Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»

По теме «Витамины»

   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.

          Цели:  1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Витамины»

             2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи.

             3. Развивать познавательный интерес к биологии.

Оборудование:

Таблицы: «Витамины, Плодово-ягодные культуры»,

                 папки с содержанием дела, ордена «отличника» и «незнайки»,

                 алфавит с нумерацией букв.

  Следствие ведут знатоки биологии.                            

Ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии» проводим в 8 классе при изучении темы  «Витамины» (по программе Пономаревой И.Н.). Игра направлена на развитие познавательного интереса и обобщения изученного материала.                 

Подготовительный этап.

Класс делится на 4 группы, для них готовятся папки с содержанием дела и заданием для следственной группы, папки нумеруются, и жребий решает какое дело рассматривается первым. Готовятся оценки (орден отличника и незнайки).

Следователи каждого отдела выбирают начальника. Игру проводит учитель или ведущий. Он координирует работу и помогает делать выводы.                                                    

Ход работы:                                                                    

Учитель. Здоровье человека очень важно для каждого. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только вести здоровый образ жизни, но и правильно питаться. Пища должна быть разнообразной. Для того чтобы организм не истощался, учитывая энергозатраты, можно определить нормы питания. Немецкий учёный Макс Рубнер выяснил, что при окислении 1 г. белков и углеводов образуется 4,1 ккал, а при расщеплении 1 г. жира- 8.2 ккал энергии. Для того, чтобы составить правильный рацион, надо знать сколько энергии потрачено и сколько пищи необходимо съесть. Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона, необходимо учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Например, растительный белок не содержит некоторых аминокислот, необходимых человеку, а животные белки больше подходят, т.е. соответствуют человеческому организму; зато жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Например, яблоки содержат много солей железа, творог- кальция, морковь- каротин, из которого синтезируется витамин А, но он усваивается только в присутствии жиров. Поэтому морковь надо есть с маслом или сметаной. Также в пище должны присутствовать биологически активные вещества, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. При отсутствии их возникают нарушения- авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям. Сейчас я предлагаю ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии».  Уважаемые следователи! Сегодня вы можете показать свои деловые качества и знания и за это получить орден отличника.

(Отделам предлагается расследовать 4 дела. Содержание каждого дела, написанного на карточке, зачитывает ведущий и раздает группам. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено начальник отдела поднимает руку. Первый, поднявший руку, вызывается для отчета. Ответ должен звучать, как связанный  рассказ. Когда все дела рассмотрены - церемония награждения. Команды, правильно  ответившие на вопросы, получают орден отличия. Остальным вручается орден незнайки).

Но прежде чем преступить к расследованию – небольшая разминка.

На доске написаны пронумерованные ответы, вопросы зачитываются учителем.

Запишите № ответов в правильной последовательности.

Ответы:              1) Витамин А                                6)Органические вещества

                            2) Витамин В                                7) Углеводы

                            3) Витамин С                                8)Витамины

                            4) Витамин Д                                9) Вода

                            5) Белки

- отсутствие вещества приводит к параличу нервной системы, болезни бери - бери;

-источник энергии в организме человека;

-самое энергетически ценное органическое вещество;

- недостаток  вещества вызывает нарушение сумеречного зрения -куриную слепоту;

-биологически активные вещества;

-обязательное наличие вещества в составе пищи человека;

- отсутствие  вещества - вызывает деформацию костей – рахит;

-отсутствие вещества вызывает цингу.

Дело № 1

 Жители сказочного государства потеряли зрение, у них понизились защитные свойства организма, замедлился рост и развитие.

Задание следственному отделу.

Установите, как зовут витамин.

Определите где (в каких продуктах) он прописан.

К какому сословию он относится (водорастворимые или жирорастворимые)?

К каким последствиям может привести его нехватка?

                                                         Дело № 2

В качестве пострадавших по этому делу проходят рыбий жир, печень и яйцо, их исключили из рациона питания, что запрещено законодательством.

Здание следственному отделу.

Установите, какой витамин пострадал.

К какому сословию относится?

Какие симптомы возникают при гиповитаминозе и  авитаминозе?                                                      

Дело № 3

В милицию поступило заявление, что в квартире прописан 1 жилец, а проживает 12

Задание следственному отделу.

Установите всех жильцов данной квартиры.

Где они проживали ранее?

Какую роль они играют в жизни города?

Дело  № 4

 Сотрудникам отделения милиции перехвачена шифрограмма:  24  10  15  4  1!  12  18 16  3  16  20  16  25  1  20  5  7  19  15  29,  3  29  17  1  5  1  32  20  9  21  2  29,  19 13 1 2 16 19 20 30, 21 20 16 14 13 33 6 14 16 19 20 30.

Задание следственному отделу.

Предложите способ спасения людей.

Определите перечень продуктов, необходимых для решения проблемы.

 Если учащиеся испытывают затруднения, при выполнении какого-то задания, можно поднять документацию отдела (т.е. посмотреть тетрадь). Если ответ по-прежнему  не найден, дело отправляется на доследования, срок – следующий урок биологии. В конце урока проводится общий итог, и выставляются отметки.

       Итак, ребята, в ходе игры вы выяснили значение витаминов. Теперь вы знаете, как важно беречь своё здоровье, рационально питаться, используя достаточное    витаминов.

Ключ  к заданиям :  1)       2,6,7,1,8,9,4,3.      2)   а)    А;    б) печень трески, шпинат, красный перец, морковь, петрушка и т.п.;  в) жирорастворимый ;   г) необходим для нормального роста, недостаток может привести к нарушению сумеречного зрения-  Куриной слепоте.

3)а)  В1,В2,В3,………….В12;  б) печень, яйца, сыр, молоко, пивные дрожжи, отруби,   в) участвуют в обмене веществ, тканевом дыхании, влияют на центральную нервную систему, недостаток вызывает серьезные заболевания  -  Бери – бери и Пеллагру.                                   4)  а)  дать витамин С ;пользовать в б) использовать  в пищу продукты, содержащие витамин С- овощи,плоды,ягоды,фрукты.

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy.rar17.51 КБ

Предварительный просмотр:

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»

По теме «Витамины»

   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.

          Цели:  1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Витамины»

             2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи.

             3. Развивать познавательный интерес к биологии.

Оборудование:

Таблицы: «Витамины, Плодово-ягодные культуры»,

                 папки с содержанием дела, ордена «отличника» и «незнайки»,

                 алфавит с нумерацией букв.

  Следствие ведут знатоки биологии.                            

Ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии» проводим в 8 классе при изучении темы  «Витамины» (по программе Пономаревой И.Н.). Игра направлена на развитие познавательного интереса и обобщения изученного материала.                 

Подготовительный этап.

Класс делится на 4 группы, для них готовятся папки с содержанием дела и заданием для следственной группы, папки нумеруются, и жребий решает какое дело рассматривается первым. Готовятся оценки (орден отличника и незнайки).

Следователи каждого отдела выбирают начальника. Игру проводит учитель или ведущий. Он координирует работу и помогает делать выводы.                                                    

Ход работы:                                                                    

Учитель. Здоровье человека очень важно для каждого. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только вести здоровый образ жизни, но и правильно питаться. Пища должна быть разнообразной. Для того чтобы организм не истощался, учитывая энергозатраты, можно определить нормы питания. Немецкий учёный Макс Рубнер выяснил, что при окислении 1 г. белков и углеводов образуется 4,1 ккал, а при расщеплении 1 г. жира- 8.2 ккал энергии. Для того, чтобы составить правильный рацион, надо знать сколько энергии потрачено и сколько пищи необходимо съесть. Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона, необходимо учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Например, растительный белок не содержит некоторых аминокислот, необходимых человеку, а животные белки больше подходят, т.е. соответствуют человеческому организму; зато жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Например, яблоки содержат много солей железа, творог- кальция, морковь- каротин, из которого синтезируется витамин А, но он усваивается только в присутствии жиров. Поэтому морковь надо есть с маслом или сметаной. Также в пище должны присутствовать биологически активные вещества, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. При отсутствии их возникают нарушения- авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям. Сейчас я предлагаю ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии».  Уважаемые следователи! Сегодня вы можете показать свои деловые качества и знания и за это получить орден отличника.

(Отделам предлагается расследовать 4 дела. Содержание каждого дела, написанного на карточке, зачитывает ведущий и раздает группам. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено начальник отдела поднимает руку. Первый, поднявший руку, вызывается для отчета. Ответ должен звучать, как связанный  рассказ. Когда все дела рассмотрены - церемония награждения. Команды, правильно  ответившие на вопросы, получают орден отличия. Остальным вручается орден незнайки).

Но прежде чем преступить к расследованию – небольшая разминка.

На доске написаны пронумерованные ответы, вопросы зачитываются учителем.

Запишите № ответов в правильной последовательности.

Ответы:              1) Витамин А                                6)Органические вещества

                            2) Витамин В                                7) Углеводы

                            3) Витамин С                                8)Витамины

                            4) Витамин Д                                9) Вода

                            5) Белки

- отсутствие вещества приводит к параличу нервной системы, болезни бери - бери;

-источник энергии в организме человека;

-самое энергетически ценное органическое вещество;

- недостаток  вещества вызывает нарушение сумеречного зрения -куриную слепоту;

-биологически активные вещества;

-обязательное наличие вещества в составе пищи человека;

- отсутствие  вещества - вызывает деформацию костей – рахит;

-отсутствие вещества вызывает цингу.

Дело № 1

 Жители сказочного государства потеряли зрение, у них понизились защитные свойства организма, замедлился рост и развитие.

Задание следственному отделу.

Установите, как зовут витамин.

Определите где (в каких продуктах) он прописан.

К какому сословию он относится (водорастворимые или жирорастворимые)?

К каким последствиям может привести его нехватка?

                                                         Дело № 2

В качестве пострадавших по этому делу проходят рыбий жир, печень и яйцо, их исключили из рациона питания, что запрещено законодательством.

Здание следственному отделу.

Установите, какой витамин пострадал.

К какому сословию относится?

Какие симптомы возникают при гиповитаминозе и  авитаминозе?                                                      

Дело № 3

В милицию поступило заявление, что в квартире прописан 1 жилец, а проживает 12

Задание следственному отделу.

Установите всех жильцов данной квартиры.

Где они проживали ранее?

Какую роль они играют в жизни города?

Дело  № 4

 Сотрудникам отделения милиции перехвачена шифрограмма:  24  10  15  4  1!  12  18 16  3  16  20  16  25  1  20  5  7  19  15  29,  3  29  17  1  5  1  32  20  9  21  2  29,  19 13 1 2 16 19 20 30, 21 20 16 14 13 33 6 14 16 19 20 30.

Задание следственному отделу.

Предложите способ спасения людей.

Определите перечень продуктов, необходимых для решения проблемы.

 Если учащиеся испытывают затруднения, при выполнении какого-то задания, можно поднять документацию отдела (т.е. посмотреть тетрадь). Если ответ по-прежнему  не найден, дело отправляется на доследования, срок – следующий урок биологии. В конце урока проводится общий итог, и выставляются отметки.

       Итак, ребята, в ходе игры вы выяснили значение витаминов. Теперь вы знаете, как важно беречь своё здоровье, рационально питаться, используя достаточное    витаминов.

Ключ  к заданиям :  1)       2,6,7,1,8,9,4,3.      2)   а)    А;    б) печень трески, шпинат, красный перец, морковь, петрушка и т.п.;  в) жирорастворимый ;   г) необходим для нормального роста, недостаток может привести к нарушению сумеречного зрения-  Куриной слепоте.

3)а)  В1,В2,В3,………….В12;  б) печень, яйца, сыр, молоко, пивные дрожжи, отруби,   в) участвуют в обмене веществ, тканевом дыхании, влияют на центральную нервную систему, недостаток вызывает серьезные заболевания  -  Бери – бери и Пеллагру.                                   4)  а)  дать витамин С ;пользовать в б) использовать  в пищу продукты, содержащие витамин С- овощи,плоды,ягоды,фрукты.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок игра "Следствие ведут знатоки геометрии", четырехугольники. Презентация

Урок - игра по геометрии в 8 классе:  "Следствие ведут знатоки геометрии", тема "Четырехугольники"...

Урок-практикум "Следствие ведут знатоки"

урок русского языка в 5,6 классах .Правописание чередующихся гласных в корне слова....

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"

Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий,  по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...