Методическая система по формированию экологической культуры на уроках цветоводства и биологии
статья

Бурченкова Ольга Александровна

     Основная цель моей методической системы – это повышение уровня экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, цветоводства и внеурочной деятельности через формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

«Методическая система педагогического работника по формированию экологической культуры

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

на уроках цветоводства и биологии»

Разработку составили:

Бурченкова О.А., учитель цветоводства

Смоленск  2020 г.

Методическая система педагогического работника

         

    Работая в ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», я следую основным задачам учреждения, а именно, подготовить учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которое включает в себя и формирование экологической культуры.

     Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  

     Основная цель моей методической системы – это повышение уровня экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, цветоводства и внеурочной деятельности через формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели мною определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность школьника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности ребенка  как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

     К этапам работы над методической системой я отношу следующее:

1). Изучение теоретических источников по данной теме.

2). Выявление уровня экологической культуры у школьников.

3). Разработка системы уроков биологии и внеурочной деятельности с целью увеличения уровня экологической культуры.

4). Создание условий для формирования экологической культуры, ответственного отношения к природе.

5). Проверка эффективности разработанных рекомендаций на практике, оценка их результативности.

     Экологическая система обучения по биологии  и цветоводству охватывает учащихся с 5 по 10 классы и предусматривает при формировании личности четыре вида деятельности: просветительскую, творческо-познавательную, исследовательскую, природоохранную. Каждый вид деятельности предполагает особую роль школьника, формирование у него определенных знаний, умений и навыков за время учебы.

     С целью формирования экологической культуры, на уроках я использую элементы экологического образования и выделяю следующие разделы – экология растений, экология животных, экология человека, культура здоровья, человек и среда.

    В процессе формирования экологической культуры у учащихся с ОВЗ в течение учебного года мною предусматривается прохождение трех важных этапов: усвоение, усовершенствование, закрепление. Лабораторные и практические работы адаптированы к условиям школы и с учетом особенностей обучения детей с нарушением интеллекта.

    Через формирование основ экологической культуры идет процесс коррекции познавательной деятельности учащихся с ОВЗ через приобретение умения наблюдать и под руководством учителя проводить эксперимент.

     В целенаправленную систематическую работу по формированию познавательных умений мной включается: проблемное проведение занятий по изучению теоретических вопросов и фактического материала; проведение большинства лабораторно-практических занятий методом постановки опытов; создание системы домашних заданий с элементами практической работы; применение отдельных тренировочных заданий по отработке умения наблюдать, сравнивать и обобщать.

     По формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ я использую разнообразные формы организации работы: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы.

     Важное место в учебном процессе я выделяю ролевым играм, нацеленным на овладение определенными правилами поведения в природе, учебным дискуссиям, связанным с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и путей их решения, пропаганде учащимся в доступной форме природоохранных знаний, выставкам рисунков.      

     Важным моментом является то, что эффективность процесса обучения к принятию решений в учебных экологических ситуациях повышается, если он опирается на актуальные экологические потребности и интересы учащихся.

     В системе по формированию экологической культуры школьников с ОВЗ я уделяю большое внимание внеклассной работе. Это деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса.

     Мной проводится организация внеклассной работы по формированию у учащихся экологической культуры через оптимизацию экологического пространства в школе и на пришкольной территории, которая реализуется в следующих направлениях деятельности:

  1. Участие в проекте школьных клумб, рассаду для которых выращивают сами.
  2. Участие в творческих конкурсах и акциях: «Покормите птиц!», «Растения Смоленской области», «Моя Смоленщина», призванных обратить внимание окружающих на экологические проблемы.
  3.  Проведение экскурсий в природу, в ходе которых учащиеся наблюдают за изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.
  4. Экскурсии на станцию юннатов, в музей природы.
  5. Проведение учителем бесед, презентаций, посвященных охране здоровья и окружающей среды, классные часы на тему: «Береги природу!», «Земля – наш дом» и т.д.

  6.Организация выставок поделок из природного материала, конкурса на лучший скворечник.

    Диагностический компонент является неотъемлемой частью методической системы и обеспечивает обратную связь ученик-учитель. Для подтверждения действенности методической системы мной  проводилась диагностика качественной оценки ЗУН по биологии,  анализировались отчеты учителя-предметника за 3 года, диагностическая карта оценки уровня воспитанности обучающегося.

     Я провела  вводное   диагностическое  исследование  детей  с  целью выявления у них  уровня  развития  экологической  культуры иагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся по отношению к окружающему миру). За основу взята методика Н.С.Жестовой адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями и направлена на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Так же были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

     Результатом работы являются:

     Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностик представленные на диаграммах и свидетельствует о  положительных  результатах методической системы.

     Проводимая мною система уроков и внеурочная  работа по биологии и цветоводству с элементами экологического образования, способствует расширению и углублению знаний у учащихся, формированию интереса к предмету, расширяет  кругозор, развивает творческие способности, формирует экологическую культуру.      Также мной разработана программа по внеурочной деятельности: «Озеленение пришкольной территории и внутришкольного пространства », которая соответствует требованиям по формированию экологической культуры у учащихся коррекционной школы. Все это приводит к повышению качества обучения. Взаимоотношения между учениками и учителем строятся на основе сотрудничества, взаимного доверия,  уважения личности. 

     Об эффективности  методической системы можно судить по:

  • стабильной успеваемости учащихся (100%);
  • положительной динамике качества знаний по предмету;
  • положительной  динамике  участия обучающихся в  конкурсах и выставках;
  •  повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием;
  • обучающиеся показывают своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности»

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах жив...

Мастер класс "Технология формирования экологической культуры на уроках биологии"

Методическая разработка мастер класса, экологического праздика, социально значимых зкологических акций...