Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"
план-конспект урока на тему

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"

Цель:  Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_b_klass_vozduh_i_ego_svoystva.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                 «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Урок по предмету

 История (человек и общество)

в классе для детей с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью седьмого  года обучения

Тема: Воздух. Какими свойствами обладает воздух.

                                                                     Составила  учитель 7 «Б»   класса                                                            

                                                                                    Мокрякова Т. Я.

Рубцовск – 2017г.

Тема:   Воздух. Какими свойствами обладает воздух.

Цель:  Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с понятием «воздух» и некоторыми его свойствами;

 побуждать детей принимать участие в составлении рассказа, договаривать отдельные слова и фразы;

- активизировать словарь детей.

Коррекционные задачи: 

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;

- развивать устную связную речь, слуховое внимание;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;

Воспитательные задачи: 

- воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха;

- эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.

Словарь:  живая и неживая природа, воздух, свойства воздуха, ветер – движение воздуха.

Методы и приемы:

- использование элементарного эксперимента (опыта);

- моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;                                                                                                                                            

- использование дидактических пособий и наглядного материала;

- использование литературных произведений в динамических паузах, физминуток, пальчиковых игр;

- наглядно-действенный;

- приём игрового взаимодействия с взрослыми;

- словесный – активизация речи детей, диалог.

Оборудование: 

У учителя:

- Предметные картинки: солнце, дождь, гром, лес, морской прибой, птицы, цветы, ручей, дети;

- Карточки со словами: природа, живая, неживая.

- Лист наблюдений «Свойства воздуха».

- Мнемотаблицы: лаз, нос, рот (всё перечёркнуто), палец, ухо.

- Веер, «ветречок», игрушечные духовые инструменты: свисток, дудочки.

- Полиэтиленовый пакет

- Аудиозапись ветра в лесу.

У детей:

- Полиэтиленовые пакеты, веера, дудочки (свистки)

Предварительная работа: 

- наблюдение за изменениями живой и неживой природы на экскурсии,

- разучивание упражнений для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

Литература:

1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.

2. Бурковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., Владос 2004. – 192с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).

3. Журнал «Логопед» № 2, 2012г. с. 30 – 31 Школа чистой речи «Чистоговорка».

4. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. М.: ВАКОЛ, 2010. – 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Автор- составитель В.Н.Иванкова. - М.; ООО «Аквариум-Принт, К.: «Дом печати-ВЯТКА», 2006.-256с.

Ход урока

I. Организационный  момент

-  Какой по счёту урок мы начинаем?

- Как называется наш урок? (Наш урок называется человек и общество)

- Чему вы учитесь на уроках человек и общество? (Мы учим наблюдать за погодой, живой и неживой природой)

- Какое время года идёт? (Время года весна)

- Какой месяц весны идёт? (Месяц весны март.)

- Какой он по счёту? (1-й месяц весны)

- Назовите сегодняшнюю дату (15 марта)

- Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая  погода, безветренная)

(Слава отмечает погоду в календаре природы)

II.  Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать природу, а что именно узнаете чуть позже.

III. Повторение пройденного

(Учитель читает стих. По ходу чтения учитель на голубой фон (фон на доске) ставит магнитные картинки)

«Есть на Земле огромный дом…»

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.        голубой фон

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты        дети

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- Как называется этот дом? (Этот дом природа)

- Что относится к природе? (Люди, животные, растения, горы, реки и т.д.)

- Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая)

- Кто и что относится к живой природе? (Люди, животные, растения)

- Что относится к неживой природе? (Все остальные предметы)

- Распределите предметные картинки в два столбика

На доске

ПРИРОДА

        ЖИВАЯ        НЕЖИВАЯ

Дети по очереди выходят к доске и распределяют предметные картинки из стихотворения в два столбика

- Почему лес, птицы, люди, цветы относятся к живой природе?

- Почему солнце, дождь, гром, морской прибой, ручей – к неживой?

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке вы больше узнаете о природе.

- Для этого вам нужно отгадать загадку.

Загадка

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас?

- Что это? (Это воздух)

- Почему ты так думаешь?

- Правильно, это воздух. Сейчас мы будем изучать воздух.

V. Работа по теме

1. Беседа с практическим заданием.

- Так для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать)

- Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого.

- Встаньте из-за парт.

- Давайте глубоко вдохнём, а затем выдохнем.

- Что мы вдохнули? (Воздух)

- А теперь попробуйте не дышать.  Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали? (было плохо)

- Воздух необходим для дыхания, человек жить не может без воздуха.

Физминутка           Дыхательная гимнастика

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко – легко,

(Медленный вдох – выдох на 4 секунды)

Подыши одной ноздрёй и к тебе придёт покой.

(Продолжительный вдох – выдох одной ноздрёй, затем – другой. Указательным пальцем закрываем то правую, то левую ноздрю.)

- Как вы думаете,  кто ещё дышит воздухом? (животные, растения)

- То есть воздухом дышит вся живая природа.  

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет

Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и ты.

- Как вы думаете воздух это живая или неживая природа?

- Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воздуха.

2. Опыты

- Для этого мы сделаем с вами несколько опытов.

Результаты опытов будем записывать на листке наблюдений. («Лист наблюдений» вывешивается на доску и  постепенно заполняется.

Лист наблюдений

«Свойства воздуха»

Опыт 1.

Мнемокартинки:

глаз

Опыт 2.

Мнемокартинки:

рот, нос

Опыт 3.

Мнемокартинки:

палец

Опыт 4.

Мнемокартинки:

ухо

Опыт 1   «Увидим воздух»  (С полиэтиленовым пакетом)

- Возьмите пакет. Что в нём? (Он пуст)

- Его можно сложить  в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого скручиваем пакет.        

- Что произошло с пакетом? (он надулся)

- Что сейчас у нас в пакете? (воздух)

- Какого цвета воздух? (безцветный, прозрачный) Правильно, воздух не имеет цвета, он прозрачный.

- Видим мы сейчас воздух? (нет)

Вывод: Мы воздух не видим, он невидимый.

Опыт 2  «Узнай по вкусу,  запаху»

- А теперь вдохните ртом воздух.

- Какого он вкуса? (Без вкуса.)

- Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.)

- Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить (присваивать). По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат.

- Закройте глаза и узнайте запах. Учитель открывает баночку с очищенным апельсином.

- Какой запах вы почувствовали?

Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но переносит различные запахи.

                 

3. Опыт «Ощущаем воздух»

1)  - Увидеть воздух никто не может, а вот ощутить прикосновение его может каждый.

- Возьмите веер. Помашите веером на себя.

- Что вы почувствовали? (Ветерок) Правильно, вы  почувствовали прикосновение воздуха. Это ветерок.

2) - Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом.

Физминутка с использованием «ветрячков»

Рот замочком застегни,

Воздух носиком втяни.

Дуй тихонько, как бычок,

Чтоб крутился ветрячок!

Вывод: Воздух можно почувствовать. Движение воздуха – это ветер.

4. Опыт «Слышим  воздух»

- Каждый из вас ощутил воздух, а теперь послушаем воздух.

- Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

1) Показываю музыкальные инструменты 

- А вот это что ребята?

- Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук).

- С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха).

- Это духовые инструменты.

- Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

2) - А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у».

- Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) 

- Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод:  Воздух можно услышать разными способами.

3) - А как в природе мы слышим воздух?

- Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

5. Работа по заполненному листу наблюдений

- Расскажите по картинкам, что вы узнали о воздухе.

Например: Воздух не имеет цвета, он невидимый. Воздух не имеет вкуса и запаха. Воздух можно ощущать и слышать.

По – возможности, отвечают все дети класса.

V.  Итог

- О чём мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о воздухе)

- Воздух это живая или неживая природа? (Воздух неживая природа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: "Глюкоза. Строение и свойства"

Урок проведен с использование технологии развития критического мышления. Позволяет развивать навыки проведения химического эксперимента, умение формулировать проблему и находить пути ее решения, самос...

Открытый урок: "Наша семья: какая она?".

Конспект урока английского языка по теме "Наша семья: какая она?" с презентацией....

Открытый урок по теме:"Существенные свойства и принятия решений"

учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); учить описывать состав и возможные действия объек...

Открытый урок "Логарифмы и их свойства"

Урок разработан в рамках мероприятий, посвященных к юбилею ГБОУ СПО "Саровский политехнический техникум". Студенты смогут не только обобщить и систематизировать знания по данной теме, но и познакомить...

Открытый урок по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня» с использованием элементов проблемного обучения.

Цель урока:Получение способа вынесения множителя из-под знака корня.Получение способа внесения множителя под знак корня.Тип урока: Постановочный урок – получение способов.Результат урока:Способы внесе...

Открытый урок по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня» с использованием элементов проблемного обучения.

Цель урока:Получение способа вынесения множителя из-под знака корня.Получение способа внесения множителя под знак корня.Тип урока: Постановочный урок – получение способов.Результат урока:Способы внесе...