Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»
По теме «Витамины»
Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Витамины»
2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развивать познавательный интерес к биологии.
Оборудование:
Таблицы: «Витамины, Плодово-ягодные культуры»,
папки с содержанием дела, ордена «отличника» и «незнайки»,
алфавит с нумерацией букв.
Следствие ведут знатоки биологии.
Ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии» проводим в 8 классе при изучении темы «Витамины» (по программе Пономаревой И.Н.). Игра направлена на развитие познавательного интереса и обобщения изученного материала.
Подготовительный этап.
Класс делится на 4 группы, для них готовятся папки с содержанием дела и заданием для следственной группы, папки нумеруются, и жребий решает какое дело рассматривается первым. Готовятся оценки (орден отличника и незнайки).
Следователи каждого отдела выбирают начальника. Игру проводит учитель или ведущий. Он координирует работу и помогает делать выводы.
Ход работы:
Учитель. Здоровье человека очень важно для каждого. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только вести здоровый образ жизни, но и правильно питаться. Пища должна быть разнообразной. Для того чтобы организм не истощался, учитывая энергозатраты, можно определить нормы питания. Немецкий учёный Макс Рубнер выяснил, что при окислении 1 г. белков и углеводов образуется 4,1 ккал, а при расщеплении 1 г. жира- 8.2 ккал энергии. Для того, чтобы составить правильный рацион, надо знать сколько энергии потрачено и сколько пищи необходимо съесть. Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона, необходимо учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Например, растительный белок не содержит некоторых аминокислот, необходимых человеку, а животные белки больше подходят, т.е. соответствуют человеческому организму; зато жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Например, яблоки содержат много солей железа, творог- кальция, морковь- каротин, из которого синтезируется витамин А, но он усваивается только в присутствии жиров. Поэтому морковь надо есть с маслом или сметаной. Также в пище должны присутствовать биологически активные вещества, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. При отсутствии их возникают нарушения- авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям. Сейчас я предлагаю ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии». Уважаемые следователи! Сегодня вы можете показать свои деловые качества и знания и за это получить орден отличника.
(Отделам предлагается расследовать 4 дела. Содержание каждого дела, написанного на карточке, зачитывает ведущий и раздает группам. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено начальник отдела поднимает руку. Первый, поднявший руку, вызывается для отчета. Ответ должен звучать, как связанный рассказ. Когда все дела рассмотрены - церемония награждения. Команды, правильно ответившие на вопросы, получают орден отличия. Остальным вручается орден незнайки).
Но прежде чем преступить к расследованию – небольшая разминка.
На доске написаны пронумерованные ответы, вопросы зачитываются учителем.
Запишите № ответов в правильной последовательности.
Ответы: 1) Витамин А 6)Органические вещества
2) Витамин В 7) Углеводы
3) Витамин С 8)Витамины
4) Витамин Д 9) Вода
5) Белки
- отсутствие вещества приводит к параличу нервной системы, болезни бери - бери;
-источник энергии в организме человека;
-самое энергетически ценное органическое вещество;
- недостаток вещества вызывает нарушение сумеречного зрения -куриную слепоту;
-биологически активные вещества;
-обязательное наличие вещества в составе пищи человека;
- отсутствие вещества - вызывает деформацию костей – рахит;
-отсутствие вещества вызывает цингу.
Дело № 1
Жители сказочного государства потеряли зрение, у них понизились защитные свойства организма, замедлился рост и развитие.
Задание следственному отделу.
Установите, как зовут витамин.
Определите где (в каких продуктах) он прописан.
К какому сословию он относится (водорастворимые или жирорастворимые)?
К каким последствиям может привести его нехватка?
Дело № 2
В качестве пострадавших по этому делу проходят рыбий жир, печень и яйцо, их исключили из рациона питания, что запрещено законодательством.
Здание следственному отделу.
Установите, какой витамин пострадал.
К какому сословию относится?
Какие симптомы возникают при гиповитаминозе и авитаминозе?
Дело № 3
В милицию поступило заявление, что в квартире прописан 1 жилец, а проживает 12
Задание следственному отделу.
Установите всех жильцов данной квартиры.
Где они проживали ранее?
Какую роль они играют в жизни города?
Дело № 4
Сотрудникам отделения милиции перехвачена шифрограмма: 24 10 15 4 1! 12 18 16 3 16 20 16 25 1 20 5 7 19 15 29, 3 29 17 1 5 1 32 20 9 21 2 29, 19 13 1 2 16 19 20 30, 21 20 16 14 13 33 6 14 16 19 20 30.
Задание следственному отделу.
Предложите способ спасения людей.
Определите перечень продуктов, необходимых для решения проблемы.
Если учащиеся испытывают затруднения, при выполнении какого-то задания, можно поднять документацию отдела (т.е. посмотреть тетрадь). Если ответ по-прежнему не найден, дело отправляется на доследования, срок – следующий урок биологии. В конце урока проводится общий итог, и выставляются отметки.
Итак, ребята, в ходе игры вы выяснили значение витаминов. Теперь вы знаете, как важно беречь своё здоровье, рационально питаться, используя достаточное витаминов.
Ключ к заданиям : 1) 2,6,7,1,8,9,4,3. 2) а) А; б) печень трески, шпинат, красный перец, морковь, петрушка и т.п.; в) жирорастворимый ; г) необходим для нормального роста, недостаток может привести к нарушению сумеречного зрения- Куриной слепоте.
3)а) В1,В2,В3,………….В12; б) печень, яйца, сыр, молоко, пивные дрожжи, отруби, в) участвуют в обмене веществ, тканевом дыхании, влияют на центральную нервную систему, недостаток вызывает серьезные заболевания - Бери – бери и Пеллагру. 4) а) дать витамин С ;пользовать в б) использовать в пищу продукты, содержащие витамин С- овощи,плоды,ягоды,фрукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy.rar | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»
По теме «Витамины»
Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Витамины»
2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развивать познавательный интерес к биологии.
Оборудование:
Таблицы: «Витамины, Плодово-ягодные культуры»,
папки с содержанием дела, ордена «отличника» и «незнайки»,
алфавит с нумерацией букв.
Следствие ведут знатоки биологии.
Ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии» проводим в 8 классе при изучении темы «Витамины» (по программе Пономаревой И.Н.). Игра направлена на развитие познавательного интереса и обобщения изученного материала.
Подготовительный этап.
Класс делится на 4 группы, для них готовятся папки с содержанием дела и заданием для следственной группы, папки нумеруются, и жребий решает какое дело рассматривается первым. Готовятся оценки (орден отличника и незнайки).
Следователи каждого отдела выбирают начальника. Игру проводит учитель или ведущий. Он координирует работу и помогает делать выводы.
Ход работы:
Учитель. Здоровье человека очень важно для каждого. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только вести здоровый образ жизни, но и правильно питаться. Пища должна быть разнообразной. Для того чтобы организм не истощался, учитывая энергозатраты, можно определить нормы питания. Немецкий учёный Макс Рубнер выяснил, что при окислении 1 г. белков и углеводов образуется 4,1 ккал, а при расщеплении 1 г. жира- 8.2 ккал энергии. Для того, чтобы составить правильный рацион, надо знать сколько энергии потрачено и сколько пищи необходимо съесть. Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона, необходимо учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Например, растительный белок не содержит некоторых аминокислот, необходимых человеку, а животные белки больше подходят, т.е. соответствуют человеческому организму; зато жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Например, яблоки содержат много солей железа, творог- кальция, морковь- каротин, из которого синтезируется витамин А, но он усваивается только в присутствии жиров. Поэтому морковь надо есть с маслом или сметаной. Также в пище должны присутствовать биологически активные вещества, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. При отсутствии их возникают нарушения- авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям. Сейчас я предлагаю ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии». Уважаемые следователи! Сегодня вы можете показать свои деловые качества и знания и за это получить орден отличника.
(Отделам предлагается расследовать 4 дела. Содержание каждого дела, написанного на карточке, зачитывает ведущий и раздает группам. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено начальник отдела поднимает руку. Первый, поднявший руку, вызывается для отчета. Ответ должен звучать, как связанный рассказ. Когда все дела рассмотрены - церемония награждения. Команды, правильно ответившие на вопросы, получают орден отличия. Остальным вручается орден незнайки).
Но прежде чем преступить к расследованию – небольшая разминка.
На доске написаны пронумерованные ответы, вопросы зачитываются учителем.
Запишите № ответов в правильной последовательности.
Ответы: 1) Витамин А 6)Органические вещества
2) Витамин В 7) Углеводы
3) Витамин С 8)Витамины
4) Витамин Д 9) Вода
5) Белки
- отсутствие вещества приводит к параличу нервной системы, болезни бери - бери;
-источник энергии в организме человека;
-самое энергетически ценное органическое вещество;
- недостаток вещества вызывает нарушение сумеречного зрения -куриную слепоту;
-биологически активные вещества;
-обязательное наличие вещества в составе пищи человека;
- отсутствие вещества - вызывает деформацию костей – рахит;
-отсутствие вещества вызывает цингу.
Дело № 1
Жители сказочного государства потеряли зрение, у них понизились защитные свойства организма, замедлился рост и развитие.
Задание следственному отделу.
Установите, как зовут витамин.
Определите где (в каких продуктах) он прописан.
К какому сословию он относится (водорастворимые или жирорастворимые)?
К каким последствиям может привести его нехватка?
Дело № 2
В качестве пострадавших по этому делу проходят рыбий жир, печень и яйцо, их исключили из рациона питания, что запрещено законодательством.
Здание следственному отделу.
Установите, какой витамин пострадал.
К какому сословию относится?
Какие симптомы возникают при гиповитаминозе и авитаминозе?
Дело № 3
В милицию поступило заявление, что в квартире прописан 1 жилец, а проживает 12
Задание следственному отделу.
Установите всех жильцов данной квартиры.
Где они проживали ранее?
Какую роль они играют в жизни города?
Дело № 4
Сотрудникам отделения милиции перехвачена шифрограмма: 24 10 15 4 1! 12 18 16 3 16 20 16 25 1 20 5 7 19 15 29, 3 29 17 1 5 1 32 20 9 21 2 29, 19 13 1 2 16 19 20 30, 21 20 16 14 13 33 6 14 16 19 20 30.
Задание следственному отделу.
Предложите способ спасения людей.
Определите перечень продуктов, необходимых для решения проблемы.
Если учащиеся испытывают затруднения, при выполнении какого-то задания, можно поднять документацию отдела (т.е. посмотреть тетрадь). Если ответ по-прежнему не найден, дело отправляется на доследования, срок – следующий урок биологии. В конце урока проводится общий итог, и выставляются отметки.
Итак, ребята, в ходе игры вы выяснили значение витаминов. Теперь вы знаете, как важно беречь своё здоровье, рационально питаться, используя достаточное витаминов.
Ключ к заданиям : 1) 2,6,7,1,8,9,4,3. 2) а) А; б) печень трески, шпинат, красный перец, морковь, петрушка и т.п.; в) жирорастворимый ; г) необходим для нормального роста, недостаток может привести к нарушению сумеречного зрения- Куриной слепоте.
3)а) В1,В2,В3,………….В12; б) печень, яйца, сыр, молоко, пивные дрожжи, отруби, в) участвуют в обмене веществ, тканевом дыхании, влияют на центральную нервную систему, недостаток вызывает серьезные заболевания - Бери – бери и Пеллагру. 4) а) дать витамин С ;пользовать в б) использовать в пищу продукты, содержащие витамин С- овощи,плоды,ягоды,фрукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок игра "Следствие ведут знатоки геометрии", четырехугольники. Презентация
Урок - игра по геометрии в 8 классе: "Следствие ведут знатоки геометрии", тема "Четырехугольники"...
Урок-практикум "Следствие ведут знатоки"
урок русского языка в 5,6 классах .Правописание чередующихся гласных в корне слова....
Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...
методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"
Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий, по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"...
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...