Урок биологии в 8 классе по теме "Витамины их биологическая роль"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Клюкина Ольга Владимировна

Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Витамины их биологическая роль" . Цель урока: сформировать  у учащихся представление о витаминах и их роли в организме человека.

Задачи: Дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики. Развитие мышления и творческих способностей учащихся. Способствовать гигиеническому воспитанию школьников. Развивать умение работать над проектом, осуществлять защиту проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Открытый урок по биологии в 8-м классе по теме:

"Витамины и их биологическая роль"

Цель урока: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека.

Задачи:

Дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики. Развитие мышления и творческих способностей учащихся. Способствовать гигиеническому воспитанию школьников. Развивать умение работать над проектом, осуществлять защиту проекта.

Ход урока

I. Организационный момент. (установление обратной связи) (1мин)

Здравствуйте ребята.

Мы часто говорим эти слова при встрече. А что означает данная фраза? (Это пожелание здоровья), действительно здравствуйте это пожелание, просьба – будь здоров.  Будьте же здоровы, а для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться.  Сегодня на уроке мы поговорим о …, а впрочем, об этом вы мне скажете немного позднее.

II. Определение темы урока. (2мин)

Как достичь того, чтобы не болели и радовались жизни наши дети, чтобы долго жили наши родители, чтобы вокруг нас были здоровые и счастливые люди.

Эти вопросы ставили перед собой многие ученые, и один из ответов – это правильное питание, содержащее все необходимые витамины.

Витамины нужны организму, мы не можем без них обойтись. Было доказано, что целый букет заболеваний вызывается не вирусами и бактериями, а недостатком витаминов. Если организм получает все витамины в достаточном количестве, можно избежать многих болезней вызванных авитаминозами. Но в разных странах мира обстановка по данному вопросу не одинакова. В нашей стране дефицит витамина В и фолиевой кислоты наблюдается у 40-80% населения, аскорбиновой кислоты-70 % жителей, бета - каротина у 40-60% россиян.

III.  Изучения нового материала.

Определите тему урока - «Витамины». Запишите тему в тетрадь.

Давайте определим, над какими вопросами нам предстоит работать. Что нам нужно узнать о витаминах? (2мин)

1 Определение понятия

2.История открытия

3. Классификация

4. В каких продуктах присутствуют

5 Значение для организма

6 Болезни, возникающие при недостатке.

7. Как сохранить витамины при приготовлении пищи.

Предлагаю начать с вопроса классификации витаминов

1. Классификация: (1мин)

Пользуясь информацией текста, составьте схему классификация витаминов. На какие группы делятся все витамины и дайте краткую характеристику каждой группе.

Все витамины делятся на две группы:

Жирорастворимые витамины – A, D (Кальциферол), E и К – попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).

Проверка: (2мин)

Давайте проверим, как вы справились с работой. Проверку проведем, в виде игры закончи предложение. Я говорю начало предложения вам нужно его закончить, исключением станет первое предложение, это будет вопрос. Ответ старайтесь давать как можно быстрее. Будьте внимательны, слушайте ответ товарища. Так как на информации одного предложения будет строиться последующее. В результате должен получиться небольшой рассказ.

1.На сколько групп делятся все витамины - на 2

2. Первая группа носит название……

3.К этой группе относятся….

4.В организм они попадают с …..

5. В организме они    

6. По этому, ежедневный прием…..

7.Вторая группа носит название….

8. К этой группе относятся…..

9.В организм они попадают с …..

10. В организме они    

11. По этому, ежедневный прием…..

Слайд.

2. Работа над  информационным листом о значении некоторых витаминов. ( А, В, С, D)- (2мин)

Для того чтобы подробнее познакомиться с некоторыми представителями жиро- и водорастворимых витаминов, я предлагаю вам выполнить следующие задание. Выполнять задания вы будете по 2-3 человека. Вам нужно создать информационный лист об определенном витамине или группе витаминов.  Материал, размещенный в информационном листе должна отвечать на вопросы, написанные в инструкции по созданию информационного листа. На столах лежат файлы с заданием и рабочим материалом.

1. Достаньте содержимое: в файле должно быть, я называю вы находите и располагаете на столе.

  • Текст о витамине
  • Таблица, где указана суточная потребность и заболевания, возникающие при отклонении от нормы.
  • Инструкция по выполнению работы и перечень рассматриваемых вопросов
  • Алгоритм защиты проекта
  • Картинки с продуктами
  • Заготовки, на которых нужно написать ответы на вопросы

2. Для того чтобы выполнить работу в срок, а это 8 минут, вы должны работать быстро и совместно, придерживаясь инструкции.  Найдите её, каждый прочтите. Все понятно.

3. Распределив вопросы, между собой.  

прочтите текст, подчеркивая ответы на ваш вопрос.

4.Запишите ответ в заготовку.

5. Распределите материал на листах.

6 И готовьтесь к защите, согласно предложенному алгоритму.

Музыкальное сопровождение будет для вас ориентиром. (8 минут)

Приступаем к работе. Помните, только совместный труд принесет результат. Если возникнут вопросы, поднимите руку.

Защита проектов (12мин)

Вывод:     Как стало видно, основным источником большей части витаминов являются продукты животного происхождения, в особенности печень. Как вы думаете, чем это объясняется? (Объясняется это высокой метаболической активностью этого органа и способностью витаминов накапливаться в них.) Однако такие витамины как А и С содержатся в основном в продуктах растительного происхождения (свежие овощи и фрукты). Следовательно, какой сделаем вывод:

Для того чтобы обеспечить достаточное поступление витаминов в организм нужно правильно питаться.

3. Понятия авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз

Ребята при работе вы встретились с такими понятиями как авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

А что означают данные понятия:

Авитаминоз - Отсутствие витамина в организме 

Гиповитаминоз - Недостаточное количество витамина  в  организме 

Гипервитаминоз - Избыток витамина в организме 

4. Правила приема витаминных добавок. (3мин)

Ребята каждый из нас хотя бы один раз, но был в аптеке. Сколько витаминов и витаминных комплексов, глаза разбегаются, как сделать правильный выбор и не ошибиться? Ваши предположения:….

Давайте составим правила. (один пишет на доске, остальные в тетради)

1.Кто должен назначать дополнительный прием витаминов.- ВРАЧ, вот вам и первое правило-

I. Дополнительный прием витаминов назначает врач

2. Чаще происходит, что не хватает какого-то определенного витамина, следовательно ,что мы должны учитывать при выборе. – СОСТАВ, вот и второе правило.

II.Смотреть состав и выбирать препараты, содержащие необходимый витамин в нужном количестве.

3. Ребята как вы думаете, а наш организм в течение жизни испытывает одинаковые потребности в витаминах, например в раннем детстве и юности? Какой ещё критерий должны соблюдать – ВОЗРАСТ, вот и третье правило.

III. При покупке витаминов смотреть для какого возраста они предназначены.

4. И последнее правило  -  IV.Нельзя принимать витаминные препараты  натощак, так как они быстро впитываются в кровь, лучше принимать во время или сразу после еды.

IV. Рефлексия (3мин)

Ребята, а обратите внимание что слово «Витамин» не простое и состоит из двух частей: «Vita»- жизнь, «амины»- группа органических веществ, содержащих азот. Конечно, не все витамины, как дальше оказалось, содержат азот, но название все - таки осталось. Как вы думаете, на каком предмете, кроме биологии, вы встретитесь с витаминами? ( на химии). Да на уроках химии в 10 классе вы вновь встретитесь с ними, и они откроются для вас как участники многих биохимических реакций, как катализаторы, входящие в состав активных центров большого количества разнообразных ферментов.

Ребята, вспомните, все что вы узнали о витаминах, и опираясь на полученные знания, и информацию слайда дайте определение понятию «Витамины» и запишите его в тетрадь. На данную работу я даю вам минуту, по моему сигналу работу прекращаете.

ВИТАМИНЫ - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и биологически активных веществ.

V. Домашнее задание (1мин)

Ребята, давайте вернёмся к созданному нами перечню вопросов, какой вопрос мы с вами не рассмотрели?

Мы не рассмотрели – Историю открытия и изучения.

Домашнее задание §    рассмотреть вопрос: «Историю открытия и изучения.» и приготовить творческий отчет по данному вопросу (буклет, коллаж, пезентация, стихотворение – это ваш выбор.) и второе задание составить синквейн  к слову «витамины».

Сегодня на уроке вы создали информационные  листы об одном витамине. Эту работу мы можем продолжить и пополнить журнал «Витамины - азбука здоровья». Начало которому, мы сегодня дали.

Спасибо за урок! Ребята помните ваше здоровье в ваших руках. А для того чтоб здоровье было крепким нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться, ведь витамины поступают в наш организм вместе с пищей, и почаще, улыбаться. Будьте здоровы.



Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Приложение к уроку по биологии 8 класс. Тема: Витамины.

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Является наиболее известным и доступным витамином. Он в больших количествах содержится в свежих овощах и фруктах. Наиболее богаты витамином С шиповник и черная смородина. Суточная доза витамина С необходимая взрослому человеку содержится в 30 г. черной смородины или 10 г. шиповника. Свежая зелень – петрушка и  укроп, также содержат достаточное количество витамина С. Меньшие количества этого витамина содержатся в картофеле, свежей и квашеной капусте. Вопреки существующему убеждению цитрусовые содержат количество витамина С лишь в два раза большее чем в картофеле, и 5-10 раз меньше чем в смородине или шиповнике. Для сохранности витамина С при чистке фруктов и овощей надо снимать тонкий слой кожицы. Чистить и резать овощи следует перед потреблением или варкой ножом из нержавеющей стали. Варить пищу можно в эмалированной или алюминиевой посуде. Опускать овощи в кипящую воду и варить с плотно закрытой крышкой.                                      Витамин С легко окисляется воздухом. При кипячении растворенный в воде кислород уходит из воды вместе с пузырьками пара, и витамин С не окисляется. По этой же причине овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления.

Витамин С стимулирует гормональную регуляцию, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Длительное отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. При цинге люди слабеют, воспаляются и кровоточат десна выпадают зубы, распухают суставы. Это тяжелая болезнь часто заканчивалась смертью. Известно, что в экспедиции Васко да Гама от цинги погибло около 60 % моряков. Такая же судьба постигла участников экспедиции Витуса Беринга в 1741 году. А английские моряки не страдали цингой, так как они в обязательном порядке должны были брать с собой в путешествие лимоны. А на Руси цингу лечили с помощью отвара из хвои сосны, ели.

. Витамин А (ретинол)

В больших количествах содержится в говяжьей и свиной печени, а также в печени трески. Сливочное масло, яичный желток, икра, рыбий жир и жирный творог также содержат достаточные количества этого витамина. Гораздо более доступным источником витамина А являются фрукты и овощи (морковь, шпинат, абрикосы, помидоры). Правда, в этих продуктах содержится не сам витамин А, а его предшественник (B-каротин). Попадая в организм происходит превращение каротина в витамин А и идет это в стенке кишки и печени. Нужно помнить, что без жира каротин не усваивается, поэтому при кулинарной обработке растений необходимо добавлять сливочное или растительное масло. Длительное хранение и высушивание продуктов содержащих витамин А для него губительно. При варке сохраняется. Витамин А входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей При отсутствии витамина А поражаются роговица глаз, дыхательные пути, кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Ранним проявлением недостатка этого витамина является « куриная слепота», то есть неспособность видеть при слабом освещении. В 1 кг печени белого медведя накапливается столько витамина А, что его хватило бы на добрых 40 лет. Такое количество витамина может вызвать тяжёлое, даже смертельное отравление. Есть предположение, что от такого отравления погибла экспедиция полярного исследователя Андре. Злоупотреблять витамином не следует

Витамины группы В

1 (тиамин), В2 (рибофлавин), B3 (ниацин, никотиновая кислота, витамин РР), B5 (Пантотеновая кислота) В6 (пиридоксин), В7 (биотин, витамин Н), В9 (фолиевая кислота,) В12 (цианкобаламин)).

В достаточных количествах витамины группы В содержится в печени и почках, рыбе, яичном желтке. Суточная доза витамина В12 содержится в 10-20 г. печени. Мясо, ржаной хлеб и крупы (гречневая, овсяная), также являются источником витаминов группы В (Суточная доза витамина В1 необходимая для взрослого человека содержится в 800 г. ржаного хлеба или 400 г. свинины). Молочнокислые продукты и сыр также в своём составе содержат эти витамины. (Суточная доза рибофлавина содержится в 500 г. творога или сыра). Свежие фрукты, овощи, орехи также содержат витамины группы В. Все витамины группы В частично образуются  кишечными бактериями, порой достаточно побольше есть натурального йогурта, кефира, ацидофилина, чтобы микрофлора кишечника пришла в норму. В ходе приготовления пищи теряется около 25 % витамина. Для сохранения витаминов в продуктах нужно избегать длительного кипячения и контакта с металлом. Длительное сохранение витаминов в мясе можно путем заморозки его при температуре -200С.

Специфическая функция витаминов группы В в организме состоит в том, что из них образуются ферменты, осуществляющие многие важнейшие реакции обмена веществ. В1 – участвует в регуляции углеводного обмена и тканевого дыхания. В2  - участвует в обмене белков, В6  - участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. В12  - регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани. Витамину В7 принадлежит ключевая роль в обменных процессах жиров, белков и углеводов и, а также в энергетическом обмене.

Недостаток витаминов ведет к ряду заболеваний  одна из которых Бери-бери - которая вызвана недостатком витамина В1 в организме человека. Симптомы слабость, головокружения, потеря чувствительности нервных окончаний, нарушение работы мозговых нервов и параличи. Заболевание затрагивает сердечно-сосудистую систему (тахикардия, сердечные боли, одышка, отёки).

Витамин D

Суточная доза этого витамина содержится в нескольких миллилитрах жира печени трески. Гораздо меньшее, но все-таки достаточное количество этого витамина содержится в яйцах и сливочном масле. Витамин D синтезируется из его предшественников в коже под действием солнечных лучей и в почках. Главной функцией витамина D является обеспечение всасывания кальция и фосфора из продуктов питания в тонком кишечнике (преимущественно в двенадцатиперстной кишке). Также ряд клинических исследований заставляет предполагать следующие дополнительные функции витамина D: участие в регуляции размножения клеток, обменных процессов, стимуляция синтеза ряда гормонов. Отсутствие витамина D у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. При рахите в костях не откладывается кальций и фосфор. Кости становятся нетвёрдыми, ноги и позвоночник уродливо изгибаются, на рёбрах появляются утолщения, грудная клетка деформируется. Особенно могут пострадать от этого заболевания дети первого года жизни, которые появились на свет осенью или зимой. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят и восприимчивы к различным заболеваниям.   Для предупреждения болезни надо больше бывать на свежем воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу, пить рыбий жир.

Фармацевтическая промышленность выпускает готовые витаминные препараты. Употреблять их можно только в указанных дозах. Неправильное потребление витаминов вредно для здоровья. Витамин D не разрушается в продуктах при длительном хранении и высушивании, устойчив к термической обработке и варке. Содержание витамина в отваренных продуктах практически такое же, что и в сырых.


Витамин

Суточная

потребность

Симптомы, возникающие при гиповитаминозе (недостаток витамина) и авитаминозе (отсутствие витамина)

Симптомы, возникающие при гипервитаминозе (избыток витамина)

А

0,9 мг

«Куриная слепота», нарушение ороговения   кожи, нарушение роста

Изменения кожи, слизистых и костей, головные  боли, малокровие

B

1,4-1,6 мг

Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность

Возможна аллергия

С

75 мг

Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям

Возможны повреждения поджелудочной железы и почек

D

2,5 мг

Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита

Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности  центральной нервной системы и почек


Инструкция по созданию информационного листа

1.Распределите вопросы между собой

2. Прочтите текст, подчеркивая ответы на свой вопрос.

3.Запишите ответ в заготовку.

4.Разложите материал на листах.

На первом листе:- картинка с изображением символа витамина.

                             - картинки продуктов.

                             - Фамилия и Имя авторов.

На втором листе: -  значение витамина

                              - суточная потребность

                             - болезни, возникающие при недостатке витамина (+ картинка с изображением больного органа)

                               - правила по сохранению витамина при кулинарной обработке.

                              - оставшиеся картинки продуктов.

5 Подготовка к защите, смотри алгоритм защиты.

     Время на создание проекта 8 минут.

Алгоритм защиты проекта

  • Название проекта - Витамин (название)  и его биологическая роль.
  • Представление участников проекта (Ф.И.)
  • Цель: Сформировать представление о витамине (название)
  • Задача проекта. Составить информационный лист
  • Реализация проекта.           рассказ о витамине:

1. Витамин……в организме участвует.......

2. Суточное потребление…………

3. При недостатке возникают… (.заболевания и симптомы)

4. Витамин содержится в ……..(продукты)

5. Сохранить витамин в продуктах можно если…

               Время на защиту проекта отводится не более 3-х минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Урок в 11 классе по теме: "Исследование биологических моделей»

Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. На урок были поставлены следующие цели:Учебная: обучение моделированию биоритмов человека с помощью программы Excel.Развива...

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.

Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"

Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...