Рабочая программа площадки для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий) по биологии 6 «Б» класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
В ходе проведения занятий площадки используется групповая работа. Дети учатся работать в группах (по количеству и по численности). При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизора, видео, Интернет-ресурсов, комплектов лабораторного оборудования, цифровой лаборатории и т.п.. также школьники работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями и тд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ploshchadki_6_klass.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
« Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО ________ Шишова И. А. Протокол №_1_____ От «_04__» ___09______2013г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________Т.Ф. Трефилова «__05_»____09______2013г. | «Утверждаю» Директор МКОУСОШ №25с УИОП ________В.Ф. Ловцова Приказ №___162__ От «_14__»___09______2014г. |
Рабочая программа площадки
для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий)
по биологии 6 «Б» класса
углубленный уровень
Разработал:
Учитель биологии Шишова И.А.
2013-2014 учебный год
1.Пояснительная записка
Статус документа
программа по биологии составлена на основе нормативных документов:
1)федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.
3)преподавание данного курса осуществляется по программе И.Н.Пономаревой, В.С.Кучьменко, опубликованной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология. Программы 5- 11классы»,допущенном Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год с использованием учебника «Биология 6 класс» и методическим пособием к учебнику.
4)Биология. Развернутое тематическое планирование 5-11 классы авторы составители: М.В.Оданович, Н.И.Старикова. – Волгоград. Учитель 2007
5)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010.
6)Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885).
7)Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель: курс направлен на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура курса (70ч, 2ч в неделю)
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитана на70ч.(2ч/н).
Согласно действующему базисному учебному плану МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши программа по биологии для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов в год. Из них: по федеральному базисному плану – 1 часа, из школьного компонента -1 час. Данный курс рассчитан на углубленное изучение предмета. После анализа программы курса была сделана небольшая корректировка тем, т.к распределение времени указано в программе ориентировочно и планирование учитель может менять по своему усмотрению, а именно, внесено некоторое изменение в распределение времени на изучение тем курса: «Органы цветковых растений» (19часов), «Основные процессы жизнедеятельности» (11 часов), «Основные отделы царства растений» (12ч), «Царство грибы. Лишайники.» (4часа), «Природные сообщества» (5часов).
Это сделано с тех позиций, что:
- во-первых, проводятся обобщающие уроки, т.к. темы объемны и требую более глубокого осмысления;
- во -вторых, увеличивается объем лабораторных работ , т.к. знания, полученные при их выполнении необходимы для дальнейшего усвоения курса биологии в старшем звене.
Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:
-технология формирования учебной деятельности;
-применение идеи опор в различной форме (схемы, логические опорные конспекты);
-уроки-практикумы, проблемные уроки;
-технологии учебно-игровой деятельности;
-технологии коммуникативно-игровой деятельности;
-ИКТ и др.
В ходе реализации программы предусмотрено использование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий Prolog. Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательных становится повседневным средством труда учителя и ученика. Использование ПК в сочетании с цифровыми лабораториями (ЦЛ) расширяет и обогащает образовательную деятельность, углубляя его практическую направленность. Наилучшие результаты достигаются при выполнении учебных экспериментов, в исследовательской и проектной деятельности. Цифровые лаборатории существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, предоставляют новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, использованием виртуальных лабораторий, возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ.
Цели использования лаборатории :
осуществлять новые подходы в обучении
способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся
создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).
В ходе проведения занятий площадки используется групповая работа. Дети учатся работать в группах (по количеству и по численности). При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизора, видео, Интернет-ресурсов, комплектов лабораторного оборудования, цифровой лаборатории и т.п.. также школьники работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями и тд.
2.Содержание учебного предмета
1.Введение. Общее знакомство с растениями (6ч)
Наука о растениях — ботаника. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
2. Клеточное строение растений(4ч.)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение — многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.
3. Органы цветковых растений(19ч.)
Семя .
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Корень
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дос-ковидные, присоски, втягивающие).
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.
Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Цветок и плод
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений(11ч.)
(ГСМ Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность
роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
5. Основные отделы царства растений (13ч.)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: дву-дольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые)1. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)2.
6.Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4ч.)
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
7.Царство Бактерии(3ч.)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе.
8.Царство Грибы. Лишайники(4ч.)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
9.Природные сообщества(5ч.)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
3.Учебно-тематическое планирование:
Раздел 1 Введение . Общее знакомство с растениями(6ч)
Раздел 2 Клеточное строении растений(4ч)
Раздел 3 Органы цветковых растений(19ч)
Раздел 4 Основные процессы жизнедеятельности растений(11ч)
Раздел 5 Основные отделы царства растений(13ч)
Раздел 6 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4ч)
Раздел 7 Царство бактерий(3ч)
Раздел 8Царство грибы. Лишайники(4ч)
Раздел 9 Природное сообщество (5ч)
Резерв(1ч)
Итого: 70ч.
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Лабораторные и практические работы | Дата по плану | Дата по факту | |
Раздел 1. Введение. Общее знакомство с растениями(6ч) | ||||||
1 | Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Вводный инструктаж по т/б в кабинете биологии. | Фронтальный опрос Экскурсия №1 « Мир растений вокруг нас» | 04.09 | |||
2 | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Семенные и споровые растения. | Выполнение Л.р.№1 «Знакомство с цветковым растением». Л.р.№2 «Споры у папоротников» фронтальный опрос, индивидуальная работа с гербарием, индивидуальный письменный и устный опрос. | Лр.№1 «Знакомство с цветковым растением». Л.р.№2 «Споры у папоротников» | 06.09 | ||
3 | Растение - живой организм. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Экскурсия №2«Осенние явления в жизни растений». | 11.09 | |||
4 | Условия жизни растений | самостоятельная работа | 13.09 | |||
5 | Четыре среды жизни растений. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 18.09 | |||
6 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Общее знакомство с растениями». | тестовая работа | 20.09 | |||
Раздел 2. Клеточное строение растений(4ч) | ||||||
7 | Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. | Выполнение Л.р. № 3 «Приготовление микропрепарата» | Л.р. № 3 «Приготовление микропрепарата» | 25.09 | ||
8 | Особенности растительной клетки . | Выполнение Л.р.№ 4 Знакомство с клетками растений» фронтальный опрос индивидуальный письменный и устный опрос | Л.р.№ 4 «Знакомство с клетками растений» | 27.09 | ||
9 | Жизнедеятельность клетки | самостоятельная работа | 02.10 | |||
10 | Ткани растений и их виды | фронтальный опрос тест по теме: Клеточное строение растений | 04.10 | |||
Раздел 3. Органы цветковых растений (19ч) | ||||||
11 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. | Выполнение Л.р № 5 Изучение строения семени фасоли» | Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog «Изучение дыхания прорастающих семян» Л.р № 5 Изучение строения семени фасоли» | 09.10 | ||
12 | Условия прорастания семян. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 11.10 | |||
13 | Значение семян. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, биологический диктант по теме «Семя», Выполнение Л.р № 6 «Разнообразие семян овощных культур». | Л.р № 6 «Разнообразие семян овощных культур». | 16.10 | ||
14 | Корень. Внешнее строение корня. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р.№7« Строение корня у проростка» | Л.р.№7 « Строение корня у проростка» | 18.10 | ||
15 | Внутреннее строение корня | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 23.10 | |||
16 | Рост корня | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. выполнение Л.р.№8 «Зона роста у корня» | Л.р.№8 «Зона роста у корня» | 25.10 | ||
17 | Значение корней и их разнообразие | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 30.10 | |||
18 | Побег. Строение и значение побега. Почка. | самостоятельная работа выполнение Л.р.№ 9 « Строение вегетативных и генеративных почек» | Л.р.№ 9 « Строение вегетативных и генеративных почек» | 01.11 | ||
19 | Развитие побегов из почек растения | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, тест по теме «Корень. Побег» | 13.11 | |||
20 | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. | самостоятельная работа, выполнение Л.р№10 Внешнее строение листа» | Л.р№10 « Внешнее строение листа» | 15.11 | ||
21 | Значение листа в жизни растений. | индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос, биологический диктант по теме «Лист» | 20.11 | |||
22 | Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р№ 11« Внешнее и внутреннее строение стебля» | Л.р№ 11« Внешнее и внутреннее строение стебля» | 22.11 | ||
23 | Видоизменения побегов. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, выполнение Л.р№12 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | Л.р№12 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы». | 27.11 | ||
24 | Жизнь растений зимой. | Экскурсия. Деревья и кустарник в безлиственном состоянии. | 29.11 | |||
25 | Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Соцветия. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, выполнение Л.р№13 «Типы соцветий» | Л.р№13 «Типы соцветий» | 04.12 | ||
26 | Цветение и опыление растений | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р№14 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений» | Л.р№14 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений» | 06.12 | ||
27 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 11.12 | |||
28 | Растительный организм как живая система | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Экскурсия №3 « Мир растений на подоконнике: « Путешествие с домашними растениями» | 13.12 | |||
29 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Органы цветковых растений» | Тестовая работа | 18.12 | |||
Раздел 4. Основные процессы жизнедеятельности растений.(11) | ||||||
30 | Минеральное питание растений. | фронтальный, устный опрос. | 20.12 | |||
31 | Воздушное питание растений - фотосинтез. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog «Изучение процесса фотосинтеза» | 25.12 | ||
32 | Космическая роль зелёных растений. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, биологический диктант по теме «Фотосинтез» | 27.12 | |||
33 | Дыхание и обмен веществ у растений | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog «Изучение дыхания комнатного растения» | 15.01 | ||
34 | Значение воды в жизнедеятельности растений | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р№15 Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде. | Л.р№15 Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде | 17.01 | ||
35 | Размножение и оплодотворение у растений | самостоятельная работа | 22.01 | |||
36 | Вегетативное размножение растений | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 24.01 | |||
37 | Использование вегетативного размножения человеком | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Выполнение Л.р№16 «Черенкование комнатных растений». | Л.р№16«Черенкование комнатных растений». | 29.01 | ||
38 | Рост и развитие растительного организма. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 31.01 | |||
39 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 05.02 | |||
40 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Тестовая работа | 07.02 | |||
Раздел 5. Основные отделы царства растений(13ч) | ||||||
41 | Понятие о систематике растений. | фронтальный опрос, устный опрос. | 12.02 | |||
42 | Водоросли и их значение. | фронтальный опрос | 14.02 | |||
43 | Многообразие водорослей. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р№ 17« Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума» | Л.р№ 17 « Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума» | 19.02 | ||
44 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р№ 18« Изучение внешнего строения моховидных растений» | Л.р№ 18 « Изучение внешнего строения моховидных растений» | 21.02 | ||
45 | Плауны. Хвощи. Папоротники | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Л.р№ 19« Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных». | Л.р№ 19 « Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных». | 26.02 | ||
46 | Отдел Голосеменные. | самостоятельная работа Л.р№ 20 «Изучение внешнего вида хвойных растений» | Л.р№ 20 « Изучение внешнего вида хвойных растений | 28.02 | ||
47 | Отдел Покрытосеменные. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Л.Р№ 21« Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» Экскурсия №4« Представители отделов царства растений». | Л.Р№ 21 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» | 05.03 | ||
48 | Семейства класса Двудольные. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 07.03 | |||
49 | Семейства двудольных цветковых растений: Кркстоцветные, ророцветные. | Выполнение Л. р. №22«Выявление признаков сем-в по внешнему строению растений». | Л.р.№22 «Выявление признаков сем-в по внешнему строению растений». | 12.03 | ||
50 | Семейства двудольных цветковых растений: Пасленовые, бобовые. | Выполнение Л. р. №23«Выявление признаков сем-в по внешнему строению растений». | Л. р. №23 «Выявление признаков сем-в по внешнему строению растений». | 14.03 | ||
51 | Семейства класса Однодольные: Лилейные, луковые. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 19.03 | |||
52 | Семейства класса Однодольные: Злаки. | Л. р. №24 «Выявление признаков сем-в по внешнему строению растений». | Л. р. №24 «Выявление признаков сем-в по внешнему строению растений». | 21.03 | ||
53 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основные отделы царства растений» | тестовая работа | 02.04 | |||
Раздел 6.Историческое развитие растительного мира на Земле(4ч) | ||||||
54 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. | фронтальный опрос. | 04.04 | |||
55 | Эволюция высших растений | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 09.04 | |||
56 | Многообразие и происхождение культурных растений | фронтальный опрос | 11.04 | |||
57 | Дары Старого и Нового Света. | фронтальный опрос | 16.04 | |||
Раздел 7. Царство Бактерий. (3ч) | ||||||
58 | Бактерии. Общая характеристика, строение. | фронтальный опрос | 18.04 | |||
59 | Многообразие бактерий. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 23.04 | |||
60 | Значение бактерий в природе и в жизни людей. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 25.04 | |||
Раздел 8. Царство Грибы. Лишайники.(4ч) | ||||||
61 | Царство Грибы. Общая характеристика. | самостоятельная работа | 30.04 | |||
62 | Плесневые грибы. Дрожжи. | Л.р № 25« Изучение строение плесневых грибов» | Эксперимент с использованием цифровой лаборатории Prolog «Влияние температуры на активность дрожжей» Л.р № 25 « Изучение строение плесневых грибов» | 02.05 | ||
63 | Многообразие и значение грибов. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р.№26 Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика, биологический диктант по теме «Грибы». | Л.р.№26 Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика | 07.05 | ||
64 | Лишайники. Общая характеристика и значение | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос выполнение Л.р.№27 Строение слоевища лишайника. | Л.р.№27 Строение слоевища лишайника. | 14.05 | ||
Раздел 9. Природные сообщества. (5ч) | ||||||
65 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | самостоятельная работа Экскурсия №5 «Лес как природное сообщество». | 16.05 | |||
66 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | 21.05 | |||
67 | Многообразие природных сообществ | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. Практическая работа « Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы» | Практическая работа « Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы» | 23.05 | ||
68 | Жизнь организмов в природе. | фронтальный опрос Экскурсия №6« Жизнь растений в весенний период года». | 28.05 | |||
69 | Обобщение и повторение по теме «Природные сообщества», задание на лето. | Экскурсия №7 « Весна в жизни природного сообщества». | 30.05 | |||
Резерв(1ч) | ||||||
70 | Резервный урок |
Итого:70ч
Сокращения, используемые в рабочей программе: Л.р- лабораторная работа, т/б- тнхника безопасности.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
4.Форма контроля знаний учащихся
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ и проведение экскурсии
Лабораторных работ-27
Экскурсий-7
Для контроля за уровнем облученности учащихся предусмотрено 4 тестов
Демонстрации: Классификация организмов
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Лабораторные работы:
1-2)Семенные и споровые растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).Знакомство с цветковым растением.
3)Приготовление микропрепарата.
4)Знакомство с клетками растений
5)Строение семени двудольных и однодольных растений.
6)Разнообразие семян овощных культур.
7)Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы).
8)Зона роста у корня
9)Строение вегетативных и цветочных почек.
10)Внешнее строение листа
11)Внешнее и внутреннее строение стебля. Годичные кольца на поперечном срезе (спиле) дерева.
12)Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.
13)Типы соцветий.
14) Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
15)Знакомство с растениями различных экологических групп по отношению к воде.
16)Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
17)Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей из аквариума.
18)Изучение внешнего вида мохообразных растений.
19) Изучение внешнего строения представителей хвощевых, плауновых, папоротниковых растений.
20) Изучение внешнего вида хвойных растений.
21)Знакомство с разнообразием покрытосеменных растений.
22-24) Выявление признаков семейств по внешнему строению растений.
25)Изучение строения плесневых грибов.
26)Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика
27)Строение слоевища лишайника.
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Тесты по темам:
- Клеточное строение растительного строения.
- Корень. Побег.
- Основные процессы жизнедеятельности растений.
- Основные отделы царства растений
Биологические диктанты по темам:
1) семя
2) лист
3) фотосинтез
4) грибы
Экскурсии
1.Мир растений вокруг нас.
2.Осенние явления в жизни растений.
3.Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями.
4.Представители отделов царства растений.
5.Лес как природное сообщество.
6.Жизнь растений в весенний период года.
7.Весна в жизни природного сообщества.
Уроки по биологии проводятся с использованием здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных технологий.
5.Требования к уровню подготовки знаний учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные признаки живого( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение)
- Особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток
- Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов.
- Особенности строения тканей, органов растительного организма, его жизненные функции.
- Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать органоиды клетки.
- Распознавать органы и системы органов изученных организмов.
- Составлять простейшие цепи питания
- Размножать комнатные растения вегетативным способом.
- Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
6.Критерии и нормы оценки контроля знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность научных терминов.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытом;
- ответ самостоятельный, использованный ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала , но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов;
- допущены ошибки и не точности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
7.Перечень учебно – методического и материально –технического обеспечения образовательного процесса.
УМК к рабочей программе:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010 –учебник.
- Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя класс, Воронеж 2002
- Бодрова Н.Ф. рабочая тетрадь по биологии «. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6» -Воронеж 2012
Литература.
Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя класс, Воронеж 2002
Биология в основной школе. Программы 5-9. –Москва , издательский центр «Вентана-Граф», 2005
Биология в школе. Сборник нормативных документов. – М., Просвещение 2000
Зверева И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. – М. Педагогика, 2003
Кузнецова В.И. Уроки ботаники – М., Просвещение 2001
Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. Современный урок биологии. – М., Просвещение 2005
Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 класс. Методическое пособие - М «Вентана-Граф» 2002
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботаники . – М., Просвещение 1988
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботаники . – М., Просвещение 1987
Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9классы. – М. «Глобус» 2008
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин Н.И. Занимательная биология –М. Молодая гвардия, 1972
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях –М. Дрофа, 2002
НовиковВ.С., Губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений –М Просвещение 1991
Медиаресурсы: лазерные диски:
электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; мультимедийное приложение к урокам. Уроки биологии, 6 класс;
Интернет-ресурсы:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Натуральные объекты ,мультимедиа, компьютер экран, телевизор, DVD таблицы по биологии:1.Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение»,2.Комплекс таблиц «Растение – живой организм», комплекс таблиц по зоологии, анатомии, общей биологии;таблицы ботаника:1. .Клеточное строение растений.2. Основная ткань растений.3. Покровная ткань растений. Грибы. Набор моделей: 1.Цветков различных семейств.2.Строение растений., микроскопы, микропрепараты: комплект микропрепаратов «Ботаника 1», Комплект микропрепаратов «Ботаника 2» ,гербарии:1. Гербарий по курсу ботаники, 2.Морфология растений .3. Лекарственные растения ,.
Лабораторное оборудование: микроскопы, цифровая лаборатория « Prolog».
Лазерные диски: 1С: Репетитор «Биология»; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 (2CD); электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники;. Динамические пособия: цикл развития сосны, цикл развития папоротника.
Компакт диски (DVD): «Эволюция животного мира»; микрокосмос «Подводный космос»; BBC 9 кругозор «Мир интересных фактов и неразгаданных тайн»; BBC «Звери хулиганят»; энциклопедия животных.
Настенные портреты ученых – биологов:
Гиппократ | Жан Батист Ламарк | К.А.Тимирязев |
Аристотель | Чарльз Дарвин | И.И.Мечников |
Авиценна | Н.И.Пирогов | И.П.Павлов |
Антонио Ван Левенгук | Луи Пастер | В.И.Вернадский |
Карл Линней | И.М.Сеченов | Н.И.Вавилов |
Учебные стенды:
«Этапы развития жизни на Земле»
Основные этапы эволюции человека»
Эволюционное древо
Уровни организации живого
Обучение учащихся на уроках осуществляется на базе кабинета, имеющего необходимое оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа площадки для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий) по биологии 8 «Б» класса
В ходе реализации программы предусмотрено использование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий Prolog. Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательны...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...
Рабочая программа для занятий на платной основе "Диалоги на английском" 3-5 классы
В данной программе отражены темы, которые встречаются в обыденной жизни: "Приветствие, Знакомство", "Семья", "Хобби", "Друзья" "Дом" и др. Устна...
Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"
Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)...