Главные вкладки

    Интегрированный урок по биологии-химии по теме "Витамины"
    план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

    Богатырева Наталья Владимировна

    Цель урока заключалась в изучении влияния витаминов на обменные процессы происходящие в организме человека в ходе интегрированного урока.

    Где рассматривали понятие о витаминах как биологически активных веществ клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомили с понятиями авитаминоз, гиперавитаминоз, гипоавитаминоз и их последствиями.

    Как говорил немецкий поэт и естествоиспытатель Гете: 2Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать"

    Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% - от образа жизни, который вы будете вести. Будьте здоровы. Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилось с вами беда, ешьте витамины всегда!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_vitaminy.doc946.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированнный урок по биологии –химии: Витамины

    Цель урока: изучение влияния витаминов на обменные процессы происходящие в организме человека в ходе интегрированного урока.

    Задачи:

    Образовательные:

    • рассмотреть понятие о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы; познакомить с понятием авитаминоз, гиперавитаминоз, гипоавитаминоз и их последствиями;

    Развивающие:

    • формирование умений и навыков использования биологических и химических понятийй и символов, самостоятельной работы с учебником, анализировать, делать выводы;
    • показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
    • развитие умений применять полученные знания на практике;
    • определять личностную значимость темы для каждого ученика.

    Воспитательные:

    • воспитывать стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни4
    • формировать интерес к химии и биологии как профориентацию в данных направлениях..

    Тип урока: комбинированный (интегрированный)

    Метод проведения:

    1. Словесный – индивидуальные ообщения учащихся.
    2. Проблемный – роль организмов в обменных процессах
    3. Репродуктивынй – рассказ учителя с элементами беседы, выставки.
    4. Наглядный – эвристическая беседа с использованием таблиц, витаминов, иллюстраций (презентация)

    Требования согласно программе:

    Ученик должен:

    • иметь представление о роли витаминов и значении в обмене веществ и энергии, содержании в пище;
    • знать: определения: «витамины», «авитаминоз», «гипоавитаминоз», «обмен веществ»;
    • уметь: использовать биологические и химические понятия при объяснении роли витаминов в жизни человека, объяснять выявленные закономерности, иллюстрировать примерами.

    Основные понятия:

    Витамины, авитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые, водорастворимые, цинга, бери-бери, рахит, куриная слепота.

    Межпредметные связи: история, медицина, химия, анатомия

            Средства обучения: раздаточный материал (схемы, таблицы), учебник, рабочая тетрадь

    Оборудование:  

    • яблочный сок(домашний) (№1), яблочный сокк (прокипяченый0, раствор йода с крахмалом, дистилированная вода, шатив с пробирками, колба с пипеткой, стакан стеклянный, шприц.
    • Таблица «Содержание витаминов в различных продуктах» (Приложение 2)
    • Выставка продуктов содержащих витамины
    • Технические средства (компьютер, проектор)

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    • приветствие;
    • подготовка класса к работе;
    • наличие учащихся

    2.  Актуализация и проблемная ситуация.

    Учитель химии:

    Здравствуйте, ребята! Как хорошо,что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, т.е. желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с каким-то предметом, его можно заменить. Но заменить свой организм человек не в силах.

    Значит, нужно бережно относиться к своему организму, заботимся о нем, чтобы долгие годы оставаться здоровым.

    3. Проверка знаний учащихся

    Дифференцированная работа. Нескольким учащимся выдаются карточки (1-го уровня сложности) дети распределяют перечисленные организмы на две группы, с остальными учащимися проводится фронтальный опрос (Приложени 1)

    Учитель биологии: Но, для начало вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Мы знаем, что между организмом и окружающей средой происходит обмен веществами и энергией. (на основании сказанного учениками заполняем таблицу на интерактивной доске)

    1. Что же такое обмен веществ? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)
    2. Каким другим термином  можно назвать этот процесс . (метаболизм)
    3. В обмене веществ, происходят реакции двух типов. Какие? (анаболические и катаболические)
    4. Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются сложные вещества).
    5. Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)
    6. Что происходит с энергией во время анаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается)
    7. Что происходит с энергией во время катаболических реакций? ( в процессе катаболических реакций выделяется.)
    8. Приведите примеры  анаболических реакций. ( синтез белка)
    9. Приведите пример катаболической реакции (дыхание)
    10. Почему эти два процесса противоположны?
    11. Почему эти процессы взаимосвязаны?

    4. Изучение нового материала.

    Учитель биологии  Рациональное питание человека предусматривает то, что в рацион питания должны входить белки, жиры, углеводы и минеральных солей (слайд 3-пирамида) Но жизненный опыт показывает, что существует ряд болезней, связанных с питанием. Эти болезни были в том числе и у людей, которые не испытывали недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Врачи-практики давно предполагали, что существуют еще какие-то вещества, нужные человеку. Слайд 4

    А сейчас попрошу вас посмотреть на доску.

    1. История открытия витаминов (видео)

    Учитель биологии: Давайте заглянем назад в прошлое. Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.
    Однако, жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей.
    Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней и характером питания.
    Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни.

    Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
    В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
    В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно А, В, С. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.

    Учитель химии: Для нормального протекания этих процессов необходимы еще одни вещества, которые не могут образовываться в организме, их назвали эликсиры жизни, они обязательно должны поступать с пищевыми продуктами. И это как вы уже догадалис. Ученики называют тему урока, записывают в тетрадь). Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни лияют особые вещества – витамины, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содеражться. Мы будем работать по следующему плану (план в презентации)

    2. Классификация витаминов. (учитель химии)

     Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.

    Слайд 8
    Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. (Записываем определение в тетрадь)

    Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

    (Запись схемы в тетрадь слайд)
    1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
    2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

    http://festival.1september.ru/articles/416928/img1.gif

    Витамины имеют сложное строение (рассмотрим в старших классах).

    Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.

    Сейчас приступаем к следующему этапу – познакомимся с витаминами по плану:

    1. Обозначение (латинскими буквами)
    2. название, формула
    3. Основные источники
    4. Функция
    5. заболевания, вызванные недостатком витаминов

    У вас на столах, есть таблица, которую вы будете заполнять, по мере объяснения. (Приложение 2)

    Слайд 11

    Учитель химии:

    Витамин С. Рассмотрим витамин С ( название - аскорбиновая кислота, химическая формула на слайде).
    - Почему вещество называется кислотой?
     (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).

    С

    Аскорбинова кислота

    Цитрусовые картофель, томаты, зеленые овощи

    Помогает организму бороться с инфекциями, стимулирует обновление клкток

    цинга


    -Рассмотрим биологическую роль витамина С

    Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток.

    Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение). С этим связана история его открытия.
    Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
    Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русского мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
    История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой.

    Витамин С не синтезируется в организме человека, а поступает в готовом виде в основном с растительной пищей.  Содержится: в цитрусовых, сладком перце, ягодах, моркови.

    Проведем практическую работу:  «Количественный анализ витамина С в яблочном соке»

    Техника безопасности

    А сейчас давайте послушаем полезные советы (Доклад учащегося Приложение 4) как сохранить витамины в пище.

    Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, пипетка.  Реактивы и материалы: яблочный сок и др. . ,  дистиллированная вода, крахмальный клейстер, раствор йода.

    Цель работы: обнаружить в соке витамин С .

    Ход работы.

    1.  В пробирке №1 находится яблочный сок.

    2.  В пробирке №2 находится синий раствор йода с крахмалом.

    3.  К раствору сока по каплям добавляйте синий раствор йода с крахмалом.  Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте,  через,  сколько времени раствор обесцветится (1-2 мин).

    Обесцвечивание раствора свидетельствует о содержании в растворе аскорбиновой кислоты (витамина С).

    Вопрос. В пробирке прокипяченный яблочный  сок, я прилила раствор йода с крахмалом, но обесцвечивания раствора не произошло. Объясните почему.(Витамин С легко разрушается при нагревании.

    Но и избыток витамина очень вреден, в последних лабораторных исследованиях было доказано что витамин С в дозах, превышающих 500 мг, может повреждать ДНК.

    Учитель биологии. 

    Слайд 12

    Познакомимся с витаминами группы В.  Различают несколько видов этой группы: В₁, В₂,В₆,В₁₂., они имеют сложное химическое строение.

    Слайд 13.

     В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. У больных, будто цепями скованные ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

    Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.

    Находясь в плену многовековых традиций, согласно которым все заболевания вызываются проникновением в организм каккого-то болезнетворного начала, будь-то злой дух, яд или патогенные бактерии, Эйкман от соверешнно правильных предпосылок пришел к принципиально неправильным выводам. Он решил, что в зернах полированного риса содеражться какие-то ядовитые вещетсва, а в шелухе – вещества, играющие роль про противоядия, поэтому красный рис, в котором действие ядовитых веществ зерна нейтрализуется веществами шелухи, не вызывает бери-бери. С формальной стороны теоретические выводы Эйкмана были довольно убедительными, а практическое значение его работ, давшее в руки врачей простое и эффективное средство борьбы с бери-бери, было настолько велико, что неизвествестному до сего времени врачу из далекой Батавии была присуждена Нобелевская премия. В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В.

    Познакомимся с витаминами группы В. Различают несколько видов этой группы, они имеют сложное химическое строение . продолжаем заполнять таблицу. (3 объясняю остальные ученики по-очереди отвечают)

    Учитель химии.

    Эпиграф нашего урока: «Всё есть яд и всё есть лекарство — всё зависит от дозы». Как вы понимаете эти слова?

    – Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы! Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)

    обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...

    Интегрированный урок по биологии,химии и физике. Викторина" Колосок"

    Данная презентация содержит материал интегрированного урока  по предметам химии,  биологии, физики.  Она предназначена для повышения интереса к данным дисциплинам.  Эту работу можн...

    Бинарный урок по биологии-химии: "Белки"

    Бинарный урок по биологии-химии: "Белки"...

    Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"

    Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"...

    Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.

    Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать  более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...

    Интегрированный урок по биологии-химии "Лекарства и их влияние на организм человека"

    Урок составлен в соответстствии с ФГОС. Урок составлен с использованием ТРЭК - технологии развития экологической культуры....

    Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза"

    В данной работе рассказывается истории людей, в свое время были близки к открытию научного понятия процесса фотосинтеза, его значения в природе, и каждый из них внес свой вклад в открытие этого уникал...