Рабочая программа площадки для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий) по биологии 6 «Б» класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шишова Ирина Анатольевна

        В ходе проведения занятий площадки используется групповая работа. Дети учатся работать в группах  (по количеству и по численности). При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизора, видео, Интернет-ресурсов, комплектов лабораторного оборудования, цифровой лаборатории и т.п.. также школьники работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ploshchadki_6_klass.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

« Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО ________

Шишова И. А.  

Протокол №_1_____

От «_04__» ___09______2013г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Т.Ф. Трефилова

«__05_»____09______2013г.

«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ №25с УИОП

________В.Ф. Ловцова

Приказ  №___162__

От «_14__»___09______2014г.

Рабочая программа площадки

 для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий)

по  биологии 6 «Б» класса

углубленный уровень

                                      Разработал:

Учитель биологии Шишова И.А.

 

2013-2014 учебный год

1.Пояснительная записка

Статус документа 

 программа по биологии составлена на основе нормативных документов:

1)федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.

3)преподавание данного курса осуществляется по программе И.Н.Пономаревой,       В.С.Кучьменко, опубликованной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология.  Программы 5- 11классы»,допущенном Министерством образования и науки  Российской Федерации. Москва.   Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год с использованием учебника «Биология 6  класс» и методическим пособием к учебнику.

4)Биология. Развернутое тематическое планирование 5-11 классы авторы составители: М.В.Оданович, Н.И.Старикова. – Волгоград. Учитель 2007

5)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.       Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010.

6)Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885).

7)Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).

    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель: курс направлен на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура курса (70ч, 2ч в неделю)

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитана на70ч.(2ч/н).

Согласно действующему базисному  учебному плану МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши программа по биологии для 6-го класса предусматривает обучение биологии  в объёме 2 часа в неделю,  70 часов в год. Из них: по федеральному базисному плану – 1 часа, из школьного компонента -1 час. Данный курс рассчитан на углубленное изучение предмета. После анализа программы курса была сделана небольшая корректировка тем, т.к распределение времени указано в программе ориентировочно и планирование учитель может менять по своему усмотрению, а именно, внесено некоторое  изменение в распределение времени на изучение тем курса: «Органы цветковых растений» (19часов), «Основные процессы жизнедеятельности» (11 часов), «Основные отделы царства растений» (12ч), «Царство грибы. Лишайники.» (4часа), «Природные сообщества» (5часов).

Это сделано с тех позиций, что:

  • во-первых,  проводятся обобщающие уроки, т.к. темы объемны и требую более глубокого осмысления;
  •  во -вторых, увеличивается объем лабораторных работ , т.к. знания, полученные при их выполнении необходимы для дальнейшего усвоения курса биологии в старшем звене.

Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:

-технология формирования учебной деятельности;

-применение идеи опор в различной форме (схемы, логические опорные конспекты);

-уроки-практикумы, проблемные уроки;

-технологии учебно-игровой деятельности;

-технологии коммуникативно-игровой деятельности;

-ИКТ и др.        

       В ходе реализации программы предусмотрено использование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий Prolog.   Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательных становится повседневным средством труда учителя и ученика. Использование ПК в сочетании с цифровыми лабораториями (ЦЛ) расширяет и обогащает образовательную деятельность, углубляя его практическую направленность. Наилучшие результаты достигаются при выполнении учебных экспериментов, в исследовательской и проектной деятельности. Цифровые лаборатории существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, предоставляют новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, использованием виртуальных лабораторий, возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ.

Цели использования лаборатории :

осуществлять новые подходы в обучении

способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся

создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).

        В ходе проведения занятий площадки используется групповая работа. Дети учатся работать в группах  (по количеству и по численности). При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизора, видео, Интернет-ресурсов, комплектов лабораторного оборудования, цифровой лаборатории и т.п.. также школьники работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями и тд.

    2.Содержание учебного предмета

1.Введение. Общее знакомство с растениями (6ч)

Наука о растениях — ботаника. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

2.   Клеточное строение растений(4ч.)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение — многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

3.   Органы цветковых растений(19ч.)

Семя .

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Корень

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дос-ковидные, присоски, втягивающие).

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.

Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Цветок и плод

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

4.   Основные процессы жизнедеятельности растений(11ч.)

 (ГСМ Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность

роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

5.   Основные отделы царства растений (13ч.)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: дву-дольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые)1. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)2.

6.Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4ч.)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

7.Царство Бактерии(3ч.)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе.

8.Царство Грибы. Лишайники(4ч.)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

9.Природные сообщества(5ч.)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

                

3.Учебно-тематическое планирование:

Раздел 1 Введение .  Общее знакомство с растениями(6ч)

Раздел 2 Клеточное строении растений(4ч)

Раздел 3 Органы цветковых растений(19ч)  

Раздел 4 Основные процессы жизнедеятельности растений(11ч)

Раздел 5 Основные отделы царства растений(13ч)        

Раздел 6 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4ч)

Раздел 7 Царство бактерий(3ч)        

Раздел 8Царство грибы. Лишайники(4ч)

Раздел 9 Природное сообщество (5ч)

        Резерв(1ч)

Итого: 70ч.

урока

Тема урока

Форма

контроля

Лабораторные и

 практические работы

Дата по плану

Дата по

факту

Раздел 1. Введение. Общее знакомство с растениями(6ч)

1

Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Вводный инструктаж по т/б в кабинете биологии.

Фронтальный опрос

Экскурсия №1 « Мир растений вокруг нас»

04.09

2

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Семенные и споровые растения.

Выполнение Л.р.№1 «Знакомство с цветковым растением». Л.р.№2

«Споры у папоротников»

фронтальный опрос, индивидуальная работа с гербарием, индивидуальный письменный и устный опрос.

Лр.№1 «Знакомство с цветковым растением». Л.р.№2

«Споры у папоротников»

06.09

3

Растение - живой организм.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Экскурсия №2«Осенние явления в жизни растений».

11.09

4

Условия жизни растений

самостоятельная работа

13.09

5

Четыре среды жизни растений.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

18.09

6

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Общее знакомство с растениями».

тестовая работа

20.09

Раздел 2. Клеточное строение растений(4ч)

7

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений.

Выполнение

Л.р.  № 3 «Приготовление микропрепарата»

Л.р.  № 3 «Приготовление микропрепарата»

25.09

8

Особенности растительной клетки .

Выполнение

 Л.р.№ 4  

Знакомство с клетками растений»

фронтальный опрос индивидуальный письменный и устный опрос

Л.р.№ 4  

 «Знакомство с клетками растений»

27.09

9

Жизнедеятельность клетки

самостоятельная работа

02.10

10

Ткани растений и их виды

фронтальный опрос

тест по теме: Клеточное строение растений

04.10

Раздел 3. Органы цветковых растений  (19ч)

11

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

Выполнение  

Л.р № 5 Изучение строения семени фасоли»

Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog      

«Изучение дыхания прорастающих семян»

Л.р № 5 Изучение строения семени фасоли»

09.10

12

Условия прорастания семян.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

11.10

13

Значение семян.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, биологический диктант по теме «Семя»,

Выполнение

 Л.р № 6 «Разнообразие семян овощных культур».

  Л.р № 6 «Разнообразие семян овощных культур».

16.10

14

Корень. Внешнее строение корня.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение Л.р.№7« Строение корня у проростка»

Л.р.№7

« Строение корня у проростка»

18.10

15

Внутреннее строение корня

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

23.10

16

Рост корня

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.

выполнение Л.р.№8

«Зона роста у корня»

Л.р.№8 «Зона роста у корня»

25.10

17

Значение корней и их разнообразие

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

30.10

18

Побег. Строение и значение побега. Почка.

самостоятельная работа

выполнение

 Л.р.№ 9 « Строение вегетативных и генеративных почек»

Л.р.№ 9

« Строение вегетативных и генеративных почек»

01.11

19

Развитие побегов из почек растения

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, тест по теме «Корень. Побег»

13.11

20

Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

самостоятельная работа, выполнение Л.р№10

 Внешнее строение листа»

Л.р№10 « Внешнее строение листа»

15.11

21

Значение листа в жизни растений.

индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос, биологический диктант по теме «Лист»

20.11

22

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение

Л.р№ 11« Внешнее и внутреннее строение стебля»

Л.р№ 11« Внешнее и внутреннее строение стебля»

22.11

23

Видоизменения побегов.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, выполнение Л.р№12 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

Л.р№12 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

27.11

24

Жизнь растений зимой.

Экскурсия. Деревья и кустарник в безлиственном состоянии.

29.11

25

Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Соцветия.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, выполнение Л.р№13 «Типы соцветий»

Л.р№13 «Типы соцветий»

04.12

26

Цветение и опыление растений

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р№14

«Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»

Л.р№14 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»

06.12

27

Плод. Разнообразие и значение плодов.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

11.12

28

Растительный организм как живая система

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Экскурсия №3 « Мир растений на подоконнике: « Путешествие с домашними растениями»

13.12

29

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Органы цветковых растений»

Тестовая работа

18.12

Раздел 4. Основные процессы жизнедеятельности растений.(11)

30

Минеральное питание растений.

фронтальный, устный опрос.

20.12

31

Воздушное питание растений - фотосинтез.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog      

«Изучение процесса фотосинтеза»

25.12

32

Космическая роль зелёных растений.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, биологический диктант по теме «Фотосинтез»

27.12

33

Дыхание и обмен веществ у растений

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog      

«Изучение дыхания комнатного растения»

15.01

34

Значение воды в жизнедеятельности растений

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение Л.р№15

Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде.

Л.р№15

Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде

17.01

35

Размножение и оплодотворение у растений

самостоятельная работа

22.01

36

Вегетативное размножение растений

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

24.01

37

Использование вегетативного размножения человеком

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Выполнение Л.р№16

«Черенкование комнатных растений».

Л.р№16«Черенкование комнатных растений».

29.01

38

Рост и  развитие растительного организма.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

31.01

39

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

05.02

40

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Тестовая работа

07.02

Раздел 5. Основные отделы царства растений(13ч)

41

Понятие о систематике растений.

фронтальный опрос, устный опрос.

12.02

42

Водоросли и их значение.

фронтальный опрос

14.02

43

Многообразие водорослей.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение

 Л.р№ 17« Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума»

Л.р№ 17

« Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума»

19.02

44

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение  

Л.р№ 18« Изучение внешнего строения моховидных растений»

Л.р№ 18

« Изучение внешнего строения моховидных растений»

21.02

45

Плауны. Хвощи. Папоротники

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Л.р№ 19« Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».

Л.р№ 19

« Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».

26.02

46

Отдел Голосеменные.

самостоятельная работа

Л.р№ 20 «Изучение внешнего вида хвойных растений»

Л.р№ 20

 « Изучение внешнего вида хвойных растений

28.02

47

Отдел Покрытосеменные.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Л.Р№ 21« Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

Экскурсия  №4« Представители отделов царства растений».

Л.Р№ 21

« Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

05.03

48

Семейства класса Двудольные.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

07.03

49

Семейства  двудольных

цветковых

растений: Кркстоцветные, ророцветные.

Выполнение Л. р. №22«Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

Л.р.№22

«Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

12.03

50

Семейства  двудольных

цветковых

растений: Пасленовые, бобовые.

Выполнение Л. р. №23«Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

Л. р. №23

«Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

14.03

51

Семейства класса Однодольные: Лилейные, луковые.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

19.03

52

Семейства класса Однодольные: Злаки.

Л. р. №24

«Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

Л. р. №24

«Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

21.03

53

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основные отделы царства растений»

тестовая работа

02.04

Раздел 6.Историческое развитие растительного мира на Земле(4ч)

54

Понятие об эволюции растительного мира на Земле.

фронтальный опрос.

04.04

55

Эволюция высших растений

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

09.04

56

Многообразие и происхождение культурных растений

фронтальный опрос

11.04

57

Дары Старого и Нового Света.

фронтальный опрос

16.04

Раздел 7. Царство Бактерий.  (3ч)

58

Бактерии. Общая характеристика, строение.

фронтальный опрос

18.04

59

Многообразие бактерий.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

23.04

60

Значение бактерий в природе и в жизни людей.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

25.04

Раздел 8. Царство Грибы. Лишайники.(4ч)

61

Царство Грибы. Общая характеристика.

самостоятельная работа

30.04

62

Плесневые грибы. Дрожжи.

Л.р № 25« Изучение строение плесневых грибов»

Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog      

 «Влияние температуры на активность дрожжей»

Л.р № 25

 « Изучение строение

плесневых грибов»

02.05

63

Многообразие и значение грибов.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р.№26

Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика, биологический диктант по теме «Грибы».

Л.р.№26

Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика

07.05

64

Лишайники. Общая характеристика и значение

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение Л.р.№27

Строение слоевища лишайника.

Л.р.№27

Строение слоевища лишайника.

14.05

Раздел 9. Природные сообщества. (5ч)

65

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

самостоятельная работа

Экскурсия №5 «Лес как природное сообщество».

16.05

66

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

21.05

67

Многообразие природных сообществ

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. Практическая работа « Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы»

Практическая работа « Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы»

23.05

68

 Жизнь организмов в природе.

фронтальный опрос

Экскурсия №6« Жизнь растений в весенний период года».

28.05

69

Обобщение и повторение по теме «Природные сообщества», задание на лето.

Экскурсия №7 « Весна в жизни природного сообщества».

30.05

        Резерв(1ч)

70

Резервный урок

Итого:70ч

Сокращения, используемые в рабочей программе: Л.р- лабораторная работа, т/б- тнхника безопасности.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.    

4.Форма контроля знаний учащихся

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ и проведение экскурсии                                                                                                                      

Лабораторных работ-27

Экскурсий-7

Для контроля за уровнем облученности учащихся предусмотрено 4  тестов

Демонстрации: Классификация организмов

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Лабораторные работы:

1-2)Семенные и споровые растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).Знакомство с цветковым растением.

3)Приготовление микропрепарата.

4)Знакомство с клетками растений

5)Строение семени двудольных и однодольных растений.

6)Разнообразие семян овощных культур.

7)Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы).

8)Зона роста у корня

9)Строение вегетативных и цветочных почек.

10)Внешнее строение листа

11)Внешнее и внутреннее строение стебля. Годичные кольца на поперечном срезе (спиле) дерева.

12)Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

13)Типы соцветий.

14) Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

15)Знакомство с растениями различных экологических групп по отношению к воде.

16)Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).

17)Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей из аквариума.

18)Изучение внешнего вида мохообразных растений.

19) Изучение внешнего строения представителей хвощевых, плауновых, папоротниковых растений.

20) Изучение внешнего вида хвойных растений.

21)Знакомство с разнообразием покрытосеменных растений.

22-24) Выявление признаков семейств по внешнему строению растений.

25)Изучение строения плесневых грибов.

26)Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика

27)Строение слоевища лишайника.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Тесты по темам:

  1. Клеточное строение растительного строения.
  2. Корень. Побег.
  3. Основные процессы жизнедеятельности растений.
  4. Основные отделы  царства растений

Биологические диктанты по темам:

1) семя

2) лист

3)  фотосинтез

4) грибы

Экскурсии

1.Мир растений вокруг нас.

2.Осенние явления в жизни растений.

3.Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями.

4.Представители отделов царства растений.

5.Лес как природное сообщество.

6.Жизнь растений в весенний период года.

7.Весна в жизни природного сообщества.

Уроки по биологии проводятся с использованием здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных технологий.

5.Требования к уровню подготовки знаний учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Основные признаки живого( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение)
  • Особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток
  • Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов.
  • Особенности строения тканей, органов растительного организма, его жизненные функции.
  • Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  • Распознавать органоиды клетки.
  • Распознавать органы и системы органов изученных организмов.
  • Составлять простейшие цепи питания
  • Размножать комнатные растения вегетативным способом.
  • Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.

6.Критерии и нормы оценки контроля знаний учащихся:

Исходя из поставленных целей и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность научных терминов.
  • Самостоятельность ответа.
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения, верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытом;
  • ответ самостоятельный, использованный ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

 Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала , но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве  доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов;
  • допущены ошибки и не точности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

 отметка «1»:

  • ответ на вопрос не дан.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;
  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

 Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

7.Перечень учебно – методического и  материально –технического обеспечения образовательного процесса.

УМК к рабочей программе:        

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010 –учебник.    
  2. Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя  класс, Воронеж 2002
  3. Бодрова Н.Ф. рабочая тетрадь по биологии  «. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  Лишайники.6» -Воронеж 2012

Литература.

Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя  класс, Воронеж 2002

Биология в основной школе. Программы 5-9.  –Москва , издательский центр «Вентана-Граф», 2005

 Биология в школе. Сборник нормативных документов. – М.,  Просвещение 2000

Зверева И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников.  – М. Педагогика, 2003

Кузнецова В.И. Уроки ботаники – М., Просвещение 2001

Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. Современный урок биологии.  – М., Просвещение 2005

Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 класс. Методическое пособие - М «Вентана-Граф» 2002

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботаники .  – М., Просвещение 1988

Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботаники .  – М., Просвещение 1987

Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9классы. – М. «Глобус» 2008  

Дополнительная литература для учащихся:

Акимушкин Н.И. Занимательная биология –М. Молодая гвардия, 1972

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях –М. Дрофа, 2002  

НовиковВ.С., Губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений –М Просвещение 1991

Медиаресурсы: лазерные диски:

электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; мультимедийное приложение к урокам. Уроки биологии, 6 класс;

Интернет-ресурсы:

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

Натуральные объекты ,мультимедиа, компьютер экран, телевизор, DVD  таблицы по биологии:1.Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение»,2.Комплекс таблиц «Растение – живой организм»,  комплекс таблиц по зоологии, анатомии, общей биологии;таблицы ботаника:1. .Клеточное строение растений.2. Основная ткань растений.3. Покровная ткань растений. Грибы. Набор моделей: 1.Цветков различных семейств.2.Строение растений., микроскопы, микропрепараты: комплект микропрепаратов «Ботаника 1», Комплект микропрепаратов «Ботаника 2» ,гербарии:1. Гербарий по курсу ботаники, 2.Морфология растений .3. Лекарственные растения ,.

Лабораторное оборудование: микроскопы, цифровая лаборатория « Prolog».

 Лазерные диски: 1С: Репетитор «Биология»; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 (2CD);  электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники;. Динамические пособия: цикл развития сосны, цикл развития папоротника.

Компакт диски (DVD):  «Эволюция животного мира»; микрокосмос «Подводный космос»; BBC 9 кругозор «Мир интересных фактов и неразгаданных тайн»; BBC «Звери хулиганят»; энциклопедия животных.

Настенные портреты ученых – биологов:

Гиппократ

Жан Батист Ламарк

К.А.Тимирязев

Аристотель

Чарльз Дарвин

И.И.Мечников

Авиценна

Н.И.Пирогов

И.П.Павлов

Антонио Ван Левенгук

Луи Пастер

В.И.Вернадский

Карл Линней        

И.М.Сеченов

Н.И.Вавилов

Учебные стенды:

«Этапы развития жизни на Земле»

Основные этапы эволюции человека»

Эволюционное древо

Уровни организации живого

Обучение учащихся на уроках осуществляется на базе кабинета, имеющего необходимое оборудование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа площадки для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий) по биологии 8 «Б» класса

В ходе реализации программы предусмотрено использование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий Prolog.   Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательны...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...

Рабочая программа для занятий на платной основе "Диалоги на английском" 3-5 классы

В данной программе отражены  темы, которые встречаются в обыденной жизни: "Приветствие, Знакомство", "Семья", "Хобби", "Друзья" "Дом" и др. Устна...

Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"

Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)...