Рабочая программа по биологии в 9 классе
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа по биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_v_9_klasse.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  по биологии в 9 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой (М.: Владос, 2010).

Цель обучения: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам,  об организме человека и охране его здоровья.

Задачи обучения: изучение элементарных сведений о строении и работе основных органов и в целом всего организма человека; практическое закрепление правил личной гигиены; знакомство с профилактическими мерами по предупреждению заразных болезней; изучение вредного воздействия курения, спиртных напитков, наркотиков на организм человека.

Основные направления коррекционно – развивающей работы:

  • развивать у учащихся личностные качества: наблюдательность, аккуратность, целеустремлённость; речь, мышление; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимосвязи живых организмов между собой и с неживой природой;

  • уделять внимание развитию устной речи: следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу;

  • способствовать развитию экологической культуры, умению совершать экологически грамотные поступки; прививать учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе;

  • развивать познавательный интерес, творческие способности к экспериментальной работе;

  • способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, иллюстрациями, рисунками, схемой, видеоинформацией;

  • развивать коммуникативные навыки учащихся.

 Общее количество часов по программе: 2ч. в неделю.

                                     

Уровень интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений и навыков учащихся 9 класса – средний.  Большинство детей не способны отстоять свою позицию, а в ходе общения могут нарушать социальную дистанцию. Отношение к учёбе у ребят разное: хорошо учатся Мартынов Михаил, Никитин Юрий, Сорокина Кристина, Глазкова Анастасия. Эти учащиеся всегда проявляют интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении, способность работать самостоятельно.  При ответах  используют дополнительный материал: статьи из журналов, энциклопедий, сюжеты фильмов о животных.

Хороший потенциал у  Ананьева Захара, Мещерякова Алексея,  но в силу своих психофизических особенностей они, к сожалению, относятся, скорее, к слабой группе учеников. Средние показатели в учёбе имеют Тихонова Татьяна, Иванова Екатерина, Туманов Андрей. Они проявляют интерес к учёбе, могут работать самостоятельно. Трудности при изучении теоретического учебного материала испытывают  Грушникова Анастасия, Катков Александр. Причина в низком уровне развития, внимания, памяти, а также в нерешительности и неуверенности в собственных силах.

Применение дифференцированных методов  обучения поможет  проявить интерес к урокам биологии, любознательность, творческий подход в учении, способность работать самостоятельно всем учащимся 9 класса.

   Планируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о работе основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения  и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся будут уметь:

- применять приобретённые знания о строении и работе человеческого

  организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего

   здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учебно – тематическое планирование в 9  классе

 №  

п/п

             Название раздела (общей темы)

 

Кол-во

  часов

    I

четв.

  II

четв.

  III

четв.

  IY

четв.

   1.

Введение.

2

2

   2.

Общий обзор организма человека.

2

2

   3.

   

Опорно-двигательная система.

14

13

1

   

   

                       из них: лабораторная работа -

1

1

   4.

Кровь и кровообращение.

9

9

                       из них: лабораторная работа -

2

2

   5.

Дыхательная система.

4

4

   

   6.

Пищеварительная система.

13

  13

   7.

Мочевыделительная система.

2

    2

   8.

Кожа.

6

    5

1

   9.

Нервная система.

6

   6

 10.

Органы чувств.

6

 

    6

 11.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

2

 

    2

                                                                Итого:

66

17

14

   20

  15

Календарно – тематическое планирование

9 класс, I четверть (17 часов)

№ п/п

№ урока в разделе

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение  (2 часа)

1.

1.

Что изучают науки анатомия, физиология, гигиена.

04.09.14

2.

2.

Место человека среди млекопитающих.

06.09.14

Общий обзор организма человека (2 часа)

3.

1.

Строение клеток и тканей организма.

11.09.14

4.

2.

Органы и системы органов человека.

13.09.14

Опорно-двигательная система ( 14 часов)

5.

1.

КИМ «Общий обзор организма человека».

Скелет человека. Его значение.

Части скелета.

18.09.14

6.

2.

Состав и строение костей. Лабораторная работа: «Состав костей. Свойства декальцинированных и прокалённых костей».

20.09.14

7.

3.

Соединение костей.

25.09.14

8.

4.

Череп.

27.09.14

9.

5.

Скелет туловища.

02.10.14

10.

6.

Скелет верхних конечностей.

04.10.14

11.

7.

Скелет нижних конечностей.

09.10.14

12.

8.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

11.10.14

13.

9.

Значение и строение мышц.

16.10.14

14.

10.

Основные группы мышц человека.

18.10.14

15.

11.

Работа мышц. Физическое утомление. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузку на мышцы.

23.10.14

16.

12.

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

25.10.14

17.

13.

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.

30.10.14

9 класс, II четверть (14 часов)

   

№ п/п

№ урока в разделе

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

18.

14.

Повторение раздела «Опорно-двигательная система» с использованием КИМа.

13.11.14

Кровь и кровообращение  (9 часов)

19.

1.

Значение крови и кровообращения.

15.11.14

20.

2.

Состав крови. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови».

20.11.14

21.

3.

Органы кровообращения. Сосуды.

22.11.14

22.

4.

Органы кровообращения. Сердце и его работа.

27.11.14

23.

5.

Лабораторная работа: «Подсчёт частоты пульса».

29.11.14

24.

6.

Большой и малый круги кровообращения.

04.12.14

25.

7.

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение.

06.12.14

26.

8.

Первая помощь при кровотечениях.

11.12.14

27.

9.

Повторение раздела «Кровеносная  система» с использованием КИМа.

13.12.14

Дыхательная система (4 часа)

28.

10.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.

18.12.14

29.

11.

Газообмен в лёгких и тканях. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

20.12.14

30.

12.

Гигиена дыхания.

25.12.14

31.

13.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

27.12.14

9 класс, III четверть (20 час)

   

№ п/п

№ урока в разделе

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Пищеварительная система (13 часов)

32.

1.

КИМ «Дыхательная система».

Значение питания. Пищевые продукты.

15.01.15

33.

2.

Питательные вещества. Демонстрация опытов «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле; белка и крахмала

в пшеничной муке».

17.01.15

34.

3.

Витамины.

22.01.15

35.

4.

Органы пищеварения.

24.01.15

36.

5.

Ротовая полость. Зубы. Демонстрация опыта «Действие  слюны на крахмал».

29.01.15

37.

6.

Изменение пищи в желудке. Демонстрация опыта «Действие желудочного сока на белки».

31.01.15

38.

7.

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

05.02.15

39.

8.

Гигиена питания.

07.02.15

40.

9.

Уход за зубами и ротовой полостью.

12.02.15

41.

10.

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

14.02.15

42.

11.

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.

19.02.15

43.

12.

Пищевые отравления.

21.02.15

44.

13.

Повторение раздела «Пищеварительная система» с использованием КИМа.

26.02.15

Мочевыделительная система (2 часа)

45.

1.

Почки – органы выделения.

28.02.15

46.

2.

Предупреждение почечных заболеваний.

05.03.15

Кожа (6 часов)

47.

1.

КИМ «Мочевыделительная система».

Кожа и её роль в жизни человека.

07.03.15

48.

2.

Уход за кожей.

12.03.15

49.

3.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

14.03.15

50.

4.

Закаливание организма.

19.03.15

51.

5.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

21.03.15

9 класс, IY четверть (15 часов)

   

№ п/п

№ урока в разделе

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

52.

6.

Первая помощь при ожогах и обморожениях.

02.04.15

Нервная система (6 часов)

53.

1.

КИМ «КОЖА».

Головной и спинной мозг.

04.04.15

54.

2.

Нервы.

09.04.15

55.

3.

Значение нервной системы.

11.04.15

56.

4.

Режим дня, гигиена труда.

16.04.15

57.

5.

Сон и его значение.

18.04.15

58.

6.

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.

23.04.15

Органы чувств (6 часов)

59.

1.

КИМ «Нервная система».

Орган зрения.

25.04.15

60..

2.

Гигиена зрения.

30.04.15

61.

3.

Орган слуха.

02.05.15

62.

4.

Гигиена слуха.

07.05.15

63.

5.

Орган обоняния.

14.05.15

64.

6.

Орган вкуса.

16.05.15

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 часа)

65.

1.

КИМ «Органы чувств».

Охрана здоровья человека.

21.05.15

66.

2.

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.

23.05.15

                     

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва,  Биология: Человек: 9 класс – М.: Просвещение, 2014.

2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение –

    Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной

    Школе: (Выпуск I. Математика, природоведение): Практическое пособие

    для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных

    заведений, слушателей ИПК – Ростов н/Д: ТИ «Учитель», 2002.

4. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения./ Сост. Л.А.Багрова; Под общ.

    ред. О.Г.Хинн – М.: ТКО «АСТ», 1995.

5. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Животные./ Сост. П.Р.Ляхов; Под общ.

    ред. О.Г.Хинн – М.: ТКО «АСТ», 1995.

Информация из открытых интернет-источников.

Согласовано.

Руководитель межпредметного МО

Учителей общеучебных дисциплин

_________________________

С.А.Лисейцева

Протокол №1 от 26.08.2014г.

Согласовано.

Зам. директора по УР

_____________________

Л.В.Резкина 27.08.2014г.

Согласовано.

Директор МОУ ДПО

«Методический центр»

________________________

 Н.В.Солдатова 28.08.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....