"Плоские черви – паразиты", 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Павленко Светлана Алексеевна

Методическая разработка урока будет интересна учителям и учащимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии Павленко С.А. МБОУ СОШ № 2

Предмет: биология, урок усвоения новых знаний

Тема: Плоские черви – паразиты, 1 урок (45 минут)

Класс: 7

Технологии: ИКТ; проблемное обучение

Аннотация: На уроке реализуется принцип деятельностного подхода: создаются условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся - определения темы урока, целеполагания, рефлексии, организуется поиск информации в учебной литературе. Применение ИКТ в виде презентации, лабораторного оборудования позволяет более наглядно представить материал, делает урок насыщенным, содержательным, красочным. На уроке сочетается использование фронтальных, индивидуальных и групповых методов работы.  

Практическая реализация: урок был апробирован 12 февраля без применения ИКТ.  На уроке присутствовала методист УООР г.Олекминска Стручкова А.Ф. После самостоятельного анализа урок был доработан включением в него мультимедийной презентации для создания полной картины внешнего облика плоских червей, так как рисунки учебника и готовые микропрепараты фрагментов тела плоских червей не отражают таковую.

Конспект урока:

Тема урока: Плоские черви – паразиты.

Цель: - формирование знаний о строении и жизнедеятельности плоских червей – паразитов на примере сосальщиков и ленточных червей; способах заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами;

- совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, рисунками, наглядным материалом, микроскопами и готовыми микропрепаратами;

- развитие логического мышления, памяти, умений отбирать главное, коротко излагать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- формирование положительного отношения к собственному здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, микроскопы, готовые микропрепараты фрагментов тела ленточных червей, рабочие листы; изображения плоских червей – паразитов и фрагментов их тел, стадии жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня на листах формата А4, наборы изображений стадий жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня для индивидуальной работы и работы в парах по числу учащихся.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Ориентировочно – мотивационный этап

1) организация повторения материала предыдущего урока о строении и жизнедеятельности свободноживущих плоских червей класса Ресничные черви в виде фронтального опроса – теста.

Тест по теме «Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви»

Выбери один правильный ответ.

1.У плоских червей симметрия тела

А) отсутствует          

Б) двусторонняя

В) лучевая

2.Форма тела у плоских червей

А) округлая

Б) лентовидная или листовидная

В) вытянутая

3.Снаружи тело свободноживущих плоских червей покрыто

А) ресничками

Б) известковой раковиной

В) более плотным слоем цитоплазмы

Продолжи предложение и поясни свой ответ.

4.Планарию по способу питания относят к . . . (хищникам).

5.Белые планарии живут . . . (в пресных водоемах, под когягами, канями, листьями).    

Устные ответы с места, обсуждение ответов товарищей.

2) подведение учащихся к формулировке темы урока вопросами: как вы думаете, существуют ли такие плоские черви, которые могут жить в теле других организмов? Каково общее название организмов, живущих за счет ресурсов других организмов?

Высказывают свое мнение, опираясь на имеющиеся знания, полученные на уроках биологии. Приходят к выводу, что существуют плоские черви – паразиты.

2. Операционно – исполнительный этап

1) задание сформулировать тему урока (о чем пойдет речь на уроке?)

Формулируют тему урока: плоские черви – паразиты.

2) задание сформулировать цель урока (что должны узнать о червях – паразитах?)

Формулируют цель урока: изучить строение и образ жизни плоских червей – паразитов; способы заражения и меры профилактики заболеваний, вызванными плоскими червями – паразитами.

3) организация самостоятельной работы с учебником, микроскопами, презентацией (Презентация) и рабочими листами (Приложение 1) по изучению нового материала. Задания по изучению материала, изложенные в рабочих листах, постепенно усложняются, что помечено звездочками (одна звездочка – задания репродуктивного характера, две звездочки – задания на перенос знаний в новую ситуацию, три звездочки – творческое задание).   Оказание помощи в виде объяснений, пояснений, наводок, встречных вопросов, аналогий при затруднениях учеников.

В середине работы проведение физминутки – упражнений для расслабления мышц глаз, спины, шеи.

Работают в парах или индивидуально (по желанию).

Заполняют рабочие листы, изучают под микроскопом фрагменты тела ленточных червей, смотрят презентацию. Задают вопросы учителю, если имеются затруднения.

Делают упражнения для расслабления мышц глаз, спины и шеи.

4) организация поэтапного закрепления нового материала по заданиям в рабочих листах (устно).

Вопросы:

1. Какова форма тела у сосальщиков?

2. Назовите характерные признаки строения тела сосальщиков.

3. Назовите типичного представителя класса Сосальщиков.

4. Какова форма тела у ленточных червей?

5. Назовите приспособления ленточных червей к паразитизму.

6. Назовите типичного представителя ленточных червей.

Отвечают на вопросы учителя по записям в своих рабочих листах:

1. Форма тела у сосальщиков чаще листовидная.

2. Характерными признаками строения тела сосальщиков являются – наличие присосок, шипов, крючьев; высокое развитие половой системы; сложные жизненные циклы; упрощение органов чувств.

3. Типичным представителем класса Сосальщиков является печеночный сосальщик.

4. Форма тела ленточных червей – лентовидная.

5. Ленточные черви имеют следующие приспособления к паразитизму – на головке находятся органы прикрепления: присоски или крючья; отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии; личинки также паразитируют.

6. Типичным представителем ленточных червей является бычий цепень.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

3. Рефлексивно – оценочный этап

1) организация закрепления изученного материала по узнаванию представителей плоских червей – паразитов, фрагментов их тела (Приложение 2); составлению жизненных циклов паразитов с использованием рисунков (Приложение 3).

Определяют представителей плоских червей – паразитов, называют фрагменты их тел по рисункам; у доски (по желанию) и на рабочем месте составляют правильную последовательность стадий жизненных циклов. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

2) подводит к итогу урока и личностной значимости изучаемого материала.

Озвучивают новые знания, полученные на уроке, объясняют способы профилактики заражения человека и животных плоскими червями – паразитами.

4. Домашнее задание

1) предлагает учащимся определить обязательный минимум закрепления материала дома и дополнительные задания (по желанию).

Определяют обязательный минимум работы дома: прочитать параграф, закончить заполнение рабочих листов (если не успели). Предлагают дополнительные задания: составить вопросы – тесты, нарисовать представителей плоских червей – паразитов, подготовить сообщения о представителях плоских червей – паразитов, составить презентации, кроссворды, ребусы по изученной теме.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Стадии жизненного цикла печеночного сосальщика.

   

              

Стадии жизненного цикла бычьего цепня

               C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\цикл разв быч цепня.png

                   C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\цикл разв быч цепня.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический диктант "Тип Плоские черви" 7 класс

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)

Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....

Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....

Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"

Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....

Тематическая контрольная работа по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви»

Контрольно-измерительные материалы для проведения тематической контрольной работы  по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви»,  «Тип Кольчатые черви&raqu...

Проверочная работа на тему "Тип Плоские черви.Класс Сосальщики.Класс Ленточные черви"

Тип Плоские черви.Класс сосальщики. Класс ленточные червиЗадачи урока:– выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви;– обратить вним...