Дополнительная образовательная программа «Мир животных»
рабочая программа

Гулунова Марина Тамерлановна

Дополнительная образовательная программа «Мир животных» имеет эколого-биологическую направленность.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным, их роль в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно научных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulunova_programma.docx207.75 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Пояснительная записка к программе «Мир животных»……......

Учебно-тематический план первого года обучения…………

Содержание программы первого года обучения……….......…

Учебно-тематический план второго года обучения…........…....

Содержание программы второго года обучения……………..…

Учебно-тематический план третьего года обучения………......

Содержание программы третьего года обучения………….......

Методическое обеспечение программы «Мир животных»…...

Список литературы для педагога…………………………...........

Список литературы для учащихся……………………….....……...

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Мир животных» имеет эколого-биологическую направленность.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным, их роль в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно научных знаний.

Экологическое  образование,   направленное  на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является  объективной   необходимостью   для всего   человечества.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В школьном возрасте происходит последовательное расширение и углубление биологических знаний, умений и навыков.

Дополнительная образовательная программа «Мир животных» составлена с учетом познавательного интереса, творчества учащихся, материально-технической базы станции юных натуралистов и  способствует лучшему усвоению программного материала в школе.

Программа составлена с учетом курсов: «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Экология» и ориентирована на учащихся 3-7 классов.

Актуальность программы: обусловлена тем, что в настоящее время она способствует вовлечению детей к изучению природы, что создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде. Воспитание любви к природе через знакомство с различными природными закономерностями на краеведческом материале. Обеспечивает заполнение досуга школьников интересной, полезной деятельностью. Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний, полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству, повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка

Программа дает возможность воспитанникам осознать и обнаружить связь человека с растительным  и животным миром. Знакомит учащихся с практикой естественно - научного наблюдения, экспериментирования, практикой полевых наблюдений и лабораторных работ, работой в библиотеке, подготовкой учебно-исследовательских работ под руководством педагога .

Данная образовательная программа разработана с учетом принципов индивидуализации, доступности, преемственности, результативности и содержит региональный компонент.

Отличительные особенности программы в том, что ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в зооуголке в непосредственной близости от ребенка.
Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой
1. Программа представляет собой многопредметную систему экологического образования. Она включает в себя разнообразные направления биологии, экологии: природных экосистем, ботаническое, зоологическое и др.
2. Программа является универсальной: по ней можно заниматься 3 года с одними и теми же учащимися, а так же можно отдельно использовать каждое звено программы.
3. В программу включена краеведческая работа по изучению животного мира Северной Осетии.
4. Большая часть времени уделена практическим работам.
5. В целях улучшения восприятия учащимися вся программа носит игровой характер.
6. Природа рассматривается не только с биологической точки зрения, но и как объект эстетического воспитания.
7. В рамках программы осуществляется и трудовое воспитание. Учащимися приобретаются навыки по уходу за домашними питомцами,
8. Многие умения и навыки, полученные на занятиях носят прикладной характер и используется детьми в их дальнейшей жизни. Например, уход за домашними животными.
В основу программы положен экологический принцип. Он поможет учащимся углубить школьные знания о взаимосвязи организмов с окружающей средой, создать близкие к природным, условия для жизни животных уголка живой природы. Экология закладывает основу правильного понимания вопросов природы.

                Программой предусмотрены экскурсии в природу. На экскурсиях кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных, проводят наблюдения за животными в естественных условиях. Кроме того экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.

                Большое внимание в программе уделяется проведению практической работы. Самостоятельная постановка даже самых простых наблюдений и опытов прививает учащимся навыки исследовательского подхода к явлениям природы, приучает их к осторожному отношению к наблюдаемым фактам. Все это вооружает учащихся умением самостоятельно решать поставленные перед собой задачи, критически оценивать достигнутые результаты.

Ознакомление детей с животным миром живого уголка решает в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Работа в уголке живой природы и на пришкольном участке дает учащимся также целый ряд технических навыков,  способствует развитию трудовых навыков учащихся, сплочению коллектива, помогает направить энергию школьников на общественно полезные дела и развить инициативу исследователя. Изучение животных и наблюдения за ними воспитывают в детях такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к окружающему миру, чувство ответственности за сохранение природы родного края.

                В программе предусмотрены часы на резервное время, которое преподаватель может использовать на подготовку к массовым мероприятиям, на изучение дополнительного материала, на проведение дополнительных практических работ; на проведение сельскохозяйственных работ на учебно-опытном участке, если же такой возможности нет, то это время можно использовать в качестве резервного.

                База знаний и навыков, полученных учащимися в кружке «Мир животных», поможет освоить дополнительные образовательные программы других направлений станции юных натуралистов

Цель: формирование знаний о многообразии и уникальности животного мира, создание возможностей для творческого развития учащихся, формирование  экологически грамотной личности ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

- расширение  и углубление знаний о диких и домашних животных, о животных мира, их образе жизни, приспособленности к окружающей среде и местам обитания, взаимосвязи с другими организмами на Земле;

- изучение роли животных в природе и жизни человека;

- изучение влияния деятельности человека на окружающую среду.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

- развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развитие навыков природоохранной работы.

Воспитательные:

- воспитание экологической культуры, гуманного отношения к природе;

- воспитание личности с активной жизненной позицией, формирование духовно-нравственного, трудолюбивого человека.

Адресат программы: ориентирована на учащихся  3-7 классов

Режим занятий: Занятия проводятся по 2 часа 2 раз в неделю. I занятие – 40( 45) минут + 10 мин. перемена .

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на три года обучения. 1 год – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа) – (144ч. в год) .2 год –4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)–  (144 ч. в год) 3 год -4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)– (144ч. в год) .

 

Программа «Мир животных» состоит  из трех курсов. Каждый курс может являться самостоятельным курсом, или изучаться в системе. Подключиться к обучению по данной программе ребенок может на любом этапе. Таким образом, программа может быть рассчитана на одно-, двух-, трех -  курсовое обучение.

Первый курс «Животные рядом с человеком»  (144 ч.)

Второй курс «Многообразие животного мира» (144 ч.)
Третий курс «Животный мир Северного Кавказа» (144 ч.)

     Изучая первый курс «Животные рядом с человеком», учащиеся знакомятся с многообразием домашних и сельскохозяйственных животных; с сезонными изменениями в жизни животных; проводят простые наблюдения за животными уголка живой природы; изучают правила поведения в природе; учатся работать с литературой; природным материалом.

Изучая второй курс «Многообразие животного мира», учащиеся знакомятся с климатическими зонами разных материков и изучают наиболее распространенных  животных мира.

                Изучая третий курс «Животный мир Северного Кавказа», учащиеся знакомятся с наиболее распространенными животными Северного Кавказа, своего города; изучают вопросы охраны природы Северного Кавказа; проводят наблюдения за животными в естественных условиях, в условиях уголка живой природы, что позволяет более полно сформировать у детей представления о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях.  

                

Типы занятий в кружке различны:

  • вводные занятия;
  • занятия изучения нового материала;
  • занятия проверки, контроля и коррекции;
  • комбинированные занятия;
  • занятия повторения изученного;
  • обобщающие занятия;
  • занятия – путешествия;
  • занятия-соревнования;
  • занятия-турниры;
  • практические занятия;
  • занятия-экскурсии;
  • занятия-викторины;

Основные формы и методы работы

Основные формы работы в кружке:

1.  групповая

2.  индивидуальная

Наиболее часто на занятиях применяется групповая форма работы, во время которой каждый учащийся трудится как член единого коллектива. Групповую форму работы можно использовать при проведении решении тестов,  кроссвордов, выполнении заданий по карточкам, при работе в уголке живой природы. Индивидуальная форма работы применяется с учащимися, обладающими высоким уровнем интеллектуальных   способностей, а также с ребятами, освоившими основную программу, но желающими посещать и далее кружковое объединение. Эти учащиеся выполняют более сложные задания на занятиях, помогают изготавливать дидактический материал, контролируют практическую деятельность других учащихся, оказывают им помощь в выполнении заданий. На занятиях кружка также присутствуют игровые моменты. Игра помогает лучше освоить изучаемый материал, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых ребят. Во время игры раскрываются творческие возможности учащихся, их организаторские способности.

Формами подведения итогов реализации программы «Мир животных» являются:

  • Тестирование учащихся по материалам программы объединения;
  • Участие в интеллектуально-познавательных играх, конкурсах, выставках, проводимых в кружке
  • Участие кружковцев в учебно-исследовательских конференциях с опытническими работами;
  • Итоговые занятия по разделам программы;
  • Открытые занятия по отдельным темам программы.

Нормативно-правовое обеспечение  программы.

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Учебно-тематический план первого курса программы «Мир животных»

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Экскурсии

1. Введение

 4

 2

 2

-

2. Осень в природе

 10

 4

 2

 4

3. Животные уголка живой природы

 16

 6

 8

 2

4. Жизнь животных зимой

 18

 8

 6

 4

5. Занимательная зоология

 18

 8

 

 8

 2

6. Сельскохозяйственные животные

 16

 8

 4

 4

7. Весенние явления в жизни животных

 16

 8

 4

 2

 8. Домашние животные: кошки, собаки.

 16

 8

 8

-

9. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке

 10

-

 10

-

10. Резервное время

 16

-

 16

-

11. Заключительное занятие

 4

 2

 2

-

Итого

 144

 48

 80

16

Содержание программы первого курса обучения

Раздел 1. Введение (4 ч.)

Теория.

Ознакомление с планом работы кружка на учебный год; с правилами поведения учащихся кружковых объединений; с правилами по технике безопасности и пожарной безопасности; организационные вопросы.

Практическая работа. 

Решение кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков по трафаретам.

Раздел 2. Осень в природе (10 ч.)

Теория.

Живая и неживая природа.

Осенние явления в природе.

Сезонные изменения в жизни животных и растений.

Итоговое занятие по теме «Осень в природе».

Практическая работа.

Выполнение рисунков по теме «Осень в природе». Рисунки животных по трафарету. Изготовление поделок из природного материала на тему «Природа и фантазия», выполнение кроссворда «Осень».

Экскурсия в лес, (парк) по теме: «Осенние изменения в природе».

Раздел 3. Животные уголка живой природы (16 ч.)

Теория.

Лабораторные животные.

Морские свинки.

Хомячки (золотистый, джунгарский).

Крысы, мыши. Внешний вид, содержание животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.

Кролики – сельскохозяйственные животные. Внешний вид, содержание животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.

Лесные животные.

Ёж – насекомоядное животное. Белка и бурундук. Внешний вид, содержание животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.

Экзотические птицы зооуголка.

Многообразие попугаев. Мелкие попугаи - волнистые попугайчики, попугай корелла.

Канарейки и вьюрки – любимые домашние певцы. Внешний вид, условия содержания, питание, образ жизни.

Птицы зооуголка.

Неприхотливые комнатные певцы: чиж, щегол, зяблик, коноплянка, овсянка.

Прославленные вокалисты: жаворонки, соловьи, дрозды, славки. Внешний вид, условия содержания, питание, образ жизни.

Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся животные зооуголка.

Пресмыкающиеся животные зооуголка: черепахи (среднеазиатская, болотная, красно ухая). Земноводные животные  зооуголка: тритон обыкновенный, саламандра пятнистая, гладкая шпорцевая лягушка.  Внешний вид, содержание животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.

Устройство аквариума. Правила ухода за аквариумом. Аквариумные рыбки: внешний вид, содержание и уход.

Итоговое занятие по темам раздела «Животные уголка живой природы».

Практическая работа.

Выполнение рисунков животных по трафаретам. Аппликации животных зоологического уголка из цветной бумаги. Изготовление фигурок животных из соленого теста. Выполнение заданий по карточкам. Решение кроссвордов. Уход за животными зооуголка.

 

Раздел 4. Жизнь животных зимой (18 ч.)

Теория.

Жизнь животных зимой. Их следы на снегу.

Зимующие птицы. Причины концентрации оседлых и зимующих птиц в населенных пунктах.

Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки птиц.

Итоговое занятие по темам раздела «Жизнь животных зимой».

Практическая работа.

Наблюдение за шишками, объеденными белками, дятлами, за погрызами коры и молодых побегов. Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц и ведение наблюдений за птицами, посещающими кормушку (время посещения, поедание кормов). Выполнение рисунков зимующих птиц по трафаретам. Выполнение рисунков по теме «Зима в природе». Уход за животными зооуголка.

Экскурсии в лес, (парк) по теме «Зимующие птицы нашей местности».

Раздел 5. Занимательная зоология (18 ч.)

Теория.

Рыбы гиганты и карлики.

Гиганты и пигмеи среди земноводных.

Пресмыкающиеся гиганты и пигмеи.

Самые большие и самые маленькие птицы.

Гигантские млекопитающие и млекопитающие карлики.

Итоговое занятие по темам раздела «Занимательная зоология»

Практическая работа.

Работа учащихся с литературными источниками. Доклады учащихся по теме «Удивительное в жизни животных», решение кроссвордов. Уход за животными зооуголка.

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Раздел 6. Сельскохозяйственные животные (16 ч.)

Теория.

Домашняя птица. Куры. Происхождение домашних кур. Породы кур: яичные, мясные, общепользовательские (мясояичные), бойцовые, декоративные.

Гуси и утки.

Индейки и цесарки. Внешний вид домашних птиц; продукция, получаемая от домашней птицы, использование её человеком.

Крупный рогатый скот. Происхождение коров. Породы коров: молочные, молочно-мясные, мясные. Особенности поведение коров. Продукция, получаемая от крупного рогатого скота, использование  её человеком.

Мелкий рогатый скот. Происхождение овец. Породы овец: шерстяные, овчинно-шубные, мясные. Поведение овец.

Происхождение коз. Породы коз: молочные, шерстяные. Продукция, получаемая человеком при разведении овец и коз, её использование.

Северный олень. Внешний вид, образ жизни северного оленя. Значение разведения оленей для северных народностей. Легенды об оленях.

Верблюды – «корабли пустыни». Двугорбый верблюд. Одногорбый верблюд. Внешний вид, особенности физиологии верблюда в связи с его жизнью в пустыне. Значение верблюда в жизни человека.

Лошади. История происхождения. Породы лошадей: скакуны и тяжеловозы. Пони.  Особенности поведения лошадей.  Историческое значение лошадей в жизни человека. Продукция, получаемая при разведении лошадей, использование  её человеком.

Осел. Мул. Лошак. Происхождение. Внешний вид, использование человеком.

Свиньи. Происхождение свиней. Особенности поведения свиней. Продукция, получаемая человеком при разведении свиней, её использование.

Итоговое занятие по темам раздела «Сельскохозяйственные животные».

Практическая работа. 

Выполнение заданий по карточкам. Решение кроссвордов. Выполнение рисунков по трафаретам животных, поделки фигурок животных из соленого теста, из цветной бумаги. Уход за животными зооуголка.

Раздел 7. Весенние явления в жизни животных (16 ч.)

Теория.

Изменение поведения животных с наступлением весны, появление насекомых.

Сроки прилета птиц. Связь сроков прилета птиц с изменением температуры воздуха, вскрытием рек, с появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе.

Польза птиц и необходимость их охраны. Привлечение птиц. Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески.            

Итоговое занятие по темам раздела «Весенние явления в жизни животных».

Практическая работа.

Выполнение рисунков перелетных птиц по трафаретам. Выполнение рисунков  по теме «Весна в природе». Изучение искусственных  гнездовий различных птиц, решение кроссвордов. Уход за животными зооуголка.

Экскурсия в весенний лес (парк) по теме «Определение птиц по внешнему виду».

Раздел 8. Домашние животные: собаки и кошки. (16 ч.)

Теория.

Собака. История происхождения. Поведение. Роль собаки в жизни человека. Кинология. Породы собак. Уход за собакой. Дрессировка.

Памятники собакам.

Кошка. История происхождения. Поведение. Значение кошки в жизни человека. Фелинология.

Породы кошек.

Итоговое занятие по темам раздела «Домашние животные: собаки и кошки».

Практическая работа.

Выполнение рисунков различных пород, кошек, собак по трафаретам, решение кроссвордов, выполнение рисунков «Мои домашние питомцы». Уход за животными зооуголка.

Раздел 9. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке (10 ч.)

Раздел 10. Резервное время (16 ч.)

Ознакомление с положениями станционных мероприятий. Изучение теоретического материала по биологии, экологии, географии, краеведению, охране природы. Изготовление поделок, рисунков, листовок и пр., согласно заданиям и тематике конкурсов.

Раздел 11. Заключительное занятие (4 ч.)

Занятие - викторина «Знатоки животных».

Подведение итогов работы за учебный год. Награждение учащихся.

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

1. Сезонные изменения в жизни животных.

2. Наиболее распространенных перелетных, кочующих, оседлых, зимующих птиц; их значение в природе и жизни человека, способы привлечения птиц в города.

3. Наиболее распространенных животных  уголка живой природы, внешний вид, содержание животных, уход за ними в связи со средой обитания и образом жизни.

4. Некоторые породы кошек, собак; историю их происхождения, поведение, значение в жизни человека.

5. Наиболее распространенных сельскохозяйственных животных, их происхождение, поведение и получаемую от них продукцию

6. Правила поведения в природе.

К концу  первого года обучения учащиеся должны уметь:

1. Распознавать изученных животных.

2. Проводить простые наблюдения за животными в уголке живой природы.

3. Применять на практике полученные знания по содержанию и уходу за животными в уголке живой природы.

4. Различать некоторых птиц по внешнему виду.

5. Изготавливать простейшие кормушки для птиц.

6. Выполнять правила поведения в природе.

7. Работать с литературными источниками

8. Работать с бумагой и природным материалом.

Учебно-тематический план второго курса программы «Мир животных»

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Экскурсии

1. Введение

2

1

1

-

2. Животный мир Евразии

28

14

14

-

3. Животный мир Северной Америки

24

12

12

-

4. Животный мир Южной Америки

20

10

10

-

5. Животный мир

Африки

18

9

9

-

6.  Животный мир Австралии

20

10

10

-

7. Животный мир Арктики и Антарктиды

6

3

3

-

8. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке

8

-

8

-

9. Резервное время

16

-

16

-

10. Заключительное занятие

2

1

1

-

Итого

144

60

84

-

Содержание программы второго курса обучения

Раздел 1. Введение (2 ч.)

Теория.

Ознакомление с планом работы кружка на учебный год; с правилами поведения учащихся кружковых объединений; с правилами по технике безопасности и пожарной безопасности; организационные вопросы.

Практическая работа.

Просмотр видеофильма «Животные мира». Решение кроссвордов, выполнение рисунков животных по трафаретам.

Раздел 2. Животный мир Евразии (28 ч.)

Теория.

Тундра. Условия местного климата, растительный мир тундры (мхи, лишайники, многолетние травы и карликовые деревья).

Животные тундры: внешний вид, образ жизни, питание (белый медведь, песец, полярный волк, северный олень, лемменг, полярная сова, белая куропатка).

        Тайга. Условия местного климата, растительный мир тайги (ели, сосны, кедры, пихты, лиственницы).

        Животные тайги: внешний вид, образ жизни, питание (рысь, бурый медведь, волк, уссурийский тигр, горностай, заяц, бурундук, белка, клест, бородатая неясыть, дятел, тетерев, глухарь).

Широколиственные и смешанные леса. Условия местного климата, растительный мир (дуб, клен, береза, липа, тисс, падуб).

Животные: внешний вид, образ жизни, питание (благородный олень, зубр, кабан, бобр, барсук, лиса, сойка, ястреб – перепелятник).

Степи. Условия местного климата, растительный мир степи (травы).

Животные степи: внешний вид, образ жизни, питание (корсак, байбак, хомяк, крапчатый суслик, змеи, дрофа, степной орел, степной лунь).

Пустыни и полупустыни. Условия местного климата, растительный мир пустынь и полупустынь. Животные пустынь: внешний вид, образ жизни, питание (сайгак, газели, гарна, сцинковый геккон, пустынная головка, тушканчик, лисичка фенёк , полосатая гиена, верблюд).

Горы. Условия местного климата, растительный мир гор. Животные гор: внешний вид, образ жизни, питание (красный волк, снежный барс, як, горал, гималайский тар, серна, муфлон, кавказский улар, змеи, сурки, беркут).

Тропические и субтропические леса Евразии. Условия местного климата, растительный мир тропических лесов.

Животные тропических лесов: внешний вид, образ жизни, питание (обезьяны, тигр, бенгальская кошка, павлин, змеи, большая панда, слон, носорог).

Саванны. Условия местного климата, растительный мир саванн. Животные саванн: внешний вид, образ жизни, питание (леопард, мангуст, гавиал, дикобраз, слон).

Итоговое занятие по темам раздела «Животный мир Евразии».

Практическая работа.

Решение кроссвордов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Рисунки животных по трафаретам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги. Уход за животными зооуголка.

         Раздел 3.  Животный мир Северной Америки (24 ч.)

        Теория.

Тундра. Условия местного климата, растительный мир тундры.

Животные тундры: внешний вид, образ жизни, питание (овцебык,  тюлень, морж, канадский гусь, северные гагары, тонкоклювые кайры, тупики).

Тайги. Условия местного климата, растительный мир тайги.

Животные тайги: внешний вид, образ жизни, питание (медведь, рысь, лиса, волк, росомаха, американский лось, краснохвостый канюк, канадская выдра, виргинский филин). 

Широколиственные и смешанные леса. Условие местного климата, растительный мир.

Животные, внешний вид, образ жизни, питание (белоголовый орлан, лесной аист – клювач, вальдшнеп, енот – полоскун, американская летяга, скунс).

Степи. Условия местного климата, растительный мир степи.

Животные, внешний вид, образ жизни, питание (луговые собаки, черноногие хорьки, койоты, змеи, кроличьи совы, девятипоясной броненосец, бизоны, калифорнийский вилорог, дикие индюки, канадская казарка, дикая утка кряква, бурый пеликан). 

Пустыни. Условия местного климата, растительный мир пустынь.

Животные пустынь: внешний вид, образ жизни, питание (калифорнийская кукушка, кенгуровая крыса, коати, калифорнийский заяц, калифорнийская куропатка, жаба – лопатоног, воротниковая ящерица, зебровая ящерица, ядозуб, змеи, скорпион, паук тарантул, песчаная оса аммофила).

Горы. Условия местного климата, растительный мир гор. Животные гор: внешний вид, образ жизни, питание (пищухи, снежный баран, снежные козы, горные львы, пума, беркут).

Итоговое занятие по темам раздела «Животный мир Северной Америки».

Практическая работа.

Решение кроссвордов. Выполнение заданий по карточкам. Рисунки животных по трафаретам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги.  Уход за животными зооуголка.

Раздел 4.  Животный мир Южной Америки (20 ч.)

Теория.

Саванна. Условия местного климата, растительный мир саванн.

Животные саванн, внешний вид, образ жизни, питание (капибар, пампасный олень, нанду – страус, гигантский муравьед, гигантский броненосец.)

Тропический лес. Условия местного климата, растительный мир тропического леса.

Животные тропического леса, внешний вид, образ жизни, питание (ягуар, паукообразные обезьяны, древесный муравьед (тамандуа), зеленая игуана, тапир, ламантины, туканы, попугаи, колибри, лягушка – древолаз, бабочка Морфо, мотылек павлиноглазка атлас).

Горы. Условия местного климата, растительный мир гор. Животные гор: внешний вид, образ жизни, питание (викунья, очковый медведь, андский медведь, шиншилла, андский кондор, тинаму, андские фламинго).

Пустыни. Условия местного климата, растительный мир пустынь.

Животные пустынь: внешний вид, образ жизни, питание (плащеносный броненосец, лама гуанако, серая лиса).

Степи. Условия местного климата, растительный мир степи. Животные: внешний вид, образ жизни, питание (дикие лошади, мустанги, патагонская мара, гривистый волк, термиты).

Галапагосские острова. Условия местного климата, растительный мир. Животные: внешний вид, образ жизни, питание (слоновая или гигантская черепаха, морские муаны, земляные игуаны, дятловый вьюрок, фрегат, голуболицая олуша).

Итоговое занятие по темам раздела «Животный мир Южной Америки».

Практическая работа.

Решение кроссвордов, выполнение тестовых заданий.  Рисунки животных по трафаретам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги. Уход за животными зооуголка.

Раздел 5. Животный мир Африки (18 ч.)

Теория.

Пустыни. Условия местного климата, растительный мир пустынь.

Животные пустынь: внешний вид, образ жизни, питание (сернобыки, ушастый ёж, барханный кот, голые землеройки, птица – секретарь, тамакский рябок, жук – чернотелка).

Саванна. Условия местного климата, растительный мир саванн.

Животные саванн, внешний вид, образ жизни, питание (львы, гепард, пятнистая гиена, сурикаты, белобокий гриф, африканский марабу, трубкозуб, антилопа гну, зебра, жираф, бородавочник, белый носорог, страус, бегемот, нильский крокодил, колпица, венценосный журавль, медоед или лысый барсук, медоуказник).

Тропические леса. Условия местного климата, растительный мир тропического леса.

Животные тропического леса, внешний вид, образ жизни, питание (гориллы, окапи, пятнистый африканский оленек, древесные дамады, панголин, генета, шимпанзе, бананоеды, летучие мыши, птица – носорог, жук – голиаф, африканский гигантский парустник, многоножка, червяга).

Остров Мадагаскар. Условия местного климата, растительный мир.

Животные: внешний вид, образ жизни, питание (кошачий лемур катта, мышиный лемур, руконожки, толстохвостый лемур, полосатый тенрек, руконожка ай-ай, лягушка помидор, мадагаскарский хамелеон, бабочка зарянка).

Итоговое занятие по темам раздела «Животный мир Африки».

Практическая работа.

Выполнение заданий по карточкам. Решение кроссвордов. Рисунки животных по трафаретам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги. Уход за животными зооуголка.

 Раздел 6. Животный мир Австралии (20 ч.)

Теория.

Тропические леса. Условия местного климата, растительный мир тропического леса.

Животные тропического леса: внешний вид, образ жизни, питание (райские птицы, ехидна, древесный кенгуру, кускусы, новогвинейская летучая мышь, сумчатая куница, казуар, большой венценосный голубь, ширококрылый коршун, атласный шалашник, попугай лори, волнистые попугаи).

Саванны. Условия местного климата, растительный мир саванн.

Животные саванн: внешний вид, образ жизни, питание (рыжий кенгуру, свиноногий бандикут, красные кенгуру, сумчатый муравьед, эму, дикая собака Динго).

Пустыни. Условия местного климата, растительный мир пустынь.

Животные пустынь: внешний вид, образ жизни, питание (зебровая амадина, какаду – инка, сумчатый тушканчик, молох, австралийская пустынная жаба, священная лягушка).

Широколиственные и смешанные леса. Условия местного климата, растительный мир.

Животные: внешний вид, образ жизни, питание (коала, лирохвост, утконос, кукабарра, тасманийский дьявол).

Остров Новая Зеландия. Условия местного климата, растительный мир. Животные: внешний вид, образ жизни, питание (киви или бескрыл, попугай какапо, пастушок такахе, великолепный пингвин, гаттерия, новозеландский морской лев).

Итоговое занятие по темам раздела «Животный мир Австралии».

Практическая работа.

Решение кроссвордов. Выполнение заданий по карточкам. Рисунки животных по трафаретам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги.  Уход за животными зооуголка.

  Раздел 7. Животный мир Арктики и  Антарктиды (6 ч.)

Условия местного климата, растительный мир Арктики. Животные: внешний вид, образ жизни, питание (белый медведь, касатка, тюлень бородач, мраморный тюлень, тюлень-хохлач, заяц беляк, песец, дикие утки, морж, кит – горбач, северный олень.)

Условия местного климата, растительный мир Антарктиды. Животные: внешний вид, образ жизни, питание (императорские пингвины, королевские пингвины, пингвин Адели, морской слон, морской леопард, голубой кит, кит – горбач,  буревестник, странствующий альбатрос,)

Итоговое занятие по темам раздела «Арктика и Антарктида».

Практическая работа.

Решение кроссвордов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Рисунки животных по трафаретам. Выполнение поделок из цветной бумаги.  Уход за животными зооуголка.

Раздел 8. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке (8 ч.)

Раздел 9. Резервное время (16 ч.)

Ознакомление с положениями станционных мероприятий. Изучение теоретического материала по биологии, экологии, географии, краеведению, охране природы. Изготовление поделок, рисунков, листовок и пр., согласно заданиям и тематике конкурсов.

Раздел 10. Заключительное занятие (2 ч.)

Занятие-турнир «В мире животных».

Подведение итогов работы за учебный год. Награждение учащихся кружка.

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

1. Характерные особенности климатических зон Евразии, Северной Америки, Южной       Америки, Африки, Австралии, Антарктиды, Арктики.

2. Знать наиболее распространенных животных климатических зон Евразии, Северной Америки, Южной Америки, Африки, Австралии, Антарктиды, Арктики.

 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

1. Распознавать животных по внешнему виду.        

2. Уметь давать характеристику климатическим зонам.

3. Уметь сравнивать климатические зоны разных материков.    

4. Применять на практике полученные знания.

5.  Работать с литературными источниками.

Учебно-тематический план третьего курса программы «Мир животных»

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Экскурсии

1. Введение

2

1

1

-

2. Млекопитающие Северного Кавказа

14

7

7

-

3. Птицы Северного Кавказа

16

8

8

-

4. Пресмыкающиеся Северного Кавказа

10

5

5

-

5. Зимующие птицы города, леса

14

6

6

2

6. Земноводные Северного Кавказа

10

5

5

-

7. Рыбы Северного Кавказа

8

3

3

2

8. Насекомые Северного Кавказа

16

8

8

-

9. Охрана природы Северного Кавказа

12

5

5

2

10. Весна и лето в жизни птиц

10

4

4

2

11. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке

10

-

10

-

12. Резервное время

20

20

-

13. Заключительное занятие

2

1

1

-

Итого

144

53

83

8

Содержание программы  третьего курса обучения                                                                                                                                          

Раздел 1. Введение 2 ч.

Теория.

Ознакомление с планом работы кружка на учебный год; с правилами поведения учащихся кружковых объединений; с правилами по технике безопасности и пожарной безопасности; организационные вопросы.

Практическая работа.      

Просмотр видеофильма «Животный мир Северного Кавказа ». Решение кроссвордов, ребусов, рисунки  животных по трафаретам.

Раздел 2. Млекопитающие Северного Кавказа (14 ч.)

Теория.

Млекопитающие животные: общая характеристика.

Грызуны:белка,полёвки,лесные мыши ,кавказская мышовка,лесная соня,заяц русак.

Хищники: ласка,барсук,рысь,лисица, волк, медведь,шакал,лесной кот,кавказская норка,камышовый кот,леопард,енотовидная собака,летучие мыши .

Копытные: косуля, кабан, кавказская серна ,тур, зубр, козёл безоаровый, благородный олень . Внешний вид, образ жизни, повадки животных.

Охраняемые  млекопитающие Северного Кавказа .

Итоговое занятие по темам раздела «Млекопитающие Северного Кавказа».

Практическая работа.

Рисунки млекопитающих по трафаретам, решение кроссвордов, тестов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги.  Уход за животными зооуголка.

Раздел 3. Птицы Северного Кавказа (16 ч.)

Теория.

Птицы: общая характеристика.

Хищные птицы: орёл степной,беркут,сова,вяхир,канюк,серая неясыть,филин .

Птицы:северокавказский длинноклювый космачь,дрозд,дятел, куропатка, фазан,горихвостка,кавказская щура,зяблик,улары,дятел, синица.

Итоговое занятие по темам раздела «Птицы Северного Кавказа ».

Практическая работа.

Рисунки птиц по трафаретам, решение кроссвордов, тестов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги. Уход за животными зооуголка.

Раздел 4. Пресмыкающиеся Северного Кавказа (10 ч.)

Теория.

Пресмыкающиеся: скальная ящерица, гадюка обыкновенная, уж, медянка,

  Охраняемые пресмыкающиеся Северного Кавказа.

Итоговое занятие по темам раздела «Пресмыкающиеся Северного Кавказа».

Практическая работа.

Рисунки пресмыкающихся, решение кроссвордов, тестов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Выполнение аппликаций из цветной бумаги. Уход за животными зооуголка. Поделка из природного материала «Черепаха».

Раздел 5. Зимующие птицы города, леса (14 ч.)

Теория.

Зимующие и оседлые птицы, различия в их поведении. Зимовка в городах перелетных птиц (вороны ,снегири)

Зимовка в городе полевых воробьев и больших синиц.

Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей.

Итоговое занятие по темам раздела «Зимующие птицы города, леса».

Практическая работа.

Проведение зимнего учета птиц. Проведение наблюдений за поведением животных зимой в уголке живой природы. Выполнение заданий по карточкам. Изготовление поделок из природного материала.

Раздел 6. Земноводные Северного Кавказа (10 ч.)

Теория.

Земноводные: общая характеристика. Внешнее строение, питание, размножение и развитие  лягушки. Виды лягушек: озерная, прудовая, травяная,

Внешний вид, образ жизни, питание земноводных, значение их в природе и жизни человека.

Охраняемые земноводные Северного Кавказа.

Итоговое занятие по темам раздела «Земноводные Северного Кавказа»

Практическая работа.

Рисунки земноводных , решение кроссвордов, тестов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. .  Уход за животными зооуголка.

Раздел 7. Рыбы Северного Кавказа (8 ч.)

Теория.

Внешнее строение рыб. Приспособления к водному образу жизни.

Многообразие рыб:  усач, сазан, форель ручьевая форель радужная, толстолобик,  амур белый, карась, плотва, карп, голавль, подуст, жерех, линь, рыбец, кутум. Внешний вид, питание, образ жизни  рыб.

Итоговое занятие по темам раздела «Рыбы Северного Кавказа ».

Практическая работа.

Решение кроссвордов, тестов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Выполнение поделок из природного материала.  Уход за животными зооуголка.

Экскурсия на речку Урсдон

Раздел 8. Насекомые Северного Кавказа(16 ч.)

Теория.

Общая характеристика насекомых.
Многообразие насекомых: дыбка степная, аскалаф пёстрый, стрекоза, жужелица кавказская, красотел пахучий, бабочки махаон, апаллон, капустница, мотыльки, бражники-мёртвая голова и алиандровый, медведица гера, богомол испещрёный. Внешний вид, питание, образ жизни,польза и вред.

Практическая работа.

Рисунки насекомых , разгадывание кроссвордов, тестов, сканвордов. Выполнение заданий по карточкам. Выполнение поделок из природного материала. Уход за животными зооуголка.

Раздел 9. Охрана природы Северного Кавказа (12 ч.)

Теория.

Воздействие человека на животный мир. Вымершие животные: кавкаский зубр,закавказский тигр, переднеазиатский леопард и т.д.

Структура Красной книги. Красная книга Северного Кавказа.

Особо охраняемые природные территории; заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

Итоговое занятие по темам раздела «Охрана природы Северного Кавказа ».

Практическая работа.

Выполнение рисунков охраняемых животных Северного Кавказа по трафаретам, решение кроссвордов, тестов, ребусов. Выполнение заданий по карточкам. Выполнение поделок из природного материала.  Уход за животными зооуголка.

Экскурсия  

Раздел 10. Весна и лето в жизни птиц (10 ч.) 

Теория.

Гнездовая пора. Гнезда разных птиц.

Голоса птиц. Значение песни птиц.

Гнездо строительство у птиц, участие в нем самца и самки. Насиживание кладки, число яиц в ней; участие самца и самки в насиживании; выкармливание птенцов; защита гнезда от врагов и др.

Итоговое занятие по темам раздела «Весна и лето в жизни птиц».

Практическая работа.

Выполнение рисунков перелетных птиц . Решение карточек с заданием.Работа с природным материалом Изучение гнездовий различных птиц. Прослушивание голосов разных птиц, решение кроссвордов, тестов, сканвордов. Уход за животными зооуголка.

Экскурсия в весенний парк по теме «Определение птиц по внешнему виду и по голосу».

Раздел 11. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке

(10 ч.)

Раздел 12. Резервное время (20 ч.)

Ознакомление с положениями станционных мероприятий. Изучение теоретического материала по биологии, экологии, географии, краеведению, охране природы. Изготовление поделок, рисунков, листовок и пр., согласно заданиям и тематике конкурсов.

Раздел 13. Заключительное занятие (2 ч.)

Занятие – игра «Животные Северного Кавказа».

Подведение итогов работы за учебный год. Награждение учащихся.

Ожидаемые результаты

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

1. Основных птиц города и леса. Причины сезонной миграции птиц. Виды гнездовий и голоса некоторых птиц.

2. Наиболее распространенных рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих Северного Кавказа .

3. Наиболее распространенных насекомых Северного Кавказа; наиболее распространенных насекомых-вредителей лесов, полей, овощных культур; наиболее распространенных полезных насекомых. Эстетическое значение насекомых.

4. Некоторых охраняемых животных Северного Кавказа

5. Особо охраняемые природные территории Северного Кавказа и их характеристику.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

1. Распознавать изученных животных Северного Кавказа.

2. Проводить наблюдения за птицами в природе, за животными в уголке живой природы.

3. Проводить с помощью руководителя кружка зимние учеты птиц.

4. Применять на практике полученные знания по содержанию и уходу за животными в уголке живой природы.

5. Узнавать наиболее распространенных птиц нашей местности по внешнему виду, голосу и по их гнездовьям.

6. Выполнять правила поведения в природе.

7. Работать с литературными источниками.

8. Работать с бумагой и природным материалом.

Ожидаемые результаты

  • Применение учащимися полученных знаний, умений и навыков на практике;
  • Систематизация и обобщение отдельных знаний и способов действий и перевод их в целостные системы знаний и умений;
  • Развитие самостоятельности, коммуникабельности, умения работать в группе, логического и творческого мышления учащихся;
  • Умение вести природоохранную деятельность;
  • Повышение социальной активности учащихся.

Диагностический инструментарий.

Диагностика и контроль знаний и умений, приобретенных при реализации программы, осуществляется с помощью тестов в начале (входящая диагностика) и в конце года (итоговая диагностика). После каждого раздела программы предполагается проверка полученных знаний в игровой форме – викторина или итоговая игра, которые предполагают ряд вопросов, на который воспитанник должен ответить в свободной форме.

Приобретенные практические навыки диагностируются методом наблюдения за поведением ребенка в Живом уголке или с конкретным животным.

Важной составляющей реализации программы является комплекс досуговых мероприятий. В их числе можно назвать: викторины, конкурсы (рисунков, поделок), выходы на природу, экскурсии в живой уголок праздники и экологические акции («Покормите птиц зимой», «Здравствуй весенняя птица», «Зарядка для хвоста» и др.).

Методическое обеспечение программы.

При реализации программы «Удивительный мир животных» предусмотрены следующие методы: рассказ, беседа, диалог, наблюдение,

и формы обучения:

  • экскурсия,
  • викторины,
  • практические работы.

Для каждого занятия формы и методы обучения подбираются с учётом характера излагаемого материала, сроков обучения в объединении.

Список литературы для педагогов

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. . Москва. «Мысль», 1999г.
  2. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Биология. 1-2 том. Москва. Аванта. 2001г.
  3. Атлас животных.- Москва. ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000г.
  4. Ачкасова Н.В. – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме.  Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.
  5.  Брем. А. Атлас животных. Жизнь животных. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.  
  6.  Брем А. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.
  7.  Брем А. Птицы.  1-2 том. Москва. «АСТ», 1999г.
  8.  Брем А. Рептилии. Москва. «АСТ», 2000г.
  9.  Зауэр Ф. Птицы обитатели лугов, полей, лесов. Москва. «Астрель». 2002г.
  10.  Руденко Т.А. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.
  11.  Сунгуров А.Н. Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР. Пособие для учителей средней школы. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Москва.1960г.
  12. Онегов А.С Школа юнатов ,1982 г. Они живут рядом с нами. Календарь природы. Пособие для юных натуралистов
    13. Наумов С.П зоология позвоночных. Заповедники
    14.Кандрашев Р. Энциклопедия животных
    15. Соколов В.Е Заповедники Кавказа  
    16. Непомнящий Н.Н  Я познаю мир. Загадочные животные. 2003г
    17.Станкевич Т.А В мире животных . Млекопитающие.2008 г
    18.Эндрио Клив Удивительные животные.1995г

Список литературы для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. Москва. «Мысль», 1999г.
  2. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или звери. Москва. «Мысль», 1999г.
  3. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Москва. «Мысль», 1999г.
  4. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Москва. «Мысль», 1998г.
  5. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей биология. 1-2 том. Москва. «Аванта». 2001г.
  6. Ачкасова Н.В. – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.
  7. Бианки В. Лесная газета. ООО «Книги Искатели». 2003г.
  8. Брем А. Атлас животных. Жизнь животных. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.  
  9. Брем А. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.
  10.  Брем А. Птицы.  1-2 том. Москва. «АСТ», 1999г.
  11.  Брем А. Рептилии. Москва. «АСТ», 2000г.
  12.  Бройниг С., Драйер Е.-М., Форбругг Х., Хензель В. Животные. Москва. АСТ. Астрель. 2001г..
  13.  Олдертон Дэвид. Энциклопедия экзотических домашних животных. Москва. «РОСМЭН». 2002г.
  14.  Перрис М.  Иллюстрированная энциклопедия птиц. Москва. АСТ. Астрель. 2004г.
  15.  Пимон М.Р. Животные. Москва. «Махаон». 2006г.
  16. Руденко Т.А. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.
  17.  Самая красивая энциклопедия о животных «Планета животных». Москва. «Махаон». 2005г..

  1.  Энциклопедия для детей. Птицы и звери. Москва. ЗАО Детское издательство «Аванта+». 2003г.
  2.  Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы. Москва. ЗАО Детское издательство «Аванта+». 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа" Экология животных"

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....