Методическая разработка конспекта урока "Строение и функции ДНК"
методическая разработка (11 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Цель урока: сформировать понятие о ДНК –  как носителе наследственной информации, ее строении и функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_i_funktsii_nukleinovyh_kislot.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение и функции ДНК 

Цель урока: сформировать понятие о ДНК –  как носителе наследственной информации, ее строении и функциях.

Задачи урока: 

1. Образовательные: формировать знания о строении и свойствах молекулы нуклеиновой кислоты - ДНК, как биополимере, мономером которого являются дезоксирибонуклеотиды. Познакомить учащихся с принципом комплементарности и правилом Чаргаффа, антипараллельностью молекул ДНК. Раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе. Изучить историю открытия нуклеиновых кислот. Научить решать задачи по молекулярной биологии на принцип комплементарности.

2. Развивающие: развивать учебные умения: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемами, таблицами, опорными конспектами, тестами. Развивать умение корректного ведения диалога и дискуссии. Формировать исследовательские умения: определять цели, этапы и задачи работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

3. Воспитательные: формировать ключевые компетенции  ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся при раскрытии закономерностей строения нуклеиновых кислот как основном носителе наследственной информации. Воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, фильма, выполнения заданий; критическую и объективную самооценку знаний.

Основные понятия: молекулярная биология, мономеры, регулярные и нерегулярные полимеры, ген, нуклеотид, ДНК, РНК, антипараллельность, комплементарность, правило Чаргаффа.

Тип урока – изучение нового материала с использованием компьютерной презентации, традиционный урок.

Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран); презентация  и видеофрагмент «Нуклеиновые кислоты», пространственная модель ДНК.

Ход урока:

МП

СУ

Организационный момент

Вводная беседа

Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи

принцип амплификации

Здравствуйте ребята. Садитесь. 

Я рада приветствовать вас на уроке, тему которого вы попробуете сейчас определить.

? Перед нами лежат плоды яблока и апельсина. Если мы разрежем их, получим семена, посадим – то, что мы получим из этих семян?  Может ли из семян этих растений, вырасти рябина? Почему?

Слайд 1 Тема урока: Строение и функции ДНК

? Как вы думаете, что сегодня на уроке мы можем узнать?

Слайд 2 Цель урока: сформировать понятия о ДНК –  как носителе наследственной информации, ее строении и функциях.

? Где мы уже встречались с этой темой?

? Основы какой науки мы продолжаем изучать?

Слайд 3 Молекулярная биология — комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).

Рефлексия

Работа с листом самооценки

принцип субъектности

принцип ценности

На столах перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока».

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Знаете ли вы, особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК)?

2. Знаете ли вы, какие процессы происходят с участием ДНК в клетках?

3. Можете ли вы с уверенностью указать значение нуклеиновых кислот (ДНК) в живых организмах?

4. Понравился ли вам наш урок?

----------

5. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

----------

Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.

Актуализация знаний

Актуализация ЗУН и тренировка мыслительных операций

принцип ценности

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, то, что поможет нам лучше усвоить новый материал

  1. Слайд 4 Термины: мономеры (структурные звенья полимеров -  многократно повторяющиеся низкомолекулярные органические соединения), полимеры (макромолекулы из мономеров), регулярные (с повторяющимися звеньями мономеров) и нерегулярные полимеры (мономеры расположены без определенного порядка), ген. 
  2. Слайд 5  Выбрать регулярный и нерегулярный полимер, привести примеры

АААААА               АБАБАБАБ              АБВАБВАБВАБВ 
Примеры: природные - крахмал, целлюлоза, гликоген

АБВААВАБАВБАА
Примеры: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

3. Факт: Все свойства и признаки любого организма определяются его белковым составом. В каждой клетке содержится несколько тысяч белковых молекул, но в природе имеется лишь 20 аминокислот, которые могут входить в состав белков. Объясните, с чем связано большое разнообразие белков в живых организмах? (Структура каждого белка определяется последовательностью чередования аминокислотных остатков. Огромное разнообразие белков в природе объясняется безграничной возможностью различных сочетаний 20 аминокислот в полипептидных цепях. Наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Эта информация заключена в молекулах ДНК).

Молодцы.

Изучение нового материала

Построение проекта выхода из затруднения

Самостоятельная работа с информацией

принцип здесь и сейчас

Самостоятельная работа с информационными карточками

1. Я предлагаю кратко познакомиться с историей открытия и изучения нуклеиновых кислот.

Задание: по мере прослушивания сообщений заполнить в опорном конспекте таблицу «История открытия и изучения нуклеиновых кислот»

- Слайд 6 Сообщение о Фридрихе Мишере 

- Слайд 7 Сообщение о О.Эвери, К. Маклеод и М.Макарти

- Слайд 8 Сообщение об открытии строения ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс)

Фамилии ученых

Год

исследования

Вклад в изучение темы

1. Иоганн Фридрих Мишер

 1869 г.

Открыл нуклеиновые кислоты

2. О. Эвери и коллеги

 1944 г.

ДНК является носителем наследственных качеств

3. Д. Уотсон, Ф. Крик,

М. Уилкинс

 1962 г.

Нобелевская премия за открытие строения ДНК

2. Как вы думаете, почему ДНК И РНК назвали нуклеиновыми кислотами?  (Нуклеус – ядро, видимо они были обнаружены в ядре). Существует два типа нуклеиновых кислот – ДНК и РНК. Нуклеиновые кислоты – это высокомолекулярные органические соединения. Они состоят из углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота.

3. Просмотрите видеофрагмент. Выполните задания в опорном конспекте.

- Слайд 9 подпишите компоненты нуклеотида ДНК

-  Слайд 10 подпишите компоненты полинуклеотидной цепи ДНК, направления цепей ДНК, укажите количество водородных связей между азотистыми основаниями.

- заполните таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»

Признаки

ДНК

РНК

Нахождение в клетке

ядро, митохондрии, пластиды

ядро, цитоплазма, рибосомы, митохондрии, пластиды

Нахождение в ядре

хромосомы

ядрышко

Строение молекулы

двойная спираль из 2 полинуклеотидных цепей

одинарная полинуклеотидная цепочка

Состав нуклеотидов

А) азотистые основания

Б) углевод

В) фосфорная кислота

пуриновое А, Г

пиримидиновое Т, Ц

дезоксирибоза

1 остаток фосфорной кислоты

пуриновое А, Г

пиримидиновое У, Ц

рибоза

1 остаток фосфорной кислоты

Мономер

дезоксирибонуклеотиды

рибонуклеотиды

Функции

Хранение и передача наследственной информации о первичной структуре белка

Принимают участие в процессах синтеза белка

- из учебника страница 297, параграф 61 выписать

Слайд 11 правило комплементарности

антипараллельность

- Слайд 12 ответьте на вопросы, используя рисунок учебника 151, стр. 294

На один виток спирали ДНК приходится                    

10 пар нуклеотидов

Диаметр спирально закрученной двойной нити ДНК

2 нм

Длина 1 нуклеотида составляет

0,34 нм

Молекулярная масса одного нуклеотида

345 г/моль

- Слайд 13 правило Чаргаффа: нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог      Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что у всякого организма количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа, но он не смог полностью объяснить свои правила.

Сравнить молекулу ДНК можно с лестницей, где азотистые основания это ступеньки, о молекулы дезоксирибозы и остатки фосфорной кислоты  - перила этой лестницы. Если размотать ДНК всех клеток вашего тела, то они растянутся на расстояние в 16 миллиардов километров - это примерно равно расстоянию от Земли до Плутона и обратно.

На следующих уроках мы выясним, как происходит компактизация молекул ДНК в клетке, изучим более подробно виды, структуру и свойства РНК, выясним как происходит хранение и передача наследственной информации.

Закрепление материала

Самостоятельная работа с  проверкой

1. Одна из цепочек  ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ  АЦЦ  ГАТ  АЦТ  ЦГА  ТТТ  АЦГ  ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Объясните результаты.

2. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:  А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК, длину и массу гена. Объясните результаты.

3. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?

4. Восстановите недостающую цепь ДНК    …А – А – Ц – Т – Т – Ц – Г – Т – А – Г -… Сколько водородных связей в этом фрагменте ДНК?

5. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 30 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями, и 20 нуклеотидов – тремя водородными связями.

Рефлексия

принцип ценности

и амплификации

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонке «конец урока».

? По вашему мнению, достигли ли мы поставленных нами целей.

? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Итоги урока – все активно работали и получают оценки

Домашнее задание

  1. Параграф 61, записи в опорном конспекте
  2. Выполните задания:
  1. В одном из генов ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином будет в этом участке ДНК?
  2. Две цепи ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число двойных и тройных водородных связей этой цепи ДНК, ее длину и массу, если известно, что нуклеотидов с тимином – 18, с цитозином – 32 в обеих цепях ДНК. Ответ поясните.

 3*.    Молекулярная масса белка составляет 15950. Определите длину кодирующего этот белок гена, если молекулярная масса одной аминокислоты – 110, а расстояние между нуклеотидами составляет 0,34 нм. Ответ объясните.

Дополнительная информация:

  1. Фридрих Мишер родился в 1844 году в Базеле, умер в 1895 году в  Давосе.  Швейцарский физиолог, гистолог и биолог. В 1869 году Мишер открыл ДНК. Вначале это новое вещество получило название нуклеин, а позже, когда Мишер определил, что оно обладает кислотными свойствами, вещество получило название нуклеиновая кислота.. Фридрих Мишер проводил также исследования в области строения и состава ядер в желтке куриного яйца, физиологии спинного мозга, состава сперматозоидов и образа жизни рейнского лосося, изменения в химическом и анатомическом составе разных органов во время аварий, движений при дыхании, отношения между высотой над морем и составом крови.
  2. 1944 год - начало «эры ДНК». Ещё в 1928 г. наш соотечественник биолог Николай Кольцов высказал предположение: должна существовать некая «наследственная молекула» – гигантская, состоящая из отдельных групп. Первый шаг к подтверждению этой гипотезы был сделан в 1944 г. Американские учёные Освальд Эвери, Колин Маклауд и Маклин Маккарти искали объяснение результатам эксперимента другого исследователя – Ф. Гриффита, осуществлённого в 1928 г. Ф.Гриффит работал с двумя штаммами бактерий-пневмококков. С первыми бактериями сравнительно легко справляется иммунная система, а вот у вторых есть полисахаридная оболочка, которая защищает их – подцепив таких бактерий, легко умереть от пневмонии… что и происходило с мышами, которых экспериментатор заражал этими бактериями. Но вот – он ввёл мышам те самые бактерии, предварительно убив их нагреванием, а одновременно – безопасные бактерии. По отдельности ни то, ни другое не убивало мышей – а тут они умерли… почему? Видимо, было в убитых бактериях что-то, что изменило природу безопасных бактерий, превратив их в опасных… Что это было? Может быть, белки? Вот это и пытался выяснить О. Эвери. Смесь, содержащая убитые бактерии, последовательно обрабатывалась веществами, разрушающими белки, полисахариды, другие вещества… Но всё это никак не влияло на результат, но стоило разрушить химическим путём дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) – и трансформации не происходило. Так вот она – наследственная молекула! Вот так и родилась молекулярная генетика – наука, возникшая на стыке классической генетики и молекулярной биологии, главной задачей которой стало исследование химической природы гена, а также того, как гены регулируют синтез белка, как изменяется их структура (т.е. происходят мутации).
  3. Начало этой истории можно принять за шутку. "А мы только что открыли секрет жизни!" – сказал один из двоих мужчин, вошедших в кембриджский паб 28 февраля 1953 года. И эти люди, работавшие в лаборатории неподалеку, нисколько не преувеличивали. Одного из них звали Френсис Крик, а другого – Джеймс Уотсон. Джеймс Уотсон - американский биохимик. Уотсон интересовался генетикой и получил степень доктора за диссертацию о влиянии рентгеновских лучей на размножение бактериофагов. Он проводил изучение биохимических свойств ДНК бактериофага. Но ему хотелось узнать больше об истинной структуре молекул ДНК, о которых так увлеченно говорили генетики. В Кембридже он и познакомился с Френсисом Криком, физиком, интересовавшимся биологией. Начиная с 1952 года, основываясь на ранних исследованиях Чаргаффа, Уилкинса и Розалинд Франклин, Крик и Уотсон решили попытаться определить химическую структуру ДНК. В результате они смогли предложить гипотезу о структуре ДНК, согласно которой она представлялась составленной из двух полинуклеотидных нитей, соединенных водородными связями и закрученных друг относительно друга. Открытие двуспиральной структуры произошло после того, как Морис Уилкинс показал Уотсону и Крику рентгеновский снимок молекулы ДНК, сделанный его сотрудницей Розалинд Франклин. На этом снимке они четко узнали признаки спирали и направились в лабораторию, чтобы проверить все на объемной модели. Уотсон вырезал из картона четыре вида макетов нуклеотидов – гуанина (G), цитозина (C), тимина (T) и аденина (A) – и стал раскладывать их на столе. И тут он обнаружил, что аденин соединяется с тимином, а гуанин – с цитозином по принципу "ключ-замок". Именно таким образом соединяются между собой две нити спирали ДНК, то есть напротив тимина из одной нити всегда будет находиться аденин из другой, и ничто иное. Гипотеза Уотсона и Крика так просто объясняла большинство загадок о функционировании ДНК как генетической матрицы, что она буквально сразу была принята генетиками и экспериментально доказана. «Наша структура, – писали Уотсон и Крик, – состоит, таким образом, из двух цепочек, каждая из которых является комплементарной по отношению к другой». В феврале 1953 года Крик и Уотсон сделали сообщение о структуре ДНК. Месяцем позже они создали трехмерную модель молекулы ДНК, сделанную из шариков, кусочков картона и проволоки. Модель позволила другим исследователям отчетливо представить репликацию ДНК. Две цепи молекулы разделяются в местах водородных связей наподобие открытия застежки-молнии, после чего на каждой половине прежней молекулы ДНК происходит синтез новой. Последовательность оснований действует как матрица, или образец, для новой молекулы. Крик и Уотсон завершили создание модели ДНК в 1953 году, а через девять лет совместно с Уилкинсом они получили Нобелевскую премию 1962 года по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Упражнения, развивающие психофизические функции учащихся с ЗПР".

Система упражнений направлена на развитие таких психических функций внимание, память, речь, а также на совершенствование логического мышления. упражнения соотнесены с изучаемым  в 7 классе матери...

Методическая разработка по теме Логарифмическая функция 10-11кл

Методическая разработка создана в   ПК «Живая математика».   Разработка содержит: теоретический материал иллюстрированный чертежами; динамические компьютерные чертежи,  способ...

Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства"

Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....

Методическая разработка урока "Информационная система: функции и основное назначение"

Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использова­ния определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптим...

Методическая разработка: конспект урока "Линейная функция", 7 класс

Педагогическая мастерская - урок  открытия новых знаний. Алгебра 7 класс...

Методическая разработка по теме: Исследование функции и построение графика функции.

Методическая разработка - конспект урока по теме: Исследование функции с помощью производной и построение графика функции.  Урок построен в форме игры., в ходе которой проверяются знания по ...