РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов
рабочая программа по технологии (8 класс)

Борискина Тамара Сергеевна

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приложение

к приказу МБОУ «Школа № 25»

от 28.08.2023 г.  № 242

РАССМОТРЕНО:

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете

МБОУ «Школа № 25»

на методическом объединении

МБОУ «Школа № 25»

Протокол № 1 от 28.08.2023 г.  

                                                     

Протокол № 1 от 28.08.2023 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 общеинтелектуального направления

«Основы чертёжной грамотности»

 для обучающихся 8  классов

 

Составитель: Борискина Тамара Сергеевна

Прокопьевск, 2023г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности   общеинтелектуального направления

«Основы чертёжной грамотности»

Личностные результаты освоения курса отражают:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения курса отражают:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для    классификации,
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.  


 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

8 класс

Тема 1.Введение (Вводное занятие) (1 час)

 Знакомство с профессией – инженера. Роль технической документации в машиностроении. Цели и задачи курса, взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Методика изучения курса. Основные учебные пособия. Особенности организации учебного процесса.

Формы организации: беседа, экскурсия.

Виды деятельности: практическая работа.

Тема 2. Аксонометрические проекции. Технический рисунок (10 часов)

 Аксонометрические проекции ГОСТ 2.317 – 69. Прямоугольная изометрическая проекция. Прямоугольная диметрическая проекция. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Косоугольная горизонтальная изометрическая проекция. Косоугольная фронтальная изометрическая проекция. Положение аксонометрических осей. Коэффициенты искажения по осям. Расположение и величина больших и малых осей эллипсов в различных видах аксонометрии. Аксонометрические проекции плоских фигур. Аксонометрические проекции окружностей – эллипсы. Построение овалов, заменяющих эллипсы. Аксонометрические проекции геометрических тел и плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции с вырезом четверти. Технический рисунок. Рисование плоских фигур. Рисование геометрических тел. Способы передачи объема в техническом рисунке. Элементы светотени.

Технический рисунок. Теоретические положения.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности: практическая работа (Выполнение тематических заданий с использованием  ИКТ. Построение аксонометрических проекций деталей различными способами.  Выполнение технических рисунков).

Тема 3 Перспективные проекции (перспектива). (8 часов)

Центр проекции (точка зрения). Картинная плоскость (картина). Оригинал. Перспектива оригинала. Плоскость горизонта. Линия горизонта (горизонт). Предметная плоскость. Точка стояния. Главная точка картины. Основание картины. Основание оригинала. Перспектива основания. Высота точки зрения. Угол зрения. Классификация перспективных изображений.

Знакомство с перспективными изображениями в архитектуре. Перспектива в работах выдающихся художников прошлого и современности.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности: практическая работа  (Построение перспективы здания по ортогональным проекциям. Построение перспективы ограды радиальным способом. Построение перспективы дома радиальным  способом. Выполнение тематических заданий).

Тема 4. Моделирование (4 часа)

Листовой материал – бумага, картон, пластмасса, жесть. Способы соединения листового материала: склеивание, пайка, сварка, сшивание, завальцовка и др. Развертка поверхности – основа модели. Краски и лаки.

Проволочные материалы. Работа с проволокой: отрезание, правка, гибка, пайка, отжиг.

Материалы для моделирования вокруг нас -  пластилин, сырой картофель, пенопласт, мыло, хлеб (тесто), кора, древесина и др.

Требования к конкурсной модели – функциональность, наглядность, техническая эстетичность, прочность, долговечность, экологичность, эргономичность, технологичность и др.

Формы организации: индивидуальная.

Виды деятельности: практическая работа  (Разработка и изготовление моделей из листового материала, проволоки, пластилина и других материалов. Разработка и изготовление конкурсной модели ).

Тема 10. Сечение. Разрезы (15 часов)

Изображения – виды, разрезы сечения ГОСТ 2.305 – 68. Основные положения и определения. Виды. Стандартное расположение основных видов. Дополнительные и местные виды.

Сечения. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Сечения вынесенные и наложенные.

Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезом и сечением. Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза.

Выносные элементы. Условности и упрощения на чертежах деталей.

Виды упрощений на чертеже.

Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах ГОСТ 2.306 – 68.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

 Виды деятельности: практическая работа (Построение основных, дополнительных и местных видов. Графическая работа «Разрез, «Сечения»., Выполнение тематических заданий).

Поурочное  планирование, 8 класс.

п/п

Тема

Всего часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Графические работы

Практические работы

1

Введение (Вводное занятие)

1

1 четверть

https://educont.ru/

Аксонометрические проекции. Технический рисунок

10

 

2

Аксонометрические проекции. Понятие и представления.

1

1 четверть

https://educont.ru/

3

Выполнение аксонометрических проекций плоских фигур

2

1 четверть

https://resh.edu.ru/

4

Выполнение аксонометрических проекций окружностей

2

1 четверть

https://educont.ru/

5

Выполнение аксонометрических проекций деталей

2

1 четверть

https://resh.edu.ru/

6

Графическая работа «Построение аксонометрической  проекции детали»

1

1

2 четверть

https://educont.ru/

7

Технический рисунок

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

8

Выполнение контуров технических деталей

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

Перспективные проекции (перспектива)

4

9

Основные понятия, термины и определения, применяемые в перспективе

1

2 четверть

https://educont.ru/

10

Построение перспективы по ортогональным проекциям

1

2 четверть

https://educont.ru/

11

Построение перспективы радиальным способом

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

12

Применение перспективы в архитектуре и живописи

1

2 четверть

https://educont.ru/

Моделирование

4

13

Моделирование. Моделирование из листового материала

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

14

Моделирование из проволоки

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

15

Моделирование из пластилина и других материалов

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

16

Практическая работа «Модель – наглядное пособие»

1

1

2 четверть

https://resh.edu.ru/

Сечение. Разрезы

15

17

Сечения. Назначение сечений. Правила выполнения сечений

1

3 четверть

https://resh.edu.ru/

18

Сечения вынесенные и наложенные

1

3 четверть

https://educont.ru/login

19

Выполнение тематических заданий

1

3 четверть

https://educont.ru/login

20

Графическая работа «Сечения».

1

1

3 четверть

https://resh.edu.ru/

21

Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезом и сечением. Обозначение. Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов

1

3 четверть

https://educont.ru/login

22

Простые разрезы (вертикальные, горизантальные)

1

3 четверть

https://educont.ru/login

23

Местный разрез

1

3 четверть

https://resh.edu.ru/

24

Выполнение тематических заданий

3 четверть

https://educont.ru/login

25

Ступенчатые разрезы

1

3 четверть

https://educont.ru/login

26

Ломаные разрезы

1

3 четверть

https://resh.edu.ru/

27

Выполнение тематических заданий

1

4 четверть

https://educont.ru/login

28

Наклонный разрез

1

4 четверть

https://resh.edu.ru/

29

Выполнение тематических заданий

1

4 четверть

https://educont.ru/login

30

Разрезы в аксонометрических проекциях (общие понятия).

1

4 четверть

https://resh.edu.ru/

31

Графическая работа «Разрезы»

1

1

4 четверть

https://educont.ru/login

32

Практическая работа

«Технический рисунок»

1

4 четверть

https://resh.edu.ru/

33

Практическая работа

«Применение перспективы в архитектуре и живописи»

1

4 четверть

https://educont.ru/login

34

Практическая работа

 «Сечения».

1

4 четверть

https://resh.edu.ru/

Итого

34

3

4

 Список литературы

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.
  2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.: Просвещение, 2004.-413с.
  3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.: Просвещение, 2004.-239с.
  4. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.
  5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.-224с
  6. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
  7. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
  8. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов высших технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.
  9. Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
  10. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.
  11. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005.-109с
  12. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
  13. Справочник по черчению. Осипов В.К.  Чекмарев А.А.  - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г. - 336 с.
  14. Презентации по темам курса черчения.
  15. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 472 с
  16. Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2006г.
  17. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004 - 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет наза...

Рабочая программа курсов по выбору "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов

Рабочая программа.Курсы по выбору.Основы финансовой грамотности. 7-8 класс...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»

Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...