Дополнительная образовательная программа" Экология животных"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Смолина Елена  Александровна

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_zhivotnykh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образованием администрации Южноуральского городского округа

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

                               «Средняя общеобразовательная школа № 4»                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                         

                                                 

             

                  Дополнительная образовательная программа

                              «Экология животных »

 

Возрастной диапазон 12-13 лет

Срок реализации  1 год                                                                                                                      

                                                                                                                     Автор:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Смолина Елена  Александровна,

                                                                                                                                                                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          1 категории                                                                                                          

                                                   

                                                     Южноуральск

                                                            2011


Пояснительная записка.

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,

(один час в неделю).

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах  «Природа. Введение в биологию и экологию» и  «Экология растений».

Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных,  состав живого мира  в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.При изучении животных учащиеся узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов;  знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением в жизни человека, изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии видов и  об особенностях их межвидовых и внутривидовых отношений (размножение, условия жизни, способы добывания пищи, пищевые связи, жилище и т.д.) В данной программе отводится время на изучение жизни животных в природе, в их естественной среде, а также на проведение наблюдений и опытов.  

Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.

Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

                              

     Задачи программы:

1. Образовательные:

-вооружение учащихся знаниями о строении и жизнедеятельности животных,  многообразие и значение животного мира;

-стимулирование познавательной деятельности  школьников, потребности в исследовании  и охране растительного и животного мира родного края;

- подготовка к практическому использованию знаний о животных

2. Воспитательные:

- воспитание инициативы, ответственности;

- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- формулировать проблему;

- разрабатывать и проводить эксперимент, исследования;

- делать выводы и предложения;

-претворять предложения в жизнь.

Данная программа составлена с учетом курса экологии, природоведения и биологии . Итоговая аттестация первого года обучения планируется в виде защиты проекта, исследовательской работы

                                                                         

                                  Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Наблюдение за животными в естественных условиях;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

                                                                     

                                                                       

                                    Формы итогового отчета.

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Защиты проекта, исследовательской работы.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы  способствует развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытно-исследовательской работе.

Критерии эффективности курса.

Теоретическая часть.

  • Умение пользоваться  научно-популярной литературой;
  • Знание основных понятий материала курса;

                                     Практическая часть.

  • Умение проводить опыты и наблюдения;
  • Умение проводить исследования и  на основании этого делать выводы;
  • Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в жизни животных.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Содержание программы  обусловливает необходимость использования различных форм и методов обучения, гармоничного сочетания теоретических занятий: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; проблемные лекции, дискуссии, дидактические игры, экскурсии-практикумы в природу, самостоятельные работы учащихся:  опыты, исследовательские проекты, написание отчётов  и др

 Программа  рассчитана на 39 часов и включает  практические работы  и экскурсии.

                                             

                                                                    Учебно-  тематический план

Дата

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

1. Вводное занятие

1

1

2.Условия существования животных

4

2

2

3.Среды жизни.

5

2

3

4. Жилища в жизни животных

2

1

1

5. Биотические экологические факторы в жизни животных

3

3

6. Свет в жизни животных

2

1

1. Л/Р №1

7. Вода в жизни животных

2

1

1   Л/Р №2

8. Температура в жизни животных

3

2

1    Л/Р №3

9. Кислород в жизни животных

1

1

10. Сезонные изменения в жиъни животных.

5

2

3    Л/Р №4

  ПР/Р№1

11. Численность животных

3

2

1  Л/Р №5

12. Изменения в животном мире

6

4

2

13. Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

39

24

15

              Программа объединения  «Экология животных»

1. Вводное занятие ( 1 ч.)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой.

2. Условия существования животных.( 4ч.)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма  и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Экскурсия. Условия обитания животных.

3. Среды жизни (5ч.)

Наземно- воздушная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, савван и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда. Условия обитания животных в воде.

 Отличия от условий обитания на суше. Приспособление к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных.Приспособления животных к жизни в живых организмах.

4. Жилища в жизни животных.(2ч.)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч.)

Животные и растения.Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных

.Взаимоотношения между животными. Внутривидовые отношения, связанные с размножением.Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимоотношений между животными.Пищевые связи.Хищники и жертвы. Отношения «паразит- хазяин». Нахлебничество. Квартиранство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения.

 Животные и микроорганизмы.Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

6. Свет в жизни животных.( 2ч.)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности расположения животных в зависимости от светового режима.

Лабораторная работа № 1 Влияние света на простейших.

7. Вода в жизни животных  (2ч.)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие в жизни животных.Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Лабораторная работа № 2    Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

8. Температура в жизни животных( 3ч.)

Значение тепла в жизнедеятельности животных.Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакция животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

 Лабораторная работа № 3  Движение амебы при различных темперетурах.  

9. Кислород в жизни животных (1ч.)

Значение воздуха в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных.Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

10.Сезонные изменения в жизни животных ( 5ч.)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Лабораторная работа № 4   Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке.

Практическая работа.1  Фенологические наблюдения за животными зимой и весной.

11. Численность животных.( 3ч.)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Лабораторная работа № 5    Динамика численности дрозофилы.

12. Изменения в животном мире Земли (6ч.) 

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное  изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран.  Охраняемые животныеЧелябинской области.

 Экскурсия  №2  Экскурсия в краеведческий музей.

13. Итоговое занятие (2ч.) Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа «Мир животных»

Дополнительная образовательная программа «Мир животных» имеет эколого-биологическую направленность.Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отв...