рабочая программа 8 класс к курсу "Биология. Человек"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Олейникова Лариса Ивановна

рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_kl.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Белая Калитва

государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской                             области кадетская школа-интернат          

«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»


                                                        Директор   корпуса                                          

                                                                              Приказ oт___________№_______

                                                                                        __________  В.Н. Диденко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     БИОЛОГИИ  «ЧЕЛОВЕК»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 8  класс

(начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  70 часов

Учитель        Олейникова Лариса Ивановна

                                                              (ФИО)

Программа разработана на основе

Примерные  программы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г

________________________________________________________________

(указать примерную программу, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:

    - Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;

    - приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

    - приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    - приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    - приказ Минобразования Ростовской области  от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,

    - приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

    - Учебный план кадетского корпуса

    - программой для общеобразовательных учреждений / Биология. 5—11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2011. — 92, [4] с.

    - учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. Человек» 8 класс под редакцией Д.В. Колесова – М.: Дрофа, 2012-2014гг.

              Преподавание биологии в 8 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компо-нент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.

              Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусма-тривает обучение биологии в объеме 2  часа в неделю, 70 часов в год.

              Согласно годовому календарному графику 2014-2015 учебный год составляет 34 рабо-чие недели, то есть 68 часов. Прохождение программного материала достигается уплотнением тем «Высшая нервная деятельность. Поведение, психика» (объединены уроки со следующими темами «Сон и сноведения» и «Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы» и «Клеточное строение организма. Ткани».

  Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и лич-ностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружаю-щей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

 Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.: ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

              Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую прог-рамму включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной програм-мой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их рас-положением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения», «Коленный рефлекс и др.», «Утомление при статической и дина-мической работе», «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движе-ниях руки», «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку», «Измерение обхва-та грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». «Функциональные пробы с задержкой дыха-ния на вдохе и выдохе», «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга», «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздра-жение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении», «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением», «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» являются обучающи-ми, проводятся демонстрационно и не обязательны для оценивания. Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» не проводится, из-за отсут-ствия соответствующих микропрепаратов.              

      Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных до-стижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологи-ческими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью дру-гих людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профи-лактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
  • понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
  •  сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
  •  дать представление о многообразии  животных организмов и принципах классификации;
  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

               Способ изложения содержания материала – традиционный.

               Школьный курс «Биология. Человек»  знакомит учащихся с особенностями анатомии и физиологии организма человека, имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курсов «Биология. Растения» и «Биология. Животные» и частью специального курса цикла биологических дисциплин

               При изучении данного курса учащиеся получают знания о человеке как о биосоциаль-ном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций орга-нов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоро-вым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсю-да следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благопри-ятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и вы-сокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

                Включение сведений по психологии позволяет учащимся более рационально органи-зовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Таким образом, у учащихся складываются представления о целостности   организма человека, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной и гуморальной системами.  

               Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биоло-гических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения  к своему здоровью.  

              В рабочую программу внесены следующие изменения:

              Резервное время используется следующим образом:  

             - 4 часа добавлено в раздел 2 «Строение и функции организма» по одному часу на изу-чение тем «Опорно - двигательная система», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Выде-лительная система», «Железы внутренней секреции (Эндокринная система)»

Обоснование: часы необходимы для проведения контрольных работ, не предусмотренных авторской программой.

Кроме того, за счет сокращения времени на изучение темы «Клеточное строение организма. Ткани» в раздел «Введение» добавлен 1 час на изучение темы «Становление наук о человеке».

Все демонстрации,  лабораторные опыты и  практические занятия взяты из примерной и автор-ской  программ, с некоторой корректировкой:

              - лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» не проводится, из-за отсутствия отсутствия объектов для наблюдения            

Последовательность изучения тем

Тема

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

"Введение."

1. Биосоциальная при-рода человека и науки, изучающие его. Правила техники безопасности

2. Становление наук о человеке. Диагности-ческая контрольная работа

2 часа

"Происхожде-ние человека"

3. Систематическое по-ложение человека

4. Историческое прош-лое людей

5. Расы человека

3 часа

"Общий обзор организма"

6. Общий обзор орга-низма человека

1 час

"Клеточное строение организма. Ткани"

7. Клеточное строение организма

8. Ткани, их строение и функции

9. Ткани, их строение и функции

3 часа

л.р.№ 1 «Рассматрива-ние клеток и тканей в оптический микрос-коп. Микропрепараты клетки, эпителиаль-ной, соединительной, мышечной и нервной ткани»

"Рефлектор-ная регуляция органов и сис-тем организ-ма"

10. Рефлекторная регуляция

1 час

"Опорно-дви-

гательная система"

11. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей

12. Скелет человека. Осевой скелет

13. Скелет поясов и свободных конечнос-тей. Соединение костей

14. Строение мышц. Обзор мышц человека

15. Работа скелетных мышц и их регуляция

16. Осанка. Предупреж-дение плоскостопия

17. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов

18. Контрольная работа №1 «Опорно-двига-тельная»    

8 часов

л.р № 2 «Микроскопи-ческое строение кости»

л.р.№ 3 «Мышцы человеческого тела»

л.р.№ 4 «Утомление при статической и динамической работе»

л.р.№ 5 «Выявление нарушений осанки»

л.р.№ 6 «Выявление плоскостопия»

л.р № 7 «Самонаблю-дения работы основ-ных мышц, роль пле-чевого пояса в движе-ниях руки»

"Внутренняя среда орга-низма"

19. Кровь и остальные компоненты внутрен-ней среды организма

20. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

21. Иммунология на службе здоровья

3 часа

"Кровеносная и лимфатическая системы"

22. Транспортные сис-темы организма.

23. Круги кровообра-щения

24. Строение и работа сердца

25. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

26. Гигиена сердечно-со-судистой системы. Первая помощь при заболевании сердца.

27. Первая помощь при кровотечениях

28. Контрольная рабо-та №2 «Внутренняя среда организма, кровеносная система»    

7 часов

л.р.№ 8 «Положение венозных клапанов в опущенной и подня-той руке»

л.р.№ 9 «Изменения в тканях при перетяж-ках, затрудняющих кровообращение»

л.р.№ 10 «Определе-ние скорости крово-тока в сосудах ногте-вого ложа»        

л.р № 11 «Опыт, выяс-няющий природу пульса»

л.р № 12 «Функцио-нальная проба: реак-ция сердечно-сосудис-той системы на дози-рованную нагрузку»

"Дыхательная система"

29. Значение дыхатель-ной системы. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхатель-ной системы.

30. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

31. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

32. Функциональные возможности дыха-тельной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации

4 часа

л.р.№ 13 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

л.р № 14 «Функцио-нальные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

"Пищеваритель-ная система"

33. Питание и пищева-рение

34. Пищеварение в ро-товой полости

35. Пищеварение в же-лудке и двенадцати-перстной кишке. Дей-ствие ферментов слю-ны и желудочного сока

36. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппен-дикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит

37. Регуляция пищева-рения

38. Гигиена органов пищеварения. Предуп-реждение желудочно-кишечных инфекций

6 часов

л.р № 15 «Действие ферментов слюны на крахмал»

"Обмен веществ и энергии"

39. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

40. Витамины

41. Энерготраты чело-века и пищевой рацион

3 часа

л.р.№ 16 «Установле-ние зависимости меду нагрузкой и уровнем энергетического об-мена по результатам функциональной про-бы с задержкой дыха-ния до и после наг-рузки»

л.р № 17 «Составле-ние пищевых рацио-нов в зависимости от энерготрат»

"Покровные ор-ганы. Терморе-гуляция. Выде-ление"

42. Кожа – наружный покровный орган

43. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

44. Терморегуляция организма. Закалива-ние

3 часа

"Выделительная система"

45. Выделение

46. Контрольная рабо-та № 3 «Дыхание, пищеварение, обмен веществ и энергии, покровные органы, терморегуляция»

2 часа

"Нервная систе-ма"

47. Значение нервной системы

48. Строение нервной системы. Спинной мозг

49. Строение головно-го мозга, функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

50. Функции переднего мозга

51. Соматический и автономный (вегета-тивный) отделы нервной системы

5 часов

л.р.№ 18 «Пальцено-совая проба и особен-ности движения, свя-занные с функциями мозжечка и среднего мозга»

л.р № 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штри-ховое раздражение кожи – тест, опреде-ляющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

"Анализаторы"

52. Анализаторы

53. Зрительный анали-затор

54. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

55. Слуховой анализа-тор

56. Органы равнове-сия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

5 часов

л.р.№ 20 «Опыты, выявляющие иллю-зии, связанные с бинокулярным зрением»

"Высшая нерв-ная деятель-ность. Поведе-ние, психика"

57. Вклад отечествен-ных учёных в разра-ботку учения о высшей нервной деятельности

58. Врождённые и приобретённые программы поведения

59. Сон и сноведения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и созна-ние. Познавательные процессы

60. Воля, эмоции, внимание

4 часа

л.р.№ 21 «Выработка навыка зеркального письма как пример раз-рушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

л.р.№ 22 «Измерение числа колебаний об-разца усечённой пира-миды при непроиз-вольном, произволь-ном внимании и при активной работе с объектом»

"Железы внут-ренней секреции (Эндокринная система)"

61. Роль эндокринной регуляции

62. Функции желез внутренней секреции

63. Контрольная рабо-та № 4 «Нервная си-стема, анализаторы, высшая нервная дея-тельность, эндокрин-ная система»

3 часа

"Индивидуаль-ное развитие организма"

64. Жизненные циклы. Размножение. Разви-тие зародыша и плода. Беременность и роды

65. Наследственные и врождённые заболева-ния

66. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности

67. Интересы, склон-ности, способности

68. Гигиена систем органов. Основные заболевания, меры предупреждения болезней. Здоровый образ жизни

5 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ – 2 ЧАСА

     Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их станов-ление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – 3 ЧАСА

     Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры челове-ка

РАЗДЕЛ 2

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (60 ЧАСОВ)

ТЕМА 2.1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА – 1 ЧАС

     Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

ТЕМА 2.2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ  – 3 ЧАСА

     Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой

Лабораторная работа

      Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителии-альной, соединительной, мышечной и нервной ткани.

ТЕМА 2.3. РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ  ОРГАНИЗМА – 1 ЧАС

     Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы (демонстрационные)

      1. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения

      2. Коленный рефлекс и др.

ТЕМА 2.4. ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 8 ЧАСОВ

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Измене-ния, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синер-гисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двитатбльной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствий гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динами-ческая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и ис-правление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приёмов первой помощи при травмах

Лабораторные работы

     1. Микроскопическое строение кости

     2. Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

     3. Утомление при статической и динамической работе

     4. Выявление нарушений осанки

     5. Выявление плоскостопия (выполняется дома)

     6. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки

ТЕМА 2.5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА – 3 ЧАСА

      Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеос-таз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клет-очный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Вос-паление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммуно-логия на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный имму-нитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

   

ТЕМА 2.6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ – 7 ЧАСОВ

      Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.        

Демонстрация модели сердца человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений

Лабораторные работы

     1. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке

     2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

     3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа        

     4. Опыт, выясняющий природу пульса

     5. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку 

                                     ТЕМА 7.7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 4 ЧАСА                                                                                                                                               
   
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфек-ционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых па-зух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функцио-нальные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротрав-ме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж серд-ца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

      Демонстрация модели гортани 

Лабораторная работа

     1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха 

     2. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

ТЕМА 2.8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 6 ЧАСОВ

      Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пище-варения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пище-варительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, и профи-лактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфек-ций и гельминтозов.

     Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа

     Действие слюны на крахмал (выполняется дома) 

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глота-нии.

                                           

                                  ТЕМА 2. 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ – 3 ЧАСА                                                                      
   
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Замени-мые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторные работы

     1. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки    

     2. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат

ТЕМА 2.10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ  – 3 ЧАСА

      Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волоса-ми в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачеб-ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; опре-деление типа кожи с помощью бумажной салфетки

ТЕМА 2.11. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  – 2 ЧАСА

      Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первич-ная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения»

ТЕМА 2.12. НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 5 ЧАСОВ

      Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функ-ции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека

Лабораторные работы

     1. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга (обучающая)

      2. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении (обучающая)

ТЕМА 2.13. АНАЛИЗАТОРЫ – 5 ЧАСОВ

      Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хруста-лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии

Лабораторная работа

     Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением

ТЕМА 2.14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХИКА – 4 ЧАСОВ

     Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сече-нов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб-ретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Лабораторные работы

     1. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

     2. Измерение числа колебаний образца усечённой пирамиды при непроизвольном, произ-вольном внимании и при активной работе с объектом

ТЕМА 2.15. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА) – 3 ЧАСА

     Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияний на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

      Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза

РАЗДЕЛ 3

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 5 ЧАСОВ

     Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового раз-множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зароды-ша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступле-ния от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способ-ности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов


Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Человек» (2 часа в неделю – 70 часов в год)

Тема курса

№ урока

Тема урока

Сроки изучения

Региональный компонент

Лабораторные работы, экскурсии

8/1

8/2

8/3

Введение        

(2 ч)

     1

1. Биосоциальная природа человека и науки, изучаю-щие его. Правила техники безопасности

2

2. Становление наук о человеке. Диагностичес-кая контрольная работа

Происхождение человека

(3 ч)

3

1. Систематическое поло-жение человека

4

2. Историческое прошлое людей

5

3. Расы человека

Общий обзор организма

(1 ч)

6

1. Общий обзор организ-ма человека

Клеточное стро-ение организма. Ткани

(3ч)

7

1. Клеточное строение организма

8

2. Ткани, их строение и функции

л.р.№ 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпите-лиальной, соединительной, мы-шечной и нервной ткани»

9

3. Ткани, их строение и функции

Рефлекторная регуляция орга-нов и систем организма (1 ч)

10

1. Рефлекторная регуля-ция

Опорно - двига-тельная система    

(8 ч)

11

1. Значение опорно-двига-тельной системы, её сос-тав. Строение костей  

л.р № 2 «Микроскопическое строение кости»

12

2. Скелет человека. Осе-вой скелет

13

3. Скелет поясов и сво-бодных конечностей. Соединение костей

14

4. Строение мышц. Обзор мышц человека

л.р.№ 3 «Мышцы человеческого тела»

15

5. Работа скелетных мышц и их регуляция

л.р.№ 4 «Утомление при стати-ческой и динамической работе»

16

6. Осанка. Предупреж-дение плоскостопия

л.р.№ 5 «Выявление нарушений осанки»

л.р.№ 6 «Выявление плоскосто-пия»

17

7. Первая помощь при ушибах, переломах кос-тей, вывихах суставов

л.р № 7 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

18

8. Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная»    

Внутренняя сре-да организма

(3 ч)

19

1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

20

2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Ростовский протии-вочумный институт (история)

21

3. Иммунология на служ-бе здоровья

Кровеносная и лимфатическая системы  

(7 ч)

22

1. Транспортные систе-мы организма.

23

2. Круги кровообраще-ния

л.р.№ 8 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»  

л.р.№ 9 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих крово-обращение»

24

3. Строение и работа сердца

25

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

л.р.№ 10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»        

л.р № 11 «Опыт, выясняющий природу пульса»

26

5. Гигиена сердечно-со-судистой системы. Первая помощь при заболевании сердца.

проблема роста за-болеваний сердца и сосудов в Ростовс-кой области

л.р № 12 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

27

6. Первая помощь при кровотечениях

28

7. Контрольная работа №2 «Внутренняя среда орга-низма, кровеносная систе-ма»    

Дыхательная система

(4 ч)

29

1. Значение дыхательной системы. Органы дыха-тельной системы. Дыха-тельные пути, голосооб-разование. Заболевания дыхательной системы.

30

2. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

борьба с курением и загрязнением возду-ха в РО

31

3. Механизм вдоха и вы-доха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

профилактика забо-леваний органов дыхания в РО

л.р.№ 13 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

32

4. Функциональные воз-можности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и трав-мы органов дыхания. Их профилактика, первая по-мощь. Приёмы реанима-ции

л.р № 14 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Пищеваритель-ная система  

 (6 ч)

33

1. Питание и пищеваре-ние

 

34

2. Пищеварение в ротовой полости

л.р № 15 «Действие ферментов слюны на крахмал»

35

3. Пищеварение в желуд-ке и двенадцатиперстной кишке. Действие фермен-тов слюны и желудочного сока

борьба с алкоголиз-мом и заболевания-ми печени в Ростов-ской области

36

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Вса-сывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Пер-вая помощь при подозре-нии на аппендицит

37

5. Регуляция пищеваре-ния

38

6. Гигиена органов пище-варения. Предупреждение желудочно-кишечных ин-фекций

болезни органов пищеварения

Обмен веществ и энергии

(3 ч)

39

1. Обмен веществ и энер-гии – основное свойство всех живых существ

40

2. Витамины

проблема дефицита йода в Ростовской области

41

3. Энерготраты человека и пищевой рацион

л.р.№ 16 «Установление зависи-мости меду нагрузкой и уровнем энергетического обмена по ре-зультатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

л.р № 17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энер-готрат»

Покровные ор-ганы. Терморе-гуляция. Выде-ление

(3 ч)

42

1. Кожа – наружный по-кровный орган

43

2. Уход за кожей. Гигие-на одежды и обуви. Болезни кожи

44

3. Терморегуляция орга-низма. Закаливание

Выделительная система

(2 ч)

45

1. Выделение

46

2. Контрольная работа

№ 3 «Дыхание, пищева-рение, обмен веществ и энергии, покровные орга-ны, терморегуляция»

Нервная систе-ма

(5 ч)

 

47

1. Значение нервной системы

                               

48

2. Строение нервной системы. Спинной мозг

49

3. Строение головного мозга, функции продолго-ватого и среднего мозга, моста и мозжечка

л.р.№ 18 «Пальценосовая проба и особенности движения, связан-ные с функциями мозжечка и среднего мозга»

50

4. Функции переднего мозга

51

5. Соматический и авто-номный (вегетативный) отделы нервной системы

л.р № 19 «Рефлексы продолгова-того и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, опреде-ляющий изменение тонуса сим-патической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

Анализаторы.

(5 ч)

52

1. Анализаторы

53

2. Зрительный анализа-тор

л.р.№ 20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокуляр-ным зрением»

54

3. Гигиена зрения. Пре-дупреждение глазных болезней

55

4. Слуховой анализатор

56

5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувст-вительности, обоняния и вкуса

Высшая нерв-ная деятель-ность. Поведе-ние, психика

(4 ч)

57

1. Вклад отечественных учёных в разработку уче-ния о высшей нервной деятельности

58

2. Врождённые и приоб-ретённые программы поведения

л.р.№ 21 «Выработка навыка зер-кального письма как пример раз-рушения старого и выработки но-вого динамического стереотипа»

59

3. Сон и сноведения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и созна-ние. Познавательные процессы

60

4. Воля, эмоции, внима-ние

л.р.№ 22 «Измерение числа коле-баний образца усечённой пирами-ды при непроизвольном, произ-вольном внимании и при актив-ной работе с объектом»

Железы внут-ренней секре-ции

(Эндокринная система)

(3 ч)

61

1. Роль эндокринной ре-гуляции

62

2. Функции желез внут-ренней секреции

рост онкологичес-ких заболеваний в Ростовской области

63

3. Контрольная работа

№ 4 «Нервная система, анализаторы, высшая нервная деятелность, эндокринная система»

Индивидуаль-ное развитие организма

(5 ч)

64

1. Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

65

2. Наследственные и врождённые заболевания

   66

3. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности

   67

4. Интересы, склонности, способности

  68

5. Гигиена систем орга-нов. Основные заболева-ния, меры предупрежде-ния болезней. Здоровый образ жизни

борьба с наркома-нией, табакокурени-ем и алкоголизмом в Ростовской области

     

      Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 8 класс  (2 часа в неделю; 70 часов в год)

учитель Олейникова Л.И. 2014 2015 уч. год

с е н т я б р ь

о к т я б р ь

1 – 6

8 – 13

15 - 20

22 - 27

29 - 4

6– 11

13 – 18

20 – 25

27 – 31

3 – 8

диагн. к.р

     

л.р. № 1

л.р. № 2

л.р. № 3

л.р. № 4    
л.р. № 5  
л.р. № 6

    л.р. № 7

    к.р. № 1

Введение

2 ч

Происхождение человека

3 ч

Общий

обзор организма

Клеточное строение организма. Ткани

3 ч

Рефлек-торная регуля-ция органов и систем организ-ма 1ч

        Опорно - двигательная система – 8 ч

Внутренняя среда организма

3 ч

1.09-5.09

8.09-18.09

19.09

22.09-2.10

3.10

6.10-31.10

10.11-20.11

н о я б р ь

д е к а б р ь

10 – 15

17 – 22

24 – 29

1 – 6

8 – 13

15 – 20

22 - 27

29 – 30

л.р. № 8

л.р. № 9

л.р. № 10

л.р. № 11

л.р. № 12

к.р. № 2

л.р. № 13

л.р. № 14

Внутренняя среда организма

3 ч

Кровеносная и лимфатическая системы

7 ч

Дыхание – 4 ч

10.11-20.11

24.11-12.12

18.12-28.12

Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 8 класс  (2 часа в неделю; 70 часов в год)

учитель Олейникова Л.И.   2014-2015 уч. год

я н в а р ь

ф е в р а л ь

м а р т

апрель

12 – 17

19 – 24

26 – 31

2 – 7

9 – 14

16 – 21

23 – 28

2 – 7

   9 – 14

16 – 20

  30 – 4

л.р. № 15

л.р. № 16

л.р. № 17

к.р.№3

л.р. № 18

 

л.р. № 19

л.р. № 20

         Пищеварение – 6 ч

Обмен веществ и энергии – 3 ч

Покровные орга-ны. Терморегуля-ция. Выделение – 3 ч

Выделительная система – 2ч

Нервная система – 5 ч

Анализаторы. Органы чувств –  5 ч              

15.01-26.01

30.01-06.02

.09.02-16.02

20.02-27.02

02.03-19.03

20.03-10.04

а п р е л ь

м а й

6 – 11

13 – 18

20 – 25

  27 – 2

4 – 9

    11 – 16

    18 - 23

  25 – 30

л.р. № 21

л.р. № 22

к.р.№4

Анализаторы.Органы чувств –5 ч              

Высшая нервная Дея-тельность. Поведение Психика – 4 ч

Железы внутренней секре-ции (Эндокринная система) – 3 ч

Индивидуальное развитие организма –  5 ч

20.03-10.04

13.04-23.04

24.04-11.05

15.05-31.05


Учебно-методический комплект включает

       1. программы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г

       2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для обще- образовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012-2014гг.

       3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.: ил.

Методические пособия для учителя

     1 программы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г

     2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

     3. Учебник «Биология: Человек» 8 класс под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И. Н. Беляева изд. «Дрофа» 2010-2013 гг.

     4. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология: Человек. 8 класс» под редакцией Д.В.Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева

     5. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

Дополнительная литература для учителя

     1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. – 174 с.

     2. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физи-ологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

     3. Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Биология. Человек 8(9) класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2005 г. – 226 с.

     4. Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

     5. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

     6. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

     7. Щелкунова А. Я. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000 г. – 272 с: ил.

Литература для учащихся

   1. Агаджанян Н.А. Познай себя, человек! – Москва – Астрахань: АГМА, 1995. – 121с.

   2. Глаголев С.М., Беркинблит М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIII классов – В 2ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432с.: ил.

   3. Молони Н. Тайны человеческого тела. – М.: ТЕРРА, 1998. – 197с: ил.

   4. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как ра-ботает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.: ил.

   5. Энциклопедия для детей. Т. 19. Человек. Ч. 2. Здоровье человека / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 466 с.: ил.

   

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

   1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека 9 класс

   2. ООО Физикон. Полный интерактивный курс биологии      

   3. Электронный атлас для школьника. Анатомия 8-9 классы  

   4. Интернет-ресурсы

                                         Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

        http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»         www.bio.nature.ru - научные новости биологии.  

        www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническая база

    1. доска ученическая

    2. компьютер

    3. проектор

    4. интерактивная доска

Учебно-лабораторное оборудование

    1. световой микроскоп

    2. набор микропрепаратов «Анатомия»

Демонстрационные пособия

    1. комплект таблиц к курсу «Биология: Человек»

    2.  скелет человека (гипсовая модель)

    3. торс человека (разборный)

    4. модель гортани

    5. модель глаза

    6. модель сердца

    7. череп (раскрашенный)

    8. расы человека (бюсты)

    9. эволюция человека (бюсты)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМОГО КЛАССА

ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за собственным организмом;

- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и      

  определителями;

- используют биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организ-  

  ма;

- оценивают последствия своей деятельности по отношению к собственному организму и здо-
 ровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-ги-
 гиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стресс-
 сов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

- использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена;

- умеют ухаживать за собственным организмом, оказывать первую помощь себе и окрухающим

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биоло-
 гии, о факторах здоровья и риска;

- овладевают образным и логическим стилем мышления;

- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе  биологи-
 ческих экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;

- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
 тировать и доказывать;

- умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации;

- умеют использовать разнообразные информационные источники;

- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает наличие у учащихся

- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде,  
 собственному здоровью и здоровью других людей;

- экологической, гигиенической грамотности;

- общей культуры поведения в природе;

- убеждённости, что живая природа познаваема.

Критерии и нормы оценивания                                                                                                                     устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного матери-ала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономернос-тей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фак-тами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавли-вает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последователь-но, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает соб-ственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опы-тов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на осно-вании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблю-дает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные тер-мины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важ-ное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобще-ний.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал

Оценка выполнения практических работ                                                                                                              по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудо-вание, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В пред-ставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чер-тежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  4. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  5. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

                                          Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные резуль-таты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  • Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  • Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  • Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопас-ности труда.
  1. Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания для объяснения явлений;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  9. нарушение техники безопасности;
  10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, опти-ческие и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий рабо-ты прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (напри-мер, изменение угла наклона) и др.;

5. недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7. неумение выполнять задания в общем виде.

Региональный компонент

Тема «Внутренняя среда организма»

          -   Ростовский противочумный институт (история)

Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»

          -   проблема роста заболеваний сердца и сосудов в Ростовской области

Тема «Дыхательная система»

          -  борьба с курением и загрязнением воздуха в Ростовской области

          -  профилактика заболеваний органов дыхания в Ростовской области

Тема «Пищеварительная система»

          -  борьба с алкоголизмом и заболеваниями печени в Ростовской области

          -  болезни органов пищеварения

Тема «Обмен веществ и энергии»

          -  проблема дефицита йода в Ростовской области

Тема «Железы внутренней секреции (Эндокринная система)»

          -  рост онкологических заболеваний в Ростовской области

Тема «Индивидуальное развитие организма»

          -  борьба с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом в Ростовской области

               СОГЛАСОВАНО                                                    СОГЛАСОВАНО

               Протокол заседания                                                Заместитель директора по УВР

               методического совета

               корпуса                                                                     ____________________ Махина Л.П.

               от _____________ года                                                      подпись                           Ф.И.О.              

               № _____________

                                                                                                  ______________________года

              __________________   Котова  Г.И.                                          дата

                 Подпись руководителя МС        Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс

Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...

Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс

Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс

  Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...

Рабочая программа по учебному предмету "Человек", 10 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Человек" для обучающихся 10 класса со сложной структурой дефекта....