Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.
статья по экологии по теме

Горбачева Татьяна Семеновна

Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих  предметов».

   «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская ее разрушения и загрязнения». А.А. Плешаков.

   Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством

впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого, появилась экологическая культура.

   Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и практических навыков взаимодействия с природой на уроках по «Окружающему миру».  И продолжается в курсе изучения предметов научно – естественного цикла. Из этого следует, что экологическое образование наших детей – условие дальнейшего выживания современного общества.

    Ученые выделяют следующие требования экологического образования и воспитания:

  1. понимание, что человек – это часть природы, умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
  2. понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
  3. раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
  4. понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
  5. принятие личного участия в решении экологических проблем.

В школе развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов, участия в различных олимпиадах и конкурсах, во внеклассной работе.

Во время работы в МБОУ СОШ № 60 накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах: 

  1. предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
  2. межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
  3. внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы:  участие в экологических акциях, проводимых Городским экологическим центром, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов;
  4. исследовательская деятельность учащихся – ежегодное участие в НПК, участие в олимпиадах школьного, муниципального и межрегионального уровня.

Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:

  1. формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
  2. обучение методам познания окружающего мира;
  3. воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
  4. формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
  5. выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
  6. становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

   За последние три года были представлены следующие исследовательские работы учащихся на  научно - практические конференции разного уровня:

-  IV Республиканский конкурс творческих работ  «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ  – 2011» работа на тему: « Загрязнение  и способы  очистки воды» (Айдарова А.);

 -  Республиканский конкурс «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ – 2012» работа на тему: « Что вы знаете о мёде?» (Исламова А);

-  I региональная НПК им. И. Хальфина работа на тему: «Зачем человеку витамины?» (Тимерплатова А.) 2011г.;

-  II региональная НПК им. И. Хальфина работа на тему: «Мёд» (Тимерплатова А.) 2012г.

    Участие в конкурсах различного уровня:

 - Республиканский открытый конкурс «Сохраним леса Татарстана!»

  в рамках проекта «Лесной дозор» 2011г. (Мигачева А. - II место);

-  межрегиональный открытый фотоконкурс «Мир глазами молодежи» 2012г. (Савельева Е. - III место, Кунгурова Д., Мигачева А. - лауреаты в номинациях);

-  участие в межрегиональном конкурсе «Альбус»2013г.;

-  Всероссийский конкурс «Человек и природа»;

  Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по предметам естественного цикла:

-  городской тур олимпиады «Юный орнитолог» в рамках проекта «Феникс» детской общественной организации «Зеленая страна» (Абрамова С. – I место) 2012г.;

-   II Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 2012г. ( Абрамова С. , Трофимова Д. – дипломы III cтепени);

-  III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии и химии 2013г (Абрамова С. - II место, Мухаметзянова Э. - I место, Купцова Д. – I место, Михайлова П. - I место, Исламова А. - сертификат участника);

- 7-ая Международная (Всесоюзная) олимпиада «Экология и энергетика» 2013г (Абрамова С. - III место, Михайлова П. -  сертификат участника).

  Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:

  1. понимание жизни как высшей ценности;
  2. человек как ценность всего смысла познания;
  3. универсальные ценности природы;
  4. ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

  Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

  1. в области общественно-политической деятельности;
  2. в профессиональной сфере;
  3. в учебно-познавательной деятельности;
  4. компетентность в эколого-практической деятельности.

  Все это  способствует эколого – патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает их уровень сознательности, прививает бережное отношение к природе, обеспечивает подготовленность каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.

  Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

 Принципы экологической культуры:

  1. Принцип единства. Действительно, что растения, что животные, что люди – всем нужны и воздух и вода, и все мы живем на одной планете, и всем нам, как белковым структурам, необходимы комфортные условия проживания.
  2. Принцип смирения. Не царь ты, человек, оглянись, ты такой же живой организм, как и другие животные и растения, забудь гордыню, прими все, как есть.
  3. Принцип уважения к природе. Природа тебе дает все для жизни, и потому уважать надо ее и лелеять.
  4. Принцип сотрудничества. Чем больше для природы ты сделаешь, тем больше одарит она тебя на многие годы ресурсами для хорошей жизни.
  5. Принцип охраны природы. Хочешь, чтобы вода была чистая, а воздух свежий? Охраняй и не загрязняй!

Наш современник В.А. Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..." 

Используемые ресурсы:

«Школа цифрового века» Фестиваль педагогических идей.

  1. «Формирование экологической культуры будущего гражданина»

       Мальнина С.В.

  1. «Формирование экологической культуры учащихся» Дюба Н.М.
  2. « Формирование экологического сознания средствами уроков биологии» Иванкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа имеет исследовательский характер, поможет  в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка...