Урок по теме «Изучение покрытосеменных (цветковых) растений» 5 класс 2015
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок деятельностной направленности по формированию УУД  учащихся.  Урок «открытия» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_sverdlova_i.n.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»

Урок по теме

«Изучение  покрытосеменных (цветковых) растений»

 

5 класс

Составитель:

Свердлова Ирина Николаевна, учитель биологии

Новокузнецк, 2015

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ

Предмет: __Биология______________________________________________________

Тема урока: _Изучение покрытосеменных (цветковых) растений_________________

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи  между строением растений и уровнем их организации; развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать,  проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами; развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Образовательная цель: раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений,  позволившие им наиболее широко распространиться на Земле; сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Формирование УУД:

Личностные действия: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;  продолжить формирование основ экологической культуры.

Регулятивные действия: научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные действия: научиться: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные действия: научиться: взаимодействовать в группе, использовать в общении правила  вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

                Действия учителя

Действия

учащихся

Доска и

оборудование

Формируемые

УУД

Организационный момент (1 минута)

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу. Проверили наличие учебных принадлеж-ностей (учебники, тетради, дневники)

Актуализация знаний (7 минут)

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

- Почему голосеменные растения – наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниками? (Размножаются с помощью семян в отсутствии воды, споровые – только во влажной среде)

- Почему эту группу растений называют голосеменными? (Семена располагаются на чешуях шишек, они не защищены)

- Назовите представителей голосеменных растений (Сосна, ель, пихта, лиственница кипарис, туя, можжевельник, тис, кедр, саговник).

- Как человек использует хвойные растения? (В процессе фотосинтеза  хвойные растения выделяют кислород, очищают воздух). Хвойные леса являются средой обитания животных; древесина используется в мебельной промышленности и как сырье для бумажной промышленности, легкой промышленности. (Из семян кедра получают кедровое масло).

Учащиеся, которые подготовили презентации по данной теме, показывают их своим одноклассникам (учитель заранее проверяет эти презентации).

Проводит тестирование по темам «Мхи. Папоротники», «Голосеменные».

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Просматривают презентации одноклассников, подготовленные к уроку.

Выполняют тестирование.

В паре осуществляют взаимную проверку.

Проектор.

На доске  написаны ответы к тесту и критерии оценки

Регулятивные УУД:

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Познаватель-ные УУД:
осуществляют анализ ответов одноклас-сников, ориентиро-ваться в своей системе  знаний.

Коммуника-тивные УУД:

сравнивают и строят высказывания, понятные для одноклас-сников и учителя.

Постановка учебной задачи (4  минуты)

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- В садах, огородах и парках люди сажают цветы. В городе композиции на клумбах составлены из цветов. Цветы завораживают своей красотой или ароматом. Но у всех  этих цветов есть общие черты, несмотря на их разнообразие. Все их относят к покрытосеменным, или цветковым растениям.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- С особенностями строения и жизнедеятельности  цветковых растений мы познакомимся сегодня на уроке.

Выдвигает проблему:

- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Проектор

Живые цветущие растения

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления формулиро-вать учебную проблему.

Познаватель-ные УУД:

выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Формулиро-вать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Открытие нового знания

(9 минут)

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе):

- Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

- Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

После цветения на месте цветка образуется плод, внутри которого находятся семена. Они не располагаются открыто, как у голосеменных, а находятся в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые растения также получили название

 « покрытосеменные». Самой главной особенностью цветковых является наличие цветков, плодов и семян.

- В настоящее время известно более 250 разных видов покрытосеменных растений. Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

Формулирует задание:

- Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

- Где можно встретить цветковые растения? (На всех материках.)

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:

- Чем отличаются цветковые растения от ранее изученных групп растений? (Цветковые имеют корни, стебли, листья в отличие от водорослей; размножаются с помощью семян в отличие от споровых растений; имеют цветок, плод в отличие от голосеменных.)

- Теперь вы можете ответить на вопрос: почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле? (Они имеют различные формы: травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях.)

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Формулирует задание:

- Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает ответы учащихся:

  1. Выделяют кислород, необходимый для дыхания.
  2. Являются местом обитания многих животных.
  3. Служат пищей для животных и человека.
  4. Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.
  5. Применяют для получения  тканей (хлопок, лен).
  6. Служат основой лекарственных препаратов.
  7. Используют для украшения городов, садов, домов.

- В последнее десятилетие деятельность человека пагубно влияет на природу.  Какие действия человечеству необходимо принять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с  учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Записывают в тетрадь названия представителей цветковых, относящихся к деревьям, кустарникам, травам.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.

Отвечают на вопрос учителя

Записывают в тетрадях

какова роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Отвечают на вопросы учителя.

Проектор Учебник

Живые цветущие растения

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познаватель-ные УУД:

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизи-ровать информацию

Коммуника-тивные УУД:

Доносить свою позицию до других, при необходимости отстаивать свою точку зрения.

Первичное закрепление (4 минуты)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

- Давайте обобщим наши знания и назовем основные особенности цветковых растений:

1) Насчитывают более 250 тыс. видов.

2) Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).

3) Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями.

4) Наличие плода. Образование семян.

5) Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

6) Опыление ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.

7) Приспособлены к различным экологическим условиям.

Называют основные признаки покрытосемен-ных  растений.

Учебник

Регулятивные УУД:  определять цель учебной деятельности Познаватель-ные УУД: формируют вывод по пройденной теме. Обобщают и систематизи-руют знания.

Коммуника-тивные УУД:

учатся критично относиться к собственному мнению.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самоанализ и самоконтроль. (6  минут)

Самостоятельная работа по учебнику.

Давайте выполним задание №5   с.87.

Необходимо составить таблицу, сравнив внешнее строение водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.

Таблица 1.

Предлагаются различные варианты составления таблицы. Называют признаки для сравнения внешнего строения растений.

Вычерчивают таблицу в тетрадях. Проверяют правильность выполнения задания, сравнивая с заполненной таблицей на доске.

На доске выпол-нена  таблица

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности, работать по плану, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Познаватель-ные УУД: выполняют анализ и синтез, выбирают основания для сравнения,

представляют информацию в виде таблицы.

Коммуника-тивные УУД:

организовы-вать учебное взаимодейст-вие в группе, слушать других.

Группы растений

Внешнее строение растений

Стебель

Лист

Корень

Семя

Плод

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосеменные

Покрыто-семенные

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

+

Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5  минут)

Организует беседу по вопросам:

Подумайте, каково значение плода покрытосеменных, кроме  защиты семени.

Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников.

Вопросы записаны на доске

Регулятивные УУД:

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познаватель-ные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникати-вные УУД:

оформляют свои мысли в устной речи, отстаивают свою точку зрения, аргументируя её, пытаются принять другую точку зрения.

Рефлексия деятельности учащихся (3-4 минуты)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Вопросы на доске

Регулятивные УУД:

Соотносить результаты своей деятельности с целью и оценить его.

Познаватель-ные УУД:

умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуника-тивные УУД:

воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

Итог урока (2-3 минуты)

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.

Слушают учителя, определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы всех.

Коммуника-тивные УУД:

высказывают свое мнение и отстаивают  свою позицию.

Постановка домашнего задания (2 минуты)

Дает комментарии к домашнему заданию:       базовое задание:  прочитать текст учебника, с. 83-87, подготовить ответы на вопросы 1-4, 7-8; творческое: создать презентации по темам «Цветковые растения нашей местности», « Леса нашего региона».

Записывают задание.

Учебник, домашнее задание записано  на доске.

Регулятивные УУД:

составлять план выполнения проекта совместно с учителем.

Познаватель-ные УУД:
осознавать необходимость нового знания.

Коммуника-тивные УУД:

читают задание, задают уточняющие вопросы.

Ресурсный материал к уроку

Тестирование по темам «Мхи. Папоротники», «Голосеменные растения»

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Особенностями голосеменных являются:

1) наличие тканей, семян, расположенных в цветках;

2) наличие ризоидов и спор для размножения;

3) обитание во влажных местах, размножение с помощью спор;

4) древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.

2. К папоротникам относят:

1) орляк обыкновенный, щитовник мужской, сфагнум;

2) сфагнум, гинкго, орляк;

3) орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник;

4) кукушкин лен, сфагнум, кочедыжник.

3. Торф—это:

1) отмершие части папоротников;

2) полезное ископаемое, образованное древними голосеменными;

3) отмершие части мхов;

4) перегной, поверхностный слой почвы.

4. Размножение у мхов происходит с помощью:

1) спор;

2) частей тела;

3) семян;

4) спор и семян.

5. Семена хвойных растений располагаются:

1) на хвоинках;

2) на нижней стороне листьев;

3) в шишках;

4) в цветках и плодах.

Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль в жизни человека и природе играют голосеменные?

Вариант 2

Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Особенностями папоротников являются:

1) наличие тканей, спор, расположенных на нижней стороне листьев или в коробочке;

2) наличие ризоидов и спор для размножения;

3) наличие стебля, листьев и спор, расположенных на нижней стороне листа;

4) древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.

2. Только к хвойным относятся:

1) ель, сосна, саговник;

2) сосна, лиственница, гинкго;

3) сосна, ель, гинкго;

4) ель, сосна, лиственница.

3. Каменный уголь — это:

1) отмершие и разложившиеся части папоротников;

2) полезное ископаемое, образованное древними голосеменными, хвощами, плаунами;

3) полезное ископаемое, образованное неразложившимися частями мхов;

4) перегной, поверхностный слой почвы.

4. У мхов настоящий корень заменяют:

1) корнеподобные выросты;

2) ризоиды;

3) коробки со спорами;

4) у мхов нет корней, они прирастают к поверхности земли, таким образом прикрепляясь к ней.

5. Спорами размножаются:

1) мхи;

2) папоротники;

3) голосеменные и папоротники;

4) папоротники и мхи.

Часть С. дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль мхи и папоротники играют в природе и жизни человека?

Ответы:

Вариант 1. Часть А. 1—4; 2—3; 3—3; 4—1; 5—3.

Часть С. С1. В процессе фотосинтеза выделяют кислород, очищают воздух. Хвойные леса являются средой обитания животных; древёсина используется в мебельной промышленности. В хозяйстве получают сырье для бумажной промышленности, легкой промышленности. Из семян сибирской сосны изготавливают кедровое масло.

Вариант 2. Часть А. 1—3; 2—4; 3—1; 4—2; 5-4.

Часть С. С1. Залежи папоротников образуют каменный уголь. Его использует как топливо, а также в промышленности как сырье для изготовления других материалов. Мхи одними из самых первых поселяются на скалах, пустырях, в процессе жизнедеятельности создают почву. На ней в дальнейшем поселяются другие растения. Также отмершие части растения образуют торф. Люди использует его как топливо и удобрение в сельском хозяйстве. А в природе торфяные болота могут накапливать огромное количество воды, в засушливое время  питая реки и озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Органы цветкового растения"

Конспект может быть использован на уроках обобщения по теме "Органы цветкового растения"...

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

Конспект урока на тему - "Органы цветковых растений" 6 класс.

Конспект урока - Органы цветковых растений на примере Портулака крупноцветкового....

Урок на тему "Органы цветкового растения"

Конспект урока "Органы цветкового растения"...

Презентация. Обобщающий урок по теме:органы цветковых растений. Путешествие по маршруту "Корешки-Дачная"

Презентация послужит хорошим подспорьем для проведения обобщающего урока по биологии в 6 классе по теме: Органы цветковых растений.Перемещаясь от стации Корешки до станции Дачная учащиеся получают зад...

Обобщающий урок по теме "Органы цветкового растения"

Обобщающий урок по теме "Органы цветкового растения"...