урок в 5 классе ВОЗДУХ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

урок  ВОЗДУХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_vozdukh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Каменская Л.А.,

учитель высшей квалификационной категории

МОУ Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья; Коломенский район Московской области

                                

         ВОЗДУХ

Цели урока:

  • познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха;
  •  дать общее представление о ветре  как движении воздуха;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать, слушать;
  • развивать речь учащихся, логическое мышление, память, познавательные интересы в процессе коррекционной работы.

Оборудование: полиэтиленовый пакет, одноразовый 20-ти миллиметровый шприц без иглы, мензурка, иллюстративный и схематический материал, фишки для игры «Четвёртый лишний».

Предварительная работа: подготовить карточки к игре «Четвёртый лишний», напечатать  каждому ученику стихотворение «Воздух».

                                                    Ход урока

I.   Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1). Что  изучаем? (неживую природу)

2). Закончите  предложение: «Неживая природа – это…».

3). Приведите примеры неживых тел природы.

4). Что было задано на дом? (вода в природе)

5). Где в природе находится вода? 

6). Где используется вода?)

7). Какие свойства воды вы знаете?

  • Как можно проверить прозрачность воды?
  • Как определить цвет воды?
  • Что мы выяснили о запахе воды? Каким образом?
  • Какое свойство воды нам помогает, когда умываемся? (текучесть)
  • Докажите, что вода легко меняет форму.

8). Что ещё интересного вы знаете о воде?

9). А вода так  «о себе  говорит»: Я и туча, и туман,

                                    Я ручей и океан,

                                    Я летаю и бегу,

                                    И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете? 

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? 

- В твёрдом? 

- А  в жидком состоянии?

10). Игра «Четвёртый лишний». Найдите лишние слова и закройте их фишкой. Объясните,  

      почему они лишние:  

дождь, роса, туман, снег

                               снег, лёд, град, пар

III. Введение в тему урока.

- Послушайте рассказ-загадку «Невидимка» А.Низовой, Л.Греховой.

Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут, вы ощущаете его прикосновение.

Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шапку.

Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути наклоняются в поле колосья, пригибается трава.

Людям нелегко понять, что это за Невидимка.

Но чем чаще они имели с ним дело, тем лучше узнавали его привычки и повадки.

- Кто же такой этот Прозрачный Невидимка?

IY. Сообщение темы урока, его целей и задач.

- Тема урока: «Воздух». Мы узнаем, что такое воздух, познакомимся с составом воздуха, некоторыми его свойствами, а также постараемся понять, какое отношение имеет воздух к ветру.

Y. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы и экспериментальной работы.

- Хотя и называем мы воздух Невидимкою, но он реально существует. Хотите в этом убедиться? Тогда:

# Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.

   Что заметили? (Высказывания детей).

        # Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем его и попробуем

               осторожно смять. Легко ли он сжимается?

                # Наполним шприц без иглы воздухом. Зажмём пальцем входное отверстие.

                           Попробуем передвинуть поршень. Можно ли сжать воздух?

   Что произойдёт, если убрать палец с отверстия?

- Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде, в пустом стакане, в нашей одежде, в кусочке этого мела, в камнях и т.д.

2. Чтение «цепочкой» стихотворения «Воздух».

-  Что можно узнать о воздухе из стихотворения?

Воздух

Он прозрачный невидимка,                                Летом он бывает тёплым,

Лёгкий и бесцветный газ.                                Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой                                Когда иней красит стёкла

Он окутывает нас.                                        И лежит на них каймой.

Он в лесу – густой, душистый,                        Мы его не замечаем,

Как целительный настой,                                Мы о нём не говорим.

Пахнет свежестью смолистой,                        Просто мы его вдыхаем -

Пахнет дубом и сосной.                                Ведь он нам необходим.

3. Практическая работа «Свойства воздуха».

 - Так что же такое воздух? Оказывается, воздух – смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

- Какими же свойствами обладает воздух?

1). Воздух прозрачен,  мы же видим через него все окружающие нас предметы.

     (Сравните: дверь, книга непрозрачны. Через них не видно других предметов.)

2). Воздух бесцветен. Действительно, шкаф жёлтый, классная доска чёрная,

      комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то

      другого цвета.

3). Воздух не имеет запаха. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих

     веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

     Но чистый воздух не пахнет.

4). Обратите внимание на батареи парового отопления.

     - Почему батареи устанавливаются возле пола? Оказывается, «виновато» в этом  

     ещё одно свойство воздуха: тёплый воздух легче холодного, поэтому он

                 поднимается вверх, а его место  занимает холодный воздух.

4. Формирование представления о ветре. Рассказ учителя.

- В природе постоянно происходит движение тёплого и холодного воздуха. Поверхность земли нагревается от солнечных лучей неодинаково. Там, где она нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух, который движется из тех мест, где поверхность земли нагревается меньше. В результате такого движения воздуха образуется ветер. Значит, ветер – это движение воздуха. 

(Чтобы убедиться в этом, можно открыть окно.)

- Воздух обладает и другими удивительными свойствами. Какими? О них мы ещё узнаем.

 А на сегодня всё.

YI. Закрепление полученных знаний.

1). О чём узнали на уроке?

2). Что такое воздух? 

3). О каких  свойствах воздуха вы теперь знаете? 

4). Что такое ветер? 

YII. Итоги урока, оценка работы учащихся.

YIII. Задание на дом: по тетради связи.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе "Воздух"

Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Воздух"...

Урок Распределение температуры воздуха по территории России 8 класс

Урок географии  в 8 классе по ФГОС на тему "Распределение температуры воздуха по территории России"...

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель:  Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...

Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Воздух

Конспект открытого урока по теме: Воздух...

Открытый урок 7 класс ФГОС " Атмосферное давление.Вес воздуха"

Урок позволяет разъяснить смысл атмосферного давления,Объяснить влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни....

Презентация Урок физики Влажность воздуха (10 класс)

Презентация Урок физики Влажность воздуха (10 класс)...