Методическая система по формированию экологической культуры на уроках цветоводства и биологии
статья
Основная цель моей методической системы – это повышение уровня экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, цветоводства и внеурочной деятельности через формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
«Методическая система педагогического работника по формированию экологической культуры
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
на уроках цветоводства и биологии»
Разработку составили:
Бурченкова О.А., учитель цветоводства
Смоленск 2020 г.
Методическая система педагогического работника
Работая в ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», я следую основным задачам учреждения, а именно, подготовить учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которое включает в себя и формирование экологической культуры.
Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Основная цель моей методической системы – это повышение уровня экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, цветоводства и внеурочной деятельности через формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели мною определены следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность школьника на осознанное сохранение природы;
- формировать такие нравственные качества личности ребенка как доброта, сострадание, внимательность;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.
К этапам работы над методической системой я отношу следующее:
1). Изучение теоретических источников по данной теме.
2). Выявление уровня экологической культуры у школьников.
3). Разработка системы уроков биологии и внеурочной деятельности с целью увеличения уровня экологической культуры.
4). Создание условий для формирования экологической культуры, ответственного отношения к природе.
5). Проверка эффективности разработанных рекомендаций на практике, оценка их результативности.
Экологическая система обучения по биологии и цветоводству охватывает учащихся с 5 по 10 классы и предусматривает при формировании личности четыре вида деятельности: просветительскую, творческо-познавательную, исследовательскую, природоохранную. Каждый вид деятельности предполагает особую роль школьника, формирование у него определенных знаний, умений и навыков за время учебы.
С целью формирования экологической культуры, на уроках я использую элементы экологического образования и выделяю следующие разделы – экология растений, экология животных, экология человека, культура здоровья, человек и среда.
В процессе формирования экологической культуры у учащихся с ОВЗ в течение учебного года мною предусматривается прохождение трех важных этапов: усвоение, усовершенствование, закрепление. Лабораторные и практические работы адаптированы к условиям школы и с учетом особенностей обучения детей с нарушением интеллекта.
Через формирование основ экологической культуры идет процесс коррекции познавательной деятельности учащихся с ОВЗ через приобретение умения наблюдать и под руководством учителя проводить эксперимент.
В целенаправленную систематическую работу по формированию познавательных умений мной включается: проблемное проведение занятий по изучению теоретических вопросов и фактического материала; проведение большинства лабораторно-практических занятий методом постановки опытов; создание системы домашних заданий с элементами практической работы; применение отдельных тренировочных заданий по отработке умения наблюдать, сравнивать и обобщать.
По формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ я использую разнообразные формы организации работы: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы.
Важное место в учебном процессе я выделяю ролевым играм, нацеленным на овладение определенными правилами поведения в природе, учебным дискуссиям, связанным с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и путей их решения, пропаганде учащимся в доступной форме природоохранных знаний, выставкам рисунков.
Важным моментом является то, что эффективность процесса обучения к принятию решений в учебных экологических ситуациях повышается, если он опирается на актуальные экологические потребности и интересы учащихся.
В системе по формированию экологической культуры школьников с ОВЗ я уделяю большое внимание внеклассной работе. Это деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса.
Мной проводится организация внеклассной работы по формированию у учащихся экологической культуры через оптимизацию экологического пространства в школе и на пришкольной территории, которая реализуется в следующих направлениях деятельности:
- Участие в проекте школьных клумб, рассаду для которых выращивают сами.
- Участие в творческих конкурсах и акциях: «Покормите птиц!», «Растения Смоленской области», «Моя Смоленщина», призванных обратить внимание окружающих на экологические проблемы.
- Проведение экскурсий в природу, в ходе которых учащиеся наблюдают за изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.
- Экскурсии на станцию юннатов, в музей природы.
- Проведение учителем бесед, презентаций, посвященных охране здоровья и окружающей среды, классные часы на тему: «Береги природу!», «Земля – наш дом» и т.д.
6.Организация выставок поделок из природного материала, конкурса на лучший скворечник.
Диагностический компонент является неотъемлемой частью методической системы и обеспечивает обратную связь ученик-учитель. Для подтверждения действенности методической системы мной проводилась диагностика качественной оценки ЗУН по биологии, анализировались отчеты учителя-предметника за 3 года, диагностическая карта оценки уровня воспитанности обучающегося.
Я провела вводное диагностическое исследование детей с целью выявления у них уровня развития экологической культуры (диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся по отношению к окружающему миру). За основу взята методика Н.С.Жестовой адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями и направлена на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Так же были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Результатом работы являются:
Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностик представленные на диаграммах и свидетельствует о положительных результатах методической системы.
Проводимая мною система уроков и внеурочная работа по биологии и цветоводству с элементами экологического образования, способствует расширению и углублению знаний у учащихся, формированию интереса к предмету, расширяет кругозор, развивает творческие способности, формирует экологическую культуру. Также мной разработана программа по внеурочной деятельности: «Озеленение пришкольной территории и внутришкольного пространства », которая соответствует требованиям по формированию экологической культуры у учащихся коррекционной школы. Все это приводит к повышению качества обучения. Взаимоотношения между учениками и учителем строятся на основе сотрудничества, взаимного доверия, уважения личности.
Об эффективности методической системы можно судить по:
- стабильной успеваемости учащихся (100%);
- положительной динамике качества знаний по предмету;
- положительной динамике участия обучающихся в конкурсах и выставках;
- повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием;
- обучающиеся показывают своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-46804-1554657711.jpg)
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-236827-1365936868.jpg)
Методическое оснащение для формирования экологической культуры у учащихся начальной специальной (коррекционной) школы VIII вида
Методическое оснащение...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/15/picture-337877-1434375861.jpg)
Методический материал «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности»
Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах жив...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1055220-1536370047.jpg)
Мастер класс "Технология формирования экологической культуры на уроках биологии"
Методическая разработка мастер класса, экологического праздика, социально значимых зкологических акций...