рабочая программа 11 класс по курсу "Общая биология"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Олейникова Лариса Ивановна

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_kl.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

г. Белая Калитва

государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской                             области кадетская школа-интернат          

«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»


                                                        Директор   корпуса                                          

                                                                              Приказ oт___________№_______

                                                                                        __________  В.Н. Диденко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     БИОЛОГИИ  «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

среднее общее образование, 11  класс

                                     (начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  70 часов

Учитель        Олейникова Лариса Ивановна

                                                              (ФИО)

Программа разработана на основе

Программы среднего (полного) общего образования.           Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень.      Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г

________________________________________________________________

 (указать примерную программу, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-  приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федераль-ный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - приказ Минобразования Ростовской области  от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,

 - приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

- Учебный план кадетского корпуса

- программой среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г

- учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. Общая биология 10 – 11 классы» под редакцией А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г.

              Преподавание биологии в 11 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компонент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.

              Согласно действующему Базисному учебному плану на изучение курса «Общая биология» отводится два года (10-11 классы) по 1 часу в неделю. Учебным планом ГБОУ РО кадетской школы-интерната «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус» на 2014-2015 учебный год предусмотрено преподавание биологии в 11 классе 2 раза в неделю, т.е. 70 часов в год, из них 1 час в неделю (35 часов в год) добавлен из вариативной части на

усиление курса.    
              Это время распределено по темам следующим образом:

- на тему «Повторение» отводится 3 часа

- на тему «Вид» добавлено 13 часов (20 часов/33 часа)

- на тему «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология» выделено 8 часов

- на тему «Экосистемы» добавлено 11 часов (11 часов/22 часа)

              По программе среднего (полного) общего образования по биологии (автор В.В. Пасечник) и в соответствии с графиком работы кадетского корпуса на преподавание биологии в 11 классе отводится 70 часов.  В соответствии с учебным планом и расписанием уроков по планированию учителя – 66 часов. Количество часов по теме «История эволюционных идей» сокращено на 2 часа (4 часа/2 часа). Программный материал будет пройден в полном объёме за счёт уплотнения программного материала и резервного времени.

              Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных практических работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы и  практические работы рассчитаны на урок и обязательны для проверки.


             Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории разви-тия современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке;
  • роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятель-ности людей,  развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

             

               Изучение курса «Общая биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знани-ях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонауч-ного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бе-режного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиоло-гических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основ-ных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности исполь-зования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилак-тика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие за-родыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни челове-ка, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование – эти и другие темы по-могут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

               

В рабочую программу внесены следующие изменения:

             Из курса общей биологии 10 класса перенесена тема «Генетика – теоретическая осно-ва селекции. Селекция. Биотехнология»

              Количество часов темы «История эволюционных идей» сокращено на 2 часа (4 часа/2 часа) в целях уплотнения материала

Последовательность изучения тем

Тема

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

"Повторение"

1.Повторение темы «Химический состав клетки». Правила техники безопасности в кабинете биологии

2.Повторение темы «Строение клетки»

3. Повторение темы «Наследственность и изменчивость»

3 часа

"Вид"

4.Развитие эволюцион-ного учения Ч.Дарвина. Диагностическая контрольная работа

5.Развитие эволюцион-ного учения Ч.Дарвина.

6.Вид, его критерии

7.Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологичес-кому критерию»

8.Популяции

9.Генетический состав популяций

10.Изменения генофон-да популяций

11.Борьба за существо-вание и её формы

12.Естественный отбор и его формы

13.Изолирующие меха-низмы

14.Видообразование

15.Видообразование

16.Лабораторная рабо-та № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

17.Макроэволюция, её доказательства

18.Система растений и животных – отображе-ние эволюции

19.Лабораторная работа № 3 «Выявле-ние приспособлений у организмов к среде обитания»

20.Главные направле-ния эволюции органи-ческого мира

21.Главные направле-ния эволюции органи-ческого мира

22.Экскурсия №1 «Многообразие видов» (окрестности кадетско-го корпуса)

23.Контрольная работа №1 «Основы учения об эволюции»

24.Гипотезы о проис-хождении жизни

25.Практическая рабо-та №1 «Анализ и оцен-ка различных гипотез происхождения жизни»

26.Основные этапы развития жизни на Земле

27.Эволюция биосферы          28.Синтетическая тео-рия эволюции

29.Антропогенное воз-действие на биосферу

30.Положение человека в системе животного мира

31.Основные стадии антропогенеза

32.Движущие силы антропогенеза

33.Прародина человека

34.Расы и их проис-хождение

35.Практическая рабо-та №2 «Анализ и оцен-ка различных гипотез происхождения челове-ка»

36.Контрольная работа №2 «Эволюция жизни на Земле»        

33 часа

л.р. № 1 «Описа-ние особей вида по морфологическому критерию»

л.р. № 2 «Выявле-ние изменчивости у особей одного вида»

л.р. № 3 «Выявле-ние приспособле-ний у организмов к среде обитания»

п.р. №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхож-дения жизни»

п.р. №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхож-дения человека»

эк. №1 «Многооб-разие видов»

"Генетика – теоретическая основа селек-ции. Селекция. Биотехноло-гия"

37.Основные методы селекции и биотехно-логии

38.Методы селекции растений

39.Методы селекции растений

40.Методы селекции животных

41.Селекция микроор-ганизмов

42.Современное состо-яние и перспективы биотехнологии

43.Практическая рабо-та №3 «Анализ и оцен-ка этических аспектов развития некоторых ис-следований в биотехно-логии»

44.Контрольная работа №3 «Генетика – теоре-тическая основа селек-ции. Селекция. Биотех-нология»

8 часов

п.р. №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых иссле-дований в биотех-нологии»

"Экосистемы"

45.Что изучает эколо-гия

46.Среда обитания ор-ганизмов и её факторы

47.Среда обитания ор-ганизмов и её факторы

48.Основные типы эко-логических взаимодей-ствий

49.Конкурентные взаи-модействия

50.Основные экологи-ческие характеристики популяции

51.Динамика популя-ции

52. Экологические сообщества.

53. Структура сооб-щества

54. Взаимосвязь орга-низмов в сообществах

55. Пищевые цепи

56. Практическая работа № 4 «Составле-ние схем передачи ве-ществ и энергии (цепей питания)»

57. Экологические пирамиды

58. Практическая работа № 5 «Решение экологических задач»

59. Лабораторная работа № 5 «Исследо-вание изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

60. Экологические сукцессии

61. Влияние загрязне-ний на живые организ-мы

62. Основы рациональ-ного природопользова-ния

63. Практическая рабо-та № 6 «Анализ и оцен-ка последствий соб-ственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологи-ческих проблем и путей их решения»

64.Экскурсия № 2 «Многообразие видов» (окрестности кадетско-го корпуса).

65. Контрольная работа № 4 «Экосистемы»

66. Диспут «Роль биологии в будущем»

22 часа

л.р.№ 4 «Сравни-тельная характе-ристика природ-ных экосистем и агроэкосистем своей местности»

п.р.№ 4 «Составле-ние схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

п.р.№ 5 «Решение экологических задач»

л.р.№ 5 «Исследо-вание изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

л.р. № 6 «Выявле-ние антропоген-ных изменений в экосистемах своей местности»

п.р.№ 6 «Анализ и оценка послед-ствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Эк. № 2 «Многооб-разие видов» (окрестности ка-

                                               СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 4

ВИД – 33 ЧАСА

Тема 4.1. История эволюционных идей (2 часа)

      История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюци-онной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естест-веннона-учной картины мира.

     

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (18 часов)

Вид, критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Ре-зультаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосфе-ры. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. 

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (6 часов)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека (7 часов)

Гипотезы происхождения человека. Доказательство родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация  схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Движу-щие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция жи-вотного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхожде-ние человеческих рас».

Лабораторные и практические работы        

1. Описание особей вида по морфологическому  критерию.

2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия                                                                                                                                       Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности кадетского корпуса).        

Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение В.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибриди-зация, искусственный отбор.

Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития неко-торых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстраця схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».

  Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

                                           

РАЗДЕЛ 5

ЭКОСИСТЕМЫ – 22 ЧАСА

                                            Тема 5.1. Экологические факторы (5 часов)
   
      Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидо-вые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

                                           Тема 5.2. Структура экосистем (11 часов)              
          Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусст-венные сообщества – агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

           Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере углерода). Эволюция биосферы.

                                                     Тема 5.2. Биосфера и человек (4 часа)

     Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Послед-ствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

      Демонстрация  схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных прог-рамм: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидо-вые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного со-общества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превраще-ния веществ в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельнос-ти человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России»

 

      Лабораторные и практические работы                                                                                                 1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности                                                 2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)                                                                   3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности                         4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)                                                                           5. Решение экологических задач                                                                                                                        6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

          Экскурсия                                                                                                                                                      
    Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
                                                                                                                                                                                                                 

      Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Тематическое планирование уроков по курсу: «Общая биология. 11 класс»                                                         (2 часа в неделю – 70 часов в год)

Раздел курса

№ урока

Тема урока

Сроки изучения

Региональный компонент

11/1

11/3

Повторение

(3 ч)

1

1. Повторение темы «Химичес-кий состав клетки». Правила техники безопасности в кабине-те биологии

2

2. Повторение темы «Строение клетки»

3

3. Повторение темы «Наслед-ственность и изменчивость»

Вид  (33 ч)

4

1. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Диагности-ческая контрольная работа

5

2. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

6

3. Вид, его критерии

на примере растений и животных Ростов-ской области

7

4. Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по мор-фологическому критерию»

8

5. Популяции

9

6. Генетический состав популя-ций

10

7. Изменения генофонда попу-ляций

11

8. Борьба за существование и её формы

12

9. Естественный отбор и его формы

13

10. Изолирующие механизмы

14

11. Видообразование

15

12. Видообразование

16

13. Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

17

14. Макроэволюция, её доказа-тельства

18

15. Система растений и живот-ных – отображение эволюции

19

16. Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

20

17. Главные направления эволюции органического мира

21

18. Главные направления эволюции органического мира

22

19. Экскурсия №1 «Многооб-разие видов» (окрестности ка-детского корпуса).        

на примере растений, произтающих в окре-стностях БККК им. Платова

23

20. Контрольная работа №1 «Основы учения об эволюции»

24

21. Гипотезы о происхождении жизни

25

22. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

26

23. Основные этапы развития жизни на Земле

27

24. Эволюция биосферы

28

25. Синтетическая теория эво-люции

29

26. Антропогенное воздействие на биосферу

30

27. Положение человека в сис-теме животного мира

31

28. Основные стадии антропо-генеза

32

29. Движущие силы антропоге-неза

33

30. Прародина человека

34

31. Расы и их происхождение

35

32. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных ги-потез происхождения человека»

36

33. Контрольная работа №2 «Эволюция жизни на Земле»

Генетика – теоретическая основа селек-ции. Селекция. Биотехнология (8 ч)

37

1. Основные методы селекции и биотехнологии

38

2. Методы селекции растений

39

3. Методы селекции растений

растения, райониро-ванные на Дону

40

4. Методы селекции животных

выведение донских скакунов

41

5. Селекция микроорганизмов

42

6. Современное состояние и перспективы биотехнологии

43

7. Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических ас-пектов развития некоторых ис-следований в биотехнологии»

44

8. Контрольная работа №3 «Ге-нетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехно-логия»

Экосистемы (22 ч)

45

1. Что изучает экология

46

2. Среда обитания организмов и её факторы

47

3. Среда обитания организмов и её факторы

48

4. Основные типы экологичес-ких взаимодействий

49

5. Конкурентные взаимодей-ствия

50

6. Основные экологические характеристики популяции

51

7. Динамика популяции

52

8. Экологические сообщества. Лабораторная работа № 4 «Срав-нительная характеристика при-родных экосистем и агроэкосис-тем своей местности»

53

9. Структура сообщества

54

10. Взаимосвязь организмов в сообществах

55

11. Пищевые цепи

56

12. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи ве-ществ и энергии (цепей питания»

57

13. Экологические пирамиды

58

14. Практическая работа № 5 «Решение экологических задач»

59

15. Лабораторная работа № 5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

60

16. Экологические сукцессии

61

17. Влияние загрязнений на живые организмы.  Лабораторная работа № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

на примере Ростов-ской области

62

18. Основы рационального при-родопользования

63

19. Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

64

20. Экскурсия № 2 «Многооб-разие видов» (окрестности ка-детского корпуса).

65

21. Контрольная работа № 4 «Экосистемы»

66

22. Диспут «Роль биологии в будущем»


Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 11 класс  (2 час в неделю; 70 часов в год)

учитель Олейникова Л.И.  2014-2015 уч.год

с е н т я б р ь

о к т я б р ь

ноябрь

1 – 6

8 – 13

15 - 20

22 - 27

29 – 4

6 – 11

13 – 18

20 – 25

27 – 31

3 – 8

диагн. к.р.

л.р. № 1

л.р. №2

Повторение  – 3 ч

Вид – 33 ч

1.09-12.09

13.09-30.01

н о я б р ь

д е к а б р ь

10 – 15

17 – 22

24 – 29

1 – 6

8 – 13

15 – 20

22 - 27

29 – 30

л.р. №3

экс.№1

к.р.№1

пр.р.№1

Вид  – 33 ч

13.09-30.01

Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 11 класс  (2 час в неделю; 70 часа в год)

учитель Олейникова Л.И.  2014-2015 уч.год

я н в а р ь

ф е в р а л ь

м а р т

апрель

12 – 17

19 – 24

26 – 31

2 – 7

9 – 14

16 – 21

23 – 28

2 – 7

9 – 14

16 – 21

30 – 4

     

пр.р.№2        к.р.№2

пр.р.№3    к.р.№3

л.р. №4

Вид  – 33 ч

Генетика – теоретиче ская основа селекции. Селекция. Биотехнология – 8 ч

Экосистемы – 22 ч

13.09-30.01

31.01-27.02

28.02-25.05

а п р е л ь

м а й

6 – 11

13 – 18

20 – 25

27 – 2

4 – 9

11 – 16

18 - 23

25 – 30

пр.р.№4

пр.р.№5

л.р.№5

л.р. №6

пр.р.№6             экс.№2

к.р.№4

Экосистемы – 22 ч

28.02-25.05


Учебно-методический комплект включает

      1.   программу среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11    
           классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г

      2.   учебник «Биология. Общая биология 10 – 11 классы» под редакцией А. А. Каменского,  
           Е.А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г.

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  6. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  8. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Интернет-ресурсы:

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

      http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»                                                
     www.bio.nature.ru - научные новости биологии.  

     www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническая база

    1. доска ученическая

    2. компьютер

    3. проектор

    4. интерактивная доска

Учебно-лабораторное оборудование

    1. световой микроскоп

    2. набор микропрепаратов «Общая биология»

Демонстрационные пособия

    1. комплект таблиц к курсу «Общая биология»

    2. модель плазматической мембраны

    3. модель ДНК

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за живыми объектами и собственным орга-
 низмом, биологических экспериментов;

- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и      

  определителями;

- используют биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и

  жизнедеятельности собственного организма;

- оценивают последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному  
 организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей сре-
 де, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
 травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

- умеют выращивать и размножать растения, домашних животных и ухаживать за ними;

- умеют использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена;

- умеют ухаживать за собственным организмом, оказывать первую помощь себе и окружающим.

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области био-
 логии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;

 - овладевают образным и логическим стилем мышления;

 - умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе  биоло-
  гических экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;

- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
 тировать и доказывать;

- умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации;

- умеют использовать разнообразные информационные источники;

- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает наличие у учащихся

- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде,
  собственному здоровью и здоровью других людей;

- экологической, гигиенической и генетической грамотности;

- общей культуры поведения в природе;

- убеждённости, что живая природа познаваема.

Критерии и нормы оценивания                                                                                                                     устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основа-нии фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обоб-щений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал

Оценка выполнения практических работ                                                                                                              по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  4. Правильно выполнил анализ погрешностей.
  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

                                          Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  • Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  • Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
  • Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, на-блюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  9. нарушение техники безопасности;
  10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второ-степенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением це-ны деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптичес-кие и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий рабо-ты прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (напри-мер, изменение угла наклона) и др.;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

                                                 

                                                    Региональный компонент                                                                                                                                        Тема «Вид»                                                                                                                                                                                  
         -  изучение видового разнообразия растений и животных Ростовской области                                                  
         -  
экскурсия «Многообразие видов» (проводится в окрестностях кадетского корпуса)        Тема «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология»                                                   
         
-  растения, районированные на Дону                                                                                                                       
         
-  выведение донских скакунов                                                                                                                               
         
-  экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» (на  
            примере местного биоценоза)
                                                                                                                             Тема «Экосистемы»                                                                                                                                                       
         
-  сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
            (на примере своей местности)
                                                                                                                             
         -  выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (на примере сво-  
            ей местности)                                                                                                                                                        
         
-  экскурсия «Многообразие видов» (окрестности кадетского корпуса)

     

      СОГЛАСОВАНО                                                    СОГЛАСОВАНО

      Протокол заседания                                                Заместитель директора по УВР                    
     методического совета                                                                                                                              
     корпуса                                                                    
____________________ Махина Л.П.               
     от
_____________ года                                                      подпись                      Ф.И.О.                        
     №
_____________                                                                                                   
                                                                                       
______________________года              
     
__________________   Котова  Г.И.                                       дата                                                                        
     Подпись руководителя МС    Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....