урок на тему "Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм" биология – 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

купреев михаил никитович
  • раскрыть значение опыления;
  •  познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;
  •  познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;
  •  дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog58.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 6 класс

урок на тему  Цветение и опыление растений. Плод его значение и    многообразие форм

задачи урока: а) раскрыть значение опыления;

                        б) познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;

                        в)  познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;

                        г) дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.

оборудование урока:   модель цветка вишни, пшеницы, таблица "Типы опыления", таблица "Плоды сухие и сочные", коллекция плодов.

содержание урока:  

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Проверка знаний.  1) Строение цветка (учащиеся на доске выполняют                                            рисунок цветка)  

                                     2) Строение тычинки и пестика (учащиеся на доске выполняют рисунок), значение тычинки и пестика.

                                     3) Зарисовать простые соцветия, привести примеры растений, имеющих такие соцветия, объяснить биологическое значение соцветий (Ученик рисует на доске и готовится отвечать.)

                                     4) Работа с классом. Разгадывание кроссворда (подготовлен заранее).

             

                                      5) Опрос учащихся у доски

* Строение цветка.

                      Дополнительные вопросы:

  1. определение цветка;
  2. отличия цветков у однодольных и двудольных растений.

*Строение тычинки и пестика, их значение.

 Дополнительные вопросы:

  1. какие цветки называют обоеполыми?
  2. почему тополь, осина двудольные растения?

 

*Соцветия простые, биологическое значение соцветий.

 Дополнительные вопросы

  1. отличие простого околоцветника от сложного?
  2. из чего развиваются плод, семя?

                                             6) Обобщение ответов учителем, обращенные к кроссворду – учитель выделяет слова опыление, цветение, растение.

 – Переход к новой теме.

        3. Изучение новой темы

Часть 1. "Цветение и опыление растений".

1) Цветение. (В ходе беседы формулируется определение цветения, рассматриваются сроки цветения у разных растений.)

Вопросы классу:

 – Зачём   цветёт растение?

 – Почему в этот период на растениях много самых различных насекомых: мух, пчёл, ос, шмелей и т.д.?

Значит, растение цветёт для того, чтобы образовался плод, а насекомые помогают этому, так как они опыляют растение, перенося пыльцу с одного цветка на другой, с пыльников одного цветка пыльца попадает на рыльце пестика другого цветка, при этом происходит ещё один важный процесс, характерный для растений, - оплодотворение, то есть слияние спермия (образующегося в пыльниках) с яйцеклеткой (находящейся в завязи пестика). Таким образом, в период цветения у растений происходит опыление, оплодотворение и развитие плода. Нет опыления – нет плодов.

2) Типы опыления. (Объяснение учителя) Схема в тетради и на доске

 

                         

                                         ветроопыляемые растения       насекомоопыляемые                                                                                    растения                                                                      

3) Признаки ветроопыляемых растений (беседа с демонстрацией моделей цветков ветроопыляемых растений, а так же гербарных экземпляров растений с ветроопыляемыми цветками, запись признаков в тетрадь).                

  • Цветут до распускания листьев либо одновременно с распусканием;
  • Околоцветник развит слабо либо отсутствует;
  • Цветки мелкие, невзрачные, без запаха, часто собраны в соцветия;
  • Образуют много пыльцы, пылинки мелкие, сухие;
  • Растут большими скоплениями.

4) Признаки насекомоопыляемых растений (аналогично):

  • Цветки крупные, яркие;
  • Имеют нектар и пыльцу липкую;
  • Мелкие собраны в соцветия;
  • Имеют запах (аромат)

 5) Коэволюция – совместная эволюция цветков и животных- опылителей. (Объяснение учителя).

                 Есть  цветки, у которых нектар и пыльца расположены совершенно открыто и доступны всем насекомым (ромашка, мак). Другие, например, львиный зев, опыляются только шмелями. Венчик у цветка сростнолепестный, несколько похожий на звериную пасть. Он двугубый – два верхних лепестка образуют как будто верхнюю губу пасти, а три нижних – нижнюю. Обе губы плотно прилегают друг к другу спереди, а на некотором расстоянии срастаются в трубочку. Когда шмель садится на такой цветок, то под его тяжестью нижняя губа опускается, открывая узкую щель, куда вползает насекомое.

                  Ещё один пример. Нектар душистого табака находится в глубине длинной трубочки венчика и доступен лишь для ночных бабочек – бражников с длинным хоботком. В тропических странах крошечные птички колибри опыляют цветки.

   6) Формулирование вывода о значении опыления, типах опыления.

Вопрос классу:  - каково биологическое значение перекрёстного опыления и самоопыления у растений?

7) лабораторная работа 12 " Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений".

Часть 2. "Плод и его значение и многообразие форм".

Во второй части урока мы познакомимся с многообразием и значением плодов по плану:

  1. Плод, строение и значение (рассказ учителя).
  2. Покрытосеменные растения (объяснение учителя).
  3. Многообразие плодов (в ходе беседы и объяснения демонстрация муляжей плодов, коллекции плодов, а также использование таблицы с изображением плодов), вычерчивание схемы на доске учителем, а учащимися в тетради

  • Семянка                       костянка сливы                  коробочка         яблоко                                                                                                    

     подсолнечника            костянка вишни                  льна                  ягода                                                                          

  • зерновка пшеницы                                                  стручок             помидора
  • Орех лещины                                                           редиса              тыквина

                                                                                       боб

                                                                                      фасоли  

4) Вскрывающиеся и невскрывающиеся семена (учащиеся самостоятельно изучают материал по учебнику, с.94).

5) Беседа. Распространение семян, приспособленность семян к распространению:

  1. ветром;                                             4. с помощью животных;

2.   водой                                                5. с участием человека;

 3.  саморазбрасыванием                     6. транспортировкой в другие                                                                             страны (самолетом, поездом).

6. Формулирование вывода о значении семян и плодов в жизни растения.

Закрепление урока:

  • каково биологическое значение перекрестного опыления и самоопыления у растений?
  • Чем покрыты плоды с поверхности?
  • Значение околоплодника.
  • Биологические функции плодов и семян у растений.

Итог урока.

Домашнее задание: §24, записи в тетради, §25 выучить, повторить§§10,1316,18,20,23,24.