Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему

Землякова Галина Михайловна
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность  

 деятельность обучающихся

на уроках биологии.

Обоснование проблемы

Проектная  деятельность  на  уроках  биологии –  это одна из ступенек  к развитию творческих способностей обучающихся.

Получение любого результата образования требует определённых педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.

Метод проектов - это всегда творческая деятельность.

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Поэтому проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как помогает формированию независимой личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  принимать обдуманные решения, четко планировать действия и предвидеть результат своей деятельности.

Если мы не будем стремиться к совершенству,  к новому, мы никогда не достигнем высоких результатов.

«Если мозг не засевать зерном,

то он зарастет чертополохом.»

Д.Ж. Герберт.

Актуальность

Актуальность   использования этой технологии я вижу в том, что,

- во-первых, в решении проблемной задачи каждый ученик имеет возможность самореализоваться;

 - во-вторых,  необходимо применение различных способностей обучающихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);

- в-третьих, проектная деятельность даёт возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что  влечёт за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.

Цель

Главная  цель  проектно-исследовательской  деятельности – формирование  у  ребенка  способности  самостоятельно,  творчески  осваивать  программный  материал,  умело применять знания из различных областей науки.

Задачи

формировать у обучающихся приемы и способы проектно-исследовательской   деятельности  с  элементами  исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта  (исследования);

способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии в 6 классе.

Программа  биологии,  растения в 6 классе – это обширное поле деятельности, эмоционально близкой, каждому обучающемуся, т.к. все мы сельские жители и  с посадкой, уходом за растениями  встречаемся регулярно.

Тема урока «Условия прорастания семян»

1)Постановка цели исследования:

Изучить условия прорастания семя

2)Создание учебно-проблемной ситуации.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

3) Выдвижение гипотез

Мы предположили, что для прорастания семян необходима вода и воздух, тепло, свет, почва, питание.

4)Постановка опыта

Класс разделила  на группы и дала   экспериментальное  задание каждой группе.

1 группа получила задание изучить влияние воды на прорастание семян.

Для этого несколько семян положили сухими в стакан, в другом стакане семена  полностью залили кипяченой водой и закрыли стеклом, а в третьем стакане семена смочили водой и обеспечили воздухом.

2 группа выясняла влияние температурных условий на прорастание семян.

Для этого семена одинаково снабдили воздухом и водой, но поместили их в разные температурные условия. Одну чашку оставили в тепле, а другую поставили в холодильник.

3 группа изучала влияние количества питательных веществ на прорастание семян. Учащиеся  разрезали семена с помощью скальпеля и положили прорастать семена с целым эндоспермом и с половинкой  уже в тёплое помещение и с достаточным количеством воды и воздуха. Такие же семена были посажены в почву.

4 группа изучала влияние глубины заделки семян на прорастание семени

Для этого опыта взяли одинаковые семена тыквы и посадили их на разную глубину остальные показатели были одинаковы.

5 группа рассматривала влияние света на прорастание семян

Для этого опыта мы посеяли семена овса в одинаковые плошки и одну поставили на свет, а другую в тёмный шкаф.

5)Описание опыта и его результатов.

Через пять дней эксперты от каждой группы показывают и рассказывают о своём эксперименте и делают самостоятельно вывод.

1 группа –  семена проросли лишь в третьем стакане

2 группа – семена проросли в тёплом помещении, а в холодильнике остались без изменений

3 группа – семена с полноценными семядолями имели хорошие, крепкие проростки, а у семян с одной семядолей проростки были маленькими и хилыми что в воде, что в почве.

4 группа – семя тыквы, посаженное в почву глубже, взошло позже семени посаженного до 3 сантиметров

5 группа – семена овса проросли одинаково, что на свету, что в темноте, но  растения которым не хватало света вытянулись и стали тоненькими и светлыми, а на свету ростки оказались ярко тёмными и крепкими.

6) Подведение итогов

Какие же условия необходимы, чтобы семена проросли?

Обучающиеся самостоятельно делают вывод.

Для прорастания семян нужны

- вода и воздух,

-тепло,

- запас питательных веществ,

- свет,

- определённые правила глубины заделки в почву.

7)Оформление своих наблюдений в виде мультимедийной презентации

5. Значение:

Таким образом, изучение  этой темы методом проектно-исследовательской деятельности позволяет

-обеспечение прочного и глубокого усвоения знаний,  умений и навыков;

-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание  изученных

понятий;

-помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами,

явлениями;

-формирует навыки самостоятельной работы;

-способствует  умственному развитию   обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...