Организменная среда жизни
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Анчухина Татьяна Сергеевна

Цель урока обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Задачи урока:Образовательные: углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов; раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Развивающие: развивать самостоятельную деятельность; умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию; научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Воспитательные: формирование умения работать в коллективе; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizmennaya_sreda_obitaniya.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Организменная среда жизни»

Ф. И. О. педагога: Анчухина Т.С.
Предмет:  биология
Класс: 5.
Тип урока: комбинированный.

Тема

Организменная среда жизни

Цель урока

обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Задачи урока:

Образовательные: углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов; раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Развивающие: развивать самостоятельную деятельность; умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию; научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Воспитательные: формирование умения работать в коллективе; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД (БУ и ПУ)

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: организменная среда жизни Способы действий учащихся: объяснять характерные признаки организменной среды; описывать, приспособления к обитанию в организме хозяина

Ценностный компонент урока: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

 Регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели, уметь планировать и регулировать свою деятельность.

 Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.

 Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. 

Основные понятия

организменная среда жизни паразиты, паразитизм.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Экология

коллективная, работа в парах

Учебник,  электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, мультимедийная установка,  персональный компьютер, диск

Дополнительное оборудование к уроку:

Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо,

Сонный – нет удовлетворения от урока

Вопросительный - ничего не понял


Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационный момент. - 1 мин

 Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2-й этап Актуализация знаний, определение темы, цели и задач урока.- 6 минут

Учащиеся определяют тему в ходе деловой дискуссии и предлагают постановку цели урока

Умение логически мыслить

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Высказывание своих мыслей

Умение формулировать и высказывать свою точку зрения

Самостоятельное целеполагание

Формирование познавательного интереса и мотивации к обучению

Учитель. Приготовили все необходимое для  успешной работы на уроке: учебники, тетради, линейки, простые карандаши, ручки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1.Актуализация, мотивация

(слайд1 )

(слайд 2) - Ребята, назовите известные вам среды обитания

  - Наземно – воздушная, водная, почвенная (слайд 3)

- Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти животные? (слайд 4). 

Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 5-7)

Наземно – воздушная: обилие воздуха, много света, большие колебания температуры, большие колебания влажности. (слайд 5).

Водная: мало света, мало кислорода, нет резких перепадов температуры, наличие минеральных солей. (слайд 6).

Почвенная: нет света, мало кислорода, небольшие перепады температуры и влажности в течении суток. (слайд 7).

Подводим итоги.

(слайд 8) -  Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? 

- Ребята, сформулируйте тему (запись темы урока в тетрадях) (слайд 9)

- А какую цель мы сегодня поставим на уроке?

( Формулируем цели урока, исходя из  ответов учащихся). (слайд 10)

- сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях (Основные особенности среды, Обитатели, Приспособленность организмов в данной среде.)

 (слайд 11)   - Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма

- Каковы же особенности данной среды обитания? (слайд 12)   

- Где и как узнать! (слайд13)

3-й этап Информационно-деятельностный. -  25 минут

Организация учащихся на решение проблемы

-Систематизация материала

Самост работа, работа в парах,  защита своих работ

Отбирать нужную информацию,

- делать -обоснованные выводы

-формирование критического мышления

-представление собственной позиции

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Умение публично выступать

Контроль за ответами

-Концентрация на сути проблемы

-применение и сохранение цели

-планирование деятельности

2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) 

(слайд 14)    1. учебник – с.28      2. таблица «Характеристика организменной среды обитания» (приложение1)

- Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?  (слайд 15)   

3. Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)  

-  Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их  приспособления к жизни в данной среде (слайд16-17)

 - Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их  приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах.                              

Артемова Д, Банных В  - организмы-паразиты животные

Нестерова О, Романова Л - организмы-паразиты растения

- Для работы используйте учебник - стр.28-29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 2-3)

 В тетради записываете краткие выводы.

4. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).

Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов18-32, дополняется учителем

Устали, пора отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин).

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахали,
Шесть - на место тихо сели.

Подводим итоги.

5. Применения новых знаний (слайд33)

5.1. Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»  

Среда жизни

Характеристика условий обитания

Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде

(с последующей проверкой)

1. учебник – с.28-29

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.33

5.2. Подведения итогов работы (проведение самооценки)

4-й этап Выходной тест. - 5 минут

Организует выполнение теста и проведение самооценки

Выполнение теста

Оценка предметных знаний

Проверка по результатам

Способность к самооценке

Контролируют результат

Умение принять ошибки

Тренажёр электронного приложения к учебнику – тест.

Ученики. Записывают результаты теста, самооценку.

5-й этап Домашнее задание. - 5 минут

Задаёт и комментирует дифференцированно домашнее задание

Воспринимают информацию и осознанно записывают своё задание

Выбор наиболее эффективного способа достижения

 

 

Самоуправление обучением

Понимание цели, содержания и способов выполнения задания

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

Творческое  задание (по выбору)

  • Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.
  • Приготовить презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища»

6-й этап Рефлексия. - 3 минуты

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

 Выставление оценок.

- А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое спасибо.

Оценка проделанной работы(р), анализ проделанной работы, полученных знаний и умений (п), осознание личной значимости темы урока, применение полученных знаний и умений в практической деятельности (л)

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

Выходной тест

 ИТОГ

отметка

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

Выходной тест

 ИТОГ

отметка

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

Выходной тест

 ИТОГ

отметка

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

Выходной тест

 ИТОГ

отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организменный уровень жизни. Значение и роль в природе.

В презентации отражены основные моменты на которые следует обратить внимание учащихся во время урока....

Организменный уровень жизни, его роль в природе.

Презентация к уроку " Организменный уровень жизни, его роль в природе". Биология 11 класс. Первый урок по программе Пономаревой И. Н. , целью которого является  обобщение  и систем...

Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания

Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....

Контрольное тестирование по теме « Организменный уровень жизни», 11 класс, УМК Поноарёва И.Н.

Методическая разработка заданий построена в форме ЕГЭ, что позволяет не только проверить знания учащихся по теме "Организменный уровень жизни", но и нарабатывать навык правильного распределния времени...

разработка урока по биологии "Организменная среда жизни" 5 класс

Методика разработки урока соответствует ФГОС...

технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...