Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника
статья по экологии на тему

Голубенко Татьяна Александровна

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Голубенко

Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника

Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Деструктивное воздействие человечества на природу приводит к изменению состояния окружающей среды: интенсивности  загрязнения, падению продуктивности экосистем, ухудшению качества продуктов питания, сокращению биологического разнообразия. Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Экологическая культура - новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественных изменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии с окружающим миром.

Основная причина затруднений в  формировании экологической культуры школьников заключается в неразработанности технологий  экологического воспитания.     В среднем звене в процессе обучения возможно применение образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. И в основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Учащиеся среднего звена еще не совсем способны находить, отбирать и анализировать информацию. Поэтому, применение данной технологии поможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения  сам конструирует этот процесс, исходя из конкретных и реальных целей, сам отслеживает  направление своего развития, сам определяет конечный результат. Принятие информации происходит в процессе кропотливого осмысления. При этом важно осмысление не только самой информации, но и собственных действий, их соотнесение с известными образцами и принятие на этой основе решения о выборе   оптимального пути. 

Технология формирования критического мышления может служить общим руководством для преподавателя, который перед каждым занятием выбирает методы адекватные поставленным целям и задачам, а также использует конкретные приемы обучения, формы организации деятельности и оценки на уроках, лекциях, семинарах, практических занятиях. Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия, представляющая собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни

Опыт нашей работы показывает, что наиболее продуктивными методами и приемами работы учителя по формированию экологической грамотности учащихся являются следующие:

Стадия вызова проходит наиболее ярко и эмоционально при опоре на креативные способности учащихся (сочинение синквейна, рассказ-активизация по ключевым словам, работа с перепутанными логическими цепочками, графическая систематизация имеющихся по проблеме знаний). Формируя положительную мотивацию учащихся и создавая психологический комфорт, мы стимулируем школьников к постановке вопросов, требующих знакомства с новой информацией, и потому переход к стадии осмысления нового материала становится целесообразным и естественным.

На новом этапе мы считаем оправданным использование методов активного чтения (маркировка, ведение дневников, бортовых журналов и т.п.), поисковую работу в парах и группах (заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий и пр.)

Важнейшим  этапов работы в рамках технологии РКМЧП является стадия рефлексии. Работая с учащимися, мы стараемся включить их в диалог, направленный на осмысление собственной деятельности и результатов познавательного процесса, стимулировать школьников к дальнейшим исследованиям в области изучаемого предмета, осуществляя при этом включение в надпредметную деятельность. Оптимальны на наш взгляд такие методы и приемы, как написание творческих работ (синквейн, диамант, эссе), введение в учебно-исследовательскую деятельность, творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

На практике   в рамках  экологизации образования удается использовать  методы и приемы технологии   критического мышления на интегрированных уроках(биология +литература, природоведение + ИЗО, биология + литература + технология + ИЗО) и спецкурсах («Экология и мы»), во внеурочной деятельности (кружок «Школа здоровья»), также отдельные элементы применимы на каждом уроке в зависимости от уровня готовности учащихся к новому уровню осмысления материала.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В современном обществе существует закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»

«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...