его обитателями.

Данный курс познакомит учащихся с наукой – ихтиологией и  ознакомит с элементами профессий: ихтиолога, дизайнера.

                                ЦЕЛЬ КУРСА

 Создать условия для возможности самоопределения в выборе     направления дальнейшего обучения по какому-либо профилю.

                               ЗАДАЧИ КУРСА:

        - показать разнообразие аквариумных растений и животных;

        - пронаблюдать за поведением и образом жизни аквариумных рыбок;

        - изучить приспособленность организмов к условиям обитания;

        - познакомить с основными правилами ухода за аквариумом;

        - воспитать бережное отношение к природе;

        - развивать творческие способности и эстетические интересы учащихся;

        - познакомить с наукой – ихтиологией и профессиями ихтиолога и дизайнера.

КОМПЕТЕНЦИИ: изучение данного курса расширит кругозор учащихся, они смогут ориентироваться в разнообразии аквариумных растений и животных. Овладеют навыками:

      - подготовки материалов для оформления аквариума;

      - выбора того или иного вида корма для рыбок из их многообразия, приготовления

         кормовых смесей;

      - посадки аквариумных растений.

Освоят основные правила ухода за аквариумом.

Познакомившись со всеми разделами данного курса, учащиеся освоят основные моменты в области дизайна аквариума.

Освоение данного курса будет способствовать выбору дальнейшего профиля обучения.

                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

модуль

тема

часы

тип занятий

деятельность учащихся

оборудование

модуль 1

История и значение аквариума.

1

Лекция, беседа.

Работа с литературой, краткий конспект

Дополнительная литература

Модуль 2

Подготовительная работа

1

Беседа, дискуссия, практическая работа.

Самостоятельная работа с литературой, с инструктивной карточкой, рисунками

Литература, инструктивная карточка, рисунки.

Модуль 3

Аквариумные обитатели:

а) аквариумные растения;

б) аквариумные рыбки.

2

Беседа, практическая работа

Работа с дополнительной литературой и инструктивными карточками, устные сообщения учащихся.

Дополнительная литература, инструктивные карточки для выполнения практической работы.

Модуль 4

Основы ухода за аквариумом

2

Лекция, практическая работа, работа с раздаточным материалом

Работа с раздаточным материалом, работа с инструктивными карточками, оформление результатов практической работы.

Раздаточный материал: термометры, шланги, сачки, стеклоочистители, кормушки, фильтры, компрессоры; инструктивные карточки

Модуль 5

Оформление аквариума

1

Беседа, практическая работа

Работа с литературой, инструктивными карточками, рисунками.

Литература, инструктивные карточки, рисунки.

Модуль 6

Обобщающее занятие: защита творческих проектов по оформлению (дизайну) аквариума

1

Защита проектов.

Работа над проектами

             

                                       СТРУКТУРА КУРСА.

Модуль 1.  Раскрывает историю возникновения и значение аквариумов в человеческом обществе. (1час)

Когда вы приносите домой рыбок, вы должны знать, что жизнь их теперь зависит только от вас. Недогляди, недодумай — и ваши рыбки могут погибнуть. Кто предупредит вас, еще не очень опытных аквариумистов, что рыбкам, поднявшимся к поверхности, не хватает воздуха, появление мути в воде свидетельствует о большем,  чем положено, количестве рыбок в аквариуме, и о многих других «хитростях» содержания аквариума? Обо всем этом вы узнаете из этого курса. НЕМНОГО ИСТОРИИ

. Слово «аквариум» употребляется с конца XVIII — начала XIX в. и означает сосуд для содержания и разведения  водных животных и растений. Но было бы ошибочно считать, что декоративное рыбоводство появилось одновременно с этим понятием. Еще на заре человеческой  цивилизации люди ловили и пытались содержать рыб. На древнейших фресках Бен-Гассана (1800— 1700 гг. до н. э.) можно встретить изображения многих рыб, в том числе спинорога, кефали, электрического сома,  тетрадонов и др.

Многие виды рыб люди издавна «селили» вблизи домов — в прудах, бассейнах, ваннах. Их содержали в искусственных  водоемах по двум причинам: чтобы обеспечить  себя пищей (например, карп селекционируется около 2000 лет) и из эстетических соображений -они необычны по форме, ярки, легко приручаются и т. п.

По данным археологии и истории существовало два центра декоративно-бассейнового рыбоводства. Первый — в странах Средиземноморья. В Риме, по свидетельству  Плиния Гая, аристократы имели многочисленные бассейны-писцины,  где содержали, в частности, средиземно -морских мурен, султанок и других рыбок. Известно, что научное изучение рыб, описание их строения, поведения, особенностей начал Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В Египте примерно за 1500 лет до н.э. возникли зоологические сады с бассейнами. По фрескам из раскопок в Тебене (около 1400 г. до н.э.) и в  Мемфисе (около 1350 г. до н. э.) можно узнать, что египтяне увлекались содержанием хищных рыб семейств сомовых, цихловых, муреновых.

Второй центр на Евроазиатском континенте находился в Китае, где осуществляли направленную селекцию серебряного карася (первые сведения об «оранжевых рыбках», найденные профессором из Японии Echo Азум'а, датированы 551—479 гг. до н. э.). В Китае селекционная работа превратилась в настоящее искусство и направлена была на возможности получения разноцветных форм.

В XII в. в Поднебесной создается доступный для населения зоологический «сад знаний», где одним из украшений были золотые рыбки, хотя до этого направленная их селекция велась еще с династии Сун. В правление династии Мин (1368—1644 гг.) золотая рыбка становится обитателем аквариумов из тончайшего фарфора и широко распространяется по стране. В 1502 г. золотую рыбку завозят в японский городок Сакан близ Осаки. Японцы ведут селекцию по изменению формы тела    и плавников золотой    рыбки. Так появляются ее разновидности — кометы,    телескопы,   вакины,   тубинки, орнды, водяные глазки и многие другие.

 В Европе эти рыбки появились сначала в Португалии в XVII в., во Франции   в XVIII в., в Америке — в  XIX в. Но тут следует вспомнить, что на Американском континенте еще легендарный   ацтекский  вождь и философ Монтесума (1390—1469 гг.)  в своем   дворце в Те-ночтитлане (ныне — Мехико)  наблюдал за жизнью рыб  в специальных сосудах.

Впервые аквариумы наиболее привычной для нас формы (каркасные)    изготовил англичанин    Н. Вард в 1841г.

Рыбоводством на Руси занимались издревле, отдавая предпочтение прудовому выращиванию карпа, карася, язя, щуки. Первые упоминания о заморских золотых рыбках у нас относятся ко времени князя Василия Темного. Царь Иван Грозный уделял огромное внимание прудовому рыбоводству,   неоднократно    получал от заморских послов и купцов в качестве подарка золотых рыбок в стеклянных шарах.

Первый в России аквариум с экзотическими рыбками был создан лри дворце царя Алексея Михайловича (1629—1676 гг.), отца Петра I. Царь содержал у себя даже специальный штат придворных рыбоводов. При Петре I баснословно дорогие, но модные «склянки» с диковинными рыбами стали появляться и у некоторых приближенных царя. Позже князь Потемкин преподносил золотых рыбок в дар Екатерине II, о чем имеются документальные свидетельства.

Начало современного аквариумного рыбоводства тесно связано с именем французского ихтиолога Kаp-бонье, которому в 1869 г. французским консулом из Кантона (с рисовых чеков) привезены 22 экземпляра макроподов. Карбонье успешно их развел и распространил.

Завоз рыб из Юго-Восточной Азии был неоднократным, привозили бойцовых рыбок (петушков) и дермогенисов. Эти виды рыб на их родине используются в состязаниях взрослых самцов — захватывающем, азартном, но, увы, трагическом зрелище (один из противников погибает). Собственно, макроподы явились теми рыбами, которых первыми начали массово воспроизводить исключительно в аквариумных условиях.

Громкую славу в Европе XIX в. снискали успехи русских аквариумистов в акклиматизации и разведении редких экзотических рыб, а также знаменитые русские аквариумы, которые на многих тематических выставках в различных странах получили главные призы и большие золотые медали.

В 1856 г. первые 400 аквариумов из стекла изготовили в мастерской члена Российского общества акклиматизации А. И. Гамбургера.

В 1867 г. выходит первая русская книга по аквариумистике «Чудеса вод в комнате», написанная П. А. Ольхиным. В дореволюционный период аквариумным рыбоводством занимались лишь обеспеченные слои населения, в том числе интеллигенция. В летописи русского аквариумоводства отмечены большие заслуги таких энтузиастов, как А. С. Мещерский, К.К. Гиппиус, Н. Ю. Зограф, А. А. Набатов (родоначальник петербургской школы аквариумистов) и Н. Ф. Золотницкий— московский аквариумист, по праву считающийся «отцом»    русской аквариумистики   (1851 —1920 гг.).  Перу Золотницкого принадлежит наиболее полный труд по аквариумоводству дореволюционного периода «Аквариум любителя». Им создана первая научно-художественная книга по аквариумистике. В 1864 г. в Москве открылся первый русский зоологический сад, где к 1909 г. был возведен павильон «Аквариум» в его современном виде (он перестроен из «Аквариума» 1882 г.). К Москве и Петербургу присоединяются и другие центры аквариумистики— Киев, Харьков, Одесса. В Средней Азии любители занимаются бассейновым содержанием редких отечественных видов, например, амударьинского лиселопатоноса (капитан Д. С. Борщевский в 1900 г. доставил в город Ташкент несколько экземпляров из притока Сырдарьи — реки Чиричик).

Многочисленных местных мелких рыб. и вариации золотой рыбки содержал еще в 1890 г. в Ташкенте Н. А. Дурново. Среди киевских аквариумистов отметим заслуги А. К. Островского, Г. И. Штейна, П. Т. Емельяненко, Э. Э. Пайкера, С. А. Новацкого. В Одессе аквариумистику пропагандировал и развивал Н. А. Дени, переехавший из Киева.

К первому десятилетию XX в. относится и образование первых русских коммерческих рыборазводен аквариумных рыб: в Киеве — С. С. Кауфмана, Л. А. Шелюжко (цех 1910 г.: 55 аршин длиной, 18,5 аршина шириной с 256 бассейнами); в Москве — К. К- Гиппиуса (цех на 114 бассейнов от 120 л до 3 тыс. л с 94 видами рыб, открытый в 1907 г.).

 Огромный урон генофонду декоративных рыб России нанесли годы Великой Отечественной войны. К середине 50-х гг. трудами советских ихтиологов, рыбоводов-энтузиастов Ф. М. Полканова, А. В. Молчанова, М. И. Ильина и других он был практически восстановлен. Более того, в эти же годы завезены и размножены многие новые объекты аквариумоводства.

ЗНАЧЕНИЕ АКВАРИУМА.

Общение с аквариумом развивает школьников эстетически,  помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, что простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека. Декоративные аквариумы помещают в больницах, пансионатах, санаториях. Их устанавливают на пультах управления автоматическими системами, так как они снимают усталость операторов, вызванную монотонностью работы. В коридорах  школ, где дети находятся в перерывах между занятиями— аквариумы необходимы, так как дети любят живую природу. Маленький мир аквариума, зимнего сада, живого уголка необходим для воспитания и развития  ребенка. В общении с живым отдыхает нервная система, повышается эмоциональность, что очень важно детям при 9—10-часовой рабочей нагрузке в школе и дома.

Аквариум воспитывает любовь к живому, к природе, к пониманию удивительного мира воды.

Наиболее простое определение: аквариум — это сосуд для содержания водных организмов. Не сразу выявлено понимание взаимосвязи между аквариумными растениями и животными. И появилось другое определение: аквариум  — емкость, в которой в водной среде содержатся животные и растения. Появились аквариумы со стеклянными  стенками, с укорененными в грунте растениями, с дополнительным освещением, аэрированием воды, разнообразным  видовым составом живых организмов.

 Аквариум можно рассматривать  как искусственную модель водоема. Появилось  определение: аквариум — это прибор, представляющий действующую модель водоема, управляемую человеком.  Такое определение аквариума наиболее научно. В то же время оно подчеркивает роль и значение человека,  зависимость жизнедеятельности модели от знаний, опыта, внимания и ответственности того, кто ею управляет.

Но и это не последнее из определений. Аквариум — модель экосистемы. В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые,  так называемые абиотические вещества (грунт, вода и т. д.) и три группы живых существ — фотосинтезаторы  (водоросли и высшие водные растения), потребители  (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), наконец, разрушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных; они перерабатывают ткани до простых веществ,  пригодных для усвоения растениями). Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе.

МОДУЛЬ 2. Подготовительные работы.  ( 1 час)

      1.Выбор и установка аквариума. Подготовка аквариума.

     Практическая работа № 1.

Цель: Познакомить с формами аквариумов и их установкой, как

                                                       подготовить аквариум к работе.

Оборудование: рисунки аквариумов, виды грунта, осветители, обогреватели, термометры,

                           фильтры.

                                         ХОД РАБОТЫ.

  1. Формы аквариума (каркасные и цельностеклянные). Прочитать статью «Выбор аквариума» стр.9-11, рассмотреть рис.1 стр. 10, сделать краткие записи.
  2. Установка аквариума. Работа с текстом стр. 7, сделать краткие записи.
  3. Грунт. Работа с образцами грунта и со статьёй «Грунт», стр.9 – 10. Сделать краткие записи.
  4. Вода. Наполнение аквариума водой. Фильтрование. Продувание воды воздухом. Работа с текстом «Вода», стр. 10 – 12 («Занимательный аквариум») и стр.25 – 34 (« Аквариумное рыбоводство»). Сделать краткие записи.
  5. Освещение, работа с текстом стр, 13 – 15 «Занимательный аквариум» и  «Аквариумное рыбоводство» стр. 22-24 и осветителями. Сделать краткие записи.
  6. Обогрев, работа с термометрами и обогревателями стр.15-16 («Занимательный аквариум» и стр.25-29 («Аквариумное рыбоводство»), сделать краткие записи.

Модуль 3. АКВАРИУМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ. ( 2 часа).

АКВАРИУМНЫЕ РАСТЕНИЯ ( 1 час)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.

Цель: Показать разнообразие водных растений и познакомить с их классификацией.

Оборудование: Водные растения, дополнительная литература, рисунки водных растений.

       

                                ХОД РАБОТЫ.

  1. Значение водных растений для аквариума.
  2. Классификация водных растений. Аквариумные растения объединяют в следующие группы: а).  Растения, плавающие на поверхности воды;

                     б). Растения, плавающие в толще воды;

                     в). Растения, укореняющиеся в грунте.

              Работа с текстом стр.42 – 58 и рисунками 29, 30, 31 («Аквариумное рыбоводство»),    

              сделать краткие записи.

  1. Как правильно посадить растения в аквариум. Работа с образцами водорослей и текстом

       стр. 17 – 18 («Занимательный аквариум»), сделать краткие записи.

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ ( 1 час).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

Цель: Познакомить с многообразием аквариумных рыб, с типичными чертами внешнего и внутреннего строения, которые помогают им находиться в водной среде и их классификацией.

Оборудование: Аквариумные рыбки в банках, рисунки, таблицы с изображением внешнего строения рыбы литература.

                             ХОД РАБОТЫ.

       1.Анатомия и биология рыб. (Прочитать текст и сделать краткие записи).

           Рыбы – типичные водные животные. Они живут и размножаются в воде, весь

           организм их приспособлен к водному образу жизни. Это сказывается как на

           внутреннем строении, так и на внешнем облике рыб.

ВНЕШНИЙ ВИД РЫБ

Наиболее распространенная форма тела рыб - обтекаемая, веретеновидная или сплющенная с боков, дающая возможность легко pаccекать такую плотную среду, как вода.

Обтекаемости тела рыб способствует то, что голова их непосредственно примыкает к туловищу, а последнее без видимых границ переходит в хвостовой отдел. В результате приспособления к различным условиям жизни форма тела приобрела весьма большое многообразие. Так, у многих донных рыб тело уплощено с брюшной стороны; у некоторых рыб, ведущих придонный образ жизни, тело приобрело змеевидную форму. Быстрому движению толчками соответствует стреловидная форма тела.

Органами движения рыб служат хвостовой стебель и плавники (рис. 32) Плавники разделяются на парные и непарные: парные — грудные и брюшные - выравнивают положение тела рыб в воде, принимают участие в поворотах; непарные — спинные и анальный — играют роль киля, а хвостовой вместе с хвостовым стеблем служит основным органом передвижения, толкая рыбу вперед, направляя ее вправо или влево. Присущие рыбам очень сложные движения — результат согласованной работы всех плавников и самого тела.

Тело большинства рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные пластинки, налегающие друг на друга подобно черепице. Вдоль всего тела рыб многих видов проходит боковая линия. Снаружи тело рыбы покрыто вырабатываемой кожными железами слизью, уменьшающей трение

 тела о воду. Кожа рыб содержит пигмент, придающий животному определённую окраску.

 Окраска рыб носит приспособительный характер; она — результат естественного отбора и дает возможность животному быть незаметным, вовремя укрыться  от врага, подстеречь добычу. Часто у самцов окраска гораздо более яркая, чем у самок. Это- вторичнополовой признак, особенно xopoшо выраженный в брачный период.

У стайных рыб особенности окраски дают возможность животным быстрее найти представителей своего вида. У рыб, живущих в толще воды (пелагических),   как   правило,    окраска спины более

 интенсивна, брюшная сторона часто серебристо-белого цвета. Благодаря такому распределению окраски рыба в воде плохо заметна как сверху, так и снизу. У ряда видов рыб окраска изменяется в зависимости от их состояния; у нанностомусов и красных неонов есть дневная и ночная окраски (рис. 33).

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОСТИСТЫХ РЫБ

Скелет. Череп костистых рыб состоит из большого количества хрящей и костей различного происхождения. В черепе различают черепную коробку, заключающую в себе головной мозг, и расположенный под ней челюстно-жаберный  скелет.

Позвоночник рыб состоит из  различного числа двояковогнутых позвонков. Все позвонки имеют сверху пару отростков, образующих поверх всего позвоночного столба канал, в котором расположен спинной мои. Различают туловищный и  хвостовой отделы позвоночника; в туловищном отделе к парным поперечным отросткам позвонков прикрепляются саблевидно изогнутые ребра, охватывающие брюшную полость.

Органы дыхания. Рыбы дышат при помощи жабр кислородом, растворенным в воде. На жаберных дугах сидят рядами тонкие жаберные лепестки, слизистая оболочка которых пронизана сетью капилляров кровеносной системы. Вода, омывающая жабры, отдает растворенный в ней кислород крови и уносит выделенный из крови углекислый газ. Некоторые виды рыб, живущие постоянно или временно в воде, бедной кислородом, приспособились к дыханию кислородом воздуха за счет изменения строения различных органов (плавательный пузырь, задний отдел  кишечника, жаберные дуги).

Кровеносная система. Сразу же позади жабр, на брюшной стороне тела у рыб расположено сердце, состоящее из одного предсердия и одного желудочка; впереди желудочка находится эластическое расширение (луковица аорты). Между предсердием и желудочком и между желудочком и луковицей аорты расположены клапаны.

Кровь из сердца поступает в брюшную аорту, расположенную под жабрами. От аорты отходят четыре пары жаберных артерий, которые поднимаются к жаберным лепесткам, где и разветвляются в капилляры. Здесь происходит обогащение крови кислородом и выделение углекислого газа. Окисленная кровь собирается в два корня аорты, лежащие над жабрами справа и слева. Спереди от них отходят сонные артерии, сзади оба корня аорты сливаются в аорту; вся венозная кровь собирается в вены, а затем через кювьеровы протоки вливается в венозный синус, откуда попадает в сердце. Часть венозной крови проходит через печень, часть — через почки.

Выделительная система рыб представлена двумя почками, расположенными по бокам позвоночника на спинной стороне полости тела. Вдоль почек тянутся мочеточники, которые на заднем конце сливаются в один проток и впадают в мочевой пузырь, открывающийся в мочевое отверстие на мочеполовом сосочке.

Пищеварительная система. На переднем конце головы расположен рот. Как правило, верхний poт бывает у рыб, держащихся у поверхности воды; нижний poт характерен для донных рыб; конечный рот — для рыб средних слоев поды. У многих рыб в ротовой полости имеются зубы, построенные из дентина, покрытого эмалью. У некоторых видов рыб имеются глоточные зубы. Язык представляет собой мускулистый вырост дна ротовой полости. Ротовая полость переходит в глотку, по бокам которой находятся жаберные щели, далее следует короткий и широкий пищевод, переходящий в желудок.

Объемистый, часто изогнутый в виде колена, желудок переходит в тонкую кишку (карповые рыбы желудка не имеют). У многих рыб на границе желудка и кишки расположены слепые пальцевидные (пилорические) отростки, служащие для увеличения пищеварительной поверхности. Кишка образует петли и открывается наружу анальным отверстием.

Из пищеварительных желез хорошо выражена объемистая печень. Вырабатываемая печенью желчь собирается и желчном пузыре, откуда она поступает в тонкую кишку.

В петле кишки расположена селезенка — кроветворный орган. У большинства рыб между кишкой и позвоночником (на спинной стороне полости тела) расположен плавательный пузырь, наполненный смесью газов и играющий роль гидростатического органа. При увеличении объема плавательного пузыря удельный вес тела рыбы уменьшается, рыба поднимается к поверхности; при уменьшении объема — удельный вес увеличивается, рыба опускается.

Нервная система и органы чувств. Центральная нервная система рыб состоит, как и у других позвоночных, из головного и спинного мозга. От головного мозга берут начало 10 пар нервов, составляющих в общей сложности периферическую нервную систему. Роговица глаз рыб очень слабо выпукла, хрусталик шарообразной формы, век нет. Зрачок не может сужаться и расширяться. Благодаря сокращению мышц серповидного отростка хрусталик глаза может оттягиваться назад, чем достигается аккомодация зрения рыбы. Все рыбы весьма близоруки, они хорошо видят на очень небольшом расстоянии (обычно до 1—3 м).

Рыбы различают яркость освещения, выбирая более подходящие для данного вида  места.  Большинство рыб различает и цвет предмета. Из наблюдений в аквариуме, а также из практики рыболовов можно предположить, что особенно хорошо рыбы отличают красный цвет. При разведении рыб нетрудно заметить, что для нереста большую роль играет цвет субстрата. Так, при употреблении искусственных субстратов вместо водных растений предпочтение отдается окрашенным в зеленый цвет, иногда в коричневатый. Характер окраски играет определенную роль и у стайных рыб при их соединении в стаю. В экспериментальных условиях рыбы собирались в желто-зеленой и зеленой частях спектра.

Зрение в поведении рыб играет весьма большую роль. Вопрос о видении рыбами предметов, находящихся вне воды, решается и положительном смысле. Легко заметить, что рука с поднесенным кормом привлекает внимание рыб, которые следуют за ее движениями.

Орган слуха рыб представлен только внутренним ухом и состоит из лабиринта, включающего преддверие и три полукружных канала, расположенных в трех перпендикулярных плоскостях. В жидкости, находящейся внутри перепончатого лабиринта, имеются слуховые камешки (отолиты), колебания которых воспринимаются слуховым нервом. Ни наружного уха, ни барабанной перепонки у рыб нет. Звуковые волны передаются непосредственно через ткани. Лабиринт рыб служит одновременно и органом равновесия.

Боковая линия дает возможность рыбе ориентироваться, чувствовать течение воды или приближение в темноте различных предметов. Органы боковой линии расположены в канале, погруженном в кожу, который сообщается с внешней средой при помощи отверстий в чешуе. В канале имеются нервные окончания.                                                                ;

Органы обоняния рыб расположены в ноздрях, представляющих собой простые ямки со слизистой оболочкой, пронизанной разветвлением первой, идущих от обонятельной доли мозга. Обоняние у рыб развито очень хорошо, оно помогает им найти пищу.

Органы вкуса у рыб представлены вкусовыми сосочками. Интересно, что у многих видов рыб они располагаются не только в области рта, но и на усиках, голове и даже по бокам тела вплоть до хвостового стебля.

В аквариуме можно видеть, как рыба, схватив пищу, выплевывает ее (испорченные мотыль или рачки).

Осязание хорошо развито у большинства рыб, особенно это касается многих донных рыб, а также обитателей мутной воды.   Помимо  органов  осязания,  расположенных  на  конце

рыла и на губах, у некоторых рыб на плавниковых лучах имеются специальные органы ощупывания в виде различных усиков и мясистых ВЫРОСТОВ. У некоторых, как например у гу-рами, одна пара плавников видоизменилась и превратилась в чрезвычайно подвижные щупальцы, которыми рыба ощупывает различные предметы и животных, включая и себе подобных.

Половая система. Рыбы, как правило, раздельнополы. Однако некоторые рыбы двуполы. Бывают случаи превращения одного пола в другой. Половые железы самца представлены парными семенниками (молоками), содержащими в период размножения огромное количество сперматозоидов. От семенников идут протоки, которые открываются в половое отверстие. Половые железы самки состоят из парных (как исключение, из одного) яичников, переходящих в короткие выносящие протоки, открывающиеся в половое отверстие В яичниках находятся икринки (яйца). Количество икринок зависит как от возраста и размеров рыб (чем старше и крупнее рыба, тем больше икры), так и от их биологических особенностей (как правило, чем меньше данный вид рыбы проявляет заботы о потомстве, тем больше икры мечут самки).

Икринки в большинстве своем очень мелкие, круглые, богатые желтком. Строение икринки (яйцеклетки) костистых рыб довольно сложное. Икринка покрыта двумя оболочками: внешняя часть бывает студенистой и липкой; внутренняя толстая оболочка иногда состоит из двух слоев - более плотного и менее плотного. Оболочки имеют отверстие -  микропилё, сквозь которое внутрь икринки проникают сперматозоиды. Помимо двух оболочек имеется зародышевый диск, состоящий из протоплазмы с ядром. Запас белкового вещества сосредоточен в желтке, в определенном месте которого находится одна или много жировых капель. За сравнительно немногими исключениями оплодотворение у рыб происходит вне тела, в воде.

Процесс оплодотворения заключается в том, что сперматозоиды проникают внутрь икринки через микропиле, ядро яйцеклетки сливается с ядром сперматозоида, и начинается дробление, ведущее к развитию зародыша. Зародыш развивается на питательном желтке и постепенно обрастает его, часть желтка остается в качестве резервного материала в виде желточного мешка у личинки. Так как оплодотворение обычно происходит вне тела матери, то очень большое значение при этом играют физические и химические свойства воды.

РОСТ И РАЗВИТИЕ РЫБ

Из оплодотворенной икринки развивается личинка, отличающаяся от взрослых рыб формой тела и нередко наличием различных временных органов.

В зависимости от количества желтка желточный мешок сохраняется у личинок более или менее длительный срок. По окончании его рассасывания личинки большинства рыб приобретают внешний вид, характерный для взрослых особей данного вида; они переходят на активное питание и превращаются в мальков. У некоторых видов рыб этот процесс несколько затягивается.

Уже на стадии личинки начинается линейный и весовой рост рыбы. В этот период рост происходит в основном за счет рассасывания желточного мешка. При переходе на активное питание рост продолжается за счет пищи. Рыбы растут в течение всей жизни; вначале этот процесс протекает быстро, затем рост все более замедляется.

Помимо возраста рыбы скорость ее роста зависит от целого ряда факторов. Большое значение имеет количество и качество пищи; большинство рыб на более ранних стадиях развития нуждается в большом количестве сравнительно однообразной нищи, для многих же взрослых рыб желательна смена кормов. Важную роль играет температура; как правило, чем выше температура, тем быстрее рост, доходящий до максимума в оптимальных для данного вида условиях и замедляющийся при дальнейшем повышении температуры, а затем полностью прекращающийся. Гидрохимические условия также влияют на скорость роста рыб. Не последнее место занимает и видовая принадлежность рыбы (рыбы разных видов растут при оптимальных условиях с разной скоростью).

Важно сочетание всех благоприятных факторов. Так. оптимальные температурные и кислородные условия без необходимого количества пищи или указанных факторов при неблагоприятных условиях рН будут недостаточны для нормального роста. При различном сочетании факторов, влияющих на рост, может быть несоответствие между увеличением линейного роста (длины) и весом рыбы.

Развитие начинается с момента оплодотворения икринки и делится на два периода — эмбриональный и постэмбриональный; последний начинается после выхода личинки из яйцевых оболочек. Для нормального развития играют роль в основном те же Факторы, что и для роста.

Однако значимость отдельных факторов для роста и развития рыб в отдельных случаях не совпадает. Так, при определенном кормлении может происходить нормальный рост, но развитие половой системы задерживается или совершенно прекращается (в результате ожирения). И, наоборот, часто наблюдается более быстрое созревание при задерживающемся росте.

При наступлении половой зрелости окончательно развиваются половые железы, выделяемые ими гормоны вызывают развитие вторичнополовых признаков. По этим признакам и отличают в большинстве случаев самцов от самок (окраска, величина, форма тела и плавников, а также появление специальных органов, имеющих значение при размножении). Некоторые вторичнополовые признаки достигают своего максимального развития только в период размножения, особенно в большой степени это касается окраски многих рыб.

Большинство аквариумных рыб живет не более 3—5 лет, некоторые цихлиды — свыше 10 лет, золотые рыбки несколько десятков лет. Некоторые виды икромечущих карпозубых, живущие в естественных условиях всего лишь несколько месяцев, в аквариуме живут несколько лет. Можно считать, что в аквариумах рыбы, как правило, в благоприятных условиях живут дольше, чем в природных. Здесь они лишены конкуренции и получают достаточное количество пищи. У бойцовых рыб замечено, что они живут значительно меньше при частых помещениях их на нерест.

                  ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

1 .Рассмотрите плавающих в банке рыб. Опишите форму тела рыбы и объясните её значение для передвижения в воде. Обратите на окраску рыб. Подумайте, почему рыбы окрашены именно так, для чего это нужно.

2. На какие отделы можно разделить тело рыбы? Посмотрите, могут ли рыбы поворачивать голову в левую или правую сторону. Сделайте вывод о подвижности головы у рыб.

3. Найдите на голове рыбы глаза. Как они расположены? Обратите внимание на расположение ноздрей, внимательно их рассмотрите. Для чего рыбам необходимы ноздри?

4. Понаблюдайте за движениями жаберной крышки и рта рыбы. Вспомните, как устроен жаберный аппарат, и сделайте вывод о том, как происходит дыхание у рыб.

5. Бросьте в банку мотыля, трубочника или другой корм. Понаблюдайте, как раба реагирует на его появление и как она хватает его. Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Как рыба на это реагирует? Как вы думаете, при помощи каких органов чувств рыбы улавливают колебания воды?

6. Найдите парные и непарные плавники на теле рыбы. Сосчитайте, сколько их. Опишите, где они располагаются. Используя текст учебника и учебные таблицы, установите названия плавников.

7. Понаблюдайте, как плавает рыба. Посмотрите, какой орган имеет наибольшее значение при движении рыбы в воде. Какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, погружается или поднимается? Сделайте вывод о функции разных типов плавников.

8. Рассмотрите при помощи лупы, как на теле рыбы располагается чешуя. Определите, какая она - ктеноидная или циклоидная. Посмотрите, все чешуйки одинаковые. Какую роль выполняет чешуя? Чем ещё кроме чешуи покрыто тело рыбы? Какую роль играет слизь?

9. Найдите на теле рыбы боковую линию. Вспомните, какую функцию она выполняет.

10. Сделайте в тетради схематический рисунок тела рыбы, обозначив все его части: голову, туловище, хвост, ноздри, глаза, ротовое отверстие, жаберную крышку, хвостовой , спинной, анальный и грудной плавники, боковую линию, чешую.

Сделайте вывод о том какие приспособления появились у рыбы, чтобы выжить в этой среде. Ответьте на вопросы в инструктивной карточке.

  1. Классификация аквариумных рыбок. Известно более 300 видов аквариумных рыбок, всех их можно разделить на 3 большие группы:

                – рыбы для холодноводного аквариума;

                – рыбы для умеренно тёплого аквариума;

                – рыбы для тепловодного аквариума.

МОДУЛЬ 4. Основы ухода за аквариумом. (2 часа).

  1. Корм и кормление рыбок. (1час).

А). Корм взрослых рыб.

Б).Кормление мальков.

            В). Сохранение живого корма.

            Г). Некоторые болезни рыб и их лечение.

Работа с текстом «Корм и кормление» стр.69 – 89 («Аквариумное рыбоводство»)

 Стр 690 – 709  (Н.Ф. Золотницкий  «Аквариум любителя»).Делаем краткие записи.

  1. Уход за аквариумом.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4. (1час).

Цель: Познакомить с основными правилами ухода за аквариумом и содержанием рыб.

Оборудование: Предметы ухода за аквариумом и его обитателями, рисунки, литература.

                            ХОД РАБОТЫ.

  1. Предметы ухода за аквариумом.
  2. Перемена воды.
  3. Протирание стекол.
  4. Чистка аквариума.

Работа с раздаточным материалом, литературой, делаем краткие записи.

МОДУЛЬ 5. Оформление аквариума  (1час).

Практическая работа № 5.

Цель: Познакомить учащихся с вопросами в области дизайна аквариума.

Оборудование: Литература, рисунки.

                    ХОД РАБОТЫ

      Работая с литературой, рисунками, учащиеся создают свою модель аквариума, оборудуют его, заселяют растениями и животными на своё усмотрение.

МДУЛЬ 6. Обобщающее занятие. Защита творческих проектов. 1 час.

                           ЛИТЕРАТУРА.

Для учителя:

  1. Н.Ф. Золотницкий. Аквариум любителя. М. «Терра» 1993г.
  2. М.Д. Махлин, Л.П. Солоницина Аквариум в школе.М. «Просвещение» 1984г.

Для учащихся:

  1. А. Гаристов, С. Касимцева Занимательный аквариум. Петропавловск-Камчатский, 1992г.
  2. М.Н. Ильин Аквариумное рыбоводство . Издательство Московского университета 1965г.

                                         Российская Федерация

                      Черемховское районное муниципальное образование

                                         Управление образования

                                     МОУ СОШ № 3 п. Михайловка

               «Мой аквариумный мир»

                                                           Программа элективного курса по биологии

                                                                     для 9 класса 8 часов.

                                                                     Разработала Губайдулина Людмила Викторовна

                                                                     учитель биологии.

                                             п. Михайловка 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"

Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности....

Лепка из пластилина "Аквариумные рыбки"

Рельефная лепка(пластилинография)...

Конспект занятия по декоративному рисованию "Аквариумные рыбки"

Занятие в объединении ДПИ  1 года обучения, продолжительность 40 минут. Возраст – 6,7 лет.Педагог дополнительного образования Ходжер Лариса Юрьевна.Цель: учить рисовать прямые, кривые,...

Конспект фронтального занятия в 1 классе. «Аквариумные, речные рыбы. Животный мир океанов»

Составлен на основе логопедических занятий и заданий для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, Н.Э. Теремковой....

Конспект открытого занятия для детей 12-13 лет. Аквариумные рыбки

Конспект открытого занятия для детей 12-13 лет. Аквариумные рыбки...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВАРИУМНО-ТЕРРАРИУМНОГО КОМПЛЕКСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ ДОД ДЭБЦ «СМОЛЕНСКИЙ ЗООПАРК»

В наше время тот, кто не имеет дома своего уголка живой природы, может наслаждаться созерцанием подводной и экзотической жизни, так как можно сходить в специальный магазин или попасть на выставку, а е...