рабочая программа 11 класс по курсу "Общая биология"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Белая Калитва
государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области кадетская школа-интернат
«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор корпуса
Приказ oт___________№_______
по БИОЛОГИИ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
среднее общее образование, 11 класс
(начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Олейникова Лариса Ивановна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г
________________________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федераль-ный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,
- приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
- Учебный план кадетского корпуса
- программой среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г
- учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. Общая биология 10 – 11 классы» под редакцией А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г.
Преподавание биологии в 11 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компонент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.
Согласно действующему Базисному учебному плану на изучение курса «Общая биология» отводится два года (10-11 классы) по 1 часу в неделю. Учебным планом ГБОУ РО кадетской школы-интерната «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус» на 2014-2015 учебный год предусмотрено преподавание биологии в 11 классе 2 раза в неделю, т.е. 70 часов в год, из них 1 час в неделю (35 часов в год) добавлен из вариативной части на
усиление курса.
Это время распределено по темам следующим образом:
- на тему «Повторение» отводится 3 часа
- на тему «Вид» добавлено 13 часов (20 часов/33 часа)
- на тему «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология» выделено 8 часов
- на тему «Экосистемы» добавлено 11 часов (11 часов/22 часа)
По программе среднего (полного) общего образования по биологии (автор В.В. Пасечник) и в соответствии с графиком работы кадетского корпуса на преподавание биологии в 11 классе отводится 70 часов. В соответствии с учебным планом и расписанием уроков по планированию учителя – 66 часов. Количество часов по теме «История эволюционных идей» сокращено на 2 часа (4 часа/2 часа). Программный материал будет пройден в полном объёме за счёт уплотнения программного материала и резервного времени.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных практических работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы и практические работы рассчитаны на урок и обязательны для проверки.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории разви-тия современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке;
- роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятель-ности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
Изучение курса «Общая биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знани-ях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонауч-ного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бе-режного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиоло-гических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основ-ных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности исполь-зования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилак-тика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие за-родыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни челове-ка, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование – эти и другие темы по-могут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Из курса общей биологии 10 класса перенесена тема «Генетика – теоретическая осно-ва селекции. Селекция. Биотехнология»
Количество часов темы «История эволюционных идей» сокращено на 2 часа (4 часа/2 часа) в целях уплотнения материала
Последовательность изучения тем
Тема | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии |
"Повторение" | 1.Повторение темы «Химический состав клетки». Правила техники безопасности в кабинете биологии 2.Повторение темы «Строение клетки» 3. Повторение темы «Наследственность и изменчивость» | 3 часа | ||
"Вид" | 4.Развитие эволюцион-ного учения Ч.Дарвина. Диагностическая контрольная работа 5.Развитие эволюцион-ного учения Ч.Дарвина. 6.Вид, его критерии 7.Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологичес-кому критерию» 8.Популяции 9.Генетический состав популяций 10.Изменения генофон-да популяций 11.Борьба за существо-вание и её формы 12.Естественный отбор и его формы 13.Изолирующие меха-низмы 14.Видообразование 15.Видообразование 16.Лабораторная рабо-та № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» 17.Макроэволюция, её доказательства 18.Система растений и животных – отображе-ние эволюции 19.Лабораторная работа № 3 «Выявле-ние приспособлений у организмов к среде обитания» 20.Главные направле-ния эволюции органи-ческого мира 21.Главные направле-ния эволюции органи-ческого мира 22.Экскурсия №1 «Многообразие видов» (окрестности кадетско-го корпуса) 23.Контрольная работа №1 «Основы учения об эволюции» 24.Гипотезы о проис-хождении жизни 25.Практическая рабо-та №1 «Анализ и оцен-ка различных гипотез происхождения жизни» 26.Основные этапы развития жизни на Земле 27.Эволюция биосферы 28.Синтетическая тео-рия эволюции 29.Антропогенное воз-действие на биосферу 30.Положение человека в системе животного мира 31.Основные стадии антропогенеза 32.Движущие силы антропогенеза 33.Прародина человека 34.Расы и их проис-хождение 35.Практическая рабо-та №2 «Анализ и оцен-ка различных гипотез происхождения челове-ка» 36.Контрольная работа №2 «Эволюция жизни на Земле» | 33 часа | л.р. № 1 «Описа-ние особей вида по морфологическому критерию» л.р. № 2 «Выявле-ние изменчивости у особей одного вида» л.р. № 3 «Выявле-ние приспособле-ний у организмов к среде обитания» п.р. №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхож-дения жизни» п.р. №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхож-дения человека» | эк. №1 «Многооб-разие видов» |
"Генетика – теоретическая основа селек-ции. Селекция. Биотехноло-гия" | 37.Основные методы селекции и биотехно-логии 38.Методы селекции растений 39.Методы селекции растений 40.Методы селекции животных 41.Селекция микроор-ганизмов 42.Современное состо-яние и перспективы биотехнологии 43.Практическая рабо-та №3 «Анализ и оцен-ка этических аспектов развития некоторых ис-следований в биотехно-логии» 44.Контрольная работа №3 «Генетика – теоре-тическая основа селек-ции. Селекция. Биотех-нология» | 8 часов | п.р. №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых иссле-дований в биотех-нологии» | |
"Экосистемы" | 45.Что изучает эколо-гия 46.Среда обитания ор-ганизмов и её факторы 47.Среда обитания ор-ганизмов и её факторы 48.Основные типы эко-логических взаимодей-ствий 49.Конкурентные взаи-модействия 50.Основные экологи-ческие характеристики популяции 51.Динамика популя-ции 52. Экологические сообщества. 53. Структура сооб-щества 54. Взаимосвязь орга-низмов в сообществах 55. Пищевые цепи 56. Практическая работа № 4 «Составле-ние схем передачи ве-ществ и энергии (цепей питания)» 57. Экологические пирамиды 58. Практическая работа № 5 «Решение экологических задач» 59. Лабораторная работа № 5 «Исследо-вание изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» 60. Экологические сукцессии 61. Влияние загрязне-ний на живые организ-мы 62. Основы рациональ-ного природопользова-ния 63. Практическая рабо-та № 6 «Анализ и оцен-ка последствий соб-ственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологи-ческих проблем и путей их решения» 64.Экскурсия № 2 «Многообразие видов» (окрестности кадетско-го корпуса). 65. Контрольная работа № 4 «Экосистемы» 66. Диспут «Роль биологии в будущем» | 22 часа | л.р.№ 4 «Сравни-тельная характе-ристика природ-ных экосистем и агроэкосистем своей местности» п.р.№ 4 «Составле-ние схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» п.р.№ 5 «Решение экологических задач» л.р.№ 5 «Исследо-вание изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» л.р. № 6 «Выявле-ние антропоген-ных изменений в экосистемах своей местности» п.р.№ 6 «Анализ и оценка послед-ствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Эк. № 2 «Многооб-разие видов» (окрестности ка- |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 4
ВИД – 33 ЧАСА
Тема 4.1. История эволюционных идей (2 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюци-онной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естест-веннона-учной картины мира.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (18 часов)
Вид, критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Ре-зультаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосфе-ры. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (6 часов)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека (7 часов)
Гипотезы происхождения человека. Доказательство родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Движу-щие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция жи-вотного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхожде-ние человеческих рас».
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
2. Выявление изменчивости у особей одного вида.
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности кадетского корпуса).
Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение В.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибриди-зация, искусственный отбор.
Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития неко-торых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстраця схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
РАЗДЕЛ 5
ЭКОСИСТЕМЫ – 22 ЧАСА
Тема 5.1. Экологические факторы (5 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидо-вые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 5.2. Структура экосистем (11 часов)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусст-венные сообщества – агроэкосистемы.
Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере углерода). Эволюция биосферы.
Тема 5.2. Биосфера и человек (4 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Послед-ствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных прог-рамм: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидо-вые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного со-общества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превраще-ния веществ в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельнос-ти человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России»
Лабораторные и практические работы 1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности 2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности 4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) 5. Решение экологических задач 6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Тематическое планирование уроков по курсу: «Общая биология. 11 класс» (2 часа в неделю – 70 часов в год)
Раздел курса | № урока | Тема урока | Сроки изучения | Региональный компонент | ||
11/1 | 11/3 | |||||
Повторение (3 ч) | 1 | 1. Повторение темы «Химичес-кий состав клетки». Правила техники безопасности в кабине-те биологии | ||||
2 | 2. Повторение темы «Строение клетки» | |||||
3 | 3. Повторение темы «Наслед-ственность и изменчивость» | |||||
Вид (33 ч) | 4 | 1. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Диагности-ческая контрольная работа | ||||
5 | 2. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | |||||
6 | 3. Вид, его критерии | на примере растений и животных Ростов-ской области | ||||
7 | 4. Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по мор-фологическому критерию» | |||||
8 | 5. Популяции | |||||
9 | 6. Генетический состав популя-ций | |||||
10 | 7. Изменения генофонда попу-ляций | |||||
11 | 8. Борьба за существование и её формы | |||||
12 | 9. Естественный отбор и его формы | |||||
13 | 10. Изолирующие механизмы | |||||
14 | 11. Видообразование | |||||
15 | 12. Видообразование | |||||
16 | 13. Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | |||||
17 | 14. Макроэволюция, её доказа-тельства | |||||
18 | 15. Система растений и живот-ных – отображение эволюции | |||||
19 | 16. Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | |||||
20 | 17. Главные направления эволюции органического мира | |||||
21 | 18. Главные направления эволюции органического мира | |||||
22 | 19. Экскурсия №1 «Многооб-разие видов» (окрестности ка-детского корпуса). | на примере растений, произтающих в окре-стностях БККК им. Платова | ||||
23 | 20. Контрольная работа №1 «Основы учения об эволюции» | |||||
24 | 21. Гипотезы о происхождении жизни | |||||
25 | 22. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | |||||
26 | 23. Основные этапы развития жизни на Земле | |||||
27 | 24. Эволюция биосферы | |||||
28 | 25. Синтетическая теория эво-люции | |||||
29 | 26. Антропогенное воздействие на биосферу | |||||
30 | 27. Положение человека в сис-теме животного мира | |||||
31 | 28. Основные стадии антропо-генеза | |||||
32 | 29. Движущие силы антропоге-неза | |||||
33 | 30. Прародина человека | |||||
34 | 31. Расы и их происхождение | |||||
35 | 32. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных ги-потез происхождения человека» | |||||
36 | 33. Контрольная работа №2 «Эволюция жизни на Земле» | |||||
Генетика – теоретическая основа селек-ции. Селекция. Биотехнология (8 ч) | 37 | 1. Основные методы селекции и биотехнологии | ||||
38 | 2. Методы селекции растений | |||||
39 | 3. Методы селекции растений | растения, райониро-ванные на Дону | ||||
40 | 4. Методы селекции животных | выведение донских скакунов | ||||
41 | 5. Селекция микроорганизмов | |||||
42 | 6. Современное состояние и перспективы биотехнологии | |||||
43 | 7. Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических ас-пектов развития некоторых ис-следований в биотехнологии» | |||||
44 | 8. Контрольная работа №3 «Ге-нетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехно-логия» | |||||
Экосистемы (22 ч) | 45 | 1. Что изучает экология | ||||
46 | 2. Среда обитания организмов и её факторы | |||||
47 | 3. Среда обитания организмов и её факторы | |||||
48 | 4. Основные типы экологичес-ких взаимодействий | |||||
49 | 5. Конкурентные взаимодей-ствия | |||||
50 | 6. Основные экологические характеристики популяции | |||||
51 | 7. Динамика популяции | |||||
52 | 8. Экологические сообщества. Лабораторная работа № 4 «Срав-нительная характеристика при-родных экосистем и агроэкосис-тем своей местности» | |||||
53 | 9. Структура сообщества | |||||
54 | 10. Взаимосвязь организмов в сообществах | |||||
55 | 11. Пищевые цепи | |||||
56 | 12. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи ве-ществ и энергии (цепей питания» | |||||
57 | 13. Экологические пирамиды | |||||
58 | 14. Практическая работа № 5 «Решение экологических задач» | |||||
59 | 15. Лабораторная работа № 5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» | |||||
60 | 16. Экологические сукцессии | |||||
61 | 17. Влияние загрязнений на живые организмы. Лабораторная работа № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | на примере Ростов-ской области | ||||
62 | 18. Основы рационального при-родопользования | |||||
63 | 19. Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | |||||
64 | 20. Экскурсия № 2 «Многооб-разие видов» (окрестности ка-детского корпуса). | |||||
65 | 21. Контрольная работа № 4 «Экосистемы» | |||||
66 | 22. Диспут «Роль биологии в будущем» |
Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 11 класс (2 час в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч.год
с е н т я б р ь | о к т я б р ь | ноябрь | |||||||||||||||||||
1 – 6 | 8 – 13 | 15 - 20 | 22 - 27 | 29 – 4 | 6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 31 | 3 – 8 | ||||||||||||
диагн. к.р. | л.р. № 1 | л.р. №2 | |||||||||||||||||||
Повторение – 3 ч | Вид – 33 ч | ||||||||||||||||||||
1.09-12.09 | 13.09-30.01 | ||||||||||||||||||||
н о я б р ь | д е к а б р ь | ||||||||||||||||||||
10 – 15 | 17 – 22 | 24 – 29 | 1 – 6 | 8 – 13 | 15 – 20 | 22 - 27 | 29 – 30 | ||||||||||||||
л.р. №3 | экс.№1 | к.р.№1 | пр.р.№1 | ||||||||||||||||||
Вид – 33 ч | |||||||||||||||||||||
13.09-30.01 |
Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 11 класс (2 час в неделю; 70 часа в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч.год
я н в а р ь | ф е в р а л ь | м а р т | апрель | |||||||||
12 – 17 | 19 – 24 | 26 – 31 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 21 | 23 – 28 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 21 | 30 – 4 | ||
| пр.р.№2 к.р.№2 | пр.р.№3 к.р.№3 | л.р. №4 | |||||||||
Вид – 33 ч | Генетика – теоретиче ская основа селекции. Селекция. Биотехнология – 8 ч | Экосистемы – 22 ч | ||||||||||
13.09-30.01 | 31.01-27.02 | 28.02-25.05 |
а п р е л ь | м а й | |||||||
6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 2 | 4 – 9 | 11 – 16 | 18 - 23 | 25 – 30 | |
пр.р.№4 | пр.р.№5 | л.р.№5 | л.р. №6 | пр.р.№6 экс.№2 | к.р.№4 | |||
Экосистемы – 22 ч | ||||||||
28.02-25.05 |
Учебно-методический комплект включает
1. программу среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11
классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г
2. учебник «Биология. Общая биология 10 – 11 классы» под редакцией А. А. Каменского,
Е.А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г.
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
- Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
- Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Интернет-ресурсы:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническая база
1. доска ученическая
2. компьютер
3. проектор
4. интерактивная доска
Учебно-лабораторное оборудование
1. световой микроскоп
2. набор микропрепаратов «Общая биология»
Демонстрационные пособия
1. комплект таблиц к курсу «Общая биология»
2. модель плазматической мембраны
3. модель ДНК
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за живыми объектами и собственным орга-
низмом, биологических экспериментов;
- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и
определителями;
- используют биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
- оценивают последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей сре-
де, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- умеют выращивать и размножать растения, домашних животных и ухаживать за ними;
- умеют использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена;
- умеют ухаживать за собственным организмом, оказывать первую помощь себе и окружающим.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области био-
логии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;
- овладевают образным и логическим стилем мышления;
- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биоло-
гических экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;
- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
тировать и доказывать;
- умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации;
- умеют использовать разнообразные информационные источники;
- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает наличие у учащихся
- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде,
собственному здоровью и здоровью других людей;
- экологической, гигиенической и генетической грамотности;
- общей культуры поведения в природе;
- убеждённости, что живая природа познаваема.
Критерии и нормы оценивания устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основа-нии фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обоб-щений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал
Оценка выполнения практических работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
- Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
- Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
- Правильно выполнил анализ погрешностей.
- Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
- Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
- Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
- Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
- Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
- Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
- Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
- Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
- Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, на-блюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- нарушение техники безопасности;
- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второ-степенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением це-ны деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптичес-кие и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий рабо-ты прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (напри-мер, изменение угла наклона) и др.;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Региональный компонент Тема «Вид»
- изучение видового разнообразия растений и животных Ростовской области
- экскурсия «Многообразие видов» (проводится в окрестностях кадетского корпуса) Тема «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология»
- растения, районированные на Дону
- выведение донских скакунов
- экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» (на
примере местного биоценоза) Тема «Экосистемы»
- сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
(на примере своей местности)
- выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (на примере сво-
ей местности)
- экскурсия «Многообразие видов» (окрестности кадетского корпуса)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
корпуса ____________________ Махина Л.П.
от _____________ года подпись Ф.И.О.
№ _____________
______________________года
__________________ Котова Г.И. дата
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-602680-1425300722.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-440771-1411296571.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....