Конспект обобщающего урока по теме " Пищеварительная система"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Колычева Наталья Егоровна

Уурок обобщения и систематизации знаний по теме " Пищеварительная система" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obobshchenie_po_pishchevareniyu.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме

« Пищеварительная система»

Цели урока:

Тип урока: контрольно-обобщающий, урок- смотр знаний.   

Обучающая:  обобщить  и систематизировать знания   учащихся о пищеварительной системе.

Развивающая:  совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация межпредметных связей. Развивать умение работать в малой группе, чувство ответственности за команду, перед товарищами.

Воспитывающая: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью; меры профилактики болезни пищеварительной системы, воспитание культуры поведения учащихся,  взаимопомощи и взаимоподдержки. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения  создания проблемных ситуаций на уроке.

Тип урока:  обобщающий  

Оборудование: мультимедийный комплекс, проекционный экран, инструктивные карты, тесты.

                                                         

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся .

- Мне приятно видеть ваши улыбки, лица и думаю, что этот урок вам принесет радость, общение друг с другом. Сядьте удобно и начнем наш урок.

Человек издавна хотел познать свой мир и человека, как  наивысшего существа. Определите одну из целей урока в содержании стиха. Сформулируйте главную мысль стихотворения.  

  II. Мотивационный этап

Слайд  № 1

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.

        Слайд №3 . На протяжении нескольких уроков вы познакомились со строением и выполняемыми функциями пищеварительной системы. На сегодняшнем уроке мы обобщим полученные знания.

Слайд №4 . Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание немецкого поэта Генриха  Гейне «Человек есть то, что он ест». Как вы думаете, о чем это высказывание ?

      Слайд №  5                                                                              

Слово учителя

Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска?

       По данным Научно-исследовательского института питания РАМН, в России    лишний вес имеют около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин старше 30 лет.     Именно тучность является причиной множества заболеваний, приводит к сокращению жизни в среднем на 10 лет.  Такое заболевание называется ожирением.

      Есть и другая сторона медали – чрезмерная худоба. От истощения страдают не меньше, а умирают еще раньше, чем от ожирения. Такое заболевание называется анорексия

      Прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний прослеживается в 60-70 процентах случаев. Ведь еда в буквальном

смысле становится частью нас самих – она служит строительным материалом для нашего тела и двигателем внутренних клеточных реакций.

III. Этап актуализации изученного материала

Функции пищеварительной системы  

Слайд №  6  Только  ангелам с неба не надо хлеба

Работа с классом по цепочке.

- Функция пищеварительной системы? ( строительная , энергетическая) 

- В чем отличие питательных продуктов от питательных веществ ? приведите примеры продуктов и веществ.

- Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?  

(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые  могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.)

Строение пищеварительной системы.

Работа по карточкам.

Сядьте прямо. Плечи отведите назад. Дыхание свободное. Ноги в коленном суставе под прямым углом к полу. Между туловищем и партой - ширина ладони. От глаз до текста примерно 30см.

Слайд № 7                           Взаимопроверка

        Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти       универсальный аппарат -  пищеварительную систему.

        На листочках находятся изображения пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы.

Затем ученики меняются работами и проверяют работу  своего соседа по появившимся на слайде надписям. ( Приложение № 1.)

Слайд №  8                         Ротовая полость

                       Кто хорошо жует, тот долго живет

Фронтальная беседа

Пищеварительная система начинается ротовой полостью. Мы должны обосновать народную мудрость « Кто хорошо жует, тот долго живет».

В ротовой полости находятся зубы, слюнные железы и язык (появляются на слайде).

Слайд №  9           

Индивидуальный опрос, работа со слайдами, демонстрация опыта, практическая работа        

Зубы

                        В здоровом зубе - здоровый дух  

Опыт. Откуси  яблоко                                                                         

- Какая существует классификация зубов по выполняемой функции?

 (Резцы, клыки и коренные).

- Какую функцию выполняет каждый из них?  

- Почему на яблоке остались только следы клыков и резцов?

 (Потому что клыками и резцами человек откусывает пищу)

- А какую функцию выполняют коренные зубы?

(Разжевывание, измельчение и перетирание пищи)

 - Какое внешнее строение имеет зуб?

 ( Коронка, шейка, корень).

- Каково внутреннее строение зуба?

( Эмаль, дентин, пульпа, цемент).

- Что такое пульпит?

(Повреждение зуба, дошедшее до нервных окончаний)

Здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека.

- Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?

Практическая работа

Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой

слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от  основания зубьев расчески к  их краям. Вата легко удаляется.

(После каждой еды рот полоскать, а зубы ежедневно чистить утром и вечером; чтобы удалить все частицы пищи, застрявшие в зубах, щетку следует вести от десны к краю зуба).

- Почему нельзя после мороженого сразу пить горячий чай или наоборот?

(Потому что могут образовываться микротрещинки).

Слайд № 10                   Слюна

Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!                                                                                                                                            И. П. Павлов

   Фронтальная беседа

 - Каково значение слюны?  

(Уничтожение микробов и кислот гниения,  придание скользкости пищи, начальное      переваривание углеводов).

       -  Почему если пожевать булку, не глотая, то ощущается сладковатый привкус?  

(Потому что булка сделана из муки, содержащей   крахмал, а это углевод. Под  действием птиалина крахмал расщепляется до сахара).

       Выделяется ли слюна на вид разрезанного лимона у новорожденного малыша?  

       (Нет, потому что это условный рефлекс).                           

Слайд №  11              Язык

          Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко            

- Что находится на поверхности языка?

 (Вкусовые сосочки – орган вкуса).

- Что делает с пищевым комом язык?

 (Переворачивает его и проталкивает дальше по пищеводу).

Сделайте вывод, так почему же кто долго жует, тот долго живет?  

Слайд №  12.                   Когда я ем, я глух и нем

Как вы думаете, к какому отделу пищеварительной системы относится данная поговорка ?

Демонстрация видео, рассказ о процессе глотания.

Следующий отдел пищеварительной системы

                                 

Слайд №  13.              

Пищевод

                     Рад дурак, что пирог велик; рад и пирог, что у дурака рот велик

Что помогает нам проглотить даже несоизмеримо большой пищевой ком? При ответе используйте рисунок.  

( Трахея состоит из хрящевых полуколец, но задняя стенка трахеи эластичная, что способствует беззатруднительному прохождению пищевого кома. Стенки пищевода способны растягиваться, что помогает прохождению  даже несоизмеримо большого пищевого кома).

Слайд №  14                Брюхо не мешок, в запас не поешь. 

Беседа, демонстрация опыта.

Желудок

                    Аппетит приходит во время еды

           Объясните, почему аппетит приходит во время еды?  

Что происходит в Вашем желудке при виде вкусной пищи ?

Слайд № 15 .

Расскажите о желудке .

- какой объем желудка? ( 2-3 литра)

- каково строение желудка ?

- для чего нужна соляная кислота ?

-что происходит с желудком ?

- сколько часов находится пища в желудке ?

Какой вред желудку может принести алкоголь ?

Опыт. Нарушение свойств белков алкоголем    ( Приложение №2)  

Учащиеся обсуждают работу и делают выводы: алкоголь нарушает работу желудка, так как  расщепление белка затруднено.

                                                                           

Слайд № 16.            Релаксация

После выполнения задания проводится физкультминутка для глаз.

Разговоры о пищи « посетили» продолговатый мозг, где находится центр слюно- и сокоотделения. Мы среагировали буквально как собаки И.П. Павлова. Чтобы пощадить наши желудки и немного отдохнуть закройте глаза, расслабьтесь.

 Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом в даль и откройте глаза.

  Слайд №  17  

Работа в группах

 Распределить учащихся на группы:  выполнить задание собери схему работы кишечника: строение и функции .                                                                                      

         Ученые  нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50 % - от здорового образа жизни, на 20 % - от наследственности, на 20 % от экологической обстановки и на 10 % от здравоохранения.  Другими словами, в наших с вами руках удержать 50 % собственного здоровья !!!                    

        Слайд № 18, 19   Нарушения пищеварительной системы .

 Выберите правильное утверждение.

Утверждения

« + » или  « - »

1.

Нарушение эмали приводит к кариесу. Инфекция вызывает воспаление – пульпит.

2.

Недоброкачественные продукты не вызывают пищевое отравление

3.

Заражения яйцами  бычьего и свиного цепня  происходит при употреблении не мытых фруктов и овощей и не проваренных мясных и рыбных продуктов

4.

Стрессы  не влияют на процесс   пищеварения.

5.

Возбудители кишечных инфекций вызывают тяжелые заболевания:дизентерия, холерный вибрион, сальмонеллы, брюшной тиф, гепатит.

6.

Под влиянием алкоголя происходит перерождение печеночных клеток – цирроз. Развивается гастрит, язвенная болезнь .

7.

Мухи  не являются переносчиками гнилостных и болезнетворных бактерий или личинок паразитических червей

  Слайд  № 20  Самопроверка

  • 6 верных ответов – оценка «5»
  • 4-5 верных ответов – оценка «4»
  • 3 верных ответа – оценка «3»

Слайд № 20.                                                                                

   В суточный рацион человека должны  входить более 600 различных веществ.

-  Как же надо правильно питаться?  Какие золотые правила питания вам известны?  

 Слайд  № 21  Правила  питания 

Правила питания появляются на слайде  с использованием пословиц и поговорок из словаря В. Даля

Мы повторили особенности строения и функционирования пищеварительной системы.

Слайд № 22. Назовите свои любимые продукты и блюда. Сравните с рекомендуемыми продуктами  (Слайд № 23) 

  1. Рефлексия

А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:

На уроке я:

Самым интересным для меня сегодня было _____________________

V.   Домашнее задание.                                                                                

 Домашнее  задание: Вычеркните в каждом столбике и в каждой строчке этого квадрата слово, которое несет с собой  - заболевание пищеварительной системы.

 О        Г        А        С        Т        Р        И        Т        П        А

Ж        Я        З        О        Т        Н        О        Д        О        Р

И        А        В        З        А        Н        О        Р        Е        К

Р        Н        К        Р        Е        О        Т        И        Т        С

Е        А        Т        Ц        И        Р        Р        О        З        И

Н        П        Е        Р        О        Г        И        З        О        Я

И        С        Б        Т        Ф        Т        П        Я        Н        А

Е        Е        А        С        И        И        Е        И        И        В

К        И        И        И        Я        Л        Р        Н        М        И

А        Р        Д        Д        К        О        Т        О        А        Т

Ожирение – из-за чрезмерного употребления высококалорийной пищи.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.

Язва – поражение мышечной стенки желудка.

Пародонтоз – воспаление дёсен.

Анорексия – отказ от приёма пищи.

Кариес – разрушение зубной эмали.

Панкреатит – воспаление поджелудочной железы.

Диабет – нарушение углеводного обмена.

Цирроз – омертвление ткани печени.

Гипертония – повышенное артериальное давление.

Авитаминоз – нехватка в организме витаминов.

Дистрофия – дефицит мышечной массы.

Колит – воспаление кишечника.

VI . Подведение итогов урока.  

 Выставление оценок за урок. Поставьте себе оценку, как ваша душа потрудилась на уроке, а потом я ознакомлюсь с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"

Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...

По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система» 8 класс.

По следам «Счастливого случая»Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».Разработка учителя биологии Дворядкиной В.Н. Цели урока: 1. Проверить уровень усвоения  основных з...

конспект урока по биологии в 8 классе по теме пищеварительная система.

конспект урока 8 класс по теме : Пищеварительная система к учебнику Сухоруковой Л.Н. с применением ИКТ с презентацией...

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система", 8 класс.

Конспект урока-игры с элементами ОГЭ (задания базового и повышенного уровня)...

Контрольный урок по теме "Пищеварительная система" в 8 классе

Включены четыре варианта контрольной работы по теме "Пищеварительная система", которые могут быть использованы как для тематического контроля в 8 классе (подойдут для любых УМК), так и для п...

Конспект урока по теме Пищеварительная система

Конспект урока по теме Пищеварительная система...

Разработка урока по теме:Пищеварительная система.

Разработка содержит конспект урока.Урок выстроен грамотно, учащиеся получают первичные знания об общем плане строения пищеварительной системы и вкратце.Учащиеся выполняют различный тип заданий по груп...