Формирование экологической культуры на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Ильина Оксана Вениаминовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности


Ильина Оксана Вениаминовна

учитель биологии и химии МКОУ «Любимовская СОШ»

Большесолдатского  района    Курской         области

          Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства. Что понимают под экологической культурой? Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.

           Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар, и т.д.).
          В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического и природоохранного знания, сколько генетически комплексная совокупность естественных, технических наук, а также сфера самой разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение. Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического образования.

           Выделились три его основные модели: однопредметная, многопредметная и смешанная. Причем наибольшее распространение смешанная модель, позволяющая рассматривать проблемы экологии, используя потенциал всех предметов, а также элективные курсы, внеклассную и внешкольную деятельность. 
         В результате анализа своей педагогической деятельности я пришла к следующему выводу, что экологическое образование в школе должно основываться на следующих положениях:

  • экологические знания должны быть личностно-значимыми для учащихся, обеспечивающими им основу для выработки решений практических задач жизнедеятельности;
  • учащиеся должны видеть проблемы экологического характера и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.


     Необходимость решения данной проблемы заставило меня искать пути формирования экологической культуры в условиях обучения естественных наук, а также в деятельности экологического объединения и научно-исследовательской деятельности. искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.
     Целью моей деятельности является создание педагогических условий для формирования экологической культуры.


      Реализую данную цель, через выполнение следующих задач:
- изучить теоретические подходы в науке и проанализировать содержание учебников биологии с точки зрения формирования экологической культуры учащихся;
- обозначить пути формирования экологического сознания через экологическую деятельность и научно-исследовательскую деятельность;
- провести диагностику сформированности экологической культуры учащихся.
      Если ребенок переживает и оценивает явления окружающей природной и социальной действительности как значимые не только для себя и для других, и при этом нормы поведения в природе становятся не внешними требованиями (в виде законов, правил, которым необходимо подчиняться), а внутренними регуляторами деятельности самой личности, тогда мы сформируем экологическую культуру.


        Для научного подхода решения проблемы формирования экологической  культуры я решила проанализировать научную литературу и содержание учебников биологии по программе Пасечника В. В. по данной проблеме.


       
1.1 Анализ подходов по формированию экологической культуры

Анализ подходов к определению экологической культуры и экологического образования в современной педагогической науке, который дают известные педагоги-дидакты Э. В. Гирусов, С. И. Глазачев, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др., позволяет выделить: аксиологический, деятельностный, личностно-творческий аспекты формирования экологической культуры в образовательном процессе.
        В 
аксиологическом аспекте экологическая культура как часть общей культуры представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Содержание жизнедеятельности человека определяется направленностью личности на познание, осмысление общечеловеческих ценностей. Значимость для личности экологических знаний и отношений выступает мерой ее нравственной, эмоциональной готовности не только познавать, но и изменять свой внутренний мир. Ценности создают условия для реализации активности личности на нормативно-ролевом и личностно-смысловом
уровнях. В экологическом образовании таковыми выступают:

ценности-цели - абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает; здоровье; устойчивое развитие человека и природы; самореализация, самосовершенствование и др.;


ценности-средства - экологические знания, умения, неразрушительные способы жизнедеятельности и поведения, отношение к человеку и природе, как взаимозависимым компонентам среды, ценности-качества (доброта, ответственность, самоограничение) и др.

         В деятельностном аспекте экологическая культура представлена как практическая деятельность, в процессе которой решаются разнообразные задачи взаимодействия с окружающей средой. Освоение личностью культуры здесь предполагает освоение ею способов практической деятельности. Необходимой характеристикой экологической деятельности в данном аспекте выступают ее неразрушительные способы, безущербный характер взаимодействия с окружающей средой, преобразующий характер в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование.


        В 
личностно-творческом аспекте проявляется направленность деятельности человека на творческую самореализацию в мире социума и природы. Здесь культура функционирует на личностном уровне. Усвоение культуры есть процесс личностного открытия, саморазвития, созидания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества. В творчестве происходит самореализация личности, проявление ее способностей, интересов, потребностей, опыта.


        Таким образом, проанализировав научную литературу по формированию экологической культуры, я пришла к выводу, что экологическое образование призвано развивать и закреплять более совершенное поведение людей, направленное на экономию природных ресурсов, предотвращения неоправданного загрязнения окружающей среды, повсеместное сохранение естественных систем. Достаточно ли отражено экологическое образование в линии учебников биологии Пасечника В. В. и др.?
          Изучение экологии подразделяется на два этапа: пропедевтический – 5-7 классы, где учащиеся изучают экологию в основном индуктивно, т.е. знакомятся с отдельными ее положениями на конкретных примерах. И второй – основной (9-11 классы), где возрастает роль дедукции, учащиеся знакомятся с фундаментальными положениями экологической теории. Содержание учебников пропедевтического этапа биологии, я считаю, соответствует задачам экологического образования, но выпадает дидактический элемент «Сельскохозяйственные системы», и материал дается в сухой форме, не вызывающий интерес у школьников. К сожалению, требует доработки содержание экологической составляющей в учебниках 9-11 классов. Для этого тему «Организм и среда» дополняю представлениями об экологической нише и биологической индикации. В теме «Взаимоотношения организмов» -  рассматриваю сигнальные взаимоотношения, механизмы формирования экологического равновесия при конкуренции и в цепях питания и многое другое. Кроме основного материала учебника добавляю региональный компонент – экология, на который отводится 15 % учебного времени. Это очень важная часть обучения, в которой формируется экологическая культура, так как в содержание тем ввожу краеведческий материал о Курской области, использую материал исследований учащихся. Например, изучая тему «Класс насекомые», рассказываю о насекомых Большесолдатского района; о пчелах – из исследовательской работы «Экология пчел», где исследовались семьи пчел, их заболевания.
            После анализа своей деятельности и литературы по формированию экологической культуры, я определила следующие пути формировании экологической культуры в образовательной деятельности.
(Слайд 4)

  1. Пути формирования экологической культуры учащихся



Схема путей формирования экологической культуры учащихся

http://cok.opredelim.com/tw_files2/urls_60/21/d-20134/20134_html_3873c32f.png

Формирование экологической культуры на уроках биологии

Я считаю, что экологически ориентированный урок должен отвечать следующему ряду требований: экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед системой уроков:

• выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);

• как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);

• как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);

Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:

• комплиментарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;

• междисциплинарности;

• непрерывности;

• сочетания глобального и краеведческого подходов;

• сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.

1.3 Содержание экологически ориентированных уроков биологии

В содержание уроков биологии я добавляю элементы экологических знаний.

Так, например, в 6 и 7 классах расширяю информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль. Расширяю информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности.

В 8 классе при изучении разделов строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматриваю вопросы экологии человека, расширяю содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.

Так, 9 классе при изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.

      Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.

     

Название

Реализация на уроке


Метод эмоционально-личностного стимулирования


Создание ситуации эмоционального переживания с помощью метафор, фрагментов, научно-популярных и художественных произведений; наделение природных объектов и процессов личностной значимостью; использование игровых технологий (драматические, дидактические, ролевые).


Методы обмена ценностями между учителями и учениками


Беседы, дискуссии, конференции. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось «свободное самооткровение личности».


Методы рефлексии учебной деятельности


Помогают личности осмыслять, «отражать» себя, свои потребности, интересы, способствуют развитию нравственных качеств школьника.


Метод создания

проблемной ситуации


Предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения, практическое задание «на ошибку», невыполнимое задание.


Метод прогнозирования

деятельности


Умение видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения.


Использование необычных форм

урока


Урок-конкурс, урок-сказка, урок-путешествие, урок-творчество, урок-суд.

Пример применения метода эмоционально-личностного стимулирования на уроке биологии:

1)мальчик с дедом решили сделать подарок писателю и продлить лето. Они выкопали березу, посадили в кадку и поставили на веранде. В лесу все листья пожелтели, а березка в кадке была зеленая. Все радовались, но однажды… Как вы думаете, что произошло?

2)В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы,

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачной струей.

Ф. Сологуб

Какие факторы окружающей среды влияют на жизнь растения?

В данном методе очень хорошо использовать видеофрагменты - Что бы это значило?

 Пример прогнозирования деятельности: Холод полезен для долголетия. Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы. По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса позволит жить до 200 лет, а снижение на 4 градуса даст просто фантастический результат - 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека?

Метод создания проблемной ситуации: противоречивые факты

- объясните результаты опыта. В 1630 году Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?

- почему из яйца курицы появляется цыпленок, похожий на нее, а из яйца лягушки – головастик, похожий на рыбку?

- объясните, почему при изготовлении домиков для птиц нельзя допускать следующие ошибки?

  • делать домики из фанеры или слишком тонких досок;
  • оставлять между досками большие щели;
  • прибивать дно снизу, а не вставлять внутрь домика;
  •  окрашивать домики в яркие цвета.

Назовите последствия перечисленных ошибок.

Пример использования ролевой игры на уроке «Угроза живому на земле». В классе организуется группа ребят – экспертов по различным областям науки: географы, ботаники, зоологи, почвоведы и т. д., раздаются задания по анализу соответствующей деятельности с экологической точки зрения, и на основе этого на уроке затем прослушиваются доклады, ребята обмениваются информацией, делают выводы, об экологической ситуации, не только в масштабах страны, но и на краеведческом материале, на примере Омской области. Данные уроки способствуют осмыслению информации как личностно – значимой, способствуют развитию умений по оценке деятельности человека по отношению к природе.

 Урок – сказка используется мной в изучении «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока, сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила злая фея и в течение урока, путем разгадывания загадок, выполнения лабораторной работы ребята узнают формулу цветка и злая фея побеждена. Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло? И затем даю экологическую характеристику данного семейства.

Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности.

Урок – дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;

 Урок – лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;

Урок – семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» можно провести такой урок на тему «Курение - большое ли это зло?»

Урок – конференция, на котором школьники показывают результат своей работы с дополнительной литературой, с Интернет по актуальным вопросам;

 Урок – экскурсия, например, в природное сообщество всегда оставляет неизгладимый след в душе ребенка, проходит через эмоции, чувства.

Исследовательский урок, на котором учащиеся, после экскурсий обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, а и исследовательской работы;

Интегрированный урок, очень подходит для экологически направленных уроков, так как каждая дисциплина дополняет материал, рассматриваемой проблемы.

Проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, например,

Методы рефлексии, использую на каждом уроке, особенно обращаю внимание на практическую значимость объектов изучения, как для личности, так и в целом в природе.

Кроме того, для обогащения знаний в области экологии в экологическом объединении «Лотос», где за основу была взята проектная деятельность с практическим результатом. На занятиях проводятся фенологические наблюдения за птицами, изготовление кормушек, скворечников, осуществляется подкормка птиц в зимний период, ведется исследование видового состава беспозвоночных животных Большесолдатского района, ребята участвуют в озеленение школьной территории.

 За время существования экологического объединения «Лотос» выработались традиции:

«Посвящение в экологи»- мероприятие, на котором мы принимаем в свои ряды новых учащихся, рассказываем о своей деятельности.

«Зеленый патруль» - проводим рейды по состоянию деревьев парка, пришкольного участка.

«Птичий домострой», «Птичья столовая», «День птиц» - акции, во время проведения которых мы делаем птицам кормушки, таким образом поддерживая их в зимний и весенний периоды.

«День птиц» - это праздник (конкурсы, стихи и т. д.) проводим 1 апреля. Также проводятся. Знакомство с родным краем осуществляется через походы, экскурсии.

Особым, не менее важным моментом в формировании экологической культуры является проектная деятельность. Элементарные знания в этой деятельности ребята получают во время занятий на элективном курсе в 9 классе «Экология человека», где за основу была взята проектная деятельность с практическим результатом.

 Данный элективный курс решает следующие задачи:

- поддержать у школьников зарождающийся интерес к биологии, помочь им сделать правильный выбор;

- углубить знания о влиянии окружающей среды на организм человека;

- формирование валеологической грамотности;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Таким образом, формирование экологической культуры должно обеспечиваться:

- творческим характером деятельности ученика;

- стимулированием его поисковой активности и близостью материала его интересам и потребностям, содержащимся в создаваемой ситуации;

- возможностями самоутверждения и самореализации в предлагаемой деятельности;

- возникшим эмоциональным переживанием, чувством сопричастности, ощущением значимости происходящего для себя;

- погружением в предлагаемые обстоятельства.

Оно проявляется в актуализации всех внутренних сил учащегося, его интеллектуальной, нравственной, эмоциональной, деятельностной активности, что обеспечивает не только усвоение необходимого содержания, но и личностное развитие ребенка. Деятельностный аспект формирования активизирует такие внутренние процессы, благодаря которым ученик из сторонней, отстраненной позиции по отношению к предлагаемым знаниям, нормам и ценностям, способам деятельности переходит в позицию личностную, в которой проявляются и развиваются его личностные функции (ориентирования, критичности, рефлексии и др.).

Литература:

  1. Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А.
  2. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
  3. Арский Ю.М. Данилов-Данильян В.И.. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? – М, 1997 г.
  4. Глова,Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно - научного цикла /Т.
  5. Глова //Школьное планирование.- 2010.-№4.-С.88-100
  6. Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52Мамедов Н.М. Культура, экология, образование - М, 1996 г.
  7. Ердаков, Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования /Л.Н.
  8.  Ердаков //Начальная школа.- 2006.-№9.-С.51-67
  9. Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-С.43-46
  10.  Камакин, О.Н. Программа экологического воспитания «Зеленый мир» /О.Н.
  11.  Камакин //Классный руководитель.- 2006.-№3.-С.77-80
  12.  Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.93-99
  13. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М, 1986 г.
  14.  Шиняева, Н.Г. Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности /Н.Г. Шиняева //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№2.- С.110-115
  15.  Юркина С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников /С.В.
  16.  Юркина С.В. //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.60-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры на уроках биологии

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с  законами природы – потребляя, общество прев...

Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.

Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

Методическая система по формированию экологической культуры на уроках цветоводства и биологии

   Основная цель моей методической системы – это повышение уровня экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, цветоводства и внеурочной деятельности через формиров...

Мастер класс "Технология формирования экологической культуры на уроках биологии"

Методическая разработка мастер класса, экологического праздика, социально значимых зкологических акций...