Урок Приручение огня
план-конспект урока по биологии на тему

Экизян Соня Егияевна

Урок в 4-ом классе, проведенный в рамках приемственности перехода уч-ся в основную школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока Приручение огня22.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

 

Урок «Огонь в нашей жизни»

4 класс

Преемственность преподавания

Учитель биологии Экизян С. Е.

Тема урока: «Огонь в нашей жизни» Приручение огня.

Цели урока: Формировать представления об ископаемом топливе и его роли  в жизни человека, формировать представление  о наиболее ценных и широко используемых полезных ископаемых.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природным богатствам.

Показать роль огня в жизни человека и развитии общества.

Напомнить о некоторых правилах пожарной безопасности.

Учить применять знания в практической деятельности, извлекать нужную информацию, доносить свою позицию, работать по плану.

Оборудование:  коллекции « Каменный уголь», «Нефть», « Торф»,

презентация к уроку, мультфильм « Огонь», карточки для групповой и индивидуальной работы, памятки по технике безопасности, плакаты по технике безопасности, рабочая тетрадь на печатной основе, учебник, компьютер , проектор

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

- Сейчас вы будете работать в парах с кроссвордом. По горизонтали вам надо вписать свойства металлов и отгадать ключевое слово. ( слайд 1, приложение).

- Назовите ключевое слово.

- Давайте проверим.

- Что получается при смешивании разных металлов между собой? Что для этого ещё необходимо?

3. Сообщение темы урока.

- Предположите, о чем пойдёт разговор на  уроке? Какова тема нашего урока?...( Приручение огня)

- Что значит приручение?

-Отметьте в карточке то , что вам известно по этой теме.

4. Совместное открытие знаний.

На горе Олимп  у богов был священный огонь. Но боги зорко охраняли  огонь. Охранять огонь поручили титану – другу Прометея. Прометей хотел помочь людям ещё не знавшим огня . Тогда Прометей выкрал его , не побоявшись кары богов , и подарил его людям. Верховный бог Зевс жестоко наказал Прометея за ослушание , но память о Прометее навечно осталась в сердцах людей .( слайд 4 – 5 )

-  Как вы думаете, для чего Прометей подарил огонь людям?

Теперь человек сам мог добыть огонь.

( просмотр эпизода мультфильма « Огонь»).

  • Однажды сидел первобытный человек у костра, задумался о чём-то и вместо полена взял в руку чёрный камешек и машинально бросил его в костер....Что тут началось!!! Камень вдруг вспыхнул. Не ожидал человек, что камень загорится... А костёр стал греть сильнее...Смекнул человек, что лучше бросать в огонь эти чёрные камешки. ( слайд 6 )
  • Как они называются?( каменный уголь)
  • Почему ими топить выгоднее? ( при сгорании даёт больше тепла)

Человек рассказал об этом свое верной жене. Но та не очень-то и удивилась. И сообщила о        своём открытии. Оказалось, что она недавно ходила на болото и собирала там клюкву, и не заметила, как к корзинке прилип кусочек земли с болота, а когда принесла корзинку
домой, этот комочек упал и тоже загорелся.

  • Что это был за кусочек? (Кусочек торфа)
  • Кто из вас может продолжить этот список?( В залежах нефти и газа)

Как одним словом можно назвать: кам.уголь, торф, нефть, газ? (Топливо)

- Что такое топливо? Где залегает топливо?

Значит как называется такое топливо? ( ископаемое)

Что выделяется при сгорании топлива?( Энергия)

Как вы понимаете, что такое энергия?

Каким образом появляется энергия? ( Огонь сжигает ископаемое, выделяется энергия, которую используют для дальнейших нужд).

- Какие приспособления появились у людей для удобного использования огня? (Печи, батареи, электрические и газовые плиты).( слайд 7 – 8)

Только ли для домашних нужд необходим огонь? (Нет, огонь нужен для электростанций, для заводов, для работы приборов).( слайд9)

Что сейчас человек использует для получения огня? (Ископаемое топливо)

- Сейчас вы будите работать в группах. Прочитайте внимательно текст, найдите главное, в этой работе вам будут помогать  вопросы плана.

1 группа – каменный уголь ( слайд 10 – 11)

2 группа – торф( слайд 12)

3 группа нефть ( слайд 13)

( каждая группа рассказывает о проделанной работе)

5. Физкультминутка

6. работа по теме урока

- А знаете ли вы какая машина превращает в движение энергию пара?

Тогда давайте узнаем  об этом из учебника с.105

- Мы получили ответ на вопрос.

- Давайте вспомним с чего же всё начиналось ( чтение вывода на с. 106 учебника).Совпадает ли наше мнение с мнением авторов?

7. Практическая работа в тетради.

-Кто же огонь для человека по вашему мнению? (Друг, помощник)

( Просмотр отрывка из фильма « Огонь»

- А  кем же еще может стать? ( врагом)Почему?

- Откройте тетради на с. 40 , найдите задание 10.

Что же надо сделать, чтобы избежать беды:

Не оставлять печь открытой

Не отходить от плиты

Не хранить горючее дома.

8. Техника безопасности во время пожара.

( несколько слов сказать о правилах противопажарной безопасности )

Раздать детям памятки о противопажарной безопасности.

9. Самостоятельное применение знаний

Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать с карточкой.

Здесь несколько заданий : одни полегче, другие потруднее. Посмотрите и подумайте, с какого задания начнёте работу.

10.Итог урока. Рефлексия.

- Какие же преимущества имели люди, когда стали использовать огонь?

Возьмите карточки и отметьте, пополнились ли ваши знания по теме урока в конце урока.

( Благодарность за работу)

Каждому ученику выдать бланки расписания уроков с логотипами пожарной безопасности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

С огнем не играйте, с огнем не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!

утренник на противопожарную безопасность  в старшей группе детского сада, приглашали на него и детей средней группы.На новоселье к трем поросятам пришли ребята из детского сада, подарили им печку...

конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"

Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....

Презентация к уроку "Москва в огне пожаров или когда Отечество в опасности" кейс

Пояснительная записка к кейсу:«Москва в огне пожаров или когда Отечество в опасности…»Автор учитель истории МОУ Медведской сош Черепановского района Новосибирской области Бисерова Елена Александ...

внеклассное мероприятие "С огнем не играйте, с огнем не шутите"

Представлен доступный материал занятия совместного с детьми о пожарной безопасности, правилах поведения даны в заниматеной форме....

Разработка модели урока в 5 классе, в контексте ФГОС. Тема урока:Технология изготовления модели "Вечного огня"

Перед человечеством всегда стоит проблема, как сделать так, что-бы люди жили без войны?.Народ не помнящий свою историю, не имеет будущего.Каждый из нас должен внести свою лепту в это святое дело.На ур...

С огнем не играйте, с огнем не шутите!

Противопожарная безопасность....