Методическая разработка урока по теме "Обменные процессы в организме". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

На данном  уроке    обучающиеся знакомятся  с видами обмена веществ: пластическим обменом и энергетическим обменом; со стадиями обмена и превращением в организме одних соединений в другие. Учатся составлять свой пищевой рацион в завистимости от энергозатрат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmennye_protsessy_v_organizme.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Обменные процессы в организме»

Цели: познакомить обучающихся с видами обмена веществ: пластический обмен и энергетический обмен; со стадиями обмена и превращением в организме одних соединений в другие.

Оборудование: таблица «Метаболизм», мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Актуализация знаний.

 Беседа по вопросам:

- Что такое обмен веществ?

- Для чего нужны питательные вещества организму?

- Куда расходуются питательные вещества?

- Какие основные питательные вещества вы знаете?

III. Изучение нового материала.

1. Понятие обмена веществ и его значение в организме.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Обмен веществ – это поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение, изменения и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

Значение:

  1. Поступление веществ
  2. Расщепление веществ в органах пищеварения
  3. Поступление веществ в кровь и лимфу
  4. Поступление веществ в клетку; процессы в клетке: формирование белков, жиров, углеводов
  5. Выделение конечных продуктов.

2. Фазы обмена веществ.

Рассказ.

Запись в тетрадь.

1 фаза – подготовительная: пищеварение, транспортировка питательных веществ и кислорода.

2 фаза – пластический обмен (с греч. рlastike – лепка из глины ) – процесс образования новых соединений и структур, характерных для данного организма.

3 фаза – энергетический обмен – выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. При этом образуется углекислый газ, аммиак, соединения фосфора, натрия, хлора, которые выводятся из организма – заключительная стадия (через легкие, кровь, потовыми железами, мочевыделительной системой).

3. Обмен белков.

Рассказ.

Запись в тетрадь.

Белки пищи  пищеварительный канал  аминокислоты  кровь  печень (теряют натрий)  клетки тела (аминокислотыбелки тела)

Функции:

  • Структурная
  • Опорная
  • Защитная (антитела)
  • Каталитическая (ферменты)
  • Транспортная (гемоглобин)
  • Энергетическая
  • Двигательная (белки мышц: актин и миозин)

Углеводы

Белки

                     Жиры    

4. Обмен жиров (липидов)

Рассказ.

Запись в тетрадь.

Липиды пищипищеварительный канал  жирные кислоты и глицерин  кровь и лимфа  клетка (синтетические процессы)                                                  

                                                                                                                                   «Жировое депо»

Функции:

  • Структурная
  • Регуляторная
  • Защитная
  • Теплоизоляционная
  • Энергетическая

Жиры  Углеводы

5. Обмен углеводов.

Рассказ.

Запись в тетрадь.

Углеводы пищи пищеварительный канал

                                       глюкоза кровь

                         печень (гликоген)  глюкоза

Клетка

Окисление с выделением энергии

Функции:

  • Структурная
  • Защитная
  • Энергетическая (!)

Углеводы  Жиры

6. Обмен воды и минеральных солей.

Работа с текстом учебника.

Задание: 1) выписать функции воды в организме; 2) выписать какие элементы относятся к макроэлементам, а какие к микроэлементам; 3) значение минеральных солей.

Проверка выполнения работы.

7. Энергозатраты и пищевой рацион.

Беседа.

 

IV.  Закрепление.

Составить свой пищевой рацион в зависимости от энергозатрат.

V.  Домашнее задание.§ 36, 37, лабораторная работа, с.196-198 (в тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"

Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....

Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"

Урок по теме "Формы размножения организмов"  изучение полового и бесполого способа размножения  живых организмов с использованием презентации....

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Выполнение практической работы «Расчет и табличное определение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании».

Сделать расчеты режимов резания при сверлении ( с использованием таблиц нормативов), определить мощность резания (Nрез.), определить основное время (То)....

Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Протягивание»

Выполнение творческой работы  «Назначение режимов резания при протягивании»...

методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"

В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная...