Игра "Путешествие по страницам учебника"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Разработка игры «Путешествие по страницам учебника биологии» используется при проведении занятий кружка, при проведении уроков биологии в 7 классе, можно использовать как внеклассное мероприятие. Игра направлена на привлечение внимания учащихся к рисункам  в учебнике биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Путешествие по страницам учебника биологии»

Игра направлена на привлечение внимания учащихся к рисункам  в учебнике биологии. К сожалению, из-за огромного объема учебного материала на уроках редко удается обратить внимание на интересные особенности изучаемых объектов.

Цель:

- Обобщить и систематизировать материал по Царству Животные, изученный учащимися в курсе «Биология».

- Воспитывать умение работать в сотрудничестве, слушать и слышать других, уважать мнение своих товарищей.

-Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанию и формулированию выводов.

Игра проводится в период Недели биологии. В ходе игры, работая в группах или индивидуально, учащиеся рассматривают рисунки учебника в поисках ответов на вопросы. Игра проводится на уроке или на занятиях кружка. Команды поочередно выбирают номер вопроса и, посовещавшись не более 1 минуты, отвечают.  Побеждает та команда, которая набрала больше ответов.

Если игра проводится во внеурочное время можно организовать «путешествие по станциям», для каждой команды определяется свой маршрут. В этом случае участники игры на каждой станции дают устные ответы, а набранные баллы вписываются в маршрутный лист.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Задания составлены по учебнику: Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

Ниже приводятся задания по классам и типам животных. Учащимся предлагается найти за 1 минуту на страницах учебника изображения животных, указать названия организмов и номера страниц.

ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

  1. “Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две “комнаты”: спальня и кладовая”. (Бобр, стр.164)
  2. “Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку”. (Заяц, стр.169)6
  3. “Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами”. (Белка, стр. 165)
  4. Меня можно назвать лесным гигантом. Уши у меня большие и подвижные. У меня хорошо развиты слух . Я люблю есть травы, листву кустарников и деревьев, мхи и грибы. Я люблю даже мухоморы, но Вам его я есть не советую. У меня очень красивые рога, но раз в год мне приходиться их сбрасывать. (Лось, стр. 179)
  5. У меня есть клыки, я прекрасно слышу и имеют тонкое обоняние, но виду сравнительно плохо, поэтому при встречном ветре можно ко мне тихо приблизиться на очень короткое расстояние, однако движущиеся предметы они видит отлично. Люблю орехи; желуди , корни. Немного похож на свинью. (Кабан, стр 179)

КЛАСС ПТИЦЫ

  1. Четыре неполных отпечатка скелета этого существа величиной с небольшую ворону, найденные в 19 столетии в слоистых известняках долины Альтмюль в Баварии, являются наиболее убедительным доказательством происхождения птиц от древних рептилий. Что это за существо? (Археоптерикс, стр.139)
  2. Впервые европейцы увидели этих птиц, очевидно, в 1499г. Один из спутников Васко да Гамы оставил такую запись: «Мы увидели птиц, они были большие, как гуси, а крик их напоминал крик ослов. Летать они не могли». Через двадцать лет участник экспедиции Магеллана итальянец А.Пигафетта описал «странных гусей, которые держались вертикально и не умели летать». О какой птице писали эти путешественники? (Пингвин, стр.136)
  3. Этих зерноядных птиц в некоторых странах, например в Китае, уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона, наоборот, даже поставили этой птице памятник – за то, что она спасла их от голода,  когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек-вредителей. Как называются эти птицы? (Воробей, стр. 152)
  4. В старинной книге «Жизнеописание животных бессловесных», изданной в 17 веке, утверждается: «Могут сии птицы приложены быть к лицемерам, которые при солнце или перед людьми казаться хотят святошами, а ночью всякие нечисти делают». О каких птицах идет речь? (Совы, стр. 147).7
  5. Эта птица с одинаковым усердием подстерегает рыбу у воды, мышь у норы, лягушку на болоте. (Цапля, стр 155)

КЛАСС РЕПТИЛИИ

  1. По одной из древнеиндийских легенд Будда во время странствий по пустыне так измучился, что упал на песок без сознания. Проползавшая мимо змея развернула свой капюшон и защитила его от палящего солнца. Очнувшись, Будда в знак благодарности прикоснулся к змее двумя пальцами, и с тех пор на ней остались эти божественные следы. Как называется эта змея? (Очковая змея или кобра, стр. 127).
  2. Рисунок на голове – отличительный знак этой змеи. Она является одной из самых ядовитых и опасных змей Средней Азии. Еще ее называют крестовкой. Кто это? (Песчаная эфа, стр.126).
  3. Так называются одна из разновидностей крокодилов и река в Австралии. Как именно? (Аллигатор, стр131).
  4. Название этой тропической ящерицы стало нарицательным – так говорят о человеке, который в зависимости от обстоятельств быстро меняет свои взгляды и мнения. Как она называется? (Хамелеон, стр. 124).
  5. Эта ядовитая змея – самая широко распространенная на территории нашей страны. Ее можно встретить практически повсюду. Кто она? (Обыкновенная гадюка, стр. 126).

КЛАСС АМФИБИИ

  1. Именно она в басне Крылова, не сумев сравняться с волом « с натуги лопнула и околела». Вспомнили? (Лягушка,стр. 120).
  2. Личинки этого земноводного обладают удивительным свойством – неотенией, то есть способностью размножаться в личиночной стадии, не превращаясь во взрослое состояние. На языке ацтеков его название буквально означает «водяная игрушка». Как называется это земноводное и его личинка? (Тигроваяамбистома и ее личинка- аксолотль, стр. 116).
  3. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по стволам, лазать по веткам, висеть на обратной стороне листьев и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши, стр. 120).
  4. Весной их можно встретить в неглубоких водоемах, а летом они переходят к жизни на суше, где держатся в наиболее сырых местах. Считается, что они истребляют огромное количество комаров и их личинок. Кто они? (Тритоны, стр. 118).
  5. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. Что только с ним не делали, чтобы приготовить различные снадобья, - жгли, толкли, сушили, варили с разными травами. А в наше время это животное стало названием и символом крупнейшей обувной компании. Кто это? (Саламандра, стр. 116).

КЛАСС РЫБЫ

  1. По свидетельству Горация, древние римляне во все века были большими любителями мяса именно этой рыбы. Разводили этих чудовищ в особых бассейнах, бросая им на съедение строптивых рабов. Кто это? (Мурена, стр. 98).
  2. Рассказов об этих небольших, но очень прожорливых хищных рыбках очень много. Однако, достоверных случаев гибели людей от них мало. Так, известен случай, когда косяк этих рыб в несколько минут обглодал до костей 180-килограммовую свинью. Как называют этих хищниц? ( Пираньи, стр. 111).
  3. Эту рыбу, как только впервые поймали, зоологи сразу же окрестили «ожившим палеозойским ископаемым». Какая рыба скрывается за этим образным выражением? (Латимерия, стр. 114).
  4. Плавники этих рыб используют в пищу, из зубов делают сувениры и лекарства. Кожа, называемая шагренью, идет на изготовление футляров и т.п. Что это за рыбы? (Акулы, стр. 103).
  5. Эта удивительна морская рыба, по словам Аристотеля, поражает добычу своеобразным оглушительным устройством и выделяет «нечто вроде яда или элексира». Назовите ее. (Электрический скат, стр. 105).

  1. Этого моллюска иногда называют «ловушка смерти». Утверждали, что он стал причиной гибели многих ныряльщиков, случайно попавших рукой или ногой между створками его раковины. Каково научное название этого моллюска?  (Тридакна, стр. 49).
  2. Древнегреческие мореплаватели назвали этого моллюска, напоминающего лодку с хвостом из длинных щупалец, в честь легендарных героев, искавших золотое руно. Что это за моллюск? (Наутилус, стр. 51).
  3. Почти у всех народов, живущих по берегам морей, есть свои мифы об этом загадочном животном. Гомер в своей поэме «Одиссей» назвал его «ужасной Сциллой». Что это за животное? (Осьминоги, стр. 51).

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС НАСЕКОМЫЕ.

  1. В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как мы его зовем? (Божья коровка, стр. 73).
  2. Это безобидное для человека американцы почему-то называют летающим драконом, а русские – чертовой иглой, небесными коньками. О ком идет речь? (Стрекозы, стр. 71).
  3. Этим маленьким букашкам К.Линней дал название, которое в переводе с латинского звучит как «муравьиные коровы». А как их называем мы? (Тли, стр. 81).
  4. Французы называют это насекомое – «проткни уши», немцы – ушной червь. А как его называют русские? (Уховертки, стр. 69).
  5. Это насекомое знали еще до нашей эры. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу же получило прозвище «ночной кошмар». Кто же это? (Постельный клоп, стр. 76).

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ

  1. Во многих странах Европы «нити Богородицы» - примета наступающей осени. А ткут эти нити … (Пауки, стр. 59).
  2. Рассказы об этом паукообразном можно найти в мифах Древней Греции и Египта. В рукописях средневековых алхимиков оно упоминается как магический атрибут превращения свинца в золото. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем «фауны» преисподней. Кто это? (Скорпион, стр. 59).
  3. Если враг схватит это паукообразное за одну ножку, то скорее всего она будет отброшена.  Отброшенная нога начнет быстро сгибаться и разгибаться, что естественно, привлечет внимание врага и тем самым спасет жизнь этому паукообразному. Кто это?  (Сенокосец, стр. 60).

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ.

  1. С этим словом ассоциируется и тяжелое заболевание, и одно из зодиакальных созвездий, и замечательный вкус изысканного деликатеса. С каким? (Рак, стр. 57).
  2. В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в которое солнце входит в период летнего солнцестояния – 22 июня. (Рак, стр. 57)

ЧЕРВИ

  1. Они известны под названием солитеры, что в переводе с французского означает «одиночка», «отшельник». Однако у этих червей есть и старое русское название. Какое ? (Цепень, стр. 34)
  2. Свое название этот кольчатый червь получил за то, что его применяют в медицине для кровопускания. Как он называется? (Медицинская пиявка, стр. 43)  
  3. Название этого червя происходит от атмосферного явления. (Дождевой червь, стр. 41).

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

  1. Назовите морское кишечнополостное, которое свое научное название получило за яркую окраску и за «парус» - вырост в виде гребня, расположенный на особом воздушном пузыре, возвышающемся над поверхностью воды. (Фазалия или португальский кораблик, стр 27).
  2. Название этого животного происходит от греческого korallion, в свою очередь производного от korax,что означает «крюк». А как вы назовете это животное? (Коралл, стр. 30)
  3. Древнегреческая легенда рассказывала, что в болотистой Арголиде обитало кровожадное чудовище с огромным, тяжелым телом, когтистыми лапами, змеевидным телом и девятью головами, средняя из которых была бессмертной. Его глаза сверкали злобой, пасти с огромными зубами изрыгали огонь. Чудовище пожирало зверей и домашний скот, уничтожало всходы. Именно его микенский царь Эврисфей приказал убить Гераклу. Как называлось это чудовище? (Гидра, стр. 28).

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ

  1. Эти простейшие получили свое название из-за легкости их разведения в различных настоях растительных остатков: сена, листьев салата и т.п. Ведь по латыни настой звучит как «инфузум».  (Инфузории, стр. 19)
  2. Пустые раковины отмерших корненожек, скапливаясь на дне в течение нескольких тысячелетий, образовали мощные залежи известковых горных пород. Обыкновенный школьный мел, ракушечник, морские скалы представляют собой скопления мелких раковинок этих корненожек. (Фораминиферы, стр. 14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Любимые страницы учебника

Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙестественно -  научной направленности«За страницами учебника  математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...

" По страницам учебника "Алгебра - 7" 1 часть

Презентация позволит в интересной , занимательной форме закрепить основные знания, умения и навыки обучающихся по курсу алгебры 7 класса....

"По страницам учебника "Алгебра-7" 2часть

Данная презентация позволит с помощью  интересных  и познавательных заданий закрепить или повторить несколько тем из курса "Алгебра" 7 класс....

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....