рабочие программы по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                Согласовано                                       Утверждаю

Руководитель МО                                        Зам. директора по УВР                                 Директор         

Мотыгуллина Л.Н.                                        МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"                МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"

Протокол №____ от                                         Валиуллина Л.М.                                         Мотыгуллин Р.Н. ___________

«25» 08. 2014 г.                                                «___» ______ 2014 г.                                 Приказ №115 от 01.09.2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета

МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»

Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны   учителя  I  квалификационной   категории

по биологии в 6 классе

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от  «29» августа 2014 года.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа.

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:                                                                                                   1.Федеральный  компонент  государственного образовательного  стандарта , утверждённый Приказом Мин образования РФ  №1089 от 05. 03.2004

2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии

3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

     Курс биологии для 6 класса "Бактерии. Грибы. Растения" имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.                                                                                                                                                               Изучение биологии в 6 классе направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы ее устойчивого развития, формирование навыков практической деятельности.

Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно. Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.  Программа выполняет две основные функции:                                             Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.                                                                                                                             

Изучение биологии в  6 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;
  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;
  • формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

В основу курса биологии в 6 классе  положен принцип биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многообразия и закономерностей, уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания.                                                                                                                  Преемственные связи между разделами курса биологии обеспечивают его целостность, а содержание способствует развитию личности, владеющей основами научных знаний, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.                                                                                                   Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений, рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для постановки опытов;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении лабораторных работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения биологии ученик должен:

Называть (приводить примеры):

  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • примеры природных и искусственных растительных сообществ, приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, организмов, лишайника как комплексного организма;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
  • растительные сообщества, роль растений в природе, приспособленность растительных организмов к жизни в сообществе;
  • роль человека в жизни растений.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений;
  • клетки, органы и системы органов растений;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона,
  • растения разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы,
  • использовать рисунки,
  • самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Парная;
  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  • Поисковый метод;
  • Проектный метод
  • Игровой метод
  • Метод проблемного обучения;
  • Метод эвристической беседы;
  • Анализ;
  • Дискуссия;
  • Диалогический метод;
  • Практическая деятельность;
  • Проектирование.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;
  • умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
  • умение полученные использовать знания на практике

Формы контроля знаний:  контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).  

Методические аспекты преподавания курса биологии 

В рамках преподавания курса биология   могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).                          

Тематическое планирование

№ раздела

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Введение

2

1

Клеточное строение организмов

4

2

2

Царства Бактерии и Грибы.

4

2

3

Царство Растения

5

3

1

4

Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

4

5

Жизнь растений

4

1

2

6

Классификация растений

5

1

7

Природные сообщества

2

1

1

8

Развитие растительного мира.

1

Итого:

35

14

2

2

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

6 класс 35 часов в год ( 1 час в неделю)

Введение (2 часа)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1. Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

   Лабораторные работы

№1 Устройство увеличительных приборов.

№2 Приготовление микропрепарата кожицы лука.

2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

№3 Строение шляпочных грибов.

№4 Строение плесневого гриба – мукора.

3. Царство Растения (5 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация

Строение хвои и шишек хвойных  ( на примере местных видов)

Лабораторные работы

№5 Строение хламидомонады.

№6 Изучение строения мха.

№7 Строение спороносящего папоротника

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

 Плоды и их классификация.

    Лабораторные работы

 

№8 Строение семян однодольных и двудольных растений.

№9 Строение мочковатых и стержневых корневых систем.

№10  Изучение строения луковицы и корня.

№11 Изучение строения цветка.

5. Жизнь растений (4 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Лабораторные работы

№12 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

№1 Вегетативное размножение комнатных растений.

№2 Определение всхожести семян растений и их посев

6. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.

Класс Однодольные  Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированных сортов важнейших Сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

№13 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

7. Природные сообщества (2 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация   комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

    Лабораторная работа

№ 14 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

8.Развитие растительного мира (1 час)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  • В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • Ответ самостоятельный;
  • Наличие неточностей в изложении  материала;
  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  • Не делает выводов и обобщений.
  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  • Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  • Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.                                      Время выполнения работы: 10-15 мин.                                                                                                                                                                        Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  • Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во час

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

Дата

План

Дата

Факт

Введение (2 часа)

1

Введение. Биология—наука о живой природе.

1

Работа с текстом учебника, в тетради 

Беседа на основе демонстрационного материала.

1.09

2

Связь организмов со средой обитания.

1

Наблюдение в природе

8.09

1 Клеточное строение организмов (4 часа)

3

Клеточное строение организмов

Л.Р.1. Устройство увеличительных приборов

1

Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей Описание содержания рисунков учебника, фронтальная беседа по демонстрационной таблице.

Лабор.работа. Устройствово лупы и светового микроскопа.

15.09

4

Строение растительной клетки

Л.Р.2 Приготовление микропрепарата кожицы лука

1

 Работа с текстом учебника. Выполнение лабораторной работы .Приготовление препарата кожицы лука

22.09

5

Жизнедеятельность клетки.

1

Работа с текстом учебника, в тетради

 Фронтальная беседа по рисунку учебника. Самостоятельный анализ содержания рисунка учебника по плану

29.09

6

Ткани.

1

Работа с рисунками учебника, с таблицей Фронтальная беседа по рисунку учебника, поиск в тексте учебника функций тканей.

6.10

2. Царства бактерии и грибы (4 часа)

7

Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

1

Работа с рисунками учебника

13.10

8

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Л/р № 3 «Строение шляпочных грибов»

1

Работа с учебником, в тетради, с таблицей, выполнение лабораторной работы Вводная беседа. Запись тезисов в тетради. Опорная схема на доске

20.10

9

Плесневые грибы. Дрожжи.

Л/р № 4 «Строение плесневого гриба -мукора»

1

Работа с учебником, в тетради, с таблицей. Лаборат. работа “Изучение строения плесневых грибов”.Беседа на основе содержания рисунков. Сравнительный анализ содержания рисунков.

27.10

10

Лишайники, их строение, разнообразие , среда обитания.

1

Самостоятельный анализ текста учебника. Беседа по рисунку. Запись тезисов в тетради

10.11

3 Царство растения (5 часов)

11

Царство растения.

1

Вводная беседа. Анализ содержания рисунка. Работа с рисунками , в тетради, с таблицей

17.11

12

Водоросли.

Л/р №5 «Строение хламидомонады»

1

Работа с рисунками учебника,  с таблицей, выполнение лабораторной работы Вводная беседа. Анализ содержания рисунков.

24.11

13

Мхи, их биологические особенности.

Л/р№6 «Изучение строения мха»

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Л/р №7 «Строение спороносящего папоротника»

1

 Вводная беседа. Беседа на основе анализа содержания рисунка. Самостоятельная работа по описанию. Лабораторная работа. “Изучение строения мха.” “ Строение спороносящего папоротника”. Работа с рисунками учебника, с гербарием

1.12

14

Голосеменные растения. Цветковые растения, их строение и многообразие

1

Вводная беседа. Самостоятельный анализ текста учебника. Вводная беседа. Анализ текста учебника. Беседа на основе содержания и демонстрационного материала.

8.12

15

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Выполняют тестовую работу

15.12

4 Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

16

Строение семян.

Л/р №8. «Строение семян однодольных и двудольных растений»

 

1

Беседа по демонстрационной таблице. Описание рисунков учебника. Выполняют лабораторную работу

22.12

17

Виды корней и типы корневых систем.

Л/р №9 «Строение мочковатых и стержневых корневых систем»

1

Работа с учебником, в тетради, с таблицей, гербарием Лабораторная работа.  Строение мочковатых и стержневых корневых систем.

12.01

18

Побег и почки.

1

Описание рисунка учебника. Демонстрация комнатных растений и видоизменений побега. Анализ текста учебника.

19.01

19

Строение листа видоизменения листьев.

1

Работа с  рисунками учебника, таблицей, натуральн. объектами Участие в беседе. Решение учебно-познавательных задач. Анализ содержания рисунка. Описание рисунков учебника.

26.01

20

Многообразие стеблей.

Видоизменение побегов.

Л/р № 10 «Изучение строения луковицы и клубня»

1

Работа с рисунками учебника. Участие в беседе. Решение учебно-познавательных задач. Анализ содержания рисунка. Лабораторная работа “ Изучение строения луковицы и клубня

2.02

21

Цветок и его строение.

Л/р № 11 «Изучение строения цветка»

1

Работа с учебником, в тетради.  Описание строения цветка по модели, по демонстративной таблице. Структурирование учебной информации – составление опорного конспекта. Анализ содержания рисунков учебника.Лабораторная работа.”Изучение строения цветка.”

9.02

22

Соцветия.

1

Описание строения цветка по модели, по демонст.таблице. Структурирование учебной информации – составление опорного конспекта. Анализ содержания рисунков учебника.

16.02

23

Плоды. Распространение плодов и семян.

1

Обсуждение вопросов 1-4 в конце пар.31. Участие в эвристической беседе.

23.02

5 Жизнь растений (4 час)

24

Минеральное питание растений. Фотосинтез.Л/р №12 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

1

Описание опыта по рисунку учебника. Анализ содержания текста учебника. Беседа. Составление опорной схемы по ходу беседы. Выполняют лабораторную работу

2.03

25

Дыхание. Испарение воды растениями.

1

Описание содержания рисунка учебника. Анализ содержания рисунка. Ана-лиз содержания текста. Запись тезисов в тетрадь. Анализ содержаний допол-нительных материалов к параграфу.

9.03

26

Рост растений.

1

Фронтальный опрос

16.03

 27

Половое размножение покрытосеменных растений.

1

Работа с рисунками в учебнике, в тетради, с таблицей

6.04

6 Классификация растений (5 часа)

28

Основы систематики растений

1

Вводная беседа. Анализ текста учебника. Беседа на основе содержания и демонстрационного материала.

13.04

29

Класс двудольные: семейство крестоцветные, розоцветные, пасленовые

1

Работа с рисунками, таблицами Анализ содержания рисунков учебника, схемы, составленной на доске. Описание растений по гербарным экземплярам.

20.04

30

Класс двудольные: семейство мотыльковые, сложноцветные

1

Работа с рисунками, таблицами Анализ содержания рисунков учебника, схемы, составленной на доске. Описание растений по гербарным экземплярам.

27.04

31-

Класс однодольные Л/р №13 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

2

 Анализ содержания рисунков учебника, схемы, составленной на доске. Описание растений по гербарным экземплярам. Участие в эвристической беседе с элементами “мозгового штурма”. Выполняют лабораторную работу

4.05

7 Природные сообщества(2 часа)

32

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений Лабораторная работа  № 14 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

1

Вводная беседа. Участие в эвристической беседе. Выполняют лабораторную работу

11.05

33

Итоговая контрольная работа

Выполняют тестовую работу

18.05

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

1

Работа с текстом учебника, с фотографиями

25.05

8.Развитие растительного мира (1 час)

35

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира

1

Вводная беседа. Участие в эвристической беседе. Работа с текстом учебника, с

фотографиями

Учебно-методический комплект

для учителя:

Попова Л.А. Контрольно- измерительные материалы Биология 6 класс Москва. Вако, 2010

для учащихся:

Пасечник В.В.,Биология.Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Казань. Магариф, 2009

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

Приложение

.

Контрольная работа за первое полугодие

Вариант 1

1. Фотосинтез происходит:

   а) только на свету б) в темноте в) только осенью г) только ночью.

2. Древесные растения испаряют воду при помощи:

а) стеблей б) листьев в) корней г) почек.

3. Чтобы обнаружить крахмал  в листьях используют:

   а) воду б) йод в) спирт г) кислород.

4. Больше влаги испаряется с поверхности листьев:

а) крупных б) мелких в) видоизмененных в колючки  г) покрытых восковым налётом

5. Для посева отбирают крупные семена, так как у них:

а) больше питательных веществ б) крупнее зародыши в) толще семенная кожура г) больше зародышей.

6. Распространению ветром семян голосеменных растений способствует наличие у них:

а) запаса питательных веществ б) крылышек в) защитного покрова г) зародыша

7. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют:

а) слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием;

б) слияние яйцеклетки с одним спермием и  центральной клетки с другим спермием;

в) слияние яйцеклетки со всем содержимым пыльцевой трубки;

8. Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение - заросток – споры – проросток;

Б) взрослое растение – споры – заросток - проросток

В) заросток – споры - взрослое растение – проросток;

Г) заросток – проросток - споры - взрослое растение;

9. Растения, опыляемые насекомыми:

а) не имеют окрашенных цветков б) имеют нектарники в) не имеют запаха

10. Оплодотворение-это:

а) попадание пыльцы на рыльце пестика

б) слияние мужской и женской гамет

в) перенос пыльцы на другой цветок.

11. В образовании плодов участвуют:

а) только завязь

б) только семяпочка (семязачаток)

 в) завязь, семяпочка, а иногда цветоножка и цветоложе.

12. Женские гаметы цветкового растения называют:

а) спермиями б) яйцеклетками в) пыльцой

13. Благодаря испарению воды растение:

а) создает органические вещества  б) растет в) размножается г) охлаждается.

14. Проросшие семена имеют сладковатый вкус, так как:

а) в них  содержатся белки б) крахмал превращается в сахар в) в них содержится вода в) в них есть жир

15. Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные:

 А) Фотосинтез - это процесс образования на свету из углекислого газа и воды органических веществ.

Б) Фотосинтез происходит в темное время суток.

В) Фотосинтез происходит в хлоропластах.

Г) Для обнаружения крахмала в листьях используют спиртовой раствор.

Е) В процессе фотосинтеза растение выделяет углекислый газ.

Ж) углекислый газ необходим растению для фотосинтеза.

16.  Значение растений для животных состоит в том, что они:

   а) выделяют углекислый газ б) поглощают воду и минеральные вещества

 в) выделяют кислород  г) образуют перегной.

17. Листья некоторых растений пустынь: а) крупные б) содержат много устьиц в) покрыты восковым налетом г) имеют тонкую листовую пластинку

18. Фотосинтез происходит в:

   а) ядре б) вакуолях в) цитоплазме г) хлоропластах.

19. Чаще всего устьица:

а) открыты ночью  б) закрыты ночью в) открыты  в течение всего дня г) закрыты в течение всего дня.

20. Яйцеклетки у голосеменных растений образуются:

а) в мужских шишках б) в пестиках в) в женских шишках г) на поверхности хвоинок.

Вариант 2

1. Углекислый газ необходим растению для:

а) дыхания б) фотосинтеза в) размножения г) поглощения воды.

2. Для прорастания семян необходимо условие – это:

а) холод б) тепло в) углекислый газ г) темнота.

3. Чтобы обнаружить крахмал  в листьях используют:

 а) воду б) йод в) спирт г) кислород.

4. Распространению ветром семян голосеменных растений способствует наличие у них:

а) запаса питательных веществ б) крылышек в) защитного покрова г) зародыша

5. Мужские гаметы цветкового растения называют:

а) спермиями б) яйцеклетками в) пыльцой

6. Половое размножение одноклеточных водорослей осуществляется путем:

а) образования зооспор б) слияния 2-х клеток и последующего деления новой клетки в) деления клетки пополам г) почкованием

7. У взрослого растения папоротника образуются:

а) споры б) яйцеклетки в) сперматофоры г) заростки.

8. Фотосинтез- это процесс:

а) образования органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого и воды;

б) разрушения органических веществ в листьях; в) образования минеральных веществ на свету г) поглощения растением углекислого газа и воды

9. Чтобы выяснить, необходимо ли семенам тепло, нужно:

 а) поместить семена в два сосуда: один с сырой , другой – с кипяченной водой

б) поместить семена в два сосуда: в одном оставить сухими , а в другом – смочить

в) поместить семена в два сосуда, увлажнить, один сосуд поставить в прохладное, а другой –в  теплое место.

10. Древесные растения испаряют воду при помощи:

а) стеблей б) листьев в) корней г) почек.

11. Из споры мха развивается:

а) сперматозоид б) яйцеклетка в) коробочка г) зеленая нить

12. Ветроопыляемые растения обычно растут:

а) большими группами б) поодиночке в) удалены друг от друга на незначительное расстояние

13. Голосеменные растения опыляются:  а) ветром б) насекомыми в) птицами г) зверями.

14. Плод образуется из:

а) оплодотворенной яйцеклетки б) семязачатков в) стенки завязи

15. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:

а) плод б) семя в) зародыш семени.

16. глекислый газ необходим растению для:

   а) дыхания б) фотосинтеза в) размножения г) поглощения воды.

17. Обесцвеченный лист растения, который стоял на свету, при обработке йодом:

    а) желтеет б) обесцвечивается в) синеет г) не изменяет цвета.

18. Ранней весной для прорастания семян не хватает:

а) влаги б) воздуха в) света г) тепла

19. Назовите условия, которые влияют на испарение воды растениями:

            а) пасмурный день

            б) солнечный день

            в) открытое место

            г) лес

            д) тихая безветренная погода

            е) холодная погода

            ж) жаркая погода

20. При самоопылении пыльца из пыльника попадает на рыльце:

а) какого – либо цветка этого же растения б) этого же цветка

в) как этого же цветка, так другого цветка другого растения этого вида.

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе.

                                    Вариант 1.

                              Инструкция  для учащихся.

Тест состоит  из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

                                          Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.К увеличительным  приборам  не относится:

        а) телескоп;                б) микроскоп;

        в) лупа;                г) термометр

2.Хранителем наследственной информации являются:

        а) рибосомы;                б) вакуоли;

        в) хромосомы;        г) клеточный центр.

3. Корневая система:

        а) удерживает растение в почве;

        б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и

                питательных веществ;

        в) обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей, удерживает

               его в почве, служит местом запасания питательных веществ.

4. Поверхность корней, стеблей, листьев образована  ....  тканью:

        а) механической; б) покровной; в) проводящей; г) запасающей

5. Бактерии – это:

        а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организмы без ядра;

        в) клетка, имеющая ядро; г) клетки только круглой формы

6. Хроматофор в форме незамкнутого кольца у:

        а) хлореллы; б) ламинарии; в) спирогиры; г) улотрикса

7. Тело лишайника называется:

        а) микориза; б) мицелий; в) слоевище; г) нет верного ответа

8. Мхи отличаются от других растений тем, что:

        а) они способны питаться отмершими организмами;

        б) тело не имеет тканей и органов; в) корни глубоко уходят в почву;

        г) на концах верхних ветвей образуется коробочка со спорами

9. Голосеменные растения отличаются от папоротников:

а) живут на суше; б) имеют корни и побеги; в) образуют плод; г) размножаются семенами

10. Зародыш состоит из:

        а) почечки и семядолей;        

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) зародышевого корешка, стебелька и почечки.

11.В образовании корнеплодов принимает участие корни:

а) придаточные; б) главный ; в) боковые ; г)боковые и придаточные

12. Органические вещества откладываются в стебле в запас  в:

        а) коре; б) камбии;  в) сердцевине; г) древесине

13. Цветок – это орган растения, который обеспечивает:

        а) семенное размножение; б) образование гамет; в) оплодотворение;

            г) все перечисленное

14. Никогда не участвует в образовании плодов:

        а) стенки завязи пестика; б) основания тычинок и лепестков;

        в) цветоложе;                    г) цветоножка

15. К органическим веществам относятся:

        а) вода;     б) минеральные соли;     в) крахмал;      г) кислород

16. Фотосинтез происходит в:

        а) цитоплазме;    б) ядре;    в) хлоропластах;      г) вакуоле

17.  Движение веществ у растений осуществляется:

        а) по клеткам и сосудам;

        б) по сосудам и ситовидным трубкам;

        в) по  клеткам, сосудам и ситовидным трубкам.

18. Прорастание семени начинается с:

        а) деления клеток зародыша;        б) поглощения семенем воды;

        в) усиленного поглощения кислорода.

19. Развитие организма начинается:

        а) яйцеклетки;        б) зиготы;        в) бластулы;        г) гаструлы.

20.Корневищами размножаются:

        а) тюльпан;  б) ландыш; в) земляника; г) смородина

21. Главный признак, по которому растения относят к классу однодольных:

        а) жилкование листьев; б) тип корневой системы;

        в) одна семядоля в зародыше; г) строение цветка

22. К факторам живой природы относят:

        а) свет, влажность, тепло, ветер, дождь, град;

        б) свет, влажность, тепло;

        в) деятельность живых организмов.

        Часть В

Выберите правильные ответы.

    В 1.    Для растения характерно:  ( выбрать три правильных ответа)

  • автотрофный (фототрофный) тип питания;
  • отсутствие клеточной стенки;
  • наличие иммунной системы;
  • чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития;
  • диффузный ограниченный рост;
  • рост в течение всей жизни.

   В 2. Установите соответствие между видами жилкования листьев и представителями растений.

Виды жилкования                                                                  Представители

1. дуговое                                                                а. ландыш

2. параллельное                                                        б.черемуха

3. перистое                                                                в.овес

Часть С. Дать полный развернутый ответ.

  Какие преимущества дает цветковым растениям  наличие у них семян?

2 Вариант

                              Инструкция  для учащихся.

Тест состоит  из частей А, В,С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

                                          Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Если окуляр микроскопа увеличивает в 15 раз, а объектив – в 20 раз, то общее увеличение микроскопа в:

      а) 35;     б) 150;     в) 200;      г) 300

2.Клеточное строение имеют:

а) некоторые растения;   б) все растения;

в) только листья элодеи;   г) только кожица чешуи лука

3. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

а) боковыми;   б) придаточными;   в) воздушными; г) дыхательными

4. Камбий – это ткань:

а) механическая; б) покровная; в) проводящая; г) образовательная

5.Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

а) мицелий; б) плодовое тело; в) микориза; г) клубеньки

6. Водоросли – растения, у которых нет:

а) корней; б) стеблей; в) листьев; г) всего вышеперечисленного

7.Пионерами формирования растительного покрова называют:

а) мхи; б) лишайники; в) папоротники; г) водоросли

8.Споры у хвощей созревают в:

        а) заростках; б) колосках на верхушках побегов; в) сорусах на поверхности листьев

        г) споры отсутствуют

9.Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

        а) мхов; б) папоротников; в) голосеменных; г) всех перечисленных

10.Главной частью цветка является:

а) пестик и лепестки;         б) венчик и тычинка;         в) пестик и тычинка.

11. Вегетативная почка состоит из:

        а) черешка и листовой пластинки; б) зачаточного бутона;

        в) зачаточного стебля и листьев; г) стебля с почками

12. Подземные побеги, на которых развиваются клубни, называются:

        а) столоны; б) глазки; в) донце; г) корневище

13. Околоцветник называется двойным, если есть:

        а) чашечка и венчик; б)только чашечка; в)только венчик; г) лепестки венчика

14. Биологическое значение соцветий:

        а) мелкие невзрачные цветки становятся заметными;

        б) образуют больше пыльцы; в) лучше привлекают насекомых;

        г) все вышеперечисленное

15. К минеральным веществам относится:

        а) витамины; б) соли натрия; в) клейковина; г) жир

16.Для фотосинтеза растению необходимы вещества:

        а) углекислый газ и вода; б) углекислый газ и кислород;

        в) кислород и вода; г) органические вещества и вода        

17.Движение воды и минеральных солей в растении  осуществляется:

     а) по  клеткам;     б) по клеткам и сосудам;   в) по  клеткам  и ситовидным трубкам.

18. При надземном прорастании семядоли:

        а) остаются в почве;                б) выносятся из почвы.

19. Вегетативное размножение – это:

        а) половое размножение;        б) размножение спорами;

        в) размножение вегетативными органами растений.

20. Процесс двойного оплодотворения открыл:

        а) К.А. Тимирязев;  б) С.Г. Навашин;    в) Р.Гук;    г) Мальпиги

21. У растений семейства лилейных формула цветка кратная:

        А) 3;    б) 4;   в) 5;   г) 6

22. К факторам неживой природы относят:

        а) свет,  влажность, тепло, ветер, дождь, град;

        б) деятельность живых организмов;

        в) деятельность человека, его влияние на природу.

Часть В

Выберите правильные ответы.

    В 1. К классу  двудольные относятся следующие семейства:  

  • крестоцветные
  • сложноцветные
  • розоцветные
  • лилейные
  • пасленовые
  • бобовые
  • злаки

 В 2.   Установите соответствие между типами размножения и отделами растений.

 Типы размножения                                          Отделы растений

1. размножение семенами                                а. голосеменные

                                                        б. мхи

2. размножение спорами                                        в. папоротники  г. водоросли     

                                                 

                                        Часть С. Дать полный развернутый ответ.

В чем плюсы и минусы бесполого размножения? Что общего во всех формах бесполого размножения?                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...