Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.
    опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему

    Землякова Галина Михайловна
    Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектно-исследовательская деятельность  

     деятельность обучающихся

    на уроках биологии.

    Обоснование проблемы

    Проектная  деятельность  на  уроках  биологии –  это одна из ступенек  к развитию творческих способностей обучающихся.

    Получение любого результата образования требует определённых педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.

    Метод проектов - это всегда творческая деятельность.

    На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве.

    Поэтому проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как помогает формированию независимой личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  принимать обдуманные решения, четко планировать действия и предвидеть результат своей деятельности.

    Если мы не будем стремиться к совершенству,  к новому, мы никогда не достигнем высоких результатов.

    «Если мозг не засевать зерном,

    то он зарастет чертополохом.»

    Д.Ж. Герберт.

    Актуальность

    Актуальность   использования этой технологии я вижу в том, что,

    - во-первых, в решении проблемной задачи каждый ученик имеет возможность самореализоваться;

     - во-вторых,  необходимо применение различных способностей обучающихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);

    - в-третьих, проектная деятельность даёт возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

    Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что  влечёт за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.

    Цель

    Главная  цель  проектно-исследовательской  деятельности – формирование  у  ребенка  способности  самостоятельно,  творчески  осваивать  программный  материал,  умело применять знания из различных областей науки.

    Задачи

    формировать у обучающихся приемы и способы проектно-исследовательской   деятельности  с  элементами  исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта  (исследования);

    способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

    учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

    Хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии в 6 классе.

    Программа  биологии,  растения в 6 классе – это обширное поле деятельности, эмоционально близкой, каждому обучающемуся, т.к. все мы сельские жители и  с посадкой, уходом за растениями  встречаемся регулярно.

    Тема урока «Условия прорастания семян»

    1)Постановка цели исследования:

    Изучить условия прорастания семя

    2)Создание учебно-проблемной ситуации.

    Какие условия необходимы для прорастания семян?

    3) Выдвижение гипотез

    Мы предположили, что для прорастания семян необходима вода и воздух, тепло, свет, почва, питание.

    4)Постановка опыта

    Класс разделила  на группы и дала   экспериментальное  задание каждой группе.

    1 группа получила задание изучить влияние воды на прорастание семян.

    Для этого несколько семян положили сухими в стакан, в другом стакане семена  полностью залили кипяченой водой и закрыли стеклом, а в третьем стакане семена смочили водой и обеспечили воздухом.

    2 группа выясняла влияние температурных условий на прорастание семян.

    Для этого семена одинаково снабдили воздухом и водой, но поместили их в разные температурные условия. Одну чашку оставили в тепле, а другую поставили в холодильник.

    3 группа изучала влияние количества питательных веществ на прорастание семян. Учащиеся  разрезали семена с помощью скальпеля и положили прорастать семена с целым эндоспермом и с половинкой  уже в тёплое помещение и с достаточным количеством воды и воздуха. Такие же семена были посажены в почву.

    4 группа изучала влияние глубины заделки семян на прорастание семени

    Для этого опыта взяли одинаковые семена тыквы и посадили их на разную глубину остальные показатели были одинаковы.

    5 группа рассматривала влияние света на прорастание семян

    Для этого опыта мы посеяли семена овса в одинаковые плошки и одну поставили на свет, а другую в тёмный шкаф.

    5)Описание опыта и его результатов.

    Через пять дней эксперты от каждой группы показывают и рассказывают о своём эксперименте и делают самостоятельно вывод.

    1 группа –  семена проросли лишь в третьем стакане

    2 группа – семена проросли в тёплом помещении, а в холодильнике остались без изменений

    3 группа – семена с полноценными семядолями имели хорошие, крепкие проростки, а у семян с одной семядолей проростки были маленькими и хилыми что в воде, что в почве.

    4 группа – семя тыквы, посаженное в почву глубже, взошло позже семени посаженного до 3 сантиметров

    5 группа – семена овса проросли одинаково, что на свету, что в темноте, но  растения которым не хватало света вытянулись и стали тоненькими и светлыми, а на свету ростки оказались ярко тёмными и крепкими.

    6) Подведение итогов

    Какие же условия необходимы, чтобы семена проросли?

    Обучающиеся самостоятельно делают вывод.

    Для прорастания семян нужны

    - вода и воздух,

    -тепло,

    - запас питательных веществ,

    - свет,

    - определённые правила глубины заделки в почву.

    7)Оформление своих наблюдений в виде мультимедийной презентации

    5. Значение:

    Таким образом, изучение  этой темы методом проектно-исследовательской деятельности позволяет

    -обеспечение прочного и глубокого усвоения знаний,  умений и навыков;

    -приводит в систему факты и явления, углубляет содержание  изученных

    понятий;

    -помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами,

    явлениями;

    -формирует навыки самостоятельной работы;

    -способствует  умственному развитию   обучающихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

    Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

    статья Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности...

    Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

    Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

    Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

    В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...